=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 03 марта 2008 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого Поста. /Торжество Православия/ литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51. +Я верую.+ Конечно, мои человеческий опыт и деятельность - это форма человеческого бытия. Но это "верую" совершается исключительно во встрече с Тем, Кто есть не человек, но Бог - Отец, Сын и Святой Дух. И, веруя, я целиком и полностью наполняюсь и определяюсь этим "объектом" моей веры. И интерес мой не вовне моей веры, а в том, в Кого верую. При этом я могу почувствовать, что размышление о Нём и созерцание Его есть и наилучшее попечение обо мне самом. "Верую в..." означает, что я не одинок, что мы, люди, в своем величии и в своей нищете не одиноки. Мы предстаем перед Богом, и, как наш Господь и Наставник, Он в полной мере заступается за нас. В этом предстоянии мы живем, действуем и страдаем в благие и в злые дни, в нашей греховности и в нашей праведности. Я не одинок, Бог встречает меня. Я, каким бы ни был, во всех обстоятельствах с Ним. Это означает: верую в Бога - Отца, Сына и Святого Духа. * * * Слово "Верую" (в Символе веры) само по себе является исповеданием веры, если я знаю, что Бога можно познать только благодаря Ему самому. И если я могу говорить о чём-то в вере, это означает: я славословлю и благодарю Бога за то, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух есть то, что Он есть и что Он делает; за то, что Он открыл и явил мне Себя, за то, что Он определил Самого Себя для меня, а меня - для Себя. Я славословлю и благодарю за то, что избран, за то, что призван, за то, что мой Господь сделал меня свободным для самого себя. В это я верую. То, что я делаю из-за того, что верую, - это то, что мне следует делать, к чему я приглашен, для делания чего я стал свободным благодаря Тому, кто способен свершить то, что я сам по себе не в состоянии ни начать, ни завершить. Я пользуюсь даром, в котором Бог дал мне Самого Себя. Теперь я дышу, дышу радостью и свободой - свободой, которую сам я не добыл, - я ее не искал, я ее не нашел, - она пришла ко мне в Боге и овладела мной. Это свобода таким образом принимать слово милости, чтобы быть способным руководствоваться этим словом, то есть достоверно поверить в это слово. Мир п`олон слов, и сегодня мы видим инфляцию слов: все прежние слова обесцениваются. Но там, где верят в Евангелие, там слово обрело доверие, там слово слушают таким образом, что слушающий не может выйти из-под власти этого слова. То замечательное слово, в которое верует вера, - это Божье Слово, Иисус Христос, Тот, в Ком Бог раз и навсегда сказал Свое слово человеку. Поэтому вера означает доверие. Доверие - это акт, посредством которого можно довериться верности Другого в том, что то, что Он обещает, - верно, и то, что он требует, Он требует по необходимости. "Я верую" означает "я доверяю". Я больше не должен полагаться лишь на себя, у меня больше нет нужды оправдывать самого себя, спасать себя, доказывать свою значимость. Становится бессмысленным глубиннейшее устремление человека - держаться лишь самого себя, обосновывать перед самим собой свою правоту. Я верую не в самого себя, я верую в Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому стали излишними и бесполезными все силы, которые могли представляться в качестве опор, в качестве якоря, которого можно держаться. Излишним и бесполезным стало доверие к каким-либо богам. Эти боги, которых человек создавал в древние и в новые времена, которых почитал, которым молился, были теми силами, на которые он полагался, выступали ли они в виде идей или в виде сил судьбы, какие бы названия им не давались. Вера освобождает от необходимости доверять подобным богам, и тем самым - от страха перед ними, она освобождает от разочарований, которые неизбежно и постоянно вызываются этими богами. Мы можем быть свободны в доверии к Тому, кто его заслужил. Мы можем быть свободными, ведь мы уповаем на Того, кто в отличие от всех прочих сил, остается и останется верным. Наш человеческий путь - путь от одной измены к другой. Это верно и относительно богов этого мира - они не держат своих обещаний; поэтому никогда нет действительного покоя и ясности. Верность есть лишь у Бога, и вера - это доверие к тому, что Его можно держаться, доверие к Его обещаниям и наставлениям. Держаться Бога - значит довериться тому, что Бог за меня, и жить в достоверности этого. Вот обещание, которое дает нам Бог: "Я за тебя". Однако это обещание - одновременно и наставление: я не предоставлен своему произволу и своим идеям, у меня есть Его завет, которого я должен придерживаться во всём, во всех моментах своего земного существования. * * * * Если наша