Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 27 января 2006 г. ст.ст., чт (седмица 34-я по Пятидесятнице; чт-я 33-й седмицы) литургические чтения: 1Пет.4:12-5:5; Мк.12:38-44 *. > День спустя Иисус появился на внутренней площади Храма, > именовавшейся 'Двором женщин', и сел под навесом у кружек > для пожертвований. В пасхальные дни люди обычно совершали ежегодный > церковный взнос. Многие, проходя, сыпали деньги горстями, > но внимание Иисуса привлекла убого одетая женщина, которая опустила > в кружку две мелкие монеты. Подозвав учеников, Он сказал: 'Истинно > говорю вам: эта бедная вдова положила больше всех, клавших > в сокровищницу. Ибо все от избытка своего положили, она же > от скудости своей всё, что имела, положила. Всё, что у нее было > на жизнь'. {Мк.12,41-44; Лк.21,1-4. О жертве на Храм см.: Исх.30,12; > 2Пар.24,4-10; Неем.10,32; Мишна, Шекалим, 1 сл.} Жертва бедной > женщины - единственное, что порадовало и тронуло сердце Христа > в Иерусалиме. > Находясь в самом центре церковной жизни, Он видел ее болезни, > замаскированные показным благолепием. Мимо Него, снисходительно > отвечая на поклоны, шествовали надменные законники. Их 'тефиллин', > повязки на лбу с текстами Торы, и другие атрибуты набожности каждому > бросались в глаза, но как мало соответствовали они духовному > состоянию этих людей! Иисус видел и ученых, которые часами обсуждали > ничтожные оттенки устава; видел и фарисеев, спотыкавшихся на пути > о камни, чтобы продемонстрировать свою полную отрешенность от мира. > Иисус знал, как легко проникают в эту среду честолюбцы, которые > потом упиваются властью над душами. О подобных пастырях еще пророк > Иезекииль говорил, что они 'пасут самих себя'. Казалось, даже > свет библейского Откровения тускнел в этой затхлой атмосфере > самодовольства и ханжества. > Почему еще в Галилее большинство книжников противилось Иисусу? > Ведь тогда Он скрывал Свое мессианство. А благовестие об Отце, > взыскующем заблудших детей, должно было пробудить всех, кто остался > верен учению пророков. Следовательно, книжники утратили главный > смысл пророческой проповеди. Признавая на словах, что основа Торы - > любовь к Богу и к человеку, они продолжали подменять дух закона > Божия системой формальных обязанностей и культовых правил. > Пророк Михей учил: > Тебе сказано, человек, что есть добро > и что Господь требует от тебя: > Только поступать справедливо, > и любить милосердие, > и в смирении ходить перед Богом твоим.{Мих.6,8} > Между тем фарисеи, особенно ученики Шаммая, с головой погрузились > в дебри ритуализма и казуистических толкований. Знатоки канонов, > они обратили их в орудие господства над 'невеждами'. На этой почве > возникало множество злоупотреблений, доходивших почти до цинизма. > Христос хотел предостеречь Церковь от этого соблазна, от 'закваски > фарисейской', и показать на примере пастырей Израиля, какая > опасность может ей угрожать. Обращаясь к ученикам, Он заговорил: > На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. > Итак, что они скажут вам, - исполняйте и храните, > по делам же их не поступайте. > Ибо, говоря, они - не делают. > Связывают ноши тяжелые и неудобоносимые > и возлагают на плечи людей; > сами же пальцем своим не хотят двинуть их. > Все же дела свои совершают с тем, > чтобы видели их люди. > Расширяют 'тефиллин' свои и увеличивают кисти; > любят же первое место на званых обедах, > и первые сидения в синагогах, > и приветствия на площадях, > и чтобы звали их люди: 'равви'... > Поедающие дома вдов и для вида молящиеся, > эти примут большее осуждение... > Вас же пусть не называют 'равви', > ибо один у вас Учитель, вы же все - братья. > И отцом своим не называйте никого, > ибо один у вас Отец - Небесный. > И пусть не называют вас наставниками, > потому что Наставник у вас один - Мессия. > Больший из вас да будет вам слугою. > Ибо, кто вознесет себя, тот смирён будет, > а кто смирит себя, тот вознесен будет. > {Мф 23,1-12; Мк 12,38-40; Лк 20,45-47. > Прямая заповедь, воспрещающая титул 'отец', осталась, по-видимому, > неизвестной в большинстве церквей в эпоху устного Евангелия. > Около 57 г. ап. Павел пишет: 'Даже если вы имеете тьму наставников > во Христе, вы имеете, однако, не многих отцов, ибо родил я вас > во Христе Иисусе через Евангелие' (1Кор.4,15). Впоследствии этот > обычай именовать руководителей Церкви 'отцами' утвердился, несмотря > на слово Господне. Бл. Иероним пытается объяснить такое > противоречие следующим образом: 'Подобно тому, как по естеству один > Бог и один Сын не препятствует другим, чтобы они назывались богами > и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, > чтобы они назывались несвойственными им именами' > (Бл. Иероним. Толкование на Матфея, IV).} > Отказавшись от авторитарной власти над людьми, Иисус и Своим > апостолам завещал лишь одну власть - власть любви и служения. > Но это не значило, что Он был готов на компромисс с двуличием > и неправдой. Когда Христос въехал в Иерусалим под крики 'Осанна', > Он явил Себя кротким Царем примирения; отвечая на вопросы > богословов - действовал как мудрый Наставник; теперь пробил час, > когда Он должен был выступить как Пророк-обличитель. > В Своей речи Он не стал касаться зелотов и саддукеев, дни которых > и без того были уже сочтены. Первые сами готовили себе гибель, > раздувая пламя войны, вторые представляли собой горстку богатых > клерикалов, с каждым годом терявших поддержку народа. Подлинными > представителями ветхозаветной Церкви были книжники, раввины, > толкователи, принадлежавшие к фарисеям. Иисус не отрицал и не умалял > их заслуг; Он прямо говорил, что апостолы сеяли на почве, вспаханной > прежде наставниками веры: 'Другие потрудились, и вы вошли в труд > их'.{Ин.4,38} Но именно это призвание книжников возлагало на них > величайшую ответственность и делало их грех тяжким вдвойне. > Обличение Христово было подлинным судом Мессии над теми, кто хотел > 'откупиться' от Бога с помощью обрядов и даров, кто считал себя > кастой, которая одна владеет ключами спасения. [ свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (14) www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_14.htm#0 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.23; Лк.20:45-21:4 (11:37-52); эпизоды NN134,135 по "Брюссельскому согласованию" +++ смотри также по теме евангельского чтения: + + + свящ. Яков Кротов: лепты и лептоны www.messia.ru/rasylka/004/697.htm#0 + + + Он же: Предвозлежания и председания www.messia.ru/rasylka/003/611.htm#0 + + + cвт. Григорий Назианзин, св. Исаак Сирин, еп. Кассиан (Безобразов) www.messia.ru/rasylka/004/697a.htm#0 + + + Иоахим Иеремиас: Набожность, разъединяющая с Богом www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0 + + + В.Н.Кузнецова: ложное благочестие (Мк.12:38-39) www.messia.ru/rasylka/004/675.htm#0 + + + Она же: радует ли Бога приношение бедной вдовы? (Мк.12:40,43) www.messia.ru/rasylka/003/350.htm#0 + + + "Библия-центр": Память о том, что Бог видит нас, способна сообщить человеку удивительную силу жизни (41-44) www.bible-center.ru/note/20020117/orth /=== ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ АПОСТОЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ ===================\ / * К.С.Льюис: Страдание по воле Божьей \ : www.messia.ru/rasylka/003/341.htm#0 : : * Фома Кемпийский: в печали предавать себя в волю Божию : : www.messia.ru/rasylka/005/1038.htm#0 : : * Саймон Тагуэлл: счастье страдать за Христа : : www.messia.ru/rasylka/005/1065.htm#0 : : * митр. Антоний Блум о пастырях достойных и недостойных : : www.messia.ru/rasylka/004/661.htm#0 : : * свт. Василий Великий: : : Смирение. ...тогда каждый получит от Бога свою похвалу... : : www.messia.ru/rasylka/004/901.htm#0 : : * свящ. Александр Ельчанинов: Демонская твердыня (О гордости): : www.krotov.info/library/e/yelchani/yelch09.html : ================================================================ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060209/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060127&key=days ***************************************************************** * * к апост. чтению пятницы 33-й седмицы по Пятидесятнице (2Пет.1:1-10) www.messia.ru/rasylka/005/1039.htm#0 (cвящ. Владимир Лапшин; ссылки на тексты К.С.Льюиса, митр. Антония) к еванг. чтению пятницы 33-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.13:1-8) www.messia.ru/rasylka/006/1386.htm#0 (Ориген, блж. Августин; ссылка на текст В.Н.Кузнецовой) 10 февраля (28 января) память прп. Ефрема Сирина (373-379) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус учил народ и говорил: - Остерегайтесь учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях; в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду и на пиру - на почетных местах. Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор! Иисус, сев возле сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи клали помногу. А потом подошла одна бедная вдова и положила две медные монетки - один квадрант. Иисус подозвал учеников и сказал им: - Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных. Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек, она же, такая нищая, положила всё, что у нее было, всё, на что жила.* (Мк.12:38-44) * * * *Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы, это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится в вас. Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик. А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится, пусть славит Бога за то, что носит это имя! Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев. А если он начинается с нас, то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?! "Если праведный еле спасется, / что же будет с порочным и грешным?" Так пусть те, кто страдает по Божьей воле, полностью доверятся Творцу - Он всегда верен - и устремят все помыслы на добрые дела. Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас. Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться. Пасите вверенное вам Божье стадо, заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле, так, как это делает Бог; не из низменной выгоды, но из истинного рвения; не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил, но служа примером для стада. И тогда, когда явится главный Пастырь, вы получите неувядаемый венок славы. И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим. И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому что "Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".* (1Пет.4:14-5:5) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |