ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 16 апреля 2006 г. ст.ст., суббота Светлой седмицы. литургические чтения: Деян.3:11-16; Ин.3:22-33. > Старчество <...> это благодатный дар, это духовная гениальность, > и поэтому никто из нас не может думать о том, чтобы вести себя > подобно старцам. Но есть еще промежуточная область - это отцовство. > И опять-таки, слишком часто молодой - и не такой молодой - > священник, только потому, что его называют 'отец такой-то', > воображает, что он не просто исповедальный священник, > а действительно 'отец', в том смысле, в котором Павел говорил, > что пестунов у вас много, но я родил вас во Христа; и то же самое > в свое время говорил святой Серафим Саровский. Отцовство заключается > в том, что какой-то человек - и это может быть даже не священник - > родил к духовной жизни другого человека, который, вглядевшись > в него, увидел, как старое присловье говорит, в его глазах и на его > лице сияние вечной жизни и потому мог к нему подойти и просить быть > ему наставником и руководителем. > <.....> > <...> Ожидаем мы легко смирения со стороны послушника или духовного > чада; но сколько смирения нужно священнику, духовнику для того, > чтобы никогда не вторгаться в святую область, чтобы относиться > к душе человека так, как Моисею приказал Бог отнестись к той почве, > которая окружала купину неопалимую. И каждый человек - > потенциально или реально - уже является этой купиной; и всё, что > его окружает, это почва святая, на которую духовник может ступить, > только <сняв> свои сапоги, никогда не вступить иначе, чем > как мытарь, стоящий у притолоки храма, глядящий в храм и знающий, > что это область Бога Живого, место святое, и он не имеет права войти > туда иначе, как если Сам Бог велит или Сам Бог подскажет, > какое действие совершить или какое слово сказать. > <.....> > И вот смирение - это раскрыться перед Богом так совершенно, чтобы > никак против Него, против воздействия Святого Духа или против > положительного образа Христа, Его учения не защищаться и быть > уязвимыми для благодати, как в греховности нашей мы уязвимы бываем > от рук человеческих, от острого слова, от жестокого поступка, > от насмешки, - и отдать себя так, чтобы по нашему собственному > желанию Бог имел право совершить над нами, что бы Он ни захотел: > всё принимать, открываться, и тогда дать просто Святому Духу > нас покорить. > Мне кажется, что если и духовник будет учиться смирению в этом > смысле: видеть в человеке извечную красоту, и знать свое место > (а это место такое дивное, такое святое: место друга жениха, > которому невеста - не его невеста, но который поставлен обречь > встречу жениха и невесты), тогда духовник может действительно > быть спутником своего духовного чада, идти шаг за шагом с ним, > оберегая его, поддерживая его и никогда не вторгаясь в область > Святого Духа; и тогда духовничество делается частью той духовности > и того возрастания в святость, к которой каждый из нас призван > и которую каждый духовник должен помочь своим духовным детям > совершить. > Но где искать духовников? Беда в том, что старцев, даже духовников, > нельзя искать, потому что мы можем обойти весь мир и не найти; > но опыт подсказывает, что иногда Бог нам посылает нужного человека > в нужную минуту хоть на короткий срок. И он тогда вдруг делается > для нас тем, чем старцы были в продолжительном отношении. Знаете, > я часто думаю, что мой как бы небесный покровитель - валаамова > ослица, которая заговорила и сказала пророку то, чего он сам видеть > не мог, в том смысле, что так часто ко мне приходит человек, > и я не знаю, что ему ответить, и вдруг нечаянно скажу что-нибудь - > и оказывается правильно. И я думаю, что в такой момент Бог тебе дает > слово; но рассчитывать на то, что твой опыт, твоя начитанность тебе > даст возможность это всегда делать, невозможно, и поэтому приходится > очень часто благоговейно промолчать, а потом сказать человеку: > знаешь, я сейчас не могу тебе ответить... И у нас есть замечательный > пример в жизни Амвросия Оптинского; к нему приходили люди, > прося совета, он их заставлял два-три дня ждать; и в одном случае > купец пришел, говорит: мне надо возвращаться, у меня лавка закрыта, > а ты мне ответа не даешь... И Амвросий ему ответил: не могу тебе > ничего сказать! Я спрашивал ответа у Божией Матери, и Она молчит... > И я думаю, что и мы могли бы сказать: я мог бы тебе от ума, от книг, > от рассказов что-то сказать, но это было бы нереально, - и вот > я не могу тебе ничего сказать. Молись, я буду молиться, если > что-нибудь мне Бог на душу положит, я тебе напишу, я тебе скажу - > и человек относился бы тогда к слову, которое ты скажешь, когда > ты говоришь его, совсем иначе, чем когда на все случаи жизни у тебя > прописные истины, потому что все наизусть знают твои прописные > истины: единственный вопрос в том, что он не знает, которая к нему > относится вот сейчас. > Теперь я хочу пояснить, что когда я говорил о гениальности, > я не говорил ни о священстве, ни даже о категории духовного > отцовства, а специально и исключительно о старчестве. И я употребил > слово 'гениальность', потому что в области разговорного языка > оно выражает то, что можно назвать иначе 'благодатность'. В области > мирской это гениальность музыкальная, артистическая, > математическая - это нечто, чего мы не можем достигнуть никакими > собственными усилиями. Поэтому я говорил не о священстве вообще, и, > конечно, не думал порочить приходского священника, самого молодого, > простого, но искреннего, который делает свое священническое дело, > исповедуя людей, делясь с ними тем, чему он научился от отцов > Церкви, от богословов, от собственного духовника, от окружающей его > христианской молитвенной среды. Это драгоценная вещь. Но есть > момент, который меня немножко смущает: это то, что некоторые > священники - и чем больше они духовно неграмотны и незрелы > (это относится также и к мирянам, но сейчас я бью по священникам, > потому что они 'профессионалы'), тем легче они думают, что > как только они облечены в рясу, надели епитрахиль, они будут > говорить от Бога. Я помню очень уважаемого человека, которого > сейчас многие считают великим старцем на земле, который мне говорил: > я больше не молюсь, когда люди ставят мне вопрос, потому что так как > после молитвы я говорю Святым Духом, то если они не исполнят точно > то, что я скажу, они грешат против Духа Святого и им нет прощения... > Вот это я имел в виду; это, конечно, слава Богу, крайность. > И я в ужасе, что человек может думать, что потому что он трижды > сказал: 'Господи, просвети мой ум, еже помрачи лукавое похотение', > то следующие его слова будут просто пророчеством от Бога. > И я думаю, что тут просто элементарный разум играет роль: можно > говорить о том, что ты знаешь достоверно. Скажем, беря пример > громадного масштаба: святой апостол Павел мог говорить с совершенной > достоверностью и уверенностью о том, что воскрес Христос, потому что > он встретил живого, воскресшего Христа на пути в Дамаск; о некоторых > других вещах он говорил не из такого первичного опыта. Другие люди > также обладают определенным опытом, меньшего масштаба, может быть, > меньшей силы, но о котором они могут говорить: 'Да, я знаю > достоверно' - как один безбожник, обратившийся к Богу, написал > во Франции книгу под названием 'Бог существует, я Его встретил'. > Священник - и мирянин - могут также говорить из опыта церковного, > которому они причастны, даже если не обладают им полностью; потому > что имея общие с другими некоторые опытные предпосылки, они могут > прислушиваться к опыту других, опыту, который еще не стал полностью > их опытом, но когда это нужно другому, они могут сказать: это - > правда, потому что это говорит Церковь, и я знаю из недр церковных > больше, чем я знаю из собственного опыта... И, наконец, есть вещи, > о которых мы можем говорить только потому, что их нам открыл > Господь. [ Митрополит Сурожский Антоний. ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНИЧЕСТВО www.mitras.ru/be/be_6.htm ] ===> по теме евангельского чтения смотри: + + + Романо Гвардини: друг Жениха www.messia.ru/rasylka/005/1139.htm +> Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/004/767.htm#0 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_03_23.html www.krotov.info/spravki/persons/01person/predtec_00217.html +> Свящ. Александр Мень об Иоанне Крестителе (в кн. НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА): www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_33.html +> Он же. 'НЕ МИР, НО МЕЧ' - гл. 6 в кн. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (изгнание торгующих из Храма, конфликт с фарисеями, беседа с Никодимом, Предтеча) www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_06.htm#0 +> Митр. Сурожский Антоний - проп. о Предтече (1968г.) глас вопиющего в пустыне www.messia.ru/rasylka/005/1196.htm#0 Как часто бывает, что колеблется наша душа... www.messia.ru/rasylka/005/1200.htm#0 *> Ганс Урс фон Бальтазар: Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0 * свт. Софроний Иерусалимский ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html#2 * Словарь библейского богословия, 1970. www.krotov.info/library/bible/comm/09i.htm#i10 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060429/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060416&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению воскресенья 2-е по Пасхе (Ин.20:19-31) www.messia.ru/rasylka/005/1140.htm#0 (митр. Антоний; ссылки на тексты Якова Кротова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Как-то раз у учеников Иоанна возник спор с одним евреем по поводу обрядов очищения. Они пришли к Иоанну и сказали ему: - Равви, помнишь того человека, который был с тобой за Иорданом, ты о Нём свидетельствовал? Так вот, Он тоже омывает, и все идут к Нему! Иоанн ответил: - У человека есть только то, что дано ему Небом. Вы сами можете подтвердить, что я сказал: 'Я не Помазанник', но сказал также: 'Я был послан раньше Его'. Невеста принадлежит только жениху. А друг жениха сто`ит рядом, слушает его и радуется, слыша его речи. И ко мне наконец пришла такая же радость. Ему надлежит возрастать, а мне умаляться. Тот, кто приходит свыше, / выше всех остальных. Тот, кто рожден от земли, / сам земной и говорит по-земному. Но Тот, кто приходит с Небес, / Тот, кто всех выше, Он свидетельствует о том, / что сам видел и слышал, но весть Его не принимают. А кто Его весть принимает, / тот подтверждает этим, что Бог всегда верен. Тот, кого послал Бог, / говорит слова Божьи, потому что Бог щедро дает Ему Дух.* (Ин.3:25-34) * * * "Не стремитесь все стать учителями! Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго. Ведь все мы много грешим. Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело". (Иа.3:1-2) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |