Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 28 января 2006 г. ст.ст., пт (седмица 34-я по Пятидесятнице; чт-я 33-й седмицы) /Память прпп. Ефрема Сирина (373-379), Исаака Сирина (VI-VII)/ литургические чтения: 2Пет.1:1-10; Мк.13:1-8 *. [+] 2> Милость и мир да будут с вами полной мерой - [+] > через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! [+] 3> Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни [+] > и подлинного богопочитания - через познание Того, кто призвал [+] > нас Своей собственной славой и добродетелью, [+] 4> благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. [+] > Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали [+] > сопричастными Божественной природе, избежав гибели, [+] > связанной с желаниями этого мира. [+] 5> И по этой причине приложите все старания, [+] > чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель - знанием, [+] 6> знание - выдержкой, выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием, [+] 7> благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью. [+] 8> Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете, [+] > они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе [+] > остаться чем-то бесполезным и бесплодным. [+] 9> Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: [+] > он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов. [+]10> Вот почему вы, братья, с еще большим усердием старайтесь [+] > подтвердить свою призванность и избрание. [+] > Будете так поступать - никогда не споткнетесь! [+]11> Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход [+] > в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. (2Пет.1, перевод В.Н.Кузнецовой) [+] 2> благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа [+] > Иисуса, Господа нашего. [+] 3> Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное [+] > для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас [+] 4> славою и благостию, • которыми дарованы нам великие [+] > и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались [+] > причастниками Божеского естества, [+] > удалившись от господствующего в мире растления похотью: [+] 5> то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей [+] > добродетель, в добродетели рассудительность, [+] 6> в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, [+] > в терпении благочестие, [+] 7> в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. [+] 8> Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь [+] > без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. [+] 9> А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, [+] > забыл об очищении прежних грехов своих. [+]10> Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым [+] > ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, [+]11> ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство [+] > Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. (2Пет.1, синодадьный перевод) См. комм. на стихи 3-4 => www.messia.ru/rasylka/005/1039.htm#0 > Разъяснив Божественную сторону в деле спасения человека, ап. Петр > переходит к другой его стороне, указывая на необходимость усилий, > старания самого человека. Он пишет: 'прилагая к сему (т.е. к тому, > что даётся нам от Бога) всё старание, покажите в вере вашей > добродетель, в добродетели - рассудительность, в рассудительности - > воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, > в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь'. Итак, несмотря > на то, что спасение, как новая жизнь во Христе Иисусе, и всё > необходимое для этой жизни даруется человеку от Бога, но только > сам человек может реализовать эту жизнь, сделать её актуальной, > и для этого он должен приложить все старания. Ап. Петр пишет: > 'прилагая ... старание, покажите в вере вашей добродетель...' > и далее перечисляет ступени восхождения по духовной лестнице. > При этом Апостол употребляет греч. слово, переведённое на русский > язык как - "покажите". Это слово использовано им в 11-ом стихе, > но там оно переведено - как "откроется", откроется 'свободный вход > в вечное Царство'. Хотя это греч. слово переводится как - > "снабжать, прибавлять, поддерживать", но оно может использоваться > и шире. В данном случае эту фразу можно было бы перевести так: > "прибавьте к вере вашей добродетель", а в широком смысле слова - > осуществите вашу веру через добродетель, явите её, сделайте её > реальной. И сразу же вспоминаются слова из Послания ап. Иакова > 'вера без дел мертва'. Итак, в основе человеческого делания > на пути к спасению лежит вера, но эту веру ещё необходимо открыть, > засвидетельствовать или доказать добрыми делами - добродетелью. > В греч. языке это слово <(арети/арет`э)>, но этим же словом в Библии > обозначаются великие деяния Бога, Его мощь. Таким образом, подлинная > вера в Бога, безграничное доверие Христу делают человека способным > совершать великие деяния, подражать Богу в Его могуществе. В свою > очередь навык в доброделании рождает рассудительность. В греческом > тексте это слово - ~ (гн`осис). В отличие от слова <(соф`иа)>, > которое означает глубинное знание, знание первопричин, <(гносис)> - > это практическое знание, знание, позволяющее человеку принимать > правильное решение и действовать благородно и эффективно > в повседневной жизни. И это знание, практическая мудрость жизни > приводит к воздержанию; буквальный перевод употребленного > Апостолом слова - "обладание собой или сдержанность, умение > справляться со своими страстями". По мнению блаж. Феофилакта, > это очень важное необходимое качество для человека, достигшего > определенной меры в духовном возрастании, чтобы не возгордился > величием даров, полученных от Бога или стяженных своими стараниями. > В свою очередь воздержание приводит к терпению или, лучше сказать, > проявляется в терпении. Важно отметить, что греч. слово > <(хипомони/хюпомон`э)>, переводимое как - терпение, на самом деле > означает гораздо больше. Это мужество, твёрдость, стойкость. > По словам Баркли, это 'мужественное принятие всего, что нам может > выпасть в жизни и преображение даже самого худшего в ещё одну > ступень на пути вверх'. > За терпением следует благочестие. Быть благочестивым - это значит > воздавать должное и Богу и человеку, т.е. быть в правильных > отношениях и с Богом и со своими ближними. Одним словом, это > не какая-то исключительная набожность, как часто понимают это слово, > а чисто практическое качество: умение строить свои отношения > с другими. И христианское благочестие должно проявляться > в братолюбии, а братолюбие в любви, ибо только любовь является > единственно достойным основанием, на котором христианин может > строить свои отношения с Богом и людьми. Надо сказать, что между > "братолюбием", т.е. любовью к братьям, и "любовью", как высшей > христианской добродетелью, есть большое различие. "Братолюбие", > греч. слово <(филаделф`иа)>, образовано от слова <(фил`ео)>, > переводимое как - "нравиться или иметь склонность", т.е. если > это слово и можно перевести как "любовь", то это любовь > обусловленная, а любовь, как высшая христианская добродетель, - > это греч. слово <(агапи/аг`апэ)>, любовь жертвенная, > любовь безграничная и безусловная, как и любовь Божия, изливающаяся > на добрых и злых, на праведных и грешных. > И далее Петр пишет: 'Если это в вас есть и умножается, то вы > не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса > Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении > прежних грехов своих'. Когда Апостол пишет: 'Если это в вас есть > и умножается...', то, наверное, он имеет в виду не столько > обладание полнотой христианских добродетелей, сколько стремление > к духовному возрастанию, прилагаемые к этому усилия и старания. > Именно поэтому он и призывает далее: 'Посему, братия, более и более > старайтесь делать твердым ваше звание и избрание, так поступая, > никогда не преткнётесь'. Таким образом, Петр, признавая > необходимость для спасения веры и познания Откровения Божия, данного > нам в Иисусе Христе, тем не менее, ударение делает на практической > стороне христианской жизни. В этом он близок ап. Иакову, который > писал своим читателям: 'Будьте же исполнители слова, а не слышатели > только, обманывающие самих себя', и чуть дальше: 'Что пользы, > братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? > может ли эта вера спасти его?... вера, если не имеет дел, мертва > сама по себе'. Важно отметить, что, когда Петр пишет: > 'так поступая, никогда не преткнетесь', он, наверное, не имеет > в виду, что, прилагая старание к духовному возрастанию, мы никогда > не споткнёмся, никогда не согрешим. Скорее всего, он хочет сказать, > что если мы честно стараемся, то перед нами 'откроется свободный > вход в вечное Царство', видя который мы уже не собьёмся с пути > и не повернём назад. [ cвящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (2 Послание св. ап. Петра. Беседа N43) // М.: "Путь", 2003; стр.81-3 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.24:1-8; Лк.21:5-11; эпизод N137 по "Брюссельскому согласованию" +~~~~~ СМОТРИ ТАКЖЕ К апост. чтению: ~~~~~~~~~~~\ * • К.С.Льюис: Главные добродетели \ *** www.messia.ru/rasylka/004/689.htm#0 \ ** • митр. Антоний Блум: Божественная природа в нас \ *** www.messia.ru/rasylka/003/342.htm#0 \ * • проповедь митр. Антония "Любовь всепобеждающая" \ *** www.messia.ru/rasylka/004/687.htm#0 \ ======================================================== +++ к евангельскому чтению: + + + Ориген, блж. Августин: ...не останется камня на камне... www.messia.ru/rasylka/006/1386.htm#0 + + + В.Н.Кузнецова: предсказание разрушения Храма www.messia.ru/rasylka/005/1066.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060210/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060128&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению субботы 33-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.18:1-8) www.messia.ru/rasylka/005/1067.htm#0 (Прп. Макарий Египетский; ссылка на текст митр. Феолипта) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда Иисус выходил из Храма, один из учеников сказал Ему: "Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!" Иисус сказал: "Ты смотришь на эти огромные здания? Так вот, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!" Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили: "Скажи нам, когда это будет? И как мы узнаем, что всё это скоро свершится? Каким будет знак?" Иисус сказал: "Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман! Многие придут под Моим именем / и будут говорить: "Это Я!" - / и многих введут в обман. Когда услышите о ближних и дальних войнах, не пугайтесь: так и должно быть. / Но это еще не конец. Восстанет народ на народ / и царство на царство, землетрясения будут во многих местах, / будет голод. Это только родовые схватки".* (Мк.13:1-8) * * * *Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: 'Каин, где брат твой Авель?' Оно кончится другим Божьим вопросом: 'Авель, где брат твой Каин?' (Бердяев) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||