Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема выпуска:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
> Чаю воскресения мертвых надеюсь на воскресение мертвых и жизнь будущего века. Иногда думают, что речь идет о бессмертии души. Но это не так. Человек задолго до христианства имел представление о том, что смерть не конец всего. > В древних
захоронениях людей, в каменном веке, мы находим следы того, что человек
знал истину «Весь я не умру»... Древний
египтянин, который был куда цивилизованнее, чем люди каменного века, который
знал уже и астрономию, и основы математики, и архитектуру, человек,
принадлежавший к великой цивилизации, создавшей пирамиды, храмы, фантастические
лабиринты, секрет которых до сих пор до конца не разгадан, никогда,
ни на мгновение не сомневался в том, что у человека есть
бессмертная часть. Вы можете подумать, что речь идет о некоем утешении,
к которому стремится человек. Но на самом деле это не так.
Иногда посмертное бытие представлялось как ущербное, темное, полусознательное,
страшное. Вероятно, опыт людей, встречавшихся > Так же думали и греки в течение
долгого времени. Но когда у них появилась философия, философы впервые
поставили этот вопрос на уровень профессионального и серьезного обсуждения.
Они поставили вопрос так: если мир состоит из неких частей,
как говорили древние греки, атомов, то является ли душа
человека, мысль человека > Таким образом,
мышление есть чудо, в том хотя бы смысле, что мы можем удивляться ему,
поскольку оно полностью иноприродно всему остальному. И если всё в мире
разрушимо и преходяще, то мышление, «я», дух, личность
этот центр неразрушим и непреходящ. Это вовсе не значит, что жизнь
нашего «я» всё время однородна, что там нет возрастания,
углубления > Подобно тому, как локатор улавливает вибрации Вселенной, тончайшая, до сих пор неизученная структура мозга становится носителем духа. Подобно тому как глаз улавливает свет, собирает его в себе, наша центральная нервная система аккумулирует в себе духовное начало. > Человек видел, что умерший молчит, его глаза закрыты, он отрезан от бытия. Но у древних хватало логики, чтобы понять простую вещь: если в соседнюю комнату вход замурован и мы не можем общаться с тем, кто там находится, если стена достаточно толстая, чтобы даже стук туда не дошел, это вовсе не значит, что за этой стеной уже ничего и никого нет. Если прервался наш контакт с умершим, если его тело перестало ему служить, он не может нам передать своего сигнала о своем «я» с помощью своего тела, то это не значит, что душа его испарилась. > Я всегда в этом случае вспоминаю:
в юности меня поразило одно выражение французского писателя Мопассана в его
рассказе о женщине, которая погубила себя. Там сказано, что она упала,
бросилась в колодец, а душа ее то, что называлось
ее душой, угасла на дне колодца. Это звучало очень
мрачно: «угасла». Но тогда же я > Самое высокое из созданий Творца, которое мы только имеем в мире, это личность. Все стихии безличны. В животных проявляются первые зачатки индивидуальности. Но творящая личность только человек. Об этом говорил Паскаль в своей бессмертной книге «Мысли». Обязательно посмотрите эту книгу. Она легко читается, потому что это афоризмы. И мы не знаем ответ на вопрос: откуда это чудо? Можно понять, откуда наша способность дышать. Спросите у биолога, и он вам расскажет, как процесс усвоения кислорода начался у первых животных, и мы их наследники. Мы знаем, почему мы поддерживаем свою жизнь с помощью пищи. Эти энергетические процессы совершенно ясны химику, физику, физиологу, биологу. Мы знаем, откуда всё в нашей телесной жизни. Только не знаем, откуда появилось духовное «я», творящее, мыслящее, выбирающее между добром и злом, меняющее облик планеты. > Священное Писание открывает нам эту тайну. Оно говорит, что человек в его духовности создан по образу и подобию Самого Творца. Вот где отгадка. Вот почему мы иноприродны. Вот почему человек, который дышит, ест, пьет, размножается, как любое другое существо, качественно отличается, духовно отличается от всей природы. Потому что он отражает в себе всю созданную Богом Вселенную: царство минералов элементы таблицы Менделеева, царство растений ведь каждая клетка нашего тела повторяет модель клетки любого растения, царство животных... > Но дух наш гость в этом мире. И не просто гость: перед ним поставлена определенная задача возрастания. Дух, учащийся здесь. Он соединен с материальными силами не благодаря парадоксальной прихоти; это происходит, потому что для изменения бытия вещественное, материальное, стихийное соединились через человека с духовным, чтобы духовная сила пронизала всё материальное бытие. Одухотворение Вселенной, созданной Богом, вот высочайшая цель, которая здесь задана. И человек был пущен в мироздание с этой целью. Но он еще эту цель не осуществил и очень мало в этом участвует. Вот одна из разгадок того, почему врачи, физиологи, ученые говорят вам: человек не использует своих возможностей на тысячную долю. Правильно, потому что в нас заложено бесконечно много. На самом деле эта неудача человека не является неудачей, потому что, когда люди умирают телесно, продолжается работа всего человечества. Вот образ для вас: текут реки, моря, поднимается утренний пар, и вот земная вода в виде пара восходит вверх, белые облака уже кружатся над землей. Какое огромное значение имеют облака для жизни! Они несут в себе живительную влагу в те пустынные места, над которыми раскинулось лишь беспощадное голубое чистое небо, в те пустынные места, где так мало жизни. История духа имеет свои живительные облака потоки душ, восходящих вверх, то есть вверх не в пространстве, а в ином измерении; эти облака бессмертная сокровищница человеческих душ. Мы называем это высшим измерением жизни, иные называют его потусторонним, посмертным бытием, в котором тоже есть развитие, движение, жизнь, но иная жизнь. То, о чём я говорю теперь, является общечеловеческим представлением, понятием, которое разделяют люди от одного океана до другого. И те, кто сознательно пытаются убедить себя и других, что личность самосознающую ожидает впереди небытие, всё равно в глубине своего существа не верят в свое полное уничтожение. Такой глубокий наблюдатель человеческой психики, как Зигмунд Фрейд, писал, что в действительности никто в свою смерть, то есть уничтожение, аннигиляцию, не верит в глубине своего существа. > Но христианство говорит
нам > Это упование и эта вера родились не на пустом месте, а родились они в таинствах Пасхи Нового Завета, когда Иисус Христос победил смерть. > Мы говорим о людях,
оставивших нам великие произведения искусства, литературы, науки, как > Христос не «ожил»,
а изменился. Поэтому святой апостол Павел говорит, что «мы все
изменимся». Это трансформация, мутация, новая ступень эволюции, но не для тех,
кто придет только после нас, а мы уже не нужны будем,
а для всех душ, которые > Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Смерть побеждается, небытие и грех побеждаются, наша душа, скомканная, маленькая и жалкая, вырывается на колоссальную свободу. И между нею в ее нынешнем состоянии и тем огромным развертыванием, которое ее ожидает, такая же гигантская дистанция, как между молчаливым эмбрионом в утробе матери и гением, скажем, Леонардо да Винчи или Эйнштейном, который из этого эмбриона родился.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект
"Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может
быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здесь
вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/4/a20_188.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||