=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 23 января 2023 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.
  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.
  {Память святых новомучеников и исповедников Российских, поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (переходящее празднование в воскресенье, ближайшее к 25 января ст.ст.).}

 

 

К дню памяти новомученников:
  + + + митрополит Сурожский Антоний: готовность пожертвовать всем
& прот. Георгий Митрофанов: страна нераскаянных каинов...
        
messia.ru/rasylka/010/2517.htm
 + + + еще одна проповедь митр. Антония:
         mitras.ru/archive/060204.htm
 + + + И.Семененко-Басин:
        Свидетельство российских новомучеников

 

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                            messia.ru/rasylka/009/2374.htm
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
                bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

 

> <... В этой притче> содержится знакомое нам противопоставление хорошего и плохого персонажа с неожиданной переменой ролей <...>. Ближайшую параллель составляют притчи о богаче и Лазаре и о добром самарянине. Единственное отличие – здесь нет третьей, объединяющей фигуры, которая рассудила бы этих двух. В определенном смысле роль судьи исполняет сам Иисус, дающий в заключительном стихе от имени Бога оценку молитве и первого, и второго персонажа. Но Иисус не образует новую тему в дополнение к двум очевидным: один человек оправдан, а другой – нет. Структура притчи в целом явно бинарна, резкие переходы от фарисея к мытарю подчеркивают контраст между ними. Структуру можно обозначить как А–В–А–В–В–А–А–В, где А обозначает действия фарисея, а В – мытаря.
1. (А) фарисей (ст. 10а)

2. (В) мытарь (ст. 10b)

3. (А) фарисей (ст. 11-12)

4. (В) мытарь (ст. 13)

5. (В) мытарь (ст. 14а)

6. (А) фарисей (ст. 14b)

7. (А) фарисей (ст. 14с)

8. (В) мытарь (ст. 14d)

> Однократная инверсия этих двух элементов в пятой и шестой позиции схемы отмечает кульминационную перемену статуса обоих персонажей и усиливает шок, который приговор Иисуса должен был вызвать у первоначальной его аудитории. Современные стереотипные представления о фарисеях не должны заслонять от нас тот факт, что, согласно ожиданиям первоначальной аудитории, героем рассказа должен был стать фарисей, а не мытарь.{}

> С другой стороны, не нужно заходить чересчур далеко и пытаться утверждать, будто фарисей здесь изображен карикатурно и этот портрет не мог соответствовать реальному еврею в Sitz im Leben Jesu {(нем.), букв. «обстановка/место в жизни Иисуса». В библейской критике Sitz im Leben обозначает контекст, в котором был создан текст/объект, а также его функцию и цель в то время. – Пр.р.р.}, поскольку в таком случае часть притчи или вся она оказывается неаутентичной и привязывается к позднейшей антисемитской полемике. {<... Шоттрофф (Luise Schottroff)> принимает притчу за карикатуру, дополняя ее деталями, которые там попросту отсутствуют, – дескать, фарисей превозносится над всеми, считает себя праведнее любого другого человека. <... Franz Schnider отмечает>, что фарисей осужден не за выражение благодарности Богу, уберегшему его от греховной жизни, и не за похвалу собственным добрым делам, а исключительно за противопоставление себя мытарю, за предположение, что он представляет бо́льшую ценность в глазах Бога.} В исконном иудаизме имелись как смиренные, так и заносчивые фарисеи, это признаёт несколько позднее даже Талмуд (ВТ Сота 22b). В общепринятой молитве набожный еврей благодарил Бога за то, что не родился рабом, язычником или женщиной (ср. ВТ Менахет 43в), что весьма напоминает позицию, против которой восстает здесь Иисус (ср. также Гал.3:28). {<....> b. Berakoth 28b: «Благодарю Тебя, Господь Бог мой, что Ты назначил мне удел с сидящими в Бет га-Мидраш и не назначил мне удел с сидящими на перекрестках, ибо я встаю рано, и они встают рано, но я встаю рано ради слов Торы́, а они  для пустой болтовни; я тружусь, и они трудятся, но я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают награду; я подвизаюсь в беге, и они бегут, но я бегу к жизни будущего мира, а они – к бездне погибели» (). Bernard B. Scott <...> заходит еще дальше и утверждает, что никакие элементы молитвы фарисея не заслуживают осуждения. Иисус-де меняет правила игры, и теперь «никто не сможет предугадать, кому суждено оказаться принятым, а кому – отвергнутым».} Действия и слова́ обоих персонажей вовсе не экстраординарны, за исключением разве что одной подробности: мытарь бьет себя в грудь. Этот патетический жест более присущ женщинам, мужчины прибегали к нему лишь для выражения особенно сильных эмоций.{} Эта притча чрезвычайно близка к другому жанру – примерам, где один человек представляет целую группу подобных ему, то есть самонадеянных праведников или кающихся.

> Ст. 14в {"а кто принижает себя, возвысится" – Пр.р.р.}, единственный в притче, обычно отвергаемый как неаутентичный, кратко формулирует все эти выводы, а потому его не следует отбрасывать. Появление того же обобщенного заключения в других контекстах (Мф.18:4, Мф.23:12, Лк.14:11) не опровергает его аутентичности, поскольку данная максима уместна в различных случаях. Ст. 14а {"Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным". Старые переводы переводили "более оправданным", новые (во вс. случае переводы на русский — еп. Кассиан, В.Кузнецова, М.Кулаков, "Новый перевод") учитывают, что "перед нами семитизм, и сравнительная степень часто означает исключение, а не сравнение" (В.Кузнецова). Такого прочтения, судя по всему, придерживается и автор данного комментария. – Пр.р.р.} содержит столь радикальный приговор, что к нему требуется хоть какое-то объяснение. Как нельзя лучше подходит оценка поведения этих двух людей: один превозносит самого себя, другой – принижает. Не следует делать далеко идущих выводов из отсутствия прямых ссылок на искупление как непременный источник оправдания: события происходят до распятия, к тому же публичная молитва в Храме совершается в момент жертвоприношения.{} Вопль мытаря «Помилуй меня» {Или: "сжалься надо мной". – Пр.р.р.} (ιλάσθητί μοι) можно перевести и как «Даруй мне искупление». Тема оправдания превращает этот текст в один из наиболее «паулинистских» {здесь — совпадающих с учением ап. Павла или близких к нему. – Пр.р.р.} во всём учении Иисуса.{}

> Итак, притча содержит две основные темы, которые лучше всего сформулированы сами Иисусом: 1) превозносящий себя будет унижен и 2) унижающий себя будет превознесен. Предлагалось множество применений этой притчи, наиболее важное – вознесение или посрамление человека на Страшном суде. В зависимости от того, какую позицию мы занимали в отношениях с Богом в земной жизни, в следующей нас ожидает нечто противоположное. Лучший библейский комментарий к этой притче представляют собой блаженства и «го́ре вам» из «Проповеди на ровном месте» у Луки (Лк.6:20-26).{}

 

 

см. тж.:

 + + + свящ. Вячеслав Рубский: Гностический принцип раннего христианства
 + + + он же: Покаяния как цельного акта не существует
 + + + проповеди о. В. в неделю о мытаре и фарисее (видео):
        
2018 г.; 2019 г.; 2020 г.; 2021 г.; 2022 г.
 + + + Сергей Аверинцев. Фарисей — это лицемер?
 + + + архиеп. Георгий (Вагнер): «Боже, милостив буди мне грешнику»
 + + + Н.Т.Райт: 2 притчи об оправдании верой

 + + + протопресвитер Александр Шмеман: разрубить узел собственного самопревозношения и гордыни (+ссылки!)
 + + + свящ. Яков Кротов:
        мытарь, фарисей, высота веры (+ссылки!)
 + + + протоиерей Георгий Митрофанов:
 Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...
                  messia.ru/rasylka/011/2649.htm (+ссылки!)
 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
                  messia.ru/rasylka/009/2375.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
 – Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!
 – Ты смотришь на эти огромные здания? – сказал Иисус. –
  Так вот, здесь не останется камня на камне.
  Всё будет разрушено!
 Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма,
 Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине,
  спросили:
 – Скажи нам, когда это будет?
  И как мы узнаем, что всё это скоро свершится?
  Каким будет знак?
 Иисус сказал:
 – Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман!
   Многие придут под Моим именем
   и будут говорить: "Это Я!" –
   и многих введут в обман.
   Когда услышите о ближних и дальних войнах,
   не пугайтесь:
   так и должно быть.
   Но это еще не конец.
   Восстанет народ на народ
   и царство на царство,
   землетрясения будут во многих местах,
   будет голод.
   Это только родовые схватки.* (Мк.13:1-8/@/)

* * *

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это
  и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.*
                                     (2Тим.2:11-14/&/)

* * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше –
  из огня да в полымя! –
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&&/)

             ********************************************* 

/@/ еванг. чтение пт.

/&/ часть апост. чт-я сб.
/&&/ часть воскр. чт-я.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23L-4.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»