вера реальна, она должна вторгаться в нашу жизнь. Христианское вероисповедание в своем изначальном церковном звучании всегда будет получать неверное толкование, если христианин полагает, что исповедание веры - дело совести и сердца, а здесь, на земле, в мире господствуют другие истины. Мир живет с таким неверным толкованием, он видит в христианстве какое-то дружественное "волшебство", принадлежащее "религиозной сфере", которое следует уважать и сохранять - и всё, этого достаточно. В то же время подобное заблуждение может порождаться и изнутри Церкви, если тот или иной христианин захочет сохранить за собой эту сферу и будет оберегать свою веру как цветок-недотрогу. Кроме того, отношение между Церковью и миром воспринимается иногда как вопрос размежевания границ, при котором каждый будет чувствовать себя в безопасности в пределах своих рубежей, даже если на границах и происходят иногда столкновения. С позиций Церкви подобное размежевание никак не может наложить ограничения на ее задачи. Если исходить из самого существа Церкви, то можно говорить лишь об одном: исповедание должно звучать и в мирской сфере. При этом на разумном языке, полностью лишенном назидательности, на том языке, на котором говорят "снаружи". Это не должен быть лишь церковный язык. Речь идет о +переводе+, например, переводе на газетный язык. Требуется сказать в мире, сказать +доступным+ языком то же, что мы выражаем в формах церковного языка. Христианин не должен бояться того, что ему приходится говорить "неназидательно". Кто не в состоянии делать это, тот пусть подумает, а способен ли он в действительности и в Церкви говорить назидательно. О, нам известен этот язык церковной кафедры и алтаря, который вне церкви звучит как китайский! [ По книге: Карл Барт. ОЧЕРК ДОГМАТИКИ (лекции 2,4) // СПб.: Алетейя, 1997/ www.messia.ru/r2/3/a02_006.htm www.messia.ru/r2/3/a04_020.htm ] + + + К.Барт: нонконформисты www.messia.ru/rasylka/007/1777.htm (здесь же ссылки на материалы об иконоборческих спорах) + + + прп. Симеон Новый Богослов: Что есть вера во Христа? www.messia.ru/rasylka/006/1435.htm#0 + + + митр. Сурожский Антоний: крупица веры www.messia.ru/rasylka/005/1096.htm#0 + + + он же - УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА www.mitras.ru/h_d/hd23.htm + + + свящ. Александр Борисов: Религия и вера www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html + протопр. Александр Шмеман: воскресенья Великого поста... www.messia.ru/rasylka/004/719.htm#0 + cвященник Александр Мень об этом дне (в кн. ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ) : www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_5.htm#torgestvo + его же проповеди: : www.krotov.info/library/13_m/myen/00008.html : www.krotov.info/library/10_i/ilyu/shenko_9.htm#485 + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил : www.messia.ru/rasylka/004/719a.txt см. также к евангельскому чтению: + cвящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом : www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0 + о том же - Яков Кротов : www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080316/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-03-2008 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 18-20. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#18:1 Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл. 20-22. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#20:1 ***************************************************************** * * к чтениям понедельника 2-ой седмицы Великого Поста - Быт.3:21-4:7) www.messia.ru/rasylka/006/1436.htm#0 (К.С.Льюис) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Благодаря вере Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона. Он предпочел делить тяготы с народом Божьим вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха. Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего, он счел богатством б`ольшим, чем сокровища Египта: ведь он устремлял свой взор к будущей награде. Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева - он был стоек, как человек, видящий Невидимого. Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ... Но ст`оит ли продолжать? У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. И раз вокруг нас такая тьма свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса. Ради той радости, которая Ему предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.* (Евр.11:24-28,32-12:2) * * * "Как высоки небеса над землей, сильна милость Господа к боящимся Его; как отстоит восток от запада, отдалил Он от нас беззакония наши". (Пс.102) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2131.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|