=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 10 мая 2010 г. ст.ст., воскресенье. Пятидесятница - сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы. литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.
С ПРАЗДНИКОМ!
> О том, что Святой Дух может говорить устами человека, знал уже Давид > (2Цар 23:2). Внешним проявлением этого действия было обычно > вдохновенное пророческое слово (2Цар 23:2). В дальнейшем > проявлением Святого Духа стал считаться мир; но мир этот > (евр. шалом) означал не просто примирение — это было особое > благодатное состояние, даруемое Богом человеку как знак > Его присутствия. Дух Божий всегда переживался мистиками Израиля > именно как «дыхание» (евр. руах; ср. греч. pneuma с тем же > изначальным значением) Бога, пребывающее в сердце человека; это — > то же самое дыхание, пронизывающее собою всё творение, > это присутствие Божие, без которого мир просто перестал бы > существовать. Но одновременно руах — это и шалом, благодатный мир — > Лик Божий, Лик Святого Духа. Именно о таком мире говорили пророки > Израиля, описывая Царство Мессии (Ис 9:7; Мих 5:5); о нём же говорит > своим ученикам Иисус во время Тайной Вечери (Ин 14:27), > явно связывая этот благодатный мир со Святым Духом (Ин 14:26). > Но во время беседы на Тайной Вечере Спаситель говорит ещё об одной > стороне Лика Святого Духа — о благодатной любви (Ин 13:34-35; > 15:9-17).
> Эта благодатная любовь — не просто человеческое чувство, она даётся > Богом как нечто новое для мира сего, поэтому Иисус и говорит о ней > как о «новой заповеди». Исполнение этой заповеди — это также > и исполнение заповеди о духовной нищете, знакомой уже Исайе > Иерусалимскому; но если для Исайи и «бедняков Господних» > она раскрывалась как бы лишь апофатически, через отказ от своеволия, > как своеобразное «обрезание сердца», то Иисус даёт ей > «катафатическое» наполнение, говоря о благодатной любви как о «новом > творении» (ср. Откр 21:5) в самой глубине духовного сердца, как > о «новой земле» и «новом небе» (Откр 21:1) человеческой души, > из глубины которой, напитанное этой благодатной любовью, вырастает > «тело духовное» (1Кор 15:44). Благодатная любовь и есть та обитель > Отца и Сына, которую обещал Своим последователям Иисус (Ин 14:23), > и творится она лишь тогда, когда сердце верующего до конца открыто > Отцу; но открыть его до конца может лишь Сын, если мы позволим Ему > войти туда через таинство Евхаристии и обитать там, как говорит > об этом Апостол Павел (Гал 2:20).
> Однако и сама обитель эта тоже есть Лик Божий — Лик Святого Духа. > Когда Отец и Сын входят вместе в сердце человека, оно, образно > говоря, наполняется благодатью, как чаша, и, хотя глубина этой чаши > не бесконечна, как глубина Божия, она всё же уподобляется Богу > в своей полноте, и в этой относительной полноте становится частью > полноты Божией, хотя и не постигает её до конца, потому, > что невозможно конечному вместить бесконечное. Однако Лик Божий, Лик > Святого Духа становится виден сквозь эту чашу, ставшую прозрачной > для благодати, и, благодаря этой прозрачности благодать Божия > изливается в мир, как это было с Апостолами в день Пятидесятницы.
> В этом смысле апостольская община, ставшая зародышем Церкви как Тела > Христова (Еф 1:23), явила миру в день Пятидесятницы Лик Святого Духа > в той мере, в какой, возможно, явит его лишь Церковь Небесная > в конце времён (Откр 21:2-4), и тогда, естественно, встаёт вопрос > о смысле земной истории Церкви и о смысле истории вообще > после Пришествия Христова. По слову Спасителя (Ин 16:8-11), явление > миру полноты Святого Духа свидетельствует о конце времён: > зло изгнано из мира (Ин 16:11), и каждому предстоит решить для себя > вопрос о том, следовать ли ему за изгоняемым из мира «князем мира > сего» в озеро огненное (Откр 20:10), или открыть сердце Христу > и последовать за Ним в Царство Святого Духа. Но ведь именно этот > последний выбор и предстоит человеку на Страшном Суде, на который > именно потому и предстают все без исключения (Откр 20:11-15) — > ведь дальше оттягивать выбор невозможно. Но тогда вся христианская > история может быть лишь своего рода отсрочкой этого Суда, данной > Богом миру для духовного выбора и самоопределения каждого.
> Мир всё время после Воскресения Христова стоит у Креста, > и проходящие поколения делают свой выбор; а Вознесение Христово > длится по сей день, и чем выше Он возносится (Ин 16:10), тем ближе > к нам конец истории — тот конец, где мы снова увидим Его. Явление > каждого нового святого — это ещё одно «да» Христу, лишь резче > оттеняющее то зло, в котором лежит мир; в конце времён в мире, > по-видимому, не останется не сделавших свой выбор, и тогда последнее > «да» или «нет» Спасителю, являющему полноту Своей Божественной жизни > в сиянии Святого Духа, пронизывающего становящуюся видимой Небесную > Церковь, подведёт итог земной истории. А до этого момента Святой Дух > проявляется в каждом из святых и в Соборном теле Церкви, прежде > всего через таинства, становясь видимым и ощутимым в той мере, > в какой верные готовы воспринять Его. [ В.В. Сорокин. Новое небо над новой землей (размышления над Библией). глава "Пятидесятница". www.bible-center.ru/book/newheaven/002/003/000 ]
+ + + Святитель Григорий Богослов. Слово на Святую Пятидесятницу www.mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/41.htm + + + инок Григорий (Круг). День Святой Троицы. Пятидесятница www.kiev-orthodox.org/site/culture/505/ + + + Пятидесятница в ККЦ www.agnuz.info/tl_files/library/books/catechism/0123.htm#s1p5a1 + + + свящ. Александр Шмеман: Начался в мире последний и великий день Господень! www.messia.ru/rasylka/009/2425.htm#0 + + + митрополит Сурожский Антоний: огнем спустился на них Дух Божий www.messia.ru/rasylka/008/2222.htm#0 + + + свт. Лев Великий: Праздник сошествия Святого Духа на апостолов www.messia.ru/rasylka/007/1858.htm#0 (+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100523/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=5&day=23
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Когда они позавтракали, Иисус говорит Симону Петру: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня больше, чем они? - Да, Господь, ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Паси Моих ягнят, - говорит Иисус. И во второй раз спрашивает его: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? - Да, Господь, Ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Позаботься о Моих овцах. И в третий раз говорит ему Иисус: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? И больно стало Петру, что Он в третий раз спросил, любит ли он Его. - Господь, Тебе все известно, - сказал он Иисусу. - Ты знаешь, что я люблю Тебя. - Паси Моих овец, - говорит Иисус. - Говорю тебе истинную правду: когда ты был молод, ты сам одевался и шел, куда хотел. А когда состаришься, то раскинешь руки свои и другой тебя оденет и поведет, куда не захочешь. Этими словами Он давал понять, какой смертью тот прославит Бога. И, сказав это, говорит Петру: - Следуй за Мной!* (Ин.21:15-19 — из чтения субботы) * * * *Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе. И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра. Шум заполнил весь дом, в котором они находились. Они увидели нечто напоминающее языки пламени; эти языки, разделившись, сошли на каждого из них. Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом. В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран. Они удивлялись: - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так? А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима, как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы... И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!* (Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2570.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|