=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 16 мая 2014 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -

  ВОЗНЕСЕНИЕ Господне.

  литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53.

 

С праздником!

 

 

 

 

 

 

 

> Мало найдется праздников столь же радостных, как Вознесение Господне. Уже в самом слове «вознесение» трепещет эта радость, этот вызов так называемым законам природы, всегда влекущим вниз, порабощающим закону тяжести, притяжения, падения. А тут, наоборот, – легкость, полет, бесконечное движение ввысь.

> Вознесение Господне празднуется в четверг шестой недели после Воскресения Христова, или через сорок дней по Пасхе. Накануне в среду совершается, согласно церковному уставу, Отдание Пасхи, как-бы прощание с ней. В этот день начало и конец службы такие же, как в самый праздник Пасхи. Возглашаются стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся враги его», «Яко исчезает дым, да исчезнут», «Яко тает воск от лица огня...», «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Произнося их, священник кадит весь храм с пасхальным трисвечником в руках, и в ответ на каждый стих несется радостное: «Христос воскресе из мертвых...» Мы прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего года.

> И должно бы быть грустно на душе, однако, вместо грусти ниспосылается нам новая радость – созерцать Вознесение Господа.

> О самом этом событии в Евангелии от Луки рассказано так: «Дав ученикам последние Свои наставления, Господь вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк.24:50-52). Повторим еще раз: с великою радостью! И спросим себя: о чём эта великая радость, которая продолжается до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в празднике Вознесения. Ведь как будто ушел, оставил нас Христос, ведь как будто это день разлуки. Впереди длинный-длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов, которыми до краев полна история христианства и Церкви. Кончилась как будто радость ежедневного земного общения с Христом, взят от нас, казалось бы, покров Его силы и Божества.

> Но неспроста один проповедник назвал свое слово на праздник Вознесения «Радость разлуки». Ибо, конечно, не уход Христа празднует Церковь. Христос сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). И вся радость христианской веры – от сознания Его присутствия, от Его слов: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Не уход Христа празднуем мы, а Его восшествие на небо. Вознесение – это праздник неба, открытого человеку, неба, как нового и вечного дома, вечной обители, неба, как нашей подлинной родины.

> Грех отделил землю от неба и сделал нас земными, к земле обращенными и одной землей живущими. Грех – это забвение о небе, о высшем, духовном и чистом, отречение от подлинной природы человека, измена небу в душе. Именно в день Вознесения мы не можем не ужаснуться этому отречению, которым пронизан весь мір. Человек гордо объявляет себе, что он – всего лишь материя, что весь мир – всего лишь материя и что нет ничего, кроме материи. И даже как будто радуется этому, с жалостью и с презрением, как о дурачках и невеждах, говорит о тех, кто еще верит в какое-то «небо»: «Да что вы, братцы! Небо – тоже материя, и ничего другого нет, не было и не будет. Умрем – сгнием, а пока что давайте строить земной рай, позабыв об этой выдумке попов и эксплуататоров!» Вот вкратце, но абсолютно точно последнее слово нашей «науки», нашей идеологии.

> «Но что же предлагаете вы? – спросят нас. – И прежде всего, что это за небо, куда будто бы вознесся Христос? Ведь там, наверху, нет того, о чём вы говорите». На этот вопрос пусть ответит христианский проповедник Иоанн Златоуст, живший шестнадцать веков тому назад. Говоря о небе и о небесном, он восклицает: «Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом?» Пусть, далее, на вопрос этот ответят наши предки, назвавшие храм «небом на земле». Ибо все эти ответы сводятся, в сущности, к тому одному, в чём заключена вся христианская вера, вся христианская любовь, вся христианская надежда. К тому, что «небо» – это имя подлинного нашего призвания и последней правды о земле. Нет, не о каком-то запланетном пространстве, не о каком-то неведомом «космосе» идет речь, а о небе, которое мы потеряли в своем грехе и гордыне, в своих земных – только земных! – науках и идеологиях и которое заново раскрыл, даровал нам Христос. Небо – это Царство вечной жизни, Царство истины, добра и красоты. Небо – это полное одухотворение человека. Небо – это Царство Божие, это победа над смертью, это торжество любви и подлинного видения, то абсолютно желанное, о чём сказано так: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9).

> Всё это раскрыл, всё это дарует нам Христос, и потому небом пронизывает нашу жизнь здесь и сейчас, саму землю делает отображением, отсветом небесной красоты. Кто сошел с неба на землю, чтобы вернуть нам небо? Бог. Кто от земли возносится на небо? Человек Иисус. «Бог, – говорит святой Афанасий Великий, – стал человеком, чтобы человек стал Богом».173 Бог спустился на землю, чтобы мы вознеслись на небо, – вот об этом праздник Вознесения, в этом его свет, его несказанная радость. Если Христос на небе и если мы верим в Него, любим Его, то и мы с Ним там, за Его трапезой, в Его Царстве. Если в Нём человек возносится, а не падает, то в Нём и мне открыто вознесение, и к нему я призван, и в нём открывается мне цель, смысл и последняя радость моей жизни.

> Всё окружающее тянет нас вниз, но я смотрю на Божественную плоть, возносящуюся на небо, на Христа, восходящего во гласе трубном (см.: Пс.46:6), и говорю: тут правда о міре и о человеке, тут то, к чему извечно призывает нас Бог. И об этом – весь праздник Вознесения. В этом его свет и несказанная радость, которая звучит в главном его песнопении – кондаке: «Исполнив всё о нас задуманное, соединив небесное с земным, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, никак не отлучаясь, но пребывая неотступно...»174

173 Ср.: «Оно [Слово Божие] вочеловечилось, чтобы мы обожились…» (Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54 // Творения в 4 т. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репр.). Т. 1. С. 260).
174 По-церковнослав.: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (кондак Вознесения Господня).
Протопр. Александр Шмеман.
Оп. в сбб. "Воскресные беседы" ("Вознесение Господне"),
"Беседы на Радио 'Свобода'". Том II ("К полному одухотворению"; из этого издания мы взяли сноски )

pravv.km.ua/read/0009/09.html ]

 

 

 

 

 

см. также:

 + + + о. Александр Шмеман: Смысл Вознесения

 + + + свящ. Александр Шмеман: Христос, восшедший на небеса

             www.messia.ru/rasylka/010/2566.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: праздник неба, открытого человеку (+ссылки)

 + + + cвящ. Александр Мень:

        Завершился мессианский путь Сына Человеческого

          www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 --------------------------------------------------------------- 

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.     |

|           Как это можно сделать, описано на странице          |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                   |

 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                

                     (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

–--------------------------------------------

*Однажды, сидя с учениками за столом,

 Он повелел им не покидать Иерусалима:

 - Ждите обещанного Отцом дара,
  о котором вы от Меня слышали.

   Иоанн омывал водою,
  а вы вскоре будете омыты Святым Духом.

 И вот собравшиеся стали спрашивать Его:

 - Господь!
  Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство?

 А Он ответил им:

 - Не вам знать времена и сроки,
  которые установил Своей властью Отец!

   Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы пол`учите силу

   и станете Моими свидетелями

   в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии,
  и до самых пределов земли.

 После этих слов Он стал у них на глазах
  возноситься на небо.

 Облако скрыло Его из виду.

 Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез.

 И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах,

 они сказали:

 - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо?

   Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,

   вернется точно таким же образом,
    как на ваших глазах ушел!

 Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной,

 возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12/*/)

*********************************************

/*/ – из апост. чтения праздника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> messia.ru/rasylka/014/3095.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

*********** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»