=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 18 декабря 2006 г. ст.ст., понедельник 28-ой седмицы по Пятидесятн. литургические чтения: 2Тим.2:20-26 или Евр.3:5-11,17-19; Лк.20:27-44 * (29-ой седм.). {Рождественский пост} > 20.27-40 ВОПРОС О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ > (Мф 22.23-33; Мк 12.18-27) > 27 К Нему подошли несколько саддукеев (они отрицают > воскресение) и задали Ему такой вопрос: > 28 - Учитель, Моисей написал нам в законе: +если умрет > у кого-нибудь бездетным+ женатый +брат, пусть он возьмет его > 29 жену себе, чтобы дать брату потомство.+ • Так вот, было семь > 30 братьев. Первый, женившись, умер бездетным. • И второй, > 31 и третий брали ее в жены, и так все семеро. И все умерли, > 32,33 не оставив детей. Потом умерла и женщина. • Так чьей женой она > будет после воскресения? Ведь женаты на ней были все семеро! > 34 - Люди этого века женятся и выходят замуж, - ответил > 35 Иисус. • - Но те, что сочтены достойными воскресения > из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, > 36 ни выходить замуж. • И умереть они уже не смогут, а будут > подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их > 37 из мертвых. • А что касается того, что мертвые воскресают, > то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне, > 38 когда называет +Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом > Иакова+. • Но Бог - Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все > живы. > 39 И тогда некоторые учителя Закона сказали: - Хорошо сказано, > Учитель. > 40 И уже никто не осмеливался ни о чем Его спрашивать. > ------------------------------ > *27 || Деян 23.8 > *28 || Втор 25.5; Быт 38.8 > *36 || Рим 8.15-16; Гал 4.5-7 > *37 || Исх 3.2,6,15,16 > *38 || Рим 14.8-9 > Ст. 27 - <....> <....> > =Они отрицают воскресение= - действительно, вера в воскресение > появилась в Израиле довольно поздно. В Священном Писании нет > ни одного места, где бы четко и недвусмысленно излагалось учение > о воскресении. Есть лишь несколько довольно поздних текстов > послепленного периода, которые к тому же допускают разные > толкования. В лучшем случае здесь еще не твердое убеждение, а лишь > смутное предчувствие (Дан 12.2; Ис 25.8; 26.19; Пс 16(15).8-11; > 73(72).24-25; Иов 19.25-27). Как говорилось в Писании: 'Мы умрем > и будем как вода, вылитая на землю, которую невозможно собрать' > (2Пар 14.14). 'Смерть есть окончательный конец, уничтожение > человеческого существования, и это не опровергается даже рассказами > о том, что некоторым удалось вернуться к жизни после смерти (3Цар > 17.17-22; 4Цар 4.18-37). Если Енох (Быт 5.24) и Илья (4Цар 2.11) > не умерли, но были взяты живыми к Богу, это лишний раз > свидетельствовало о силе смерти, разрушающей жизнь и об отсутствии > надежды за ее пределами'.* Человек после смерти ведет призрачное > существование, которое нельзя назвать жизнью, в некоем мрачном > и безнадежном месте под названием Ше`ол, очень напоминавшем > греческий Аид. Туда попадали все люди - вне зависимости от того, > какую жизнь они вели на земле. Это существование можно было бы > назвать богооставленностью. В псалме сказано: 'Ибо в смерти > нет памяти о Тебе: во фобе кто будет славить Тебя?' (Пс 6.5(6). > Единственное бессмертие для человека, как говорится в Книге Иисуса > Сираха, это добрая слава (39.11; 41.16; 44.8) и продолжение себя > в потомках (11.28; 46.11-12). Лишь в более позднее время, в так > называемый междузаветный период, появляется вера в воскресение, > обусловленная не тем, что в человеке есть нечто бессмертное, > а Божьей силой, побеждающей смерть. Но, как мы видим, она > еще разделяется не всеми. Например, только что процитированная книга > Иисуса Сираха написана довольно поздно, во II веке до н.э. К I веку > н.э. эта вера становится практически всеобщей в народе Израиля, > за исключением саддукеев. > Ст. 28 - Вопрос, заданный саддукеями, был издевательским и имел > целью высмеять учение Иисуса и, следовательно, подорвать > Его авторитет в глазах толпы. Как известно, в Законе Моисея > установлен так называемый левиратный** брак: если один брат умирает > бездетным, его брат обязан жениться на вдове и дети, рожденные > в таком браке, считаются законными детьми первого брата. > Это установление намного древнее Пятикнижия, оно известно у многих > народов. Человеку нужны были законные наследники для того, чтобы > они похоронили его с соблюдением всех необходимых обрядов > и принесением положенных жертв для умилостивления его духа.*** > Кроме того, благодаря таким бракам имущество закреплялось в одной > семье. > Целью саддукеев была доказать, что Писание не только не знает > воскресения, но прямо и ясно его отрицает. По их мнению, Моисей, > предписав левиратный брак (Втор 25.5-10; Быт 38.8), тем самым отверг > веру в воскресение. > Ст. 29-33 - Саддукеи рассказывают Иисусу историю, имеющую > фольклорные черты: женщина по очереди выходит замуж за семерых > братьев, но ни от кого не имеет потомства. Если воскресение > существует, то после смерти она встретится со всеми своими мужьями, > и тогда встанет вопрос, чьей женой она будет в посмертном бытии. > Ответ, с точки зрения саддукеев, может быть единственным: вера > в воскресение неизбежно ведет к признанию многомужества, что > не допускалось Законом и рассматривалось как грех разврата. > Ст. 34 - Иисус возражает им, говоря, что брак - это установление > земное, касающееся лишь этого века. Но в Новом Веке все будет > по-другому. > Он показывает, что их представления о воскресении грубы > и материалистичны, они понимают его как оживление трупов, после чего > жизнь будет продолжаться в том самом виде, в каком она была > до смерти. > Ст. 35 - Но жизнь будущего Века будет качественно иной, > преображенной: там не будет ни браков, ни деторождения. В Царстве > 'никаких браков не заключают, так как с преодолением смерти > брак теряет свой смысл'.*# И здесь надо помнить о том, что древние > браки чрезвычайно редко заключались по любви. Главной их целью было > продление рода и рождение наследников, которым должно было остаться > имущество после смерти отца. Но в новой жизни нет смерти и, > следовательно, нет наследства, нет имущественных интересов. > =Те, что сочтены достойными воскресения из мертвых= - здесь > воскресение из мертвых касается только праведных, которые будут жить > в Новом Веке. В Новом Завете есть также утверждение, что воскрешены > будут все, но на Суде одним будут вынесен обвинительный приговор > и им предстоит вечная погибель, другие же будут вкушать вечную жизнь > (см. Мф 25.31-46; Деян 24.15). Но в этом отрывке не ставится вопрос > о судьбе людей, недостойных спасения. Здесь говорится лишь о том, > что те, что будут оправданы и воскрешены, будут жить иной жизнью > и прежние земные отношения, понятия и ценности канут в небытие. > Ст. 36 - Люди =будут подобны ангелам=, что означает бессмертие > и качественно иную, духовную жизнь. Возможно, Иисус упоминает > ангелов потому, что саддукеи отрицали их существование. Люди, > не верящие в способность Бога победить смерть и даровать жизнь > мертвым, тем самым не верят в Божье могущество. Второе Благословение > синагогальной литургии прославляло Бога за Его могущественные дела, > включающие воскресение мертвых. > Но они обретут не только бессмертие, но станут детьми (буквально: > 'сынами') Бога. Это может значить, что люди уподобятся ангелам, но, > вероятно, они станут детьми Бога благодаря воскресению. 'Ты - Мой > Сын, сегодня Я родил Тебя', - эти слова из псалма (Пс 2.7) в Деяниях > апостолов отнесены к Иисусу. 'Так Божественное отцовство заменяет > собой человеческое родство'.**# > Конечно, люди, верившие в воскресение, представляли себе новую жизнь > по-разному: одни более духовно, как, например, Рав, учитель, живший > в III веке: 'Будущий век не таков, как это век. В будущем веке > не будет ни еды, ни питья, ни деторождения, ни торговых сделок, > ни зависти, ни ненависти, ни ссор, но праведные будут восседать > с венцами на головах и будут насыщены славой присутствия Божьего'. > Другие представляли его себе полным наслаждений, пиршеств, изобилия > удовольствий. > Ст. 37 - Во второй части ответа Иисус говорит, что о воскресении > свидетельствуют Писания. Саддукеи знают букву Писаний, но их смысл > остается для них закрытым. Иисус цитирует отрывок из Пятикнижия > (Исх 3.2,6), то есть апеллирует к Закону Моисея, который пользовался > у саддукеев наибольшим авторитетом. Выше уже говорилось, что смерть > понималась как богооставленность, но Бог, обращаясь к Моисею, > называет себя Богом его предков - =Богом Авраама, Исаака и Иакова=, > людей, с которыми Он заключал договоры. Хотя они и умерли несколько > столетий тому назад, Бог по-прежнему верен Своему Завету с ними, и, > следовательно, связь между ними и Богом не была разорвана > их смертью. Для Бога они в каком-то смысле живы или будут воскрешены > Им в будущем. Конечно, этот текст можно было бы интерпретировать > как учение не о воскресении, а о бессмертии души, но и еврейская > дохристианская, и позднейшая христианская традиция говорят > о телесном воскресении, без которого невозможна полнота новой жизни > (1Кор 15.35-50). Итак, сам Моисей в Писании свидетельствует > о воскресении и посмертном бытии. > Ст. 38 - Читатели Евангелия тоже знают, что саддукеи заблуждались, > потому что на примере воскресения Иисуса они удостоверились, что > Бог - Он =Бог не мертвых, а живых=. [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий // М., 2004. Стр.436-442 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.22:23-33,41-46; Мк.12:18-27,35-37; эпизод N133 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#133) ~~~~~ к рядовому еванг. чтению понедельника смотри: ~~~~~~ /*** В.Н.Кузнецова о воскресении, браке и продолжении рода (комм. к Мф.22:23-32) www.messia.ru/rasylka/003/529.htm#0 /*** Прп. Макарий Египетский о воскресении умерших www.messia.ru/rasylka/002/282.htm#0 /*** свящ. Александр Мень: Перевоплощение или воскресение? www.messia.ru/rasylka/002/175.htm#0 /*** Он же: Бессмертие и воскресение www.messia.ru/rasylka/003/525.htm#0 /*** Он же: Земная жизнь и жизнь вечная. Воскресение www.messia.ru/rasylka/003/644.htm#0 /*** Яков Кротов: Моисей о воскресении мертвых, или цинизм, обманувший сам себя www.messia.ru/rasylka/003/339.htm#0 /*** Л.Буйе: пророк, которому было открыто Имя www.messia.ru/rasylka/004/1007.htm#0 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061218/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-12-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *В большом хозяйстве есть не только золотая и серебряная посуда, но и деревянная, и глиняная, есть и дорогой сосуд, и простой горшок. Тот, кто отчистил себя от всего дурного, будет почетным сосудом: он освящен, им пользуется Хозяин, он сто`ит наготове для всякого доброго дела. Избегай юношеских страстей и стремись к справедливости, вере, любви и миру со всеми, кто чистым сердцем призывает Господа. Сторонись глупых и невежественных споров, ты знаешь, что они кончаются ссорами. А слуге Господа не пристало махать кулаками. Ему полагается быть добрым и мягким со всеми, уметь учить, не помнить зла, с кротостью исправлять тех, кто ему противится. Ведь, может быть, Бог еще даст им раскаяться и узнать истину, и они опомнятся и вырвутся из западни дьявола, который держал их в плену, подчинив своей воле.* (2Тим.2:20-26) * * * *Цельтесь в небо - попадете и в землю; цельтесь в землю - не попадете никуда!* (CSL) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1709.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |