Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 17 февраля 2006 г. ст.ст., чт {седмица 3-я предуготовительная (36-я)} литургические чтения: Иуд.:11-25; Лк.23:1-34,44-56 *. > Непреходящесть и современность Страстей Спасителя. Он дал связать > Свои руки, чтобы освободить нас. Он ведет бой с нами - за нас. Часто > бывает ранен. Иной раз Он кажется убитым в чьей-то душе. Тот акт, > коим Он постигает всякое человеческое страдание, есть уже > глубочайшее и сокровеннейшее отождествление с этим страданием. > Такое отождествление - нечто совершенно иное, нежели какая-либо > симпатия или жалость или даже осознание страдающим собственной боли. > Ибо Иисус ведает нас изнутри, а не извне. Его знание схватывает > и усваивает, пронизывает и объемлет собою, включая в себя то, > что познает, как железо, раскаленное добела, делается огнем, > в который оно погружено. Иисус как Бог есть то Существо, Которому > мы причастны; Он - Тот, частицей Которого мы лишь 'обладаем'. > Его существо присуще всем живым существам, оно ближе ко всякому > человеку, чем он может быть близок самому себе, хотя Творец > и не смешивается здесь с тварью. От Его божественной сущности начало > быть все, что есть. Все, что происходит с человеком - даже > и страдание, даже и грех - от Него получает возможность > существования. Человеческое страдание, хотя оно и темная сторона > бытия, всё же укоренено в сущности Божией. Конечно, Бог отрицает зло > во всех его проявлениях; но Он знает скорби людей так, как не знает > ни один человек, потому что черпает свое знание из самой Своей > сущности, откуда берет начало всякое существо, и потому что знать > значит войти внутрь. > Господи Иисусе, исключает ли Твое совершенство всякое страдание? > В человеческом понимании, по-видимому, да, оно исключает страдание, > подразумевающее ограничение, недостаток, нарушение целостности. > Оно исключает страдание, навязанное внешней силой. Человек может > 'претерпевать' его, но Ты, Господи, не можешь быть никем и ничем > отстранен или ограничен. Вместо того, чтобы размышлять об умалении > совершенства Божия, о том, что было 'возложено' на Него наподобие > кары и принято Им, следует осознать, что Господь добровольно, > деятельно, по собственному почину 'берет на Себя' скорби людей. > Принятие на Себя человеческих страданий - это свободный акт > Его суверенной воли. Он ни в чём не умалил Его верховного > совершенства. А ведь он мог не только его умалить, но и как будто > низвергнуть, разбить вдребезги. Говорю 'разбить' и 'как будто', > ибо речь идет о своего рода взрыве, взрывающем какой-то строй бытия, > какое-то сложившееся совершенство, на место которого врывается иная > форма совершенства, не превосходящая первую по существу, > но избранная в силу предпочтения и желания Божия. Но коли этот так, > то могу ли я сказать о Тебе, Спаситель (не находя должных слов > и трепетными устами), что Ты можешь страдать, ни в чём не умаляя > ни своего совершенства, ни воскресшей и прославленной жизни Твоей? > Твое страдание - сама любовь Божия, свободно взявшая на себя > свое бремя. > Твои Страсти, Господи, принадлежат истории. Но они преодолевают > время. Они принадлежат Твоему собственному времени - времени > Христову. Мы, живущие в мире следующих друг за другом событий, > пытаемся ввести понятие последовательности и в наше представление > о божественной жизни. Ты же, Господи, превосходишь события > и историю. Ты вечен. Вечность Твоя - не продолжение событий, > не бесконечная линия. Скорее это единственная точка, где > всё сосредоточено в настоящем. Прошлое и будущее сливаются в том > мгновении, в котором мы живем. В Тебе, Господи, - целостное > присутствие всего бытия. Совокупность всех моментов времени > расплавляется в единстве 'теперешнего', преодолевающего все 'до' > и 'после' нашего человеческого опыта. Человеческое наше время Тобою, > вочеловечившимся Богом, вознесено на небо, включено в вечность. > Вечность Твоя несет в себе каждое мгновение человеческого времени > и в прошлом и в будущем. Весь груз человеческого страдания, поднятый > Тобою на Крест, распятие Твое - больше любых событий во времени. > Страстная Пятница и Пасха едины в вечности Твоей прославленной > жизни, хотя исторически одна предваряет другую. Страданием Господь > побеждает страдание. Твое страдание, Христе Боже, не спорит > со славой Твоей и блаженством. Из полотна Своей скорби Ты ткешь > Свое торжество. Страдание твое неотделимо от победы, ею оно > преодолевается, преображается, становится источником света. > Так неистовая радость мгновенно осушает слезы. Так страдание, > как горючее, становится пищей для пожирающего пламени. > Решусь ли сказать, Господи, что Ты не только был Богом страдающим, > но и остаешься Им и по сей день, но только иначе? Конечно же, > страдание Твое - тайна, приблизиться к которой можно лишь окольным > путем сопоставлений и аналогий. Если я говорю, что Ты 'страдаешь' > и сейчас, то лишь потому, что не располагаю иными словами, которые > могли бы передать реальность того, что лишь интуитивно нащупываю. > Если я говорю: 'Иисус страдает', то вовсе не хочу описать > этими словами опыт, равнозначный словам 'я страдаю'. Стало быть, это > всего-навсего оборот речи, метафора? Нет, конечно. Я верую, Господи, > что Твои сегодняшние страдания - реальность подлинная и реальность > большая, чем страдания людей. Но я не думаю о Твоем страдании > в понимании человеческом. Я говорю, что Ты страдаешь, ибо эти > слова - единственный способ выражения - каким бы он ни был убогим - > того 'нечто', что существует в Боге. И это 'нечто' в каком-то > высшем, невыразимом смысле как-то соотносится со страданием твари. > Стоит ли, однако, рассуждать об этом? Стоит ли упорствовать > подыскивая слова, когда заранее известно, что любые из них здесь - > лишь бедный лепет? Имеет ли всё это для нас жизненную важность? Да, > имеет, я глубоко верю в это. Если это принять, если об этом > задуматься (и да будут слова эти правдой, Господи!) - благая весть > о Христе, состраждущем человеку, страдание Которого уже преодолено, > хотя и незримо нами, эта весть должна погасить и человеческое > страдание. Те, кому ведомы удары жизни, скорее раскрываются > обетованиям радости. Матери, потерявшей единственного сына, молодой > женщине, потерявшей мужа, мы сможем сказать: 'Сам Иисус в этот час > страдает твоим страданием, чтобы навсегда превозмочь его. Подобно > Симону Киринеянину ты несешь крест твоего Спасителя. И в этот момент > Иисус несет его с тобою. Ты не видишь еще, что крест этот, > взваленный на двоих, возвещает о победе. Но глаза твои раскроются, > и ты увидишь'. > Святые всегда ощущали, что Страсти Иисуса не были событием, однажды > минувшим. В каком-то смысле они становились их современниками. Они > не пеклись о том, как примирить блаженство Иисуса по Вознесении > с Его нынешними страданиями. Такое не открывается познанию. > Но вспомним слова Августина: Da mihi amantem et sentit quod dico. - > 'Дайте мне того, кто любит, и он почувствует то, о чём я говорю'. > Отец и Дух Святой - каждый по-своему - соприкосновенны страданиям > Сына. Все три ипостаси послушны любви, проистекающей из общей > Их Сущности. Отец Своими руками поддерживает Крест Сына, и голубь > парит над ним. > В сердце Божием Крест существовал до того, как был воздвигнут > за стенами Иерусалима. Крест деревянный убран, тот, что был в сердце > Божием, пребывает вовек. > 'Агнец, закланный с основания мира'; Его непрестанно приносят > в жертву. > 'Подай перст твой сюда и посмотри на руки Мои, подай руку твою > и вложи в ребра Мои...' Это не только обращение к Фоме, дабы > он убедился в телесном воскресении Иисуса. -> Сын Мой, взгляни на Мои раны. Они - кричащее опровержение любой -> попытки свести Евангелие к какой-либо человеческой мудрости -> или возвышенному идеалу. Я - Спаситель, умерший на Кресте. -> И всем, кто хочет знать лишь о Воскресении и Преображении, -> кто отворачивается от Голгофы, пусть раны Мои напомнят: Крест - -> необходимое условие спасения. -> Но они имеют и другой смысл. После Моего Вознесения ты не можешь -> коснуться пробитых рук и пронзенного ребра Моего, если -> не склонишься над ранами человеческими. В часы сомнения оглянись -> вокруг. Утешь горе другого, и коснешься Меня. В этом живом общении -> со страждущими членами Моего тела ты и почувствуешь по-настоящему: -> Я - с тобою, рядом. [ Монах Восточной Церкви [иеромонах Лев (Жилле)] Иисус очами простой веры (XLIII) // Брюссель, 1991; стр.107-111 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.27:; Мк.15:; Ин.18:28-19:42; эпизоды NN154-165 по "Брюссельскому согласованию" ПО ТЕМЕ СМОТРИ ТАКЖЕ: • митр. Сурожский Антоний: Вознесение... на Крест www.messia.ru/rasylka/004/709.htm#0 • свящ. Георгий Чистяков: Смерть Иисуса Христа: кто виноват? www.messia.ru/rasylka/003/362.htm#0 • "Библия-Центр": казнь Христа www.messia.ru/rasylka/005/1086.htm#0 • иеромонах Лев (Жилле): "Вот Агнец Божий!" www.messia.ru/rasylka/003/317.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060302/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060217&key=days * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ СВОЮ НОВУЮ РАССЫЛКУ: "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Время от времени - фрагменты из памятников раннехристианской литературы и произведений междузаветного периода. Обычно используются современные переводы Библии. Подписаться можно здесь: www.messia.ru/r3/#0 или отправив письмо по адресу: mailto:mjtap@ya.ru?subject=R3-subs+* (в поле ТЕМА должно быть: "R3-subs+*"). -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда Иисуса вели на казнь ... за Ним шла большая толпа народа, и среди них женщины, которые били себя в грудь, оплакивая Его. Иисус, повернувшись к ним, сказал: 'Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима! / О себе плачьте и о детях своих! Вот наступают дни, когда будут говорить: "Счастливы бесплодные, нерожавшие / и не кормившие грудью!" Тогда будут говорить горам: / "Обрушьтесь на нас!" - / и холмам: "Скройте нас!" Если с деревом, полным соков, так поступают, / что же будет с сухим?' Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников. И когда пришли на место, называемое "Череп", распяли там Иисуса и преступников - одного справа, а другого слева от Него. Иисус говорил: 'Отец! Прости им, они не понимают, что делают!'* (Лк.23:26-34) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |