Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 19 февраля 2007 г. ст.ст., 2-е воскресенье Великого поста. /память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского/ литургические чтения: Евр.1:10-2:3; Мк.2:1-12 *. > У Марка подробнее: ="1 Через [несколько] дней опять пришел Он > в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались > многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им > слово".= > Это рассказ, прежде всего, не о чуде как таковом, а о фарисействе. > Ведь за ним следует спор с фарисеями во время пира у мытаря, притча > о старом и новом вине. <...> <...> > На лицах фарисеев, видимо, было достаточно красноречивое возмущение. > <... их> возмутили слова о прощении грехов, ибо "кто может прощать > грехи, кроме одного Бога?" - так в Мк 2:8 совершенно точно раскрыта > причина возмущения. Как и во многих других случаях, книжники > и фарисеи оказываются прежде всего стократ религиознее, > благочестивее и нравственнее христиан. Ведь на протяжении веков > христианские проповедники постоянно и безуспешно напоминают, > что всякий грех против человека есть грех против Бога, > что оскорбляющий ближнего - плюет в лицо Христу, что наша ненависть > к людям распинает Иисуса. Мы никак не научимся воспринимать > воплощение Бога во всей полноте - то есть, не в ущерб вере в Бога > Творца. Богочеловек - один из нас, и это мешает нам понять, что > Бог - Един, в нём все мы, так что, толкнув ближнего, мы толкаем > Бога, и Его величие не гасит наш кощунственный поступок, а, > наоборот - усиливает его. Мы говорим соседу - "дурак" (ср Мф 5:22), > и в "бездонных пространствах космоса" это слово постепенно затихает, > но в Боге звук его нарастает до грома, до взрыва. Так в зале > с хорошей слышимостью самый слабый звук усиливается многократно. > Конечно, Бог - не акустический механизм, Он - жив, и слышимость > у него не механически усиливает все звуки, поэтому, заметим, в Нём > крошечное доброе дело иногда заглушает огромные потуги зла. > Фарисеи лучше нас знали, что всё происходящее - происходит в Боге. > Оскорбившего творение по-настоящему может простить лишь Творец. Они > лучше нас чувствовали, что все люди - дети Божьи. Обидевший ребенка > объясняется с родителями, а не с ребенком. Ребенок простит нас легко > и неглубоко, но только родительское прощение значимо и действенно. > И вот - "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи". > В сущности, это исповедание Иисусом Своего Божества, но столь > целомудренное и скрытое, что никто из окружающих, даже богословы, > этого не понимает. > Народ делает совершенно превратный вывод и прославляет "Бога, > давшего такую власть человекам". Не "человекам" - Человеку. > И ни один человек ни до, ни после того не имел власти прощать > грехи - только благодатью священства власть Христова осуществляется > в таинствах, через человеческие руки. Но тем не менее в таинстве > покаяния священник так же не прощает грехи, как в таинстве > евхаристии не рождает Сына. Христос исцеляет, "чтобы вы знали, что > Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" - не чтобы > человек исцелился. Это было не первое исцеление в этот день - > но первое прощение грехов. Господь мог бы отпустить больного > после слов: "Прощаются тебе грехи". Он его исцеляет как бы только > для вразумления окружающих. Конечно, Иисус сразу делает два дела, > каждое из которых Ему одинаково важно (на самом деле, намного > больше, только мы о двух знаем). > Христос делает всё, чтобы самый глупый человек не мог соблазниться > о Нём - и всё-таки соблазняются даже самые умные. Именно они > спрашивают: что за бесчеловечность - исцелять человека, > чтобы проиллюстрировать богословский тезис, когда надо бы возносить > благодарственную молитву об исцелении. И именно с момента > этого события благодарность за исцеление приобретает настоящий смысл > для христиан. С этого момента исцеление перестает быть привилегией > веры: веруешь - исцелен, не веруешь - а болей ты... Привилегия > получать исцеления сменяется другой, более важной - получать > прощение. > Для ветхозаветного сознания здоровье и чистота (чистота > как святость) были неразрывны. Они действительно неразрывны - > в вечной жизни. Новозаветное сознание не всегда чище ветхозаветного, > но всегда трезвее: в мире сем здоровье и святость разведены. > Протрезвление начинается именно в тот момент, когда Господь прощает > расслабленного - а тот остается расслабленным. Это длится несколько > минут - но эти несколько минут заключают в себе всю будущую историю > христианства. Когда христиан гонят власти и терзают болезни, > когда христиане умирают от пыток или от СПИДа, они не имеют > возможности - хотя имеют желание и нужду - жаловаться Богу: "Если мы > такие спасенные, почему мы такие больные?" > Бог прощает всех верующих, но далеко не всех исцеляет. И тут было бы > нечестно абсолютизировать аллегорическое толкование этого места: > будто бы расслабленность - символ нашего духовного упадка, > и в крещении мы обретаем духовные силы, и даже если > не выздоравливаем, но в молитве восстаем яко львы... Нет, и духовно > христиане часто остаются калеками - не по своей воле, а по рождению > или обстоятельству. Не только физическая, но и духовная > наша расслабленность далеко не всегда зависит от нас, она > не обязательно пропорциональна нашей вере, нашим усилиям, > нашей молитве. Это полезно помнить в общении с другими - > не требовать от всех христиан духовных подвигов. Но вдвойне > это важно в общении с Богом - не поражаться тому, что Он терпит > наши физические и духовные дефекты, что не торопится явить миру > Свою силу и славу через исцеление нас и превращение нас в гигантов > духа (заодно и в титанов плоти). Господь прощает - прежде всего, > в крещении - и до какой же степени ничего не меняется внешне > и внутренне! До чего же мы неисцеленные! Всё это означает одно: > развод двух миров, царства земного и Царства Небесного до невиданной > прежде степени. С момента прощения расслабленного - и при этом > краткого мига его неисцеления - Бог словно отказывается > от вмешательства во внутренние дела царства кесаря. Наша параличи, > инфаркты, слепота - всё это наши проблемы. Его проблемы - я сам, > а не моя болезнь. Он меняет меня, а не мою кардиограмму или анализ > моей крови. > В прощении грехов я оказываюсь в Царстве Божием - но насколько же > оно не от мира сего, насколько невидима баррикада, разделяющая > два мира. В древности на крещение одевали одежды - потом, правда, > всё равно возвращались к старым. Я меняю не свои привычки, > не привычный мне способ мышления. Я меняю свое положение в мире. > Раньше я был на стороне зла и греха - теперь на стороне Бога. Он > меня простил - это не значит, что Он меня сразу и ото всего исцелил. > Он дал мне новую жизнь - и я живу в ней со старыми своими привычками > и дефектами. С большей частью наших греховных рефлексов, > наших душевных дефектов, наших физических недостатков мы можем > распроститься одним, довольно радикальным и хирургическим путем - > собственной смертью. Горбатого могила исправит. И тут не жаловаться > надо, а радоваться - ибо именно здесь нас и ждет главное и, > в сущности, единственное подлинное и стопроцентное исцеление - > воскресение. > Мы все неоцениваем его, вечно преувеличиваем степень > нашего духовного воскресения здесь, в царстве сатаны. Нет, потому > так и радостна Пасха, что она говорит о воскресении > не аллегорическом, не духовном только, но о полном воскресении. > Вся наша жизнь в мире сем - расслабленность. Кто резвее ползает, > кто медленнее. "Исцеления", которые мы в мире сем выпрашиваем, > выклянчиваем, получаем - все исцеления символические. Господь > исцеляет нас ласково, ощутимо - но Он знает, что все эти > выздоровления от слепоты или паралича не более, чем поглаживание > по головке неизлечимо больного ребенка. Христос знает - и мы в вере > узнаём это вместе с Ним, что одна есть болезнь: смерть. > Всё остальное, что называем мы болезнью - всего лишь симптомы этой, > одной болезни. И через все евангельские рассказы об исцелениях идем > мы к Евангелию - к Благой Вести о Воскресении. Рождение Христа > было прощением человечеству. Воскресение Христово - исцеление. > Христиане больны, христиане не исцелены - но мы прощены, и поэтому > дерзаем просить не о том, чтобы мы ходили, а о том, чтобы Он - > Спаситель - пришел и исцелил нас в Воскресении Своем. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_01.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.9:1-8; Лк.5:17-26; эпизод N43 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#43) +++ о евангельском чтении: +++++++++++++++++++++++++++++ + + + * В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.9:2-6 (Прощение и исцеление) www.messia.ru/rasylka/003/503.htm#0 * Яков Кротов: Зачем бывшему расслабленному 'кровать'? (духовное толкование) www.messia.ru/rasylka/004/726.htm#0 * Он же - о культурности фарисеев (Мк.2:6) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_03.htm * митр. Антоний Блум: проп. РАССЛАБЛЕННЫЙ И ЧЕТЫРЕ ДРУГА (Мф.9,1-8) www.messia.ru/rasylka/003/579.htm#0 * Его же - другие проповеди: www.mitras.ru/inname/in_116.htm www.mitras.ru/inname/in_85.htm#05 www.mitras.ru/inname/in_7.htm www.mitras.ru/archive/040307.htm * Он же - в кн. 'НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ' www.mitras.ru/mark/mk_2.htm +++ к апостольскому чтению: + + + www.messia.ru/rasylka/005/1103.htm#0 +++ о свт. Григории Паламе: +++++++++++++++++++++++++++++ + + + * свящ. Александр Мень. Проповедь www.messia.ru/rasylka/003/379.htm#0 * митр. Антоний Блум. Проповеди www.mitras.ru/archive/060319.htm www.mitras.ru/archive/050326.htm www.mitras.ru/archive/030322.htm www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#12 www.mitras.ru/inname/in_85.htm * Тексты свт. Григория и материалы о нём: www.krotov.info/acts/14/2/palama_00.htm * Об исихазме: www.krotov.info/spravki/temy/i/isihazm.html +++ ++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++++ + + + * Протопр. Александр Шмеман: ВОСКРЕСЕНЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html (3.) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070304/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Марка, глл. 6-8 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#6:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Иоанна www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2jo.htm#1:1. # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда Бог приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит: "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!" ... Разве кому-нибудь из ангелов Он сказал когда-либо: "Сиди по правую руку Мою, пока не повергну Твоих врагов Тебе под ноги"?! Разве все они не более, чем служебные д`ухи, посланные служить тем, кто обретет спасение? Поэтому нам следует еще усерднее и крепче держаться того, что услышали, не то нас снесет течением. Ведь если весть, которую некогда возвестили ангелы, была столь непреложна, что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару, то разве избежим ее мы, если станем пренебрежительно относиться к столь великой вещи, как спасение? Начало в`ести о спасении было положено словами самого Господа, и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность.* (Евр.1:6,13-2:3) * * * "Заповедь _ это молитва Бога к человеку". (Я.К.) |
||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
||||