Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 28 декабря ст.ст., вт (седмица 30-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 32-й седмицы) {Попразднство Рождества} литургические чтения: Евр.9:8-10,15-23 или Иак.3:1-10; Мк.11:11-23 *. > <Христианская доктрина утверждает>, что Христос распят за нас, что > Его смерть <смыла> наши грехи и что, умерев, Он вырвал у смерти > ее 'жало'. Это - <формула христианства>. В это надо верить. Любые > теории о том, как смерть Христа сделала всё это, с моей точки > зрения, - вторичны; они - лишь чертежи и диаграммы, от которых можно > без ущерба отказаться, если они нам не помогают, и, даже если > помогают, их не надо путать с той сутью, которой они служат. Однако > некоторые из этих теорий заслуживают того, чтобы мы их рассмотрели. > Чаще всего мы слышим, что Бог помиловал нас, потому что Христос > добровольно вызвался понести за нас наказание. На первый взгляд > эта теория крайне глупа. Если Бог готов был помиловать нас, почему > Он так и не сделал? Какой смысл наказывать невинного за чужую вину? > Если рассматривать дело с точки зрения нашей юридической системы, > никакого смысла в этом нет. Но взглянем с иной точки зрения, > и мы увидим смысл: имеющий средства выплачивает долг > за неплатежеспособного должника. > Или другой пример: человек попадает в беду по своей вине > и расплачивается, но не в узком, денежном, а в более общем смысле > слова. Кто же извлечет его из пропасти, как не добрый друг? > В какую же пропасть попал человек по своей вине? Почему он попал > в нее? Он попытался устроить всё по-своему, вести себя так, словно > никому, кроме самого себя, не принадлежит. Иными словами, падший > человек - это не просто несовершенное существо, которое > надо исправить и улучшить; это мятежник, который должен сложить > оружие. Сложить оружие, сдаться, попросить прощения, признать, > что мы отклонились от правильного пути, начать заново - > вот единственный выход из нашей пропасти. Именно это признание, > безоговорочную капитуляцию, полный ход назад называют христиане > покаянием. Процесс этот - не из приятных. Он посложнее, чем просто > смириться со своим положением. Покаяться - значит отречься > от самомнения и своеволия, которые мы пестуем в себе на протяжении > тысячелетий. Покаяться - значит убить часть самого себя, пережить > какое-то подобие смерти. Надо быть действительно хорошим человеком, > чтобы к этому прийти. И здесь нас ждет затруднение. Только плохой > человек нуждается в покаянии; только хороший человек может покаяться > по-настоящему. Чем вы хуже, тем более нуждаетесь в покаянии, > тем меньше склонны к нему. Только совершенный человек может прийти > к совершенному покаянию; но такой человек в покаянии не нуждается. > <...> Говоря о покаянии, я лишь описываю вам, что значит вернуться > к Богу. Если вы просите Бога принять вас обратно без всего этого - > вы просите Его позволить вам вернуться, не возвращаясь. Такого > не бывает. > Итак, мы должны пройти через покаяние. Но то зло в нас, из-за > которого покаяние необходимо, в то же самое время лишает нас > способности к покаянию. Можем ли мы разрешить эту проблему, если > Бог поможет нам? Да, но как мы понимаем тут Божью помощь? Очевидно, > мы имеем в виду, что Бог, чтобы помочь нам, вкладывает в нас, > так сказать, частицу Самого Себя. Он одалживает нам немного > Своей разумности, и мы начинаем думать; Он вдыхает в нас немного > Своей любви, и мы в состоянии любить друг друга. Когда вы учите > ребенка писать, вы держите его руку, выводя буквы вместе с ним: > его рука чертит буквы, потому что вы их чертите. Мы любим и мыслим, > потому что Бог любит и мыслит, держит в Своей руке нашу руку. Если > бы мы с вами не пали, всё шло бы спокойно. Но, к сожалению, сейчас > надо, чтобы Бог нам помог в таком деле, которое Ему, Богу, чуждо - > сдаться, пострадать, подчиниться, умереть. В Божьей природе > нет ничего, что соответствовало бы этому. Путь, на котором > нам больше всего необходимо Божье руководство, - такой, по которому > Бог никогда не ходил. Бог может поделиться только тем, что у Него > есть. Того, что требуется для нас, в Его природе нет. > Теперь предположим, что Бог стал человеком; предположим, > наша человеческая природа, которая способна страдать и умирать, > слилась с Божьей природой в одной личности. Такая личность сумела бы > помочь нам. Богочеловек сумел бы подчинить Свою волю, сумел бы > пострадать и умереть, потому что Он - человек; всё Он выполнил бы > в совершенстве, потому что Он - Бог. Мы с вами можем пройти через > это лишь в том случае, если Бог совершит это внутри нас; > но совершить это Бог может, только став человеком. Наши попытки > пройти через смерть будут успешны лишь тогда, когда мы, люди, примем > участие в смерти Бога, точно так же как наш ум плодотворен только > благодаря тому, что он - капля из океана Его разума. Но мы не можем > принять участия в смерти Бога, если Он не умер; а Он не может > умереть, если не станет человеком. Вот в каком смысле Он платит > наши долги и страдает вместо нас за то, за что Ему совсем не нужно > было страдать. > Я слышал, как некоторые жаловались: если Христос был Богом в такой > же степени, в какой был Человеком, Его страдания и смерть теряют > ценность, потому что, говорят они, 'это для Него легко и просто'. > Другие (и совершенно справедливо) осудят такую неблагодарность. > Однако меня поражает то, о чём она свидетельствует. С одной стороны, > люди, говорящие так, по-своему правы. Возможно, они даже > недооценивают силу своего довода. Совершенное подчинение, > совершенное страдание, совершенная смерть не только были легче > для Христа, потому что Он - Бог; они и возможны-то были потому, что > Он - Бог. Тем не менее, не правда ли, странно не принимать > из-за этого Его смирения, страданий и смерти? {ср. Фил.2:6-8: 'Он, > будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... > смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной'.} > Учитель способен написать буквы для ребенка, потому что учитель - > взрослый человек и умеет писать. Конечно, ему легко написать > эти буквы; только поэтому он и может помочь ребенку. Если ребенок > отвергнет его помощь на том основании, что 'взрослым это легче', > и будет ожидать, чтобы его научил другой ребенок, который сам писать > не умеет (то есть лишен 'несправедливого преимущества'), дело пойдет > не очень-то быстро. Если я тону в быстром потоке, человек, стоящий > одной ногой на берегу, может протянуть мне руку, и это спасет мне > жизнь. Стану ли я возмущаться и кричать, судорожно глотая воздух: > 'Нет, это несправедливо! У вас есть преимущество! Вы одной ногой > стоите на земле!'? Это преимущество - называйте его > 'несправедливым', если хотите, - единственное условие, при котором > он может оказать мне помощь. Если вам нужна помощь, не будете ли > вы взывать о ней к тому, кто сильнее вас? > В этом и состоит мой собственный взгляд на то, что христиане > называют искуплением. Однако не забудьте, что это всего-навсего > еще одна иллюстрация. Не путайте ее, пожалуйста, с самим > искуплением. Если мой пример, моя иллюстрация не помогают вам, > отбросьте их не колеблясь. [ К.С.Льюис. Просто христианство (II.4) (перев. И.Череватой п/ред. Н.Л.Трауберг) www.messia.ru/r2/1/024.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:12-22; Лк.19:45-48; 21:37-38 эпизоды NN130,131 по "Брюссельскому согласованию" +++ смотри также об "Искуплении" + + + статья "Искупление" в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.messia.ru/rasylka/iskuplenie-sbb.txt + + + свящ. Александр Мень: искупление - выкуп www.messia.ru/rasylka/004/1015.htm#0 (полностью "беседа об искуплении": www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_08.html) + + + Он же - главка ИСКУПИТЕЛЬ в кн. "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ" www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_10.html#bm1003 + + + в его книге "ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ", т.1 гл. 5, www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_1_05.html, см. главку 'Ветхозаветный евангелист' + + + о том же в кн. ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ www.alexandrmen.ru/books/tom5/5_gl_17.html + + + иг. Иларион Алфеев: Искупление - выкуп. Кому? www.messia.ru/rasylka/003/652.htm#0 + + + Яков Кротов: Жертва Христова www.messia.ru/r2/0/16.htm#0 + + + теме "Искупления" посвящена 1-я сказка "Хроник Нарнии" К.С.Льюиса - "Лев, Колдунья и ..." на pravbeseda.ru/ (с оглавлением) http://lib.ru/LEWISCL/narn2.txt (txt, одним файлом) ======================================= * ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ евангельского чтения: *********************** * + Яков Кротов: аллегория бесплодной смоковницы **** * www.messia.ru/rasylka/003/332.htm#0 *** * + В.Н.Кузнецова: ** * Проклятие смоковницы и очищение Храма (комм. к Мк.11:12-16) * * www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0 * * + Она же: 2 главных условия молитвы (комм. к Мк.11:23-25) * * www.messia.ru/rasylka/003/333.htm#0 * ******************************************************************* Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060110/orth?cont=rv_ru ***************************************************************** * * к апост. чтению среды 30-й седмицы по Пятидесятнице (Евр.10:1-18) www.messia.ru/rasylka/004/1016.htm#0 (Х.Яннарас; ссылки на тексты Я.Кротова, митр. Антония, свящ. Александра Меня, К.С.Льюиса, прот. Георгия Флоровского, Владимира Соловьева) к еванг. чтению среды 32-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.11:23-26) www.messia.ru/rasylka/005/1030.htm#0 (свящ. Яков Кротов; ссылки на тексты В.Н.Кузнецовой, митр. Антония и др.) Завтра память младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Христос - посредник в Новом Договоре с Богом. Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов, совершенных во время действия первого договора, чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.* (Евр.9:15) * * * Пришел Христос Бог наш во плоти, Которого Отец из чрева прежде утренней звезды рождает; и Тот, Кто держит бразды правления Силами пречистыми, ложится в кормушке тварей неразумных и рубищем пеленается, но этим Он расторгает запутанные узы согрешений. * Рожден от Адамова состава и дан верным Сын, Младенец, но Он же - Отец и Властитель будущего века, и зовется Ангелом Великого Совета; Он - Бог сильный и всё творение держащий в Своей власти. ** Пастухи, пребывая в поле, удостоились поразительного светоносного явления; ибо слава Господня озарила их, и Ангел взывал: "Воспойте, ибо родился Христос, Боже отцов, благословен Ты!" * Внезапно, вместе со словом Ангела, стали восклицать небесные воинства: "Слава Богу в вышних, на земле мир, среди людей благоволение: воссиял Христос; Боже отцов, благословен Ты!" * "Что это за речи?" - сказали пастухи, - "Пойдем, посмотрим на случившееся, на божественного Христа". достигнув же Вифлеема, они вместе с Родившей Ему поклонялись, воспевая: "Боже отцов, благословен Ты!" (из Канона Рождества, по перев. иером. Амвросия Тимрота, с измен.) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |