=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 9 июля 2012 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.15:1-7; =Мф.9:27-35=.

 

 

 

 

к апостольскому чтению:

 + митрополит Сурожский Антоний:

    быть силой и опорой слабых. мы окружены людьми, которые слепы.

                   www.messia.ru/rasylka/008/2263.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

27 Когда Иисус уходил оттуда, следом за Ним пошло двое слепых.

    — Сжалься над нами, Сын Давида! — кричали они.

28 Когда Он входил в дом, слепые подошли к Нему.

    — Вы верите, что Я могу это сделать? — говорит им тогда Иисус.

    — Да, Господин наш, — отвечают они.+

29  — Пусть будет вам по вашей вере, — сказал Он и с этими словами коснулся их глаз.+

30 К ним вернулось зрение.

    — Смотрите, чтобы никто об этом не знал, — строго наказал им Иисус.

31 Но они, уйдя, рассказывали о Нём по всем окрестностям.+ 

32 Когда они ушли, к Иисусу привели немого, одержимого бесом. (33) Когда бес был изгнан, немой заговорил. Толпа изумилась.

    — Никогда еще такого не видали в Израиле! — говорили люди.

34  — Это старший над бесами дал Ему силу изгонять бесов, — возражали фарисеи.

35 Иисус ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах, возвещая Радостную Весть о Царстве и исцеляя всякую болезнь и всякий недуг.

--------------------------------------------

9.27 Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном, т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).

9.34 старший над бесами — т.е. Сатана.

 

                        ( Мф.9, перевод В.Н. Кузнецовой,

                         www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#9:27 )

 

 

 

 

 

 

Мф.9,28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

 

> Иисус не требует от слепых веры в Себя как в Мессию. Иисус не требует от слепых веры как верности, которой считал естественной для учеников, хотя иронически относился к их заверениям в том, что "вот теперь веруем!" Иисус ничего не говорит о том, что думает о природе слепоты у этих двоих, нарушит ли законы природы при исцелении или просто вылечит. Он хочет одного - расколоть лёд "религиозного чувства", совершенно неотличимого от "религиозного бесчувствия". На место общего и уже потому безличного и бесчеловечного, слишком универсального, Он вытаскивает из людей индивидуальное отношение к миру. К Себе, в первую очередь, но и ко всему миру в целом. Были слепые религиозны? А как же! Других тогда не было ни слепых, ни зрячих, ни кривых, ни подслеповатых. В какой момент слепые стали верить? Когда закричали? Позволительно усомниться. Верующий не кричит, верующий шепчет или даже безмолвно шевелит губами. Вопрос Иисуса явно не относился к числу стандартных. Слепые опешили. Они кричали, но тут - если ставить фильм или спектакль - они поперхнулись, замолчали и, помолчав, кивнули головами. Что, в общем, адекватно слову "да", "верую". Может, и сказали это слово, но уж точно не прокричали. Неважно, крещёный ты или некрещёный, "верный", "верующий", - всё равно, каждый раз, когда молишься Христу, и чем сильнее, громче молишься, Он тихо спрашивает: "А ты что, всерьёз думаешь, что Я это могу?" Отвечаешь тихо "ну...", - тихо, чтобы не спугнуть птичку веры с плеча своего неверия.

 

* * *

 

 

> Мф.9,29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

 

> В России эта фраза прославилась более, кажется, чем в других странах, благодаря роману Булгакова, в котором Воланд, обладающий всеми внешними признаки сатаны и всеми содержательными признаками Божьего посланника, испытывающего людские сердца, говорит одному грешнику: "Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие".

> Атеист поймёт эти слова как подтверждение неверия. Всё субъективно. Человек может сам себе внушить, что его убивают - и от этого умрёт. Задолго до Булгакова Александр Грин живописал, как отлетела голова человека, приговорённого к её отсечению, хотя палач не нанёс удара - узнал о помиловании. В отношениях между людьми такое бывает, отсюда наблюдение социолога Уильяма Томаса, сделанное в 1928 году, когда в Америке началась Великая Депрессия, разорялись сотни банков: если человек определяет ситуацию как реальную, то станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. После того, как Фрейд открыл, что многие болезни от нервов - включая некоторые разновидности слепоты - очень легко заявить, что все болезни, которые когда-либо исцелялись чудесным образом, были нервическими заболеваниями и исцелялись "по вере". Человек занервничал и ослеп, а потом уверовал в Иисуса и прозрел, - вот оно, "по вере да будет".

> Наблюдение Томаса, как и вообще всякий акцент на психологии, не всегда справедливо (впрочем, сам Томас, как и подобает учёному, это наблюдение не абсолютизировал). Великая депрессия не была вызвана нервозностью вкладчиков - прямо наоборот. Бывают ситуации, в которых вера не имеет ни малейшего значения изначально. Все покупающие лотерейные билеты веруют в выигрыш (иначе бы не покупали), однако выигрывают не все. Влюблённый подросток может быть убеждён, что ему отвечают взаимностью, но почти всегда это самообман, не влияющий на реальность. Существует совершенно определенный предел раздувания мыльного пузыря, за которым он лопается, существует предел и для раздувания человеческой веры в себя или в другого, включая Бога. Можно взглянуть и иначе: ангел (неважно, падший или всего лишь залетевший) шутит, когда обещает атеисту небытие. Атеист попадёт в рай - если он праведник, что и с атеистами бывает. "И ещё как бывает!"

> Слова Иисуса не означают, что слепые верили только в Иисуса. Да всякий бы на месте этих слепых с таким воплем кидался к любому шарлатану, - хуже ведь не будет. Слова Иисуса не означают, что слепые разделяли веру апостолов, пусть и весьма туманную в это время. Слепые даже не назвали Его Сыном Божиим, ограничившись весьма слабеньким "сын Давидов" (величественное "Господи" синодального языка означает всего лишь "сударь"). Слова Иисуса вообще прозвучали не в ответ на "сын Давидов", а как похвала горячей вере слепых в то, что Он может их исцелить. А если бы слепые не прозрели? Тогда бы Иисус сказал ровно бы то же самое: "По вере вашей было вам". Значит, действительно, бросались ко всем подряд и отполировали свой вопль до скользкости и плоскости, которая никого не цепляет. Но нет: прозрели. Значит, что-то почувствовали всерьёз. Стоит помнить, что в древности считалось, что слепые словно в возмещение получают способность видеть невидимое. Гомера считали слепым, ведь он рассказывал о деяниях невидимых обычным людям божеств. Так что евангелист упомянул это исцеление не просто так, и не просто так именно от слепых потребовалось сказать "верую". Так они и остаются помощниками-поводырями всех, кто не видел Иисуса физическими глазами. Слепым было дано по их вере, потому что они были слепые и хотели увидеть мир, каков он есть. Они, может, были очень умные и набожные люди, понимали смысл истории, смысл жизни, но не видели этой самой жизни. Зрячему человеку обычно прежде всего хочется увидеть смысл того, что его окружает - и люди так, от поиска смысла приходят к вере. Слава Богу! Но полезно помнить, что вера открывает не только и не столько смысл жизни, сколько саму жизнь, даёт видеть мир не таким, каким его регистрируют камеры видеонаблюдения, шпионские прослушки, сплетни и статистика, а таким, как его создал Бог. Слишком много верующих, которые смысл жизни поняли, но от этого стали хуже видеть саму жизнь. Или даже вовсе ослепли - это называется фанатизм - и видят вокруг себя лишь объекты для "обращения", "воспитания", "формации", "пастьбы", "спасения". Они уже не слушают окружающих, не интересуются их жизнью - как же, надо срочно приобщать к истине. Такая, фанатичная вера ничего не даёт человеку, а только забирает у него остатки человечности. А истина-то именно в том, что можно и нужно расслабиться, протереть глаза и вздохнуть с облегчением. Спасение не в том, чтобы тереть глаза окружающим, а в том, что собственные глаза открываются, чтобы видеть окружающих глазами Бога любви. В конце концов, слепым было дано по их вере не потому, что их вера была какая-то чрезвычайная, а потому что им попался Тот, вера в Кого была оправдана. Ну, бывают же и выигрыши в лотереях - Христос и есть такой выигрыш, причём получить Его может каждый.

 

> *

<.....>

> Иисуса увидеть очень трудно даже зрячим. Поэтому Иисус говорит "по вере вашей да будет вам". Эти слова часто цинически извращались: мол, вера есть самовнушение, кто что себе внушит, тот и будет жить в соответствие со своим внушением. Верует человек, что Бога нет, так и не будет для человека Бога. Неверно: никуда не скроешься от Бога, и адские мучения именно в попытке быть без Того, без кого невозможно быть. Эти адские муки настигают нас здесь, на земле, и пытаются выдать себя за единственную реальность.

> Слепцы не могут ещё ни увидеть Иисуса, ни, тем более, рассказать об Иисусе, потому что они пока ещё видят лишь своё исцеление, чудо, а не чудотворца. Неслучайно Иисус подбирал учеников из тех, кто мог бы и без Него прожить, кто твёрдо стоял на ногах, из "среднего класса". Веками считалось, что видеть невидимое способны лишь те, кто плохо видит видимое - вроде Гомера. Ущербность в земном дарует видение небесного. Только Иисус - среди нас. Чтобы увидеть Его, недостаточно аскезы, самоуважения, хипповского или монашеского. Чтобы оставить всё и идти за Христом, нужно иметь если не "всё", то хоть какое-то доказательство своей взрослости, своей зрячести, чтобы понимать - мы идём за Иисусом не потому, что мы слабы, не потому, что мы сильны, а потому что благодать слабее нашей слабости и сильнее нашей силы.

> Во Христе человек, скорее, становится слепым, а не более зрячим. Мы перестаём видеть чужой грех. Мы не открываем каких-то мистических тайн. Мы видим лишь одно: люди такие красивые, такие хорошие, что Бог стал человеком, лишь бы спасти людей. Не пропадать же добру! А добро очень даже способно пропасть, оно же всего лишь добро, а не Бог.

> Мы, христиане, ничего нового не можем сказать людям. Мы не лучше знаем жизнь, чем другие люди. Мы можем добавить одно: эта жизнь ещё драгоценнее, чем кажется нашему эгоизму, намного драгоценнее, плодотворнее и красивее. В жизни человеческой уже здесь, среди зла и лжи, может осуществляться правда, красота, доброта - и для этого прежде всего надо просить не себе исцеления и сил, а Христу - чтобы Его дорога в нашей реальности не была крестным путём, и не себе, а другим просить исцеления, облегчения, освобождения.

 

* * *

 

Мф.9,31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

> В воскресенье <... в православных храмах> читается рассказ Евангелия о том, как Иисус исцелил двоих слепых и запретил им рассказывать об исцелении. "А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той" (Мф.9,31). Разгласить-то разгласили, и не по злобе, а толку оказалось мало. Они ведь разгласили только факт исцеления, и в результате к Иисусу собрались больные телом. А самого главного о Христе исцелённые не знали, не подозревали, что Он пришёл не исцелять, а соединять людей: соединять друг с другом и с Богом. Вот почему существует множество христиан — слепых, христиан — хромых, даже христиан — бесноватых (или, как автор этих строк, недобрых и честолюбивых, что, поверьте, так же тяжело мне самому, как и окружающим). И всё же Христос, не всех исцеляя, всех привлекает к Себе и объемлет. Не случайно читают в храмах перед рассказом об исцелении слепых призыв апостола Павла: "Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (Рим.15,7). Принял, не всех исцеляя, но всех прощая, не каждому давая власть и возможность проповедовать, но каждому давая власть и возможность любить ближних и дальних, друзей и врагов.

 

Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ. 
krotov.info/yakov/essai_vera/ev_mt/09_28.htm; 
krotov.info/yakov/essai_vera/ev_mt/09_29.htm; 
krotov.info/yakov/essai_vera/ev_mt/09_31.htm
]

 

 

 

 

 

  + + + свящ. Яков Кротов:

         должно ли возвещение Евангелия сопровождаться исцелениями?

  + + + митрополит Сурожский Антоний: прося об исцелении, готовы ли мы

         взять на себя крест беспощадной борьбы с самими собой?

          (тж. к апост. чт-ю) www.messia.ru/rasylka/010/2592.htm#0

 + + + св. Симеон Новый Богослов: о вере – тем, кто утверждает,

        что, живя в миру, невозможно достичь

         совершенства в добродетелях (1)

          www.messia.ru/rasylka/009/2447.htm#0

 + + + свт. Тихон Задонский: "Помилуй  нас, Господи, Сын Давидов!"

        www.messia.ru/rasylka/008/2264.htm#0

         (+ ссылки по теме евангельского чтения)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*А тем, кто в браке, я приказываю  -  впрочем, не я, а Господь.

 Жена не должна покидать мужа,

 а если покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем.

 И муж пусть не разводится с женой.

... каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему Господь,

 пусть остается таким, каким его призвал Бог.

 Я даю те же указания всем церквам.

 Был призван обрезанным - пусть не удаляет обрезание;

 призван необрезанным - пусть не обрезается.

 Обрезание - ничто и необрезание - ничто,

 важно лишь соблюдение Божьих заповедей.

 Кто каким призван, пусть таким и остается.

 Если ты был рабом, когда был призван, пусть тебя это не волнует.

 Но если можешь стать свободным, используй эту возможность.

 Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен,

 равно как и призванный свободным - раб Христа.

 Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей!

 Братья, кто каким призван, пусть таким и остается у Бога!

... Время коротко, впредь пусть и имеющие жен будут, как не имеющие,

 и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся,

 и покупающие, как не владеющие,

 и пользующиеся миром, как не пользующиеся,

 ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот.*

                                               (1Кор.7:1-11,17-24,29-32/**/)

                                * * *

*В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя Закона.

 Они спрашивают:

 "Почему Твои ученики нарушают предания отцов?

  Не омывают рук перед едой..."

 Он возразил:

 "А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания?

  Бог сказал: "Почитай отца и мать"

  и "Оскорбивший отца или мать карается смертью".

  А вы говорите:

  "Если кто скажет отцу или матери:

   "Что ты мог бы иметь от меня  -  то мой дар Богу",

   ему уже не нужно почитать отца".

  Этим вы отменяете слово Бога ради вашего предания.

  Лицемеры! Хорошо сказал о вас пророк Исайя:

  "Этот народ чтит Меня устами,

   но сердце его далеко от Меня.

   Тщетно их поклонение:

   они учат человеческим заповедям, как Моим".

  Подозвав к себе народ, Иисус сказал:

  "Послушайте и постарайтесь понять.

   Человека делает нечистым не то, что входит в уста,

   а то, что исходит из уст". /.../

"Объясни нам эту притчу",  — обратился к Нему Петр

"Как, и вы такие же бестолковые?

 Не понятно вам, что то, что входит в уста,

 идет в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место?

 А нечистым делает человека то, что исходит из уст.

 Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы,

 ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству,

 лжесвидетельствам, сквернословию.

 Вот что делает человека нечистым.

 А есть неомытыми руками   — это не делает человека нечистым".

                                               (Мф.15:1-11,15-20/***/)

                                * * *

*Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу:

 отдайте себя, свое тело Богу

 как живую жертву, освященную и угодную Ему.

 Только такое служение истинно духовно.

 Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира,

 но преобразите себя, обновив свой ум,

 чтобы постичь, чего хочет от вас Бог,

 что для Него хорошо, угодно и совершенно.

 ... не ставьте себя выше, чем следует.

 Будьте скромны и судите о себе здраво,

 по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас.* (Рим.12:1-3/*/)

                                * * *

Иисус сказал:

"Кто любит отца или мать больше Меня, / тот не для Меня!

 Кто любит сына или дочь больше Меня, / тот не для Меня!

 И кто свой крест не берет и не идет за Мною, / тот не для Меня!

 Кто хочет жизнь свою обрести, / тот погубит ее.

А кто погубит свою жизнь ради Меня, / тот ее обретет".

                                                     (Мф.10:37-38/*^/)

                                * * *

*К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи.

 Желая испытать Его,

 они стали требовать, чтобы Он явил им знак с небес.

 Но Он ответил:

 -  На закате вы говорите: "Будет хорошая погода  -  небо красное".

  А рано утром: "Сегодня будет буря  -  небо багровое".

  Глядя на небо, вы умеете предсказывать погоду,

  а знаков наступающих времен различить не умеете?

  Злое и безбожное поколение!

  Оно требует знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы!

 И, покинув их, Иисус ушел.

 Ученики приплыли к другому берегу. ...

 Иисус сказал им:

 -  Смотр`ите, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!*

                                                       (Мф.16:1-6/&/)

"Глупцу ничего не говори – * над разумной речью он только посмеется". (Пр.23:9)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение субботы.

/*^/ из евангельского чтения субботы.

/**/ из апостольского чтения среды и четверга.

/***/ из евангельского чтения среды и четверга.

/&/ рядовое чтение понедельника.

 

 

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2815.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm