=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 01 августа 2008 г. ст.ст., четверг
9-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 1Кор.14:6-19;
Мф.20:17-28.
к апостольскому чтению:
+ + + свящ. Вячеслав Резников:
дар языков. богослужение первых христиан
www.messia.ru/rasylka/004/867.htm#0
+ + + Прп. Симеон Новый Богослов: приобщение сущности Бога
www.messia.ru/rasylka/002/167.htm#0
+ + + Общество друзей Священного Писания:
'Чтобы церковь получала назидание'
www.bible-center.ru/book/corinthians/023
+ + + Разные авторы (М.Поснов, еп. Кассиан, Н.Афанасьев и др.)
о глоссолалии www.messia.ru/rasylka/rzerv/glossol.txt
по теме евангельского чтения:
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_19.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_22.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_26.htm
чтения дня в переводе "Радостная Весть":
www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/094.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080814/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-08-2008
----------------------------------------------------------------------
Этот выпуск посвящен стихам 1:18-29
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.
>
1.18-25 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ МУДРОСТЕЙ
> 18 Проповедь о Распятом - глупость
для тех, кто идет путем
> погибели, а для нас,
идущих путем спасения, - это Божья сила.
> 19 Ведь в Писании сказано: "Погублю
мудрость мудрых и разум разумных
> отвергну".
> 20 И где тот мудрец? Где тот
знаток? Где теперь мыслитель этого
> века? Разве Бог не явил
всю глупость мудрости этого мира?
> 21 Поскольку, как замыслил в Своей
мудрости Бог, мир своей мудростью
> 22 не познал Бога, Он пожелал спасти
верующих "глупостью" Вести.
> 22 Потому что в то время как евреи
требуют в доказательство чудес,
> 23 а греки ищут мудрости, • мы возвещаем
Христа, распятого
> на кресте! Для евреев
это камень преткновения, для язычников -
> 24 глупость, • а для тех, кто призван
- и евреев, и греков, -
> это Христос, явивший
собой и Божью силу, и Божью мудрость.
> 25 Потому что Божья "глупость" мудрее
людей, и Божья "слабость"
> сильнее людей!
>
-----------------------------------------------------
>
1.19 Ис 29.14
>
1.20 Иов 12.17; Ис 19.12; 33.18; 44.25
>
1.21 Мф 11.25
>
1.22 Мф 12.38; Ин 4.48; Деян 17.18,32
>
1.23 Рим 9.32; 1Кор 2.14
>
1.24 Кол 2.3
>
1.25 2Кор 13.4
> Этот отрывок - один
из важнейших для понимания богословской мысли
> апостола. <...>
> Ст. 18 - =Проповедь
о Распятом - глупость для тех, кто идет путем
> погибели, а для нас,
идущих путем спасения - это Божья сила.=
> =Проповедь о Распятом=
- дословно: "Слово о кресте". Павел говорит
> здесь не о кресте
как орудии казни, но о спасительной жертвенной
> смерти Христа, распятого
на кресте. Это и есть Радостная Весть,
> которую Бог послал его
возвещать людям. Сама мысль о распятии
> вызывала содрогание даже у тех,
кто, будучи римским гражданином,
> не мог быть казнен
на кресте. Люди даже заменяли слово "крест"
> различными эвфемизмами, например,
"плохое дерево". Многие видели
> эту казнь, потому что в древних
цирках, наряду с боями гладиаторов,
> также совершались казни:
осужденных обычно отдавали на растерзания
> диким зверям или распинали.
> Апостол не пытается
приуменьшить тот факт, что Основатель
> христианства был осужден
судом как преступник и казнен, причем
> на кресте, где казнили
рабов и мятежников, что не могло не смущать
> многих слушателей. Ср.
Флп 2.8. Напротив, он делает это центром
> своей проповеди. Это его единственная
тема, ему не нужно ее менять.
> В то время как
ораторы того времени постоянно подчеркивали,
> как много они знают, апостол
сознательно утверждает: "Ведь я решил
> для себя, что я, будучи у вас, ничего
не знаю, кроме Иисуса Христа -
> распятого на кресте Иисуса
Христа" (2.2). Слово о кресте есть
> в сжатом виде всё содержание Вести.
Даже Христос воскресший остается
> Христом распятым. Смерть
и воскресение Христа не должны
> восприниматься как события
прошлого. Христиане должны помнить, что
> всё, что случилось
с Христом, непосредственно касается
> и их самих. <....>
> Таким образом, крест обличает земную
мудрость и спасает мир.
> Апостол утверждает, что
Бог и Весть о кресте - и человеческая,
> земная мудрость абсолютно
несовместимы. Человек стремится к силе
> и славе, крест же - это слабость,
провал, позор и смерть. Никогда
> ни один человек в
здравом уме и рассудке не смог бы придумать
> подобного способа спасения мира.
Такой парадоксальный план спасения
> человечества мог осуществить
один только Бог. "О Боге люди вообще
> мыслят как о Существе
Всемогущем, Которое действует в деле
> достижения намечаемых
Им целей путем совершения чудес
> и необыкновенных знамений. Напротив,
распятый Христос спасает людей
> Своим унижением,
Своею кажущеюся
слабостью".
> {Толковая Библия, т. 3, Первое Послание
к Коринфянам, с. 17.}
> =Глупость для тех,
кто идет путем погибели= - дословно:
> "для погибающих". =Идущих
путем спасения= - дословно: "спасаемых".
> Апостол делит человечество
на две большие группы. Если раньше
> это были евреи, народ,
которому Бог открыл себя, народ, отделенный
> для Бога, обладающий
Законом, и язычники, не знающие Бога,
> "беззаконные", то есть
не имеющие Закона, поклоняющиеся не Творцу,
> но творению, -
то теперь деление происходит не по этническим
> и религиозным параметрам.
Есть погибающие, не принявшие Божьей
> мудрости, воплощенной в
распятом Мессии, и отвергнувшие ее как
> глупость. В их число входят
как евреи, так и язычники. Но есть
> и спасаемые, те, кто
поверил в Христа, и покорился преображающей
> силе Креста. И
эти люди принадлежат к разным национальностям
> с разной религиозной историей.
> Но Павел не называет их
спасенными и погибшими, потому что "первые
> могут стать последними, а последние
первыми" (Мф 19.30; Мк 10.31;
> Лк 13.30). Если христиане,
забыв о кресте, выберут путь гордости
> и превознесения, они тоже окажутся
идущими по пути погибели.
> Ст. 19 - =Ведь в Писании сказано:
"Погублю мудрость мудрых и разум
> разумных отвергну"= -
Апостолу очень важно показать, что это вовсе
> не какая-то новая, неслыханная
доселе Божья мудрость, явившаяся
> только сейчас, так что люди
должны приложить к ее усвоению всю свою
> человеческую мудрость.
Нет, Божья мудрость
всегда
> резко контрастировала с
земной, и ее нельзя постичь человеческими
> средствами. Об этом свидетельствует
Священное Писание, а именно
> пророк Исайя, цитату из
которого приводит Павел для подтверждения
> своих слов.
<...>
> Ст. 20 - =И где
тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель
> этого века?= <....>.
> <...> В свете Креста
от человеческой мудрости не осталось и следа.
> =Мудрец= - вероятно, имеются
в виду мудрецы греко-римского мира.
> =Знаток= - буквально:
"книжник, писец"; вероятно, так названы
> знатоки Закона Моисея,
учителя Закона, хотя это может быть общее
> наименование образованных
людей, профессионалов, экспертов.
> =Мыслитель= - дословно:
"спорщик"; вероятнее всего, философ, хотя
> под это определение подходят обе вышеупомянутые
категории людей, так
> как они обычно обучали своих учеников
методом спора. Ср. также 1.26,
> где мудрецам, знатокам
и мыслителям соответствуют мудрые,
> влиятельные, родовитые. =Этот
век= - Еврейское слово "ол`ам",
> переведенное на греческий
как "ай`он" (традиционно произносится
> "э`он"), означает и временное
("век"), и пространственное ("мир")
> измерение вселенной. Согласно традиционным
еврейским представлениям,
> вся история человечества
делилась на два века, или мира:
> "олам-хаз`э" ("этот, нынешний век")
и "олам-хаб`а" ("грядущий век").
> Этот век во многом подчинился
власти Сатаны, противостоящего Богу,
> так что в Письме
галатам Павел назвал его "миром, в котором царит
> зло" (Гал 1.4), то есть безбожным
миром (дословно: "злым веком").
> =Разве Бог не явил всю глупость
мудрости этого мира?= - Эта мысль
> о посрамлении человеческой,
земной мудрости восходит к пророкам.
> Ср. Ис 44.25: "Знаменья
гадателей Я обращаю в ничто, прорицателей
> обвожу вокруг пальца, мудрецам наношу
пораженье, все их знания делаю
> глупостью" и Иов 12.17:
"Советников Он гонит босыми, судей
> выставляет глупцами". Этого мира -
то же, что "этого века" <.....>.
<.....>
> <Ст. 22-24> =Мы
возвещаем Христа, распятого на кресте= - В этом
> христиане кардинально отличаются
от людей этого мира, потому что
> эта Весть неприемлема для них. =Для
евреев это - камень преткновения,
> для язычников - глупость,
а для тех, кто призван - и евреев,
> и греков, - это
Христос, явивший собой и Божью силу, и
Божью
> мудрость=. =Камень преткновения=
- Этим библейским словосочетанием
> часто переводят использованное
здесь Павлом греческое слово
> "скандалон". Оно трудно
для перевода. Первоначально оно значило
> "силок, ловушка, западня",
затем слово приобрело переносное
> значение: "то, что толкает на
грех, отвращает от веры, направляет
> на неверный путь". Для
евреев смерть от повешения на деревянном
> столбе (распятие есть
форма повешения) означала, что казненный
> был проклят Богом. Именно так истолковывался
отрывок из Второзакония
> (21.23). Когда-то тела
казненных преступников (у евреев не было
> обычая вешать живых людей) вывешивались
на дереве или на деревянном
> столбе на публичное
обозрение для посрамления и устрашения
> остальных. Закон требовал, чтобы тело
было похоронено в тот же день,
> иначе непогребенное тело
навлекло бы проклятие на землю. Но потом
> эти слова были истолкованы
в том смысле, что всякий повешенный
> человек проклят Богом.
См. Гал 3.13: "Христос избавил нас
> от проклятия Закона, приняв проклятие
вместо нас на себя, потому что
> сказано: "Проклят тот, кто повешен
на дереве"". Вероятно, еврейские
> власти передали Иисуса
римлянам по ложному политическому обвинению
> потому, что они знали,
что римляне вешают мятежников на крестах.
> Для многих людей, симпатизировавших
учению Иисуса, это стало
> решительным доказательством
того, что Он не Мессия, а лжепророк
> и самозванец, и отвратило
их от веры. Помазанник, по мнению очень
> многих, должен был освободить Свой
народ от ига язычников и даровать
> ему успех и процветание. Вот
почему "униженный Мессия" стал для них
> камнем преткновения. См. также Гал
5.11.
> =Для язычников - глупость=
- Для язычников боги - это прежде всего
> воплощение силы, могущества,
плодородия, разума и бессмертия.
> Христианская Весть о "поражении"
Бога, о смерти Божьего Сына
> граничит с безумием.
Она противоречит всему, что является целью
> и смыслом жизни людей,
живших в греко-римской культуре. Эпикурейцы
> были уверены в том,
что боги не вмешиваются в человеческую жизнь.
> Даже стоики, во многих
отношениях сходные с христианами, не могли
> принять такого Бога, потому
что они не могли себе представить Бога,
> который жаждет спасения
людей, который посылает Своего Сына
> на смерть за них. Цельсу, критику
христианства, жившему во II веке,
> поклонение христиан "схваченному и
казненному" казалось варварством.
> Августин говорил, что он нашел у греческих
философов параллели почти
> ко всем идеям
христианства, но никогда не встречал у
них
> утверждения: "Слово стало плотью и
жило с нами".
> Таким образом, и евреи,
и язычники оказываются в одинаковом
> положении по отношению
к Божьей мудрости, воплотившейся в Его
> замысле спасения мира: они ее отрицают.
[ В.Н.Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М.,
2007. Стр.45-54 ]
к 1:18-24:
(читается в праздники "Изнесение Честных Древ Животворящего Креста
Господня" и Воздвижение.)
+++ свт. Кирилл Иерусалимский: Крест Христа
www.messia.ru/rasylka/004/880.htm#0
+++ митр. Сурожский Антоний: Ап. Павел. Крест и Воскресение.
Встреча со Христом, знание Христа
www.messia.ru/rasylka/003/521.htm#0
+++ он же: Смерть Бессмертного
www.messia.ru/rasylka/002/159.htm#0
+++ свтт. Лев Великий, Августин Гиппонский:
Таинство нашего искупления
www.messia.ru/rasylka/005/1276.htm#0
+++ Клайв Льюис: Он творит мир, чувствуя, как роятся мухи
у креста,
как больно касаться дерева израненной спиной,
как перехватывает дыхание, когда обвиснет
тело,
как нестерпимо болят р`уки, когда приходится
вздохнуть
www.messia.ru/rasylka/003/383.htm#0
+++ свт. Мелитон Сардийский: Бог на кресте...
www.messia.ru/rasylka/002/202.htm#0
+++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом
www.messia.ru/rasylka/002/185.htm#0
+++ С.Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать?
www.messia.ru/rasylka/003/581.htm#0
+++ свящ. Александр Мень: живоносное Крестное Древо
www.messia.ru/rasylka/002/247.htm#0
+++ Томас Мёртон: жизнь в тайне Креста
www.messia.ru/rasylka/006/1629.htm#0
к 1:26-29:
(чтение субботы 12-й по Пятидесятнице)
+++ свящ. Александр Мень: Истинное основание Церкви
www.messia.ru/rasylka/006/1604.htm#0
+++ Тертуллиан: Божья "глупость"
www.messia.ru/rasylka/005/1259.htm
+++ Саймон Тагуэлл: Надо признать, что мы никуда не годимся...
www.messia.ru/rasylka/003/544.htm#0
+++ протопресвитер Николай Афанасьев -
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ
ПРОПОВЕДИ
www.messia.ru/r2/2/030.htm
+++ свящ. Николай Афанасьев:
Где
евхаристическое собрание, там Церковь
+++ Общество друзей Священного Писания: Хвались
Господом!
+++ разные авторы
www.messia.ru/rasylka/rzerv/1co1_26-29.txt
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Представьте себе, братья,
что я пришел к вам и говорил на неведомых языках.
Какая была бы вам от меня польза?
Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл,
ничему не научил, ничего не возвестил, ни в чём не наставил. ...
Жаждете даров Духа -
добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви.
...
Если я молюсь на таком языке,
Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
Как же быть?
Буду молиться и так, как побуждает меня Дух,
но буду молиться и разумом!
Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом! ...
Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках,
но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных,
чтобы наставить и других,
чем тысячи на непонятном языке! ...
Когда вы собираетесь вместе,
пусть у одного из вас будет гимн,
у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога,
у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование.
Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ...
Пророки же пусть говорят двое или трое,
а остальные пусть проверяют, что они сказали.
А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога,
то пусть первый тогда замолчит.
Ведь вы все можете по очереди пророчествовать,
чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
Пророки должны уметь управлять своим духом,
потому что Бог - это Бог не беспорядка, а мира. ...
Итак, братья, добивайтесь дара пророчества,
но не препятствуйте говорить и на языках.
Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
(1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40)
* * *
"Кто только на себя надеется - глуп,
а спасётся тот,
кто ходит путями мудрости". (Пр.28:26)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2273.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|