Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 29 декабря ст.ст., ср литургические чтения: Евр.10:1-18 или Иак.3:11-4:6; Мк.11:23-26. /память младенцев, по приказу Ирода в Вифлееме убиенных, Iв./ * 30 декабря ст.ст., чт литургические чтения: Евр.10:35-11:7 или Иак.4:7-5:9; Мк.11:27-33. (Попразднство Рождества; седмица 30-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 32-й седмицы) > <...> Бог становится человеком, Господом нашим Иисусом Христом. > Он рождается от Девы, Он получает полноту Своего человеческого > естества от Богородицы; полноту Своего Божества Он от века имеет > от Бога и Отца. Слово стало плотью, как говорит евангелист Иоанн; > вся полнота Божества обитала в Нём телесно (Кол.2,9). Он полностью > Бог, Он полностью человек; Он совершенный человек потому именно, что > Его человечество соединено с Божеством нераздельно и неразлучно. > Но вместе с этим обе природы остаются собой: Божество не делается > веществом, и вещество не делается Божеством. Говоря об этом, тот же > самый Максим Исповедник дает такой образ. Если взять меч - холодный, > серый, как бы без блеска - и положить его в жаровню, через некоторое > время мы его вынимаем - и меч весь горит огнем, весь сияет. > И настолько огонь, жар пронизал, соединился с железом, что теперь > можно резать огнем и жечь железом. Обе природы соединились, > пронизали одна другую, оставаясь однако самими собой. Железо > не стало огнем, огонь не стал железом, и вместе с тем они неразлучны > и неразделимы. > Когда мы говорим о воплощении Сына Божия, мы говорим, что Он стал > совершенным человеком. Совершенным в том смысле, который я только > что указал: Он совершен, потому что Он дошел до полноты всего того, > чем может быть человек, - стал един с Богом. Но вместе с тем > Он совершенен и тем, что Он в полном смысле человек; мы явно видим, > что Он стал потомком Адама, что та телесность, которая > Ему принадлежит, это наша телесность. И эта телесность, взятая > от земли, Его сродняет, так же как и нас, со всем вещественным > миром. Он соединен Своей телесностью со всем, что вещественно. > В этом отношении можно сказать (об этом опять-таки Максим Исповедник > пишет), что Христово воплощение является космическим явлением, > то есть это явление, которое сродняет Его со всем космосом, со всем, > что создано; потому что в тот момент, когда начинает быть энергия > или вещество, оно узнает во Христе себя самое в славе соединения > с Божеством. И когда мы думаем о твари, о той земле, на которой > мы живем, о мире, который нас окружает, о вселенной, малюсенькой > частью, частицей которой мы являемся, мы должны себе представить > и понять, что телесностью своей мы сродни всему тому, > что материально во вселенной. И Христос, будучи человеком в полном, > совершенном смысле этого слова, сродни Своей телесностью всей твари: > самый маленький атом или самая великая галактика в Нём узнает себя > самое во славе. Это очень важно нам помнить, и мне кажется, что, > кроме православия, ни одно вероисповедание на Западе не восприняло > космичность воплощения и славу, открывшуюся для всей вселенной > через воплощение Христово. Слишком часто мы говорим и думаем > о воплощении как о чём-то, что случилось только для человека, > для человечества. Мы говорим, что Бог стал человеком для того, > чтобы спасти нас от греха, чтобы победить смерть, чтобы упразднить > разделение между Богом и человеком. Конечно, это так; но за пределом > этого - всё остальное, о чём я сейчас старался как-то упомянуть > и на что старался хоть неумело указать. > Если так себе представлять вещи, то мы по-иному, с гораздо большей > реалистичностью, глубиной, с ужасом и благоговением > будем воспринимать таинства Церкви. Потому что в таинствах Церкви > совершается нечто совершенно изумительное. Над частицей хлеба, > над малым количеством вина, над водами крещения, над маслом, которое > приносится в дар Богу и освящается, совершается нечто, что > уже теперь приобщает это вещество к чуду воплощения Христова. > Воды крещения освящены телесностью Христа и благодатью Всесвятого > Духа, сходящего в них и совершающего это чудо. Хлеб, вино > приобщаются и телесности, и Божеству Христову через сошествие > Святого Духа. Это уже вечность, вошедшая во время; это вечность, > то есть будущее, уже находящееся сейчас явно перед нами, среди нас. > То же самое можно говорить обо всём, что освящается. > Есть замечательные молитвы, которые мы никогда не слышим, потому что > у нас нет к тому случая. Например, есть изумительная молитва > освящения колокола. В ней мы просим Бога освятить этот колокол так, > чтобы, когда он будет звучать, он доносил до человеческих душ нечто, > что их пробудит, просим, чтобы, благодаря этому звуку, трепетала > в них вечная жизнь. Есть стихотворение (по-моему Кольцова ...), > которое я сейчас попробую вспомнить: > Поздний колокол, звучащий > Над равниною большою, > Прогреми над сердцем спящим, > Над коснеющей душою. > Звоном долгим, похоронным, > Всепрощающе-прощальным > Прогреми над сердцем спящим, > Безнадежно-беспечальным! > Может быть, оно проснется > И стряхнет с себя забвенье, > И быть может, содрогнется > На мгновенье, на мгновенье... > И вот когда мы освящаем колокол, мы это именно имеем в виду. > Мы просим этому колоколу дать не только музыкальный звук (это > при умении можно создать из чего угодно), но просим: > пусть благословение Божие ляжет на этот колокол так, чтобы его > звук - простой, как все звуки, он не будет звучать иначе, чем другой > колокол, созданный без молитвы, без цели обновлять, оживлять души, - > так прозвучал, чтобы звук его дошел до человеческой души и чтобы > эта душа проснулась. Так что, видите, речь идет не только о том, > чтобы освящать вещество, воды, масло, хлеб, вино и так далее, > но чтобы всё могло быть принесено Богу в дар от нас, принято Богом > и чтобы Бог влил, включил в это вещество Божественную преображающую > силу. Мне кажется, что это центрально в нашем понимании и Христа, > и воплощения, и космического, то есть вселенского, всеохватывающего > значения воплощения Христова. > Это относится и к слову, ведь не только колокол звучит и обновляет > души, но слово человеческое звучит и обновляет души или убивает > душу. Если слово мертвое, оно убивает; если оно - живое, оно может > дойти до человеческих глубин и там разбудить возможность вечной > жизни. Вы, наверное, помните то место в Евангелии от Иоанна, когда > сказанное Христом смутило окружающих Его людей, и люди от Него > отошли. Спаситель обращается к Своим ученикам и говорит: "Не хотите > ли и вы уйти от Меня?" И Петр отвечает за других: "Куда нам идти? > У Тебя глаголы вечной жизни" (Ин.6,26-29). Речь не идет о том, что > Он так знает вечную жизнь, так ее описывает, что ученики горят > желанием в нее войти. Если мы прочтем Евангелие, мы увидим, > что Христос нигде о вечной жизни специально не говорит, в том > смысле, что Он ее не описывает, не представляет перед нами картины > вечности или ада, или неба. Нет, но сами слова Христовы были таковы, > что, когда Он говорил с людьми, Его слова доходили до той глубины > человека, где покоится возможность вечной жизни, и, как искра, > упавшая на сухое дерево, загоралась в человеке вечная жизнь. > Мне кажется, что это очень важно себе представить. > Это относится не только ко Христу, Чье слово, конечно, доходило > сильнее любого другого, но также и к тем великим учителям > и проповедникам, которые своим словом преображали жизнь других > людей. И звук - вещественен, и свет - вещественен. Всё вещественное > и всё материальное (и столь великое, что мы не можем даже себе > представить его размеров, и столь малое, что мы не можем его уловить > даже прибором) именно благодаря тому, что человек создан из земли, > то есть принадлежит своей плотью веществу, - всё охвачено Христом, > включено во Христа. И поэтому, когда нам говорится, что призвание > человека - уйти в глубины Божии, сродниться с Ним так, чтобы быть > с Богом воедино и через это преобразить свою телесность, и в течение > этого процесса преображать весь мир вокруг, - это не слова, > а реальность, это конкретное наше призвание, то, что нам дано > как задача. [ митрополит Сурожский Антоний О ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА. Беседа в Лондоне, 1991 г. www.mitras.ru/pered4/pb_441.htm ] +++ ссылки по теме: + + + Х.Яннарас: Совершенный Бог и совершенный человек www.messia.ru/rasylka/004/1016.htm#0 (здесь же см. другие ссылки) + + + Катехизис Катол. Церкви о Воплощении www.messia.ru/rasylka/005/1114.htm#0 + + + свт. Кирилл Иерусалимский о Воплощении www.krotov.info/library/k/kiri_ier/oglas_10.html + + + свящ. Георгий Флоровский: Воплощение Слова www.messia.ru/rasylka/004/676.htm#0 + + + свящ. Александр Мень www.messia.ru/rasylka/004/762.htm#0 + + + митр. Сурожский Антоний: сотворение, воплощение www.messia.ru/rasylka/004/666.htm#0 + + + Он же: Воплощение - обновление мира www.messia.ru/rasylka/005/1027.htm#0 +++ к чтению Евр.10:1-18 смотри: www.bible-center.ru/note/20040325/cath www.bible-center.ru/note/20030128/cath +++ к чтению Евр.10:35-11:7 смотри: + + + протопр. Александр Шмеман: Церковь как Таинство www.messia.ru/rasylka/004/1017.htm#0 + + + cвящ. Александр Борисов: Религия и вера - отличия www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html + + + КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ: ВЕРА www.krotov.info/acts/20/2vatican/0142.html +++ к чтению Мк.11:23-26 смотри: + + + свящ. Яков Кротов: фиговый лист. прощение www.messia.ru/rasylka/005/1030.htm#0 (см. здесь же другие ссылки) + + + www.bible-center.ru/note/20030205/orth Чтения этих дней в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060111/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20060112/orth?cont=rv_ru -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Закон есть не более чем тень будущих благ, а не истинный образ их. Одними и теми же ежегодными жертвами, приносимыми постоянно, он неспособен привести к совершенству приходящих к Богу. Если бы он мог, то жертвы прекратились бы, потому что на совести у поклоняющихся Богу, однажды очищенных от греха, не было бы вины за грех. На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием о грехах. Ведь кровь быков и козлов неспособна удалить грехи. Вот почему Христос, придя в мир, говорит: 'Не захотел Ты жертв и приношений, но уготовил тело Мне. Не радуют Тебя ни всесожжения, ни жертвы за грехи. Тогда сказал Я: "Вот Я, Я иду, как в свитке книги обо Мне написано, исполнить, Боже, Твою волю"'. ... Так как Иисус Христос исполнил волю Бога, мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела. Всякий священник изо дня в день сто`ит на службе и многократно приносит одни и те же жертвы, совершенно не способные удалить грехи. А этот Священник, принеся единственную жертву, навсегда сел по правую руку Бога, дожидаясь, пока Бог положит Его врагов под стопы Его ног. Одной-единственной жертвой Он сделал освящённых совершенными навек. Нам об этом свидетельствует и Святой Дух, который сказав: "Вот Договор, что заключу Я с ними, после тех дней, заявляет Господь, Я вложу законы Мои в их сердца, напишу их у них в голове", добавляет: "Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше". А где прощены грехи, там больше не может быть жертвы за грех. ... Не теряйте мужества, оно приносит великую награду. Вам нужна стойкость, чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное. "Ведь осталось еще чуть-чуть, и придет Тот, кто должен прийти - Он не замедлит. Мой праведник будет жить, потому что он верит, но тот, кто отступится, не угоден душе Моей". Мы же не из тех, кто отступается и гибнет. Нет, мы из тех, кто верит и сохраняет свою жизнь. Вера есть залог наших надежд и видимое проявление вещей еще невидимых. Благодаря вере древние заслужили от Бога похвалу. Благодаря вере мы понимаем, что вселенная создана словом Бога и всё видимое произошло из невидимого. ... Без веры невозможно понравиться Богу. Ведь тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и что Он награждает тех, кто Его ищет.* (Евр.10:1-7,10-18,35-11:4,6) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||
|
![]() |