Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема выпуска: Воскресение и вознесение Христа. Бессмертие. "Небо"
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После распятия, после сошествия в смерть, воскресение из мертвых это основное, главное, решающее утверждение Символа веры, утверждение им самой сердцевины христианства. Как написал апостол Павел, "если Христос не воскрес, вера ваша тщетна". И эти слова остаются для христианства основополагающими. Христианство это прежде всего вера в то, что Христос не остался во гробе, что из смерти воссияла жизнь и что в воскресении Христа из мертвых абсолютный, всеобъемлющий закон умирания и смерти был изнутри взорван, преодолен... Но хотя воскресение Христа является самой сердцевиной христианской веры и благовестия, оно, как ни странно, в реальной жизни христианства и христиан в наши дни занимает мало места. Вера в воскресение затуманена, и ее современный христианин, сам того не ведая, не то что не принимает, а как-то обходит, ею не живет, как жили ею первые христиане. Конечно, тот, кто ходит в церковь, слышит в христианском богослужении ликующие утверждения: "смертию смерть поправ", "поглощена смерть победой", "жизнь царствует" и "нет ни одного мертвого во гробе". Но если спросить его, что он действительно думает о смерти, и часто, слишком часто вы услышите расплывчатое, еще и до христианства существовавшее утверждение о бессмертии души и ее жизни в «загробном мире». Это еще в лучшем случае. А в худшем просто растерянность, незнание. Между тем на вере или неверии именно в воскресение — в воскресение Христово и в конце времен наше "общее воскресение" держится всё христианство. Если Христос не воскрес, то тогда Евангелие обман, самый страшный из всех обманов. Если Христос воскрес, то радикально меняются, попросту отпадают все наши дохристианские представления и верования в "бессмертие души", тогда весь вопрос о смерти предстает в совершенно ином свете. Ибо воскресение, прежде всего, предполагает отношение к смерти, понимание смерти, глубочайшим образом отличное от обычных религиозных представлений о ней, а в каком-то смысле и попросту обратное этим представлениям. Классическое верование в бессмертие души исключает веру в воскресение, ибо воскресение — и тут корень всего — включает в себя не только душу, но и тело. Простое чтение Евангелия не оставляет в этом никакого сомнения. Увидев воскресшего Христа, апостолы, по рассказу Евангелия, думали, что видят призрак, привидение. И первым делом воскресшего Христа было явить им, дать ощутить реальность Своего тела. Он берет пишу и ест перед ними. Сомневающемуся Фоме Он приказывает прикоснуться к Своему телу пальцами удостовериться в воскресении. И когда апостолы уверовали, именно провозглашение воскресения, его реальности, "телесности" и становится главным содержанием и силой их проповеди. Главным Таинством Церкви становится причастие хлебу и вину как Телу и Крови воскресшего Господа и в этом акте, как говорит апостол Павел, "смерть Господню возвещая, воскресение Его исповедуют". Обращающиеся в христианство обращаются не к идеям и принципам, а принимают эту веру в воскресение, этот опыт, это знание воскресшего Учителя. Они принимают с этой верой веру во всеобщее воскресение, а значит в преодоление, разрушение, уничтожение смерти как последнюю цель мира. "Последний же враг истребится смерть!" — в некоем духовном восторге восклицает апостол Павел. И каждую пасхальную ночь мы восклицаем: "Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?.. Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе … воскрес Христос, и жизнь царствует!" Таким образом, принятие или непринятие Христа и христианства есть, по существу, принятие или непринятие веры в Его воскресение, а значит веры в воссоединение в Нём души и тела, разделение которых и есть смерть. Очень опасно то странное "затуманивание" веры в воскресение среди самих христиан, странным образом сочетающих радостное празднование Пасхи с фактическим, зачастую подсознательным отвержением воскресения Христова. В историческом христианстве произошел как бы возврат к дохристианскому пониманию смерти, которое состоит, в первую очередь, в признании ее "законом природы" присущим самой природе явлением, с которым по этой причине, и сколь бы ни была смерть страшной, нужно "примириться", которое нужно принять. Действительно, все нехристианские, «естественные» религии, все философии, в сущности, только тем и заняты, что примиряют нас со смертью, стараются показать нам начало бессмертной жизни, бессмертной души в каком-то ином, загробном мире. (И, конечно, если, как учит, например, Платон, а за ним и бесчисленные его последователи, смерть есть желанное освобождение души от тела, то вера в воскресение тела становится не только ненужной и непонятной, но просто ложной, неверной.) Итак, для того, чтобы ощутить смысл христианской веры в воскресение, нам нужно начать не с него, а с тела и смерти, с христианского их понимания. Именно тут корень недоразумения даже внутри христианства. Религиозное сознание воспринимает воскресение Христа прежде всего как чудо, каковым, конечно, оно и является. Но для бытового религиозного сознания чудо это остается "единичным", относящимся ко Христу. А поскольку Христа мы признаём Богом, то чудо это в некотором смысле перестает даже быть чудом: Бог всесилен, Ему всё возможно. И, конечно, что бы ни означала смерть Христова, Его Божественная сила и власть не дали Ему остаться во гробе. Но дело в том, что всё это составляет только половину изначального христианского восприятия воскресения Христова. Радость раннего христианства, радость, живущая и доныне в Церкви в ее богослужении, в ее песнопениях и молитвах, особенно же в ни с чем не сравнимом празднике Пасхи не отделяет воскресения Христова от "общего воскресения", от воскресения всех людей, воскресения, начавшегося в воскресении Христовом. Празднуя за неделю до Пасхи воскрешение Христом умершего друга Его Лазаря, Церковь торжественно, радостно утверждает, что это чудо есть "общего воскресения удостоверение". Но вот в сознании верующих вера в воскресение Христа и вера в начатое им "общее воскресение" как бы разъединились. Осталась нетронутой вера в восстание Христа из мертвых, воскресение Его в теле, но в том, что касается нашей последней участи и судьбы после смерти, то они постепенно перестали восприниматься в свете воскресения Христова и по отношению к нему. Про Христа мы утверждаем, что Он воскрес, про самих же себя говорим, что верим в бессмертие души, в которое задолго до Христа верили греки и евреи и до сих пор верят все без исключения религии, и для веры в которое воскресение Христа, как это ни странно звучит, даже не нужно. Причина этого странного раздвоения в нашем понимании смерти в как отделения души от тела. Вся дохристианская и внехристианская религиозность призывает отделение души от тела считать не только "естественным", но и положительным, видеть в нём освобождение души от тела, воспринимаемого как «темница души», мешающего ей быть духовной, небесной, чистой. Поскольку в опыте человеческом зло, болезни, страдания, страсти от тела, то смыслом и целью религии естественно становится освобождение души от тела, достигающее полноты именно в смерти. Но нужно со всей силой подчеркнуть, что такое понимание смерти нехристианское, с христианством несовместимое, открыто ему противоречащее. Христианство провозглашает, что отделение души от тела, называемое смертью, есть зло. Это то, чего Бог не сотворил. Это то, что вошло в мир и покорило его себе, но против Бога, в нарушение Его замысла о мире, о человеке и о жизни. Это то, что Христос пришел разрушить. Но чтобы не то что понять, а ощутить, христианское восприятие смерти, нужно сначала хотя бы несколько слов сказать об этом Божьем замысле, открытом нам в Священном Писании и в полноте своей явленном во Христе в Его учении, в Его смерти, в Его воскресении. Кратко этот замысел можно очертить так: Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным; именно это соединение духа, души и тела называется в Библии человеком. Человек, каким создал его Бог, это одушевленное тело и воплощенный дух, и потому всякое разделение их, и не только в смерти, но и до смерти, всякое нарушение их единства есть зло, есть духовная катастрофа. Отсюда и наша вера в спасение мира воплощением Бога, то есть принятием Им плоти, тела, и не призрачного, не "как будто тела", а тела в полном смысле этого слова: нуждающегося в пище, устающего, страдающего. Таким образом, в смертном разделении души и тела кончается то, что в Писании называется жизнью, то есть тем, что и состоит в первую очередь в одушевлении человеческого тела и в воплощении духа. В смерти не исчезает человек, ибо не дано твари уничтожить то, что призвал из небытия в бытие Бог. Но он, человек, погружается в смерть, в тьму безжизненности и бессилия, он предается распаду и тлению. Не для этого разделения, умирания, распада и тления создал Бог мир. Потому Евангелие провозглашает, что "последний враг истребится смерть!" Воскресение есть воссоздание мира в его первозданной красоте и целостности, это полное одухотворение материи и полное воплощение духа в Божием творении. Сотворенный мир дан человеку как его жизнь, и потому, по христианскому, православному учению, Бог не уничтожит его, а преобразует в "новое небо и новую землю", в духовное тело человека, в храм Божьего присутствия и Божьей славы в творении. Это разрушение, это истребление смерти началось тогда, когда Сын Божий вольно, из бессмертной любви к нам, Сам снизошел в смерть и ее тьму, ее отчаяние и ужас наполнил Своим светом и Своей любовью. Воскрес из мертвых Он один, но разрушил Он нашу смерть, разрушил ее владычество, ее безнадежность, ее окончательность. Нет, не нирвану, не тусклое загробное житие обещает нам Христос, а торжество жизни, новое небо и новую землю, радость всеобщего воскресения. "Восстанут мертвые, и те, кто во гробах возрадуются", "Христос воскресе и жизнь жительствует" вот смысл этого действительно главного, сердцевинного утверждения Символа веры: "…и воскресшего в третий день по Писанием". («Согласно Писаниям», то есть в согласии с тем замыслом о мире и о человеке, о жизни и смерти, которое открыто нам в Священном Писании.) Тут вся вера, вся любовь, вся надежда христианства. И вот почему, "если Христос не воскрес, вера ваша тщетна..." "И восшедшего на небеса, продолжает Символ веры вслед за исповеданием воскресения Христа из мертвых, — и сидящего одесную Отца" (то есть, в переводе с церковнославянского, "по правую руку от Отца"). Что в нашей вере и в нашей жизни выражают, к чему призывают эти слова? Здесь необходимо остановиться на христианском "звучании" слова "небо". Ведь этим словом пользуются враги религии, недобросовестно толкующие его как сохранение христианством донаучного понимания неба как неба, так сказать, "физического", как места во вселенной, где находится и восседает Бог. Между тем, это древнее верование не имеет ничего общего с христианским пониманием, ощущением и употреблением слова "небо". Да, конечно, оно взято из того натурального пространственного символизма, который присущ всем культурам, и в этом смысле его нужно рассматривать по аналогии с нашим употреблением таких слов, как "высокий" и "низкий", "широкий" и "узкий" и тому подобное. Ведь когда мы говорим про один поступок, что он "высокий", а про другой что он "низкий", для каждого очевидно, что речь здесь идет не о пространстве, а о нравственной, духовной оценке данных поступков, так же, как определение человека "широким" или "узким" самоочевидно не имеет ничего общего с его телесным сложением. Так вот, слово "небо" на языке почти всех народов всегда имело кроме своего "натурального" смысла также и смысл символический, духовный, как символ высокого, чистого и запредельного. Да, в своих первобытных представлениях о мире, о космосе примитивный человек часто понимал этот символизм буквально. Первобытная космология делила мир на три этажа: небо, земля, преисподняя, и, естественно, святое, божественное поселяла на небе, а злое и страшное в преисподней, так как и в физическом мире, в физическом опыте небо "естественно" прекрасно, светозарно, чисто, возвышенно. Но о том, что христианство не имеет к этой космологии никакого отношения, свидетельствуют хотя бы слова апостола Павла, призывавшего христиан "помышлять о небесном, не о земном", или же слова святого Иоанна Златоуста, радостно говорившего: "Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом..." Таким образом, попытка уличить христиан при помощи слова "небо" в антинаучности и примитивности это не только попытка с негодными средствами, но и попытка нечестная. И, однако, не может быть сомнения, что символ неба имеет в христианстве действительно ключевое значение. Прежде всего, в рассказе о творении мира Богом мир определяется как "небо и земля". "В начале, — так открывается Библия, сотворил Бог небо и землю". Таким образом, небо это в христианской вере не что-то вне-мирное, не другой мир. Это присущее миру, присущее творению духовное, так сказать, вертикальное измерение. Небо — это в мире то, что высоко, чисто, духовно. Для верующего не «земля» (материя), а «небо» мерит собою жизнь и ее смысл. Носитель же «неба» в мире, по христианской вере, человек. Человек создан "по образу и подобию Божьему", человеку дан ум и, следовательно, сила знания, человеку дана совесть — и, следовательно, знание добра, человеку дан дух — и, следовательно, возможность постигать красоту и совершенство. Но в свободе своей человек может отпасть от небесного в самом себе, может захотеть жить только землей, только земным, или, говоря образно, опустить глаза — это значит свой духовный взор, свое сердце вниз. Вот это и называет христианство грехом, грехопадением. Христианство утверждает, что именно от этого греха, от этого отпадения вниз, от этого отрыва от неба и пришел нас спасти Христос. В Своем пришествии в мир, в "вочеловечении" Христос снова явил "небо на земле", образ жизни, обращенной ввысь, к Богу, то есть к высокому, чистому, доброму, истинному, прекрасному ко всему, от чего оторвался человек в своей редукции, в своем сведении жизни к земле и земному. Христос открыл нам, даровал нам небо, указал нам Собою смысл жизни как подъема, восхождения, вознесения и силой, правдой, божественным совершенством неба наполнил не только землю, но даже, говоря на языке примитивных символов, преисподнюю. Христос снизошел на землю. Он снизошел в смерть. Но со Христом и в Нём и в жизнь и в смерть было возвращено небо, открыт путь к победе над всем тем, что только земля, только земное и чье конечное и безнадежное завершение тьма смерти. Совершив всё это, Христос "вознесся на небо". И это значит для христианской веры, что во Христе на небо вознесен человек, что человек приобщен к небесной правде, и это значит вернулся к Богу, к знанию Бога, и в Нём — к единственной подлинной, а потому вечной жизни. Каждый раз, когда в Символе веры мы утверждаем: "…и восшедшаго на небеса", мы говорим не только о Христе, мы говорим и о самих себе. Если мы верим во Христа, если мы со Христом — то и мы на небе, или, во всяком случае, к небу, ко Христу, к Богу устремлены наша вера, наш дух, наша любовь. Мы знаем небо как нашу подлинную жизнь, и в этом знании осмысленной и радостной становится и наша земная жизнь, так как она во Христе стала восхождением к вознесению.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект "Христианское просвещение"
ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной
рассылке, которую получают более 6000 человек. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/4/a18_177.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии "основы веры" | ||||
<= предш. выпуск серии о человеке |