Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 29 января 2006 г. ст.ст., сб (седмица 34-я по Пятидесятнице; чт-я 33-й седмицы) литургические чтения: 2Тим.2:11-19; Лк.18:1-8. > <...> пока мы не осознали, что находимся вне Царства Божия, и, чтобы > нас впустили, нам нужно стучать в дверь, мы можем долгие годы > прожить в иллюзии, будто уже там находимся, и никогда не достичь > тех глубин, где Божие Царство раскрывается во всей своей красоте, > во всей своей правде, во всей своей славе. > И вот, говоря, что мы находимся 'снаружи', я не имею в виду, что > мы просто и радикально вне Царства, как могли бы просто и радикально > находиться уже в его пределах. Здесь, я думаю, скорее можно говорить > о постепенном продвижении из глубины в глубину или от высоты > к высоте, так, что на каждой ступени мы уже обладаем каким-то > богатством, какой-то глубиной - и вместе с тем продолжаем тосковать > и стремиться дальше, к большему богатству и к большей глубине. > Это очень важно помнить, потому что даже находясь еще вне Царства > Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены > умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может > показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли > полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять > и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать > о том, что как мы ни бедны - мы так богаты, но одновременно > устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе > увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что > еще впереди. > Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая > заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем > этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди > двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, > мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что > мы - ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная > нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас > в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием > нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой > момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем > мы являемся, и всё, что у нас есть - недолговечно. У нас есть тело ' > но оно умрет; у нас есть ум - но достаточно крошечному сосуду > разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, > живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить > всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом > нуждается, - а у нас в груди только камень... > Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, > потому что мы не вольны ни в чём, что у нас есть. И это могло бы > привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, > и к радости об этом, но к отчаянию - если бы мы не помнили, что, > хотя ничто не наше - так, что нельзя было бы у нас отнять, - однако > всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар > и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё - непрерывный > поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем > не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. > А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, > бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится > нашим - но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, > получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной > духовной нищеты - и обладают любовью Божией, выраженной во всех > Его дарах. Один из наших русских богословов, отец Александр Шмеман, > сказал: 'Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной'. > Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда > мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, > мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего > нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно. > Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны > от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких > взаимоотношениях, где всё - любовь человеческая и Божия любовь. > <...> Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться > этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, > старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще > больше добра (см. Лк.12:16-22). Копить ничего нельзя, - ничего, > кроме самого Царства Божия. И тогда мы можем отрясать одну вещь > за другой, чтобы двигаться вперед свободными - свободными > от обладания. Не замечали ли вы, что быть богатым всегда значит > обеднеть на каком-то другом уровне? Достаточно нам сказать: > 'Вот часы - они мои', и зажать их в кулаке, как мы оказываемся > обладателями часов, но лишаемся руки. А если и ум замкнуть на нашем > имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и никогда > не потерять то, что в нём хранится, то оно становится таким же > мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись. > Если всё это верно, то в момент, когда мы канули на самое дно > и дальше некуда, когда вся наша нищета зияет перед нами, то мы уже > на краю Царства Божия, мы уже почти знаем, что Бог есть любовь и что > Своей любовью Он нас держит. И в эту минуту открываются одновременно > две возможности: мы можем начать молиться из всеконечного горя, > лишенности, нищенства, - и можем ликовать, что так одарены любовью > Божией. Но это возможно только при условии, что мы познали > то и другое опытно, потому что пока мы воображаем, что богаты, нам > не за что благодарить Бога, и у нас нет пути узнать, что мы любимы > Им. Наши благодарения Богу - слишком часто благодарность 'вообще', > и покаяние, которое мы приносим Богу, часто слишком обобщено. > <.....> > И вот, если то, что я сказал - справедливо, то дальше мы должны > стучаться в дверь. И тут некоторые проблемы становятся особенно > обостренными. Если бы речь шла о двери того или другого храма, > то было бы просто: мы бы пошли и постучались. Но беда в том, > что чаще всего мы не знаем, куда стучаться. Часто человек хочет > молиться, и встает перед ним вопрос: где же средоточие молитвы? > Куда обратить свой взор, свое сердце?.. Если вы мусульманин, то это > просто: вы повернетесь к Мекке. Но даже и тогда, повернувшись > к Востоку - что же дальше? Нельзя сосредоточиться ни на чем меньшем, > чем Бог. Как только вы стараетесь сосредоточиться на Боге > воображаемом или на Боге, Которого можно себе представить, возникает > риск, что между собой и подлинным Богом вы поставите идола. > Эту мысль еще в IV веке выразил святой Григорий Богослов, который > говорит, что как только мы ставим перед собой нечто видимое - будь > то распятие, престол, икона - или незримый образ Бога, Каким мы себе > Его представляем, или Христа, Каким мы Его видели на изображениях ' > и сосредотачиваем на этом свое внимание, то между собой и Богом > мы поставили преграду, потому что тем образом, который мы себе > составили, мы подменили Личность, к Которой обращаемся с молитвой. > А делать нужно вот что: собрав всё наше знание о Боге для того, > чтобы предстать в Его присутствие, помнить затем, что всё мое знание > о Нём - это мое прошлое, оно как бы за моей спиной, а я сам стою > лицом к лицу с Богом во всей Его сложности, во всей Его простоте, > таким близким и таким непостижимым. Только если мы стоим совершенно > распахнутыми к неизвестному, это неизвестное, Этот Неизвестный > сможет открыться нам, как Сам захочет, - нам, таким, какие мы есть > сегодня. В такой открытости сердца, в такой открытости ума мы должны > стоять перед Богом, не стараясь придать Ему какую-то форму > или втиснуть Его в понятия и образы, - и тогда постучаться. > Куда?.. Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде сего внутри > нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы > не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень > маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя. Когда первый > космонавт Гагарин возвратился из 'космоса' и сделал свое знаменитое > заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский > священник заметил, что 'если Вы не встретили Его на земле, > Вы никогда не увидите Его на небесах'. Если я не могу соприкоснуться > с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, > которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его > лицом к лицу, я Его узнаю. Святой Иоанн Златоустый сказал: 'Найди > дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие'. > Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу - но особым > образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также > не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа > или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного > 'я'; это путь через, сквозь мое 'я', чтобы из собственных глубин > вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся. [ митр. Сурожский Антоний. УЧИТЕСЬ МОЛИТЬСЯ / СТУЧИТЕСЬ! www.mitras.ru/uchites/uchites.htm#12 ] + + Прп. Макарий Египетский: Господь ждет от нас неотступного стремления к Нему www.messia.ru/rasylka/005/1067.htm#0 + + свящ. Александр Мень: Евангельские притчи. Улыбался ли Иисус? www.messia.ru/rasylka/003/497.htm#0 + + митр. Сурожский Антоний: Может ли еще молиться современный человек? www.mitras.ru/molitva/modern.htm ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ • митр. Феолипт (в "Добротолюбии"): Чистая молитва / www.messia.ru/rasylka/004/690.htm#0 / • Уильям Баркли - комментарий к 2Тим. / www.krotov.info/libr_min/b/barclay/2_timof.htm \ • КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ: > Верую в воскресение тела / www.krotov.info/acts/20/2vatican/0988.html \ • прот. Георгий Флоровский - О БЕССМЕРТИИ ДУШИ \ krotov.info/library/f/florov/rovsky_009.html \ ===================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060211/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060129&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению воскресенья 33-го по Пятидесятнице (Лк.18:10-14) www.messia.ru/rasylka/005/1068.htm#0 (митр. Сурожский Антоний; ссылки на тексты свящщ. Якова Кротова, Вячеслава Резникова) 12 февраля (30 января) память свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус рассказал им притчу, чтобы они знали, что надо всегда молиться и никогда не отчаиваться: 'Был в одном городе судья, он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. И была в том городе вдова, которая всё время ходила к нему и говорила: "Помоги мне добиться правды, разреши мою тяжбу!" Он долго не соглашался, а потом сказал себе: "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей не стыжусь, но эта вдова такая назойливая. Решу ее дело, чтобы она больше не ходила и не изводила меня"'. Господь спросил: 'Вы слышали, что говорит этот бесчестный судья? Так неужели Бог не защитит Своих избранников, взывающих к Нему денно и нощно? Разве станет Он медлить? Говорю вам, суд Его будет правым и скорым. Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется, такую веру на земле?'* (Лк.18:1-8) * * * *Верны слова: Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить. Если терпим, / вместе и царствовать будем. Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас. Если мы неверны, / Он остается верным - ведь Он от себя самого отречься не может! Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах. От них для слушателей не польза, а только погибель.* (2Тим.2:11-14) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
|
![]() |