=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 9 сентября 2013 г. ст.ст.,

  воскресенье пред Воздвижением, 13-е по Пятидесятнице,

  попразднство Рождества Богородицы.

  литургические чтения: 1Кор.16:13-23; Мф.21:33-42;

                        Гал.6:11-18; Ин.3:13-17 (вс перед Воздв.).

 

 

к евангельскому чтению вс перед Воздв.:

+++ В.Н. Кузнецова: мера любви Божьей ко всему миру

+++ Николай Бердяев:

     искупление есть дело любви, а не судебной справедливости

                         www.messia.ru/rasylka/010/2619.htm#0

+++ чтобы явить миру любовь...

     www.messia.ru/rasylka/009/2464.htm#0 (+ссылки!)

+++ свящ. Яков Кротов: смысл евангельской притчи о талантах

 

к рядовому апостольскому чтению:

 + + + архим. Ианнуарий (Ивлиев).

        Заключительные увещания и приветствия в 1Кор.

 + + + В.Н.Кузнецова: Анафема! Марана та!

        www.messia.ru/rasylka/008/2297.htm#0

 

 

 

 

Краеугольный камень
> (Мк.12:1–12; Мф.21:33–46; Лк.20:9–19)

1И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. 3Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. 5И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. 6Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. 7Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. 8И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 9Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. 10Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11это от Господа, и есть дивно в очах наших. 12И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

> Большинству христиан кажется абсолютно ясным, в чём состояла (и состоит) религиозная несостоятельность иудейского народа: Он отказался принять Иисуса как Мессию и поверить в Него как в Сына Божия. Поэтому многие христиане и стараются убедить иудейских участников разных диалогов прежде всего в этих двух моментах: Иисус был Мессией, и Иисус – Сын Божий.

> Предложенная нам притча расставляет несколько иные акценты.

Бог ждал плодов от Израиля.

> Мы уже как-то обсуждали вопрос о природе притчей и заключили, что притчу нельзя рассматривать как аллегорию, и что нельзя искать переносный смысл в каждой ее детали. Первоначально притчи Иисуса были предназначены не для чтения, а для пересказа, и смысл их заключался в тех мыслях, которые сразу возникали у людей при первом слушании. Но прочитанная нами сейчас притча является, в некотором смысле, исключением. Это своего рода гибрид аллегории с притчей. Правда, не все детали несут внутреннее содержание, но, в общем, больше, чем обычно. И объясняется это тем, что Иисус говорил образами, составлявшими неотъемлемую часть иудейского мышления.

> Уже начало «притчи о злых виноградарях» показывает, что речь в ней идет не о каком-то реальном случае, имевшем место в то время, но об Израиле. Эта аллегория была хорошо известна иудеям. Ведь еще у пророка Исаии виноградник, который не дает достойных плодов, был образом Израиля, который в своей человеческой деятельности не исполнил ожиданий Божиих, разочаровал Бога:

> «Воспою Возлюбленному моему / песнь Возлюбленного моего / о винограднике Его. / У Возлюбленного моего был виноградник / на вершине утучненной горы, / и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, / и насадил в нём отборные виноградные лозы, / и построил башню посреди его, / и выкопал в нём точило, / и ожидал, / что он принесет добрые грозды, / а он принес кислые ягоды... / Итак Я скажу вам, / что сделаю с виноградником Моим: / отниму у него ограду, / и будет он опустошаем; / разрушу стены его, / и будет попираем,... / Виноградник Господа Саваофа / есть дом Израилев, / и мужи Иуды – лозы, / любимое насаждение Его. / И ждал Он правосудия, / но вот – кровопролитие; / ждал правды, / и вот – вопль бесправного» (Ис.5:1–2,5,7).

> В притче использованы некоторые детали и выражения из пророка Исаии. Вот виноградник, который был хорошо устроен: он был обнесен оградою, отмечавшей его границы, закрывавшей путь разбойникам и защищавшей от нападения диких зверей. В винограднике был пресс (точило), в котором виноградные гроздья давили ногами, а под прессом стояла бочка, в которой собирался выдавленный сок. Была в винограднике и башня, в которой хранилось вино, в которой жили виноградари, и в период уборки урожая с этой башни они следили, чтобы в виноградник не проникли воры. Иисус в Своей притче, конечно же, говорил об Израиле, и Его иудейским слушателям это было абсолютно ясно. Виноградари символизируют правителей Израиля на протяжении всей его истории. Слуги, посылаемые хозяином виноградника, символизируют пророков. Слуга, или раб Божий это почетный титул. Так звали Моисея и Давида. Этот же титул часто встречается в книгах пророков. Сын – Сам Иисус.

> Когда мы в притче слышим: «И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника» (Мк.12:2), то мы должны вспомнить, в каком контексте это говорится.

> Незадолго до этого об Иисусе было сказано, что он тщетно искал плодов на смоковнице. И мы из анализа этого евангельского рассказа поняли, что это событие стало метафорой храмового богослужения. Вслед за тем Иисус обратился против храмового культа, и поэтому Его немедленно спросили: По какому праву Он это делает? и Кто наделил Его такой властью? (Мк.11:28).

> Вот именно после всего этого Иисус и рассказывает притчу об Израиле, который отказывает Богу в ожидаемых плодах.

> Да, Бог ожидает плодов! Поэтому Он уже в прошлые времена посылал к Израилю Своих рабов, то есть пророков, – посылал безуспешно. То, что под слугами в притче подразумеваются пророки, слушатели тоже знали из Библии: «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра» (Иер.7:25); «Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, – и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать» (Иер.25:4); «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7); «Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших?» (Зах.1:6). Пророков Бог посылал безуспешно. Поэтому теперь Он послал Своего «возлюбленного Сына»: «напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего» (Мк.12:6).

> Это место притчи может вызывать трудность. Возникает вопрос, мог ли Иисус действительно говорить о Себе как о Сыне Божием? Не анахронизм ли это? Не являются ли эти слова доказательством того, что притча происходит не от Иисуса, а была придумана ранней Церковью, в которой уже не было сомнения в Богосыновстве Иисуса Христа?

Иисус как Сын.

> Из Евангелий нам известно, что Иисус обращался к Богу преимущественно как к Отцу. Например: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк.14:36); или «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25); или «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин.17:1). Нам Иисус тоже заповедал именно так обращаться к Богу, – как к Отцу. Меньше обращается внимание на другое: Когда Иисус обращался к Богу как к Отцу, то Он очень четко различал между Моим Отцом и вашим Отцом:

> «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21); «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32–33); «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50); «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк.2:49); «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк.22:29).

> Сравнить с другими местами:

> «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16); «Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:45); «Знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8); «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15); «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).

> Даже в молитве Отче наш мы читаем: «(Вы) молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Мф.6:9). Это различие глубоко проникло в сознание раннего христианства. Это видно из того, что даже в самом позднем Евангелии от Иоанна, когда Воскресший обращается к Марии Магдалине, то Он говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17).

> Это постоянное различение между «Моим» и «вашим» Отцом понятно только в том случае, если мы примем, что Иисус особым образом осознавал Себя Сыном Своего небесного Отца. При всей Его солидарности с Его народом Он просто не мог говорить так, как если бы между другими людьми и Богом были те же отношения, как между Ним и Богом.

> Если же Иисус осознавал Себя Сыном исключительным и для Него очень существенным образом, то вполне понятно, что и в притче, рассказывая о Сыне, Он имел в виду Самого Себя (Мк.12:6). Следует заметить еще следующее: Иисус рассказал притчу о злых виноградарях в конце Своей публичной деятельности, на протяжении которой Ему Самому всё яснее и яснее становился смысл Его посланничества и Его путь. Мы ведь помним Его пророчества о Себе: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8:31). И вот теперь, в конце Своего пути, Он мог в притче всё это высказать: Это Он был Сыном хозяина виноградника, Бога, Который через Него всё еще хотел найти в Израиле долгожданные добрые плоды. Но...

Они ничего не хотят отдавать!

> Реакция первосвященников, книжников и старейшин показала Иисусу, что ответственные работники виноградника вовсе не были готовы удовлетворить желанию хозяина виноградника. Напротив! Они не колеблясь убрали бы с дороги Его, Сына и наследника, только бы не уступить Ему виноградник. В этом отношении у Иисуса не было никакого сомнения, и Он им это прямо высказал: «Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим» (Мк.12:7–9). – Здесь Иисус впервые говорит о том, что Его смерть не пройдет бесследно для вождей народа. Ибо «неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мк.12:10). – Никакое сопротивление «виноградарей» не сможет помешать строительству Божию! Иисус приводит цитату из Пс.117:22–23. Отвергнутый камень станет «краеугольным камнем». Так назывался и угловой камень, лежащий в основании строения, и так называемый «замковый камнь» арки или свода, который увенчивал строение и скреплял его. Отвергнутый Сын, Иисус, придаст делу Его Отца устойчивость и завершение1).

> То, что «виноградари» отказывали Богу в плодах, которых Он ожидал от Своего виноградника, от Израиля, это в глазах Иисуса означало несостоятельность религиозных предводителей Его народа. <....>


1) Следует заметить, что это место Псалма очень часто цитируется раннехристианскими писателями. Первоначально же, в Псалмах, под камнем подразумевали народ Израиля. Большие народы считали народ Израиля маленьким и незначительным. Но псалмопевец считал, что народ, считавшийся незначительным, станет однажды в плане Божием очень важным в истории человечества, в домостроительстве Божием. Христиане же видели в словах псалмопевеца указание на Иисуса Христа, предсказание Его смерти и воскресения.

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). 
из Бесед на Евангелие от Марка (из беседы №30) ]

(В этой беседе нетрудно обнаружить текстуальные совпадения с комментарием Уильяма Баркли к Мк. Это неудивительно для радиобеседы – ведущий пользуется своим конспектом, в котором или нет ссылок на источник, или ссылка не звучит в эфире. А вот при публикации текста такой беседы получается невольный плагиат...)

 

 

см. также:

 + + + свящ. Александр Мень:

        притча, рисующая жестокую правду о человеческом роде (+ссылки!)

 + + + В.Н.Кузнецова: притча о виноградарях-злодеях

        www.messia.ru/rasylka/006/1612.htm (+ссылки!)

 + + + комм. "Толковой Библии Лопухина"

 + + + свящ. Яков Кротов:

        Притча рисует мир одновременно и конечным, и бесконечным

 + + + епископ Кассиан Безобразов. В Иерусалиме перед страстями

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Бодрствуйте, твердо стойте в вере, будьте мужественны, будьте сильны!

 Пусть всё у вас делается с любовью!* (1Кор.16:13-14/*/)

* * *

*И еще сказал им Иисус:

 "Разве вносят светильник в дом,

  чтобы сразу его погасить или поставить под кровать?

  Нет, его ставят на подставку!

  Нет ничего тайного, что не станет явным,

  и нет ничего скрытого, что не выйдет наружу.

  У кого есть уши, пусть услышит!"* (Мк.4:21-23/**/)

* * *

*Те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям:

 они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.

 Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон,

 а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.

 А я ничем не хочу хвастаться -

 одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,

 благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира.

 Ведь неважно, обрезан ты или нет.

 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?

 Мир и милость тем, кто следует этому правилу,

 и им, и всему Израилю Божьему! ...

 Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с духом вашим, братья!

 Аминь.* (Гал.6:11-16,18/^/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения воскресенья.

/**/ из евангельских чтений понедельника.

/^/ из апост. чтения воскр. пред Воздвижением.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2997.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»