=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да
будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 02 августа 2008 г. ст.ст.,
пятница 9-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения:
1Кор.14:26-40; Мф.21:12-14,17-20.
+++ к апостольскому чтению:
* протопресвитер Иоанн Мейендорф: многообразие духовных
служений: свобода и порядок
www.messia.ru/rasylka/006/1582.htm#0
* свящ. Александр Мень: Апостольская Церковь
www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0
* свящ. Николай Николай Афанасьев: "Дары различны, но Дух тот
же"
www.messia.ru/rasylka/003/519.htm#0
* он же: харизматичность и упорядоченность в Церкви
www.messia.ru/rasylka/003/522.htm#0
* Общество друзей Священного Писания: 'Всё
должно быть благопристойно и чинно' www.bible-center.ru/book/corinthians/024
+++ к евангельскому чтению: + Яков Кротов:
божественное проклятие. обещанное "знамение Ионы"
www.messia.ru/rasylka/005/1237.htm
+ он же: враги плотские и враги духовные www.messia.ru/rasylka/005/1350.htm
(+ ссылки) +! www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm
(www.messia.ru/rasylka/003/332.htm;
www.messia.ru/rasylka/005/1283.htm;
www.messia.ru/rasylka/006/1397.htm;
www.messia.ru/rasylka/006/1471.htm;
www.messia.ru/rasylka/005/1237.htm)
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_18.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_20.htm
+ www.messia.ru/rasylka/005/1138.htm
++ Комментарий В.Н.Кузнецовой
www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0
& www.messia.ru/rasylka/004/681.htm#0
+ К.С.Льюис о чудесах Христа, в т.ч. о проклятии смоковницы
www.orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm
(в конце) об изгнании торгующих смотри: +
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_12.htm
+ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_13.htm
Чтения этого дня в русских переводах,
на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080815/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-08-2008
----------------------------------------------------------------------
Этот выпуск посвящен стихам 1:30 - 3:8 Первого Послания
(Письма) Апостола Павла коринфянам.
>
2.1-5 МУДРОСТЬ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПАВЛА
> 1 И когда я пришел к вам, братья, чтобы
возвестить тайну Бога, > 2 я пришел не с
блеском и мудроcтью речей. • Ведь я решил для себя, >
что я, будучи у вас, ничего не знаю, кроме Иисуса Христа -
> 3 распятого на кресте Иисуса Христа. • И я явился
к вам слабый, > 4 в страхе и трепете. • В
моих речах и проповедях были не убеждающие >
слова человеческой мудрости, а наглядное доказательство силы Духа, >
5 чтобы вера ваша была не от человеческой мудрости, а от Божьей силы.
>
----------------------------------------------------- >
2.1 +тайну Бога+ - в некоторых
рукописях: >
"свидетельство от Бога". >
*2.1 1Кор 1.17
*2.2 Гал 6.14 >
*2.3 Деян 18.9; 2Кор 10.1 *2.4 1Фес 1.5
> Ст. 1 - =И
когда я пришел к вам, братья, чтобы возвестить тайну >
Бога, я пришел не с блеском и мудростью речей= - Павел
напоминает > коринфянам о том
времени, когда он впервые пришел в этот город >
с Радостной Вестью. У него была величайшая
миссия, которую > ему доверил
Бог: возвестить Его =тайну=. Ведь апостол - это посол, >
полномочный представитель Бога, действующий от
Его имени. Что же > такое
=тайна Бога=? В более поздних письмах Павла мы не раз находим >
четкое и ясное определение тайны: это сокровенный
Божий план > спасения человечества
через смерть Сына Божьего. Ср. Кол 1.25-27: >
"Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла: Он повелел мне
> возвестить вам во всей полноте
слово Бога - тайну, веками сокрытую > от
всех поколений. А теперь она явлена Его святому народу, которому >
Бог захотел открыть всё богатство и славу
этой тайны среди всех > народов. Тайна
в том, что Христос живет в вас, Он - ваша надежда >
на грядущую славу" (см. также Рим 16.25-26; Еф 3.3-11).
Эту тайну > Бог повелел Своим
апостолам не скрывать, но разглашать. Ср. >
Мф 10.27: "То, что Я говорю вам во тьме, говорите при
свете дня, > и то, что слышите шепотом на
ухо, возвещайте с крыш домов". <....> >
Ст. 2 - =Ведь я решил для себя, что я, будучи у вас, ничего не знаю,
> кроме Иисуса Христа -
распятого на кресте Иисуса Христа= - >
Это единственная тема апостола, занимавшая центральное место
в его > проповеди. Он не пытается
поразить воображение своих слушателей >
обширными познаниями, умением одинаково убедительно
говорить > на разные
темы и воздействовать на эмоции
слушателей. > Его проповедь
- это не презентация себя, но сознательное
> самоограничение, чтобы ничто
не заслоняло Христа. Ср. Гал 3.1. >
Существует мнение, что в этом Павла убедила его не совсем
удачная > попытка заговорить в
Афинах на философском языке (Деян 17.22-33). >
Но, возможно, Павел этими словами противопоставляет себя софистам,
> которые обычно начинали свою
речь с утверждения, что они обладают > полнотой
знания. > Ст. 3-4 -
=И я явился к вам слабым, в страхе и трепете= -
> Павел отказывается от традиционного
для софистов его времени >
представления себя как успешного и блестящего оратора,
умеющего, > благодаря своим
талантам, достигать своих целей. Известно,
> что странствующие софисты
называли себя сильными, богатыми, >
успешными, они объявляли, что выступают с речами
и лекциями > для своего удовольствия,
а не потому, что нуждаются в деньгах. Своих > же
соперников они презрительно изображали жалкими,
слабыми, > оборванными, щелкающими
зубами от голода. Апостол, наоборот, >
не только не прибегает к подобной тактике, но сам
демонстративно > объявляет себя слабым и
немощным. Ср. 4.9-13; 2Кор 10.10; Гал 4.14; >
1Фес 1.5-6. Он показывает, что такое поведение
проистекает > из верного понимания
Божьей мудрости. Апостол подражает "слабости" >
Христа, в позднейшем письме коринфской церкви
он скажет: Христа > "распяли слабым, но
Он живет силой Бога. И мы слабы вместе с Ним, >
но силой Бога будем жить вместе с Ним для вас" (2Кор 13.4) и "Когда
> я слаб, лишь тогда
я силен" (2Кор 12.10). Апостол назовет себя >
не более чем глиняным сосудом, в котором
хранится божественное > сокровище (2Кор 4.7).
Он хвалится только своими слабостями (ср. 2Кор >
11.30; 12.10). > =В моих
речах и проповедях были не убеждающие слова человеческой
> мудрости, а наглядное свидетельство
силы Духа= - Ср. 1Фес 1.5: > "Радостная
Весть, которую мы принесли, явилась вам не
только > в словах, но и
как сила Святого Духа". Апостол не хотел убеждать >
своих слушателей в том, что он возвещает истину, а это было
одной > из самых важных
забот древнего оратора, об этом говорил
> еще Аристотель. Но Павел
не собирается доказывать истину, >
он позволяет истине говорить самой за себя. Ср. Мк 13.11. >
Возможно, апостол, говоря о своей слабости и трепете, имеет
в виду > какие-то конкретные обстоятельства:
болезнь, чувство одиночества, > опасность,
священный ужас от осознания важности возложенной на него >
миссии (ср. Исх 15.16; Ис 19.16). <...> Нам это
неизвестно, но > мы знаем
главное: Павел покорял людей вере в Христа не потому, что >
обладал красноречием и обаянием, а потому,
что предоставил Богу > говорить его устами.
> =Силы Духа= - дословно:
"силы и Духа". Вероятно, перед нами >
стилистическая фигура, которая называется гендиадис
{Гендиадис - > риторическая фигура, когда
понятие, обычно выражаемое при помощи > прилагательного
и существительного, передается двумя > существительными,
соединенными союзом "и".}. Хотя, по мнению Иоанна >
Златоуста, имеются в виду чудеса, творимые апостолом
в Коринфе, > с этим нельзя согласиться,
это противоречило бы словам Павла о том, > что
только не поверившие в Иисуса "евреи требуют в доказательство
> чудес" (1.22). >
Ст. 5 - =Чтобы вера ваша была не от человеческой
мудрости, > а от Божьей
силы= - Ср. 1.17. Павел не ставил целью создавать
> в слушателях веру, это ему не
под силу, это дело Бога. Вера >
как ответ на проповедь о Христе есть воздействие Божьей силы, Божий
> дар. "Апостол поступал так
потому, что понимал, как легко может >
вера, обоснованная логическими доводами, быть потрясена
новыми > доводами того же рода. Он
хотел поэтому своим простым свидетельством > о
Христе только проложить путь воздействию силы
Духа Божия > на коринфян. Таким образом,
здесь апостол опять возвращается к теме, > высказанной
им в I гл. 18 ст.: Евангелие вовсе не есть мудрость, >
а сила, не философия, а дело спасения".{} <.....>
>
3.1-4 ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ КОРИНФЯН >
1 Вот почему, братья, я не мог обращаться к вам как к людям Духа,
> 2 но как к людям плоти, как к младенцам
во Христе. • Я кормил вас > молоком,
а не твердой пищей - вы бы не смогли ее принять. Но вы >
3 и теперь еще не можете, • вы всё еще плотские люди. Раз среди вас
> есть соперничество и раздоры, разве это
не значит, что вы плотские > 4 и ведете себя,
как люди этого мира? • Когда один говорит: "Я - >
Павлов", а другой: "Я - Аполлосов", то кто вы? Люди этого мира!
>
----------------------------------------------------- >
3.3 +соперничество и раздоры+
- в некоторых рукописях: >
"соперничество, раздоры и разногласия".
>
*3.1 Ин 16.12 *3.2 Евр 5.12-13; 1Петр 2.2 >
*3.3 1Кор 1.10-11; 11.18
*3.41 Кор 1.12 > Ст.
1-2 - =Вот почему, братья, я не мог обращаться к вам как к людям >
Духа, но как к людям плоти= - Апостол напрямую обращается
к своим > адресатам, делая выводы из
того, что он сказал раньше. <...> Из 2.6 >
могло возникнуть ощущение, что в церкви
существуют два типа > христиан:
начинающие и продвинутые. Но на самом деле, по мнению
> Павла, это не так. Это коринфяне,
считая себя высоко духовными, уже > не удовлетворены
проповедью апостола, который решил ничего не знать, >
кроме распятого Христа (2.2). А это показывает, что они
находятся > в очень опасном положении.
=Люди Духа=, =люди плоти= - буквально: > "духовные",
"плотские". Вероятно, апостол в это слово вкладывает >
то же содержание, что и в слово "природный"
(2.14), хотя также > существует мнение, что
"плотский" имеет более отрицательный оттенок. >
Что же такое =плоть=? Очень многие люди уверены, что это та материя,
> из которой мы созданы, но такое понимание абсолютно
чуждо библейской > мысли. Слово "плоть" многозначно
и часто имеет нейтральное значение: > "тело;
происхождение; слабый, смертный человек; человечество;
> греховная человеческая природа".
При всём различии значений >
их объединяет общая идея: это человек падшего миропорядка, человек,
> воображающий себя самодостаточным,
несмотря на всю свою слабость > и
смертность. Еврейские богословы учили о наличии двух побуждений
> в человеке: желания добра
и желания зла. В отличие от буддизма >
библейская мысль никогда не считала желание злом,
понимая, что > без него
невозможна жизнь. Как сказано в Талмуде, без
желания > "невозможно ни построить
дом, ни зачать детей, ни заняться >
торговлей". Но если человек не контролирует
свои желания, > они обязательно
приведут его к желанию зла. Согласно представлениям >
коллег фарисея Шауля (будущего Павла), таким противовесом стремления
> к злу был Закон Моисея. Апостол
же, объявив, что с приходом Христа > время
Закона прошло (Рим 10.4; Гал 3.19,24-25), в Письме галатам
> призывает христиан отдать себя под водительство
Духа (5.25). "Плоть" > в его понимании -
это побуждение к злу, которое человек не хочет >
или не может контролировать из-за силы "слабости плоти". Христиане,
> уйдя из-под диктата "плоти"
и начав жить в сфере Духа, еще >
не достигли совершенства. Но сила тех, кто отдал себя Христу, в том,
> что они уже не беззащитны
перед силами плоти и греха, ведь им >
на помощь приходит Дух самого Господа, и они продвигаются
вперед, > учась служить другим, а не себе
(см. Гал 5.18; ср. Рим 8.3-4). > Говоря
о коринфянах как о людях плоти, Павел не утверждает, что есть >
христиане духовные, а есть плотские - христиане все духовные, в них
> живет Дух Бога и
Христа (Рим 8.9-11), - но предостерегает их >
от того, что они могут скатиться вниз и из духовных превратиться
> в плотских, то есть перестать
быть христианами. =Как к младенцам >
во Христе= - Слово "младенец",
обычно вызывающее у людей > самые
положительные эмоции, вероятно, часто мешало увидеть здесь
> очень резкую критику. В
Новом Завете слова со значением "ребенок, > дитя"
употреблены несколько раз, но в разных значениях. Ведь
> ребенок - это тот, кто растет, и это хорошо,
но так же можно назвать > и физически
взрослого человека с инфантильным поведением и образом >
мыслей, а это уже очень плохо. Иисус призывает Своих последователей
> стать как дети, потому
что дети в те времена были абсолютно
> бесправны и ни на что
не могли претендовать, и поэтому они могли > стать
образцом для христиан, которые должны отказаться от важности, >
заносчивости, стремления первенствовать. >
Ст. 2 - =Я кормил вас молоком, а не твердой пищей - вы бы не смогли
> ее принять= - В 1
Письме Петра, вероятно обращенном к тем, >
кто собирался принять крещение, слова "ребенок"
и "молоко" > употреблены
в положительном значении: они умерли для греха
> и родились заново и, следовательно,
должны питаться не суррогатами, > а
"цельным духовным молоком" (1Петр 2.2). Автор Письма евреям
> употребляет те же слова в
совершенно другом значении. Ведь >
он упрекает своих адресатов в том, что они не продвинулись
дальше > прописных истин, так
что они всё еще питаются не твердой пищей, >
как положено взрослым людям, но молоком (Евр 5.11-6.2).
Сходство > этого текста с 1Кор
3.1-2 настолько поразительно, что некоторые >
комментаторы даже видят скрытую полемику между их авторами. Недаром
> Мартин Лютер предполагал,
что Письмо евреям написано Аполлосом. > Но
это не более чем привлекательная гипотеза,
потому что, > к сожалению,
никаких произведений Аполлоса до наших дней не дошло, >
так что у нас нет возможности сравнить их стиль, лексику
и идеи > с Письмом евреям. >
Апостол Павел употребил здесь слово "младенцы"
в отрицательном > смысле: в
духовном отношении коринфяне не взрослые, зрелые люди, >
но люди, страдающие инфантилизмом, незрелостью мысли и
поведения. > В силу этого они
не устойчивы, их взгляды подвержены влияниям, они >
во многом сохранили свои прежние представления
о ценностях > и перенесли их
в христианскую жизнь.
[ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М., 2007. Стр.61-4,73-6
] к 1Кор.2:1-16: + + + Кому
открыта совершенная мудрость? www.messia.ru/rasylka/007/1909.htm#0
+++ Карл Барт: Вера как познание www.messia.ru/r2/3/a03_013.htm
+++ почему ап. Павел добровольно отказывается от этой опоры?
www.bible-center.ru/note/20060503/odp3
+++ 'Предопределение' в Библии (2:6-8) www.bible-center.ru/topic/predestination
к 1Кор.2:9-3:8: +++ Свящ. Павел Адельгейм: Христос не может
разделиться
www.messia.ru/rasylka/004/848.htm#0
+++ митр. Сурожский Антоний: стать глупым, чтобы стать мудрым?
www.messia.ru/rasylka/002/146.htm#0
+++ он же: Любовь к себе... надежда, вера... в себя
www.messia.ru/rasylka/003/500.htm#0
+++ Яков Кротов: Церковь: единство и разделенность
www.messia.ru/rasylka/003/499.htm#0
здесь же - другие ссылки о единстве Церкви!
+++ свящ. Александр Поляков: Церковь
- единая и разделенная www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0
( www.messia.ru/r2/4/ek01_040.htm#0
) к 1Кор.3:1-8: +++ свящ.
Павел Адельгейм: Христос не может разделиться
www.messia.ru/rasylka/004/848.htm#0
+++ Свящ. Александр Мень: распри и расколы в Церкви
www.messia.ru/rasylka/002/145.htm#0
+++ Яков Кротов: Церковь: единство и разделенность
www.messia.ru/rasylka/003/499.htm#0
(+ссылки!) # Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в
письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки
mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Представьте себе, братья, что я пришел к вам и говорил на неведомых
языках. Какая была бы вам от меня польза? Я ничего бы вам
не поведал, ничего не открыл, ничему не научил, ничего не возвестил,
ни в чём не наставил. ... Жаждете даров Духа - добивайтесь
изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви. ... Если я молюсь
на таком языке, Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
Как же быть? Буду молиться и так, как побуждает меня Дух,
но буду молиться и разумом! Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать
Его и разумом! ... Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках,
но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных, чтобы
наставить и других, чем тысячи на непонятном языке! ... Когда
вы собираетесь вместе, пусть у одного из вас будет гимн, у
другого проповедь, у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на
языках, у кого-то ее истолкование. Но всё должно иметь целью созидание
Церкви. ... Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные
пусть проверяют, что они сказали. А если кому-то другому из сидящих
вдруг будет откровение от Бога, то пусть первый тогда замолчит.
Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то
научить и всех ободрить. Пророки должны уметь управлять своим духом,
потому что Бог - это Бог не беспорядка, а мира. ... Итак,
братья, добивайтесь дара пророчества, но не препятствуйте говорить
и на языках. Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
(1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2274.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" ->
www.messia.ru * * * * *
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|