=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос рождается - славьте! Христос с Небес - встречайте! Христос на Земле - воспряньте! Пойте Господу по всей Земле! * 14 декабря 2006 г. ст.ст., среда 29-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Евр.5:11-6:8 или Евр.10:1-18; Мк.8:30-34 * (30-ой седм.). {Рождественский пост} > <.....> Многие <ученые> полагают, что проблемы с <включением канон > Послания к Евреям> объясняются очень жесткой позицией ее автора > по отношению к тем христианам, которые после крещения совершили > грех: "Ведь если люди некогда пришли к свету, и вкусили небесного > дара, и стали сопричастны Святому Духу, и на себе испытали доброту > Божьего слова и духовные силы грядущего века, но затем отпали, их > уже невозможно заново привести к раскаянию, потому что они, себе > во вред, распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище" > (6.4-6; ср. также 10.26-31). Мы знаем о сотнях христиан-мучеников, > которые предпочли смерть отречению от Христа. Но во время жестоких > гонений на Церковь не все пошли на мученичество, многие из страха > смерти дрогнули и согласились поклониться языческим идолам. > Перед Церковью встала проблема, что делать с предателями, как их > тогда называли. Эти люди не перестали верить в Христа, и всё же > отречение было, пусть и внешнее. Что с ними делать? > После продолжительных споров победила точка зрения, что отступников > и грешников можно после покаяния принять обратно в лоно Церкви. > И хотя в этом письме, вероятно, имеется в виду не такой грех, > а сознательный отказ от Христа, предельный ригоризм автора мешал > его принятию в канон, по крайней мере, в западной Церкви. Но к этому > времени утвердился еще один критерий канонизации - апостольское > происхождение книги и особенно ее древность. Они создавали > предпосылки для того, чтобы книга воспринималась как авторитетная. > <Вот что говорит Ориген: "В языке послания, озаглавленного > "к Евреям", нет черт, свойственных речи апостола, который признавал, > что "неискусен в слове" (2Кор.11.6), то есть в умении изящно > выражаться. Что послание составлено на хорошем греческом языке, > признает всякий, кто способен чувствовать разницу в стиле. С другой > стороны, мысли в этом послании удивительные и не уступают > тем посланиям, которые признаются истинно Павловыми. С этим > согласится каждый, кто внимательно прочитает апостольский текст. > Если бы я выражал свое мнение, то я должен был бы сказать, что мысли > эти принадлежат апостолу, а стиль и композиция - кому-то, > кто запомнил апостольские поучения и написал, как бы поясняя > сказанное. Поэтому, если какая-либо Церковь принимает это послание > за Павлово, хвала ей за это. Ибо не зря древние мужи приписали > это послание Павлу. Но кто на самом деле написал его, знает > один Бог".> А вот что говорит, например, Иероним: "Неважно, > кто написал Послание к Евреям, ибо в любом случае это труд > церковного писателя, который постоянно читают в церквах". К V веку > оно окончательно вошло в канон с именем апостола Павла как автора. > Мы также не знаем, когда эта книга была написана. Никаких внешних > свидетельств у нас нет, известно лишь, что письмо было впервые > процитировано Климентом Римским примерно в 96 году. Это единственный > временной ориентир, которым мы располагаем. Само письмо дает нам > некоторые свидетельства: читатели письма - это христиане со стажем, > со времени их обращения должно было пройти довольно большое время, > и они уже должны были достичь духовной зрелости и сами стать > учителями (5.12). Они с честью выдержали какие-то гонения, которые > не были еще очень серьезными (10.32-34). Кое-кто из лености перестал > посещать христианские собрания (10.25). Кроме того, автор нигде > не упоминает о том, что иерусалимский Храм прекратил > свое существование, а это случилось в 70 году. Говоря о левитском > священстве, о храмовых обрядах и церемониях, о жертвоприношениях, > он постоянно употребляет настоящее время (5.1; 7.5; 8.3; 9.6,22; > 10.4,8,11). На основании всего этого ряд ученых высказывает мнение, > что письмо можно датировать временем до 70 года. Конечно, решающим > доказательством для определения даты написания это не может служить. > Ведь и в Мишне, еврейском судебнике II века, о Храме тоже говорится > в настоящем времени, хотя со времени его разрушения прошло больше > столетия. И о каких гонениях идет речь? В I веке были гонения > при императоре Клавдии, сравнительно мягкие и непродолжительные > (49 г.), страшные гонения Нерона, обрушившиеся на римских христиан > в 64 году, но они, вероятно, ограничивались Римом и вскоре > закончились; кроме того, гонения были и в правление императора > Домициана, в конце века. Но не надо забывать, что были и другие > преследования - не на государственном уровне, а когда на христиан > ополчались соседи, городская чернь, местные магистраты. О таких > опасностях постоянно пишут и Павел, и Петр. <.....> > <... Автор послания> не ставит под сомнение старые культовые > установления. И священнослужение, и жертвоприношения, и Храм - > всё это соответствовало воле Бога. <...> Он оставляет без внимания > даже тот факт, что именно храмовая иерархия была самым яростным > врагом Иисуса и повинна в Его смерти. И он же самым решительным > образом навсегда отверг всякую ценность культа, Храма, жертв > и т.д. - даже в идеальном варианте. Отверг потому, что их время > закончилось, потому что они отменены Богом. > Хотя и другие тексты Нового Завета говорят о том, что Иисус > после смерти был вознесен и восседает по правую руку Бога, только > в Письме Евреям сказано, кем сейчас является Иисус для христиан: > Он совершает служение Первосвященника в небесном святилище > и ходатайствует за них. Это главный вклад автора послания > в христианское богословие. > Пока что мы в большинстве случаев лишь ставили вопросы, не получая > на них ответа. Но когда мы говорим о причинах, побудивших автора > написать это письмо, то, даже не зная конкретных обстоятельств жизни > адресатов, ни их местонахождения, ни их национальной > принадлежности - то есть всего того, что называется "жизненным > контекстом", мы всё же можем ответить на этот вопрос на основании > самого письма. Главной целью его было не богословствование, > а пастырская забота о людях. Автор опасается того, что члены общины > могут облениться, перестать совершенствоваться, их вера может > охладеть. О том, что такого рода опасность подстерегала христиан, > говорят и другие писатели Нового Завета (ср. Гал.6.9; Откр.2.4; > 3.1). Вот почему автор уговаривает их "крепче держаться того, > что услышали, не то нас снесет течением" (2.1), не относиться > пренебрежительно к спасению (2.3), не упустить возможность войти > туда, где их ждет Божий отдых (4.1). А такие опасные симптомы есть: > вместо того, чтобы самим стать учителями, достичь духовной зрелости, > им приходится возвращаться к самым начаткам христианства, снова > питаться молоком, а не твердой пищей; их колени ослабели (5.11-14; > см. также 4.14; 6.7-8,12; 10.19,23; 12.3,12-13 и др.). > Если они не изменятся, результат будет еще более плачевным. Вместо > пассивного дрейфа по волнам житейского моря, их будут подстерегать > куда более опасные вещи: они могут восстать против воли Бога, > тем самым впадая в сознательный грех и заново распиная Христа (3.12; > 6.6; 10.26,29; 12.25 и др.). Вероятно, автор знал, что у общины > в целом или у какой-то ее части есть желание вернуться к привычным > старым установлениям: к храмовому культу, к жертвоприношениям, > к Закону - и это может закончиться отпадением от Христа. Мы > не знаем, произошло ли это уже с какими-то членами общины или автор > письма еще предостерегает их от того же, о чём говорил Христос > в притче о бесе, который, возвратясь и найдя прежнее свое жилье > незанятым, взял и привел с собой еще семь бесов, отчего человеку > стало хуже, чем было прежде (Мф.12.43-45; Лк.11.24-26). В этом > контексте и звучат те самые жесткие слова о невозможности второго > раскаяния, о страхе и ужасе тех, кто окажется в руках Живого Бога. > Такая опасность отступничества особенно сильна, потому что вскоре > общину поджидают новые гонения, несравнимые с прежними. И это, > вероятно, вторая причина, по которой было написано это письмо. Автор > напоминает им о том, что сам Христос, претерпевший страдания, > испытанный страданиями, поможет тем, кто подвергается испытаниям > (2.18). Он также напоминает им, как стойко и мужественно они вели > себя во время прежних гонений (10.32). Он перечисляет длинную > вереницу великих подвижников веры в прошлом (гл. 11) и призывает > христиан брать с них пример, помнить о том, что у них нет земного > пристанища, как не было и у тех, но их, претерпевших и вынесших всё, > ждет великий субботний отдых у Бога, благословенный город, небесный > Иерусалим. [ Валентина Николаевна Кузнецова. ПИСЬМО ЕВРЕЯМ. Предисловие в кн.: Письмо Евреям. Письма Иакова, Петра, Иуды // М., 2001 www.messia.ru/r2/1/221.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:20-24; Лк.9:21-23; эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86) * смотри по теме евангельского чтения: ++ В.Н.Кузнецова: суть христианства: взять свой крест www.messia.ru/rasylka/004/860.htm#0 + что значит быть учеником? www.messia.ru/rasylka/003/386.htm#0 ++ Цезарий Арльский: "Отвергнись себя и возьми свой крест..." www.messia.ru/rasylka/005/1364.htm#0 ++ митр. Сурожский Антоний: Ответ земли на Божью любовь. Святость как благодарность. Взять свой крест... www.messia.ru/rasylka/003/514.htm#0 www.messia.ru/rasylka/005/1185.htm#0 + ...хоть на мгновение забыть о себе и вспомнить о ближнем вместе с Богом... www.messia.ru/rasylka/004/861.htm#0 + Как отвернуться от себя? www.messia.ru/rasylka/004/733.htm#0 + взять свой крест... www.messia.ru/rasylka/002/160.htm#0 + Осмысленность молитвы. Взять свой крест... www.messia.ru/rasylka/003/568.htm#0 + Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос www.messia.ru/rasylka/002/093a.htm#0 ++ Яков Кротов: свой крест... бремена других... www.messia.ru/rasylka/004/733a.txt + взять свой крест... искусство умирать www.messia.ru/rasylka/004/856.htm#0 ++ прп. Макарий Египетский: взять с радостью крест Господень www.messia.ru/rasylka/005/1308.htm#0 + ...все козни против нас рассеются www.messia.ru/rasylka/005/1321.htm#0 ++ свящ. Александр Мень: главный принцип Христовой этики www.messia.ru/rasylka/004/960.htm#0 + наши потребности. предать себя на волю Отца, отвергнуться себя www.messia.ru/rasylka/003/616.htm#0 + Новая и древняя заповедь www.messia.ru/rasylka/004/696.htm#0 ++ К.С.Льюис: Легко ли быть христианином? www.messia.ru/r2/1/200.htm#0 + нравственность и святость www.messia.ru/rasylka/002/285.htm#0 + чем опасно счастье? www.messia.ru/rasylka/002/271.htm#0 ++ А.Макбрайд: Победить эго. Вырваться из плена культурных стереотипов www.messia.ru/rasylka/004/818.htm#0 ++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом www.messia.ru/rasylka/002/185.htm#0 ++ www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt16_24-26.txt ++ www.messia.ru/rasylka/rzerv/ga6_2.txt Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061227/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-12-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Вам самим уже пора стать учителями, а вы снова нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь научил вас азбуке Божьего Слова. Вот кем вы стали, вам опять нужно молоко, а не твердая пища. Ведь всякий, кто питается молоком, не разбирается в том, что верно, а что нет, потому что он еще младенец. Твердая пища - для зрелых людей, их ум благодаря опыту способен различать добро и зло. Поэтому пора уже нам от начальных сведений о Христе перейти к вещам, требующим зрелости! Не надо снова возвращаться к закладке фундамента, к прописным истинам, таким, как отказ от дел, ведущих к смерти, вера в Бога, учение об очистительных обрядах и о возложении рук, воскресение мертвых и вечный суд. Так мы и поступим, если на то будет Божья воля. Ведь если люди, однажды озаренные светом, вкусили небесного дара и стали сопричастны Святому Духу, и на себе испытали доброту Божьего слова и духовные силы грядущего века, но затем отпали, их уже невозможно привести заново к раскаянию, потому что они, во вред себе, опять распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище. Так земля, которая впитывает частые дожди и рождает урожай на благо тем, кто ее обрабатывает, получает от Бога благословение. Но землю, производящую лишь чертополох и терновник, призн`ают негодной и проклятой, конец ее - сгореть в огне.* (Евр.5:11-6:8) * * * *Иисус начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет. ... Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра: "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!" Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34) * * * "Кто только на себя надеется - глуп, а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр28:26) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1718.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |