Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||||
Тема выпуска: Церковь единая и разделенная |
||||||||||||
Строго говоря, "Да будут все едино" не заповедь Христа. Это Его МОЛИТВА Отцу о Церкви. Но есть и заповедь: "Любите друг друга!" "Один Господь, одна вера, одно крещение" говорит Апостол. Раз вера одна и один Господь, то и Церковь одна, единственная, единая. Отсюда слова Символа веры "Верую... в единую/единственную Церковь". Из молитвы Христа о единстве христиан еще нельзя делать вывод о том, что Церковь едина, т.е. что молитва Христа ИСПОЛНЕНА Отцом. (Ведь мы помним, что Его гефсиманская молитва "о чаше" не была исполнена!) Если смотреть непредвзято, то видно, что Церковь РАЗДЕЛЕНА. Да, мы можем ГОВОРИТЬ, что разделения в Церкви нет. Так говорили католики в Средние века. Кто не в общении с Папой Римским, тот не в Церкви, а те, кто в общении, составляют единую Церковь. Так говорили и нередко продолжают говорить православные: кто в евхаристическом общении с древними патриархатами (кроме Римского), - тот в Церкви, кто вне этого общения, вне Церкви. Так иногда говорили и продолжают говорить небольшие обособленные группы христиан: мы верно понимаем Библию, именно мы сохранили неповрежденной веру, потому мы Единая Церковь, а кто не с нами не Церковь. Но непредвзятый наблюдатель не увидит ни у одной из таких групп, считающих только себя Церковью, каких признаков, которые бы позволили сказать: да, вот они истинные последователи Христа, именно они! Ведь и внутри этих групп есть вражда, да и другого рода явная греховность. Ведь в разных из этих групп изредка блистает святость, виден через человеческую плоть, через слабость лик Христа. А с точки зрения неповрежденности учения также нет единого объективного критерия. Каждый прав в своих глазах. Ту или иную традицию признают неповрежденной именно те, кто ВОВЛЕЧЕН, включен в нее. Так что, глядя на христианский мир, можно сказать: если есть такое явление как Церковь, то она или разделена, не едина, или же о критериях, позволяющих определить, какая из групп, считающих только себя единой Церковью, действительно является таковой, достоверно знает лишь Бог. Тем не менее, все христиане исповедуют веру "в единую Церковь". И это правильно. Ведь верить не значит видеть ("вера уверенность в вещах невидимых" сказано в Послании Евреям). Таким образом, в Символе веры речь не обязательно идет о ВИДИМОМ единстве. Ведь и СВЯТОСТЬ Церкви, о которой сказано в Символе, как правило невидима (святость Церкви то, во что мы именно ВЕРУЕМ: т.е. мы веруем в то, что Церковь собственность Христа, Его "Тело", и святость Церкви суть святость Христа, а Он невидим ныне для нас). * * * Однако те, кто утверждают, что отсутствие видимого единства нормально для Церкви (это т. наз. эккезиалогия ветвей: дескать, Церковь едина в корне во Христе, а ветви могут между собой не сообщаться). Господь призвал Своих последователей к ВИДИМОМУ ЕДИНСТВУ. Хотя призвал и неявно в молитве к Отцу ("Да будут едино... да будут в совершенном единстве... да уверует [через это] мир..."). Но Он сделал эту Свою молитву известной нам. Но прежде всего он призвал учеников К ЛЮБВИ. Видимая разделенность всего лишь одно из проявлений нелюбви (а также ревности о Боге не по разуму). Если бы видимое единство было достигнуто, это было бы свидетельством того, что христиане преуспели в любви. Разделённость есть лжесвидетельство о Христе (христиане ведут себя так, словно у каждой из церквей-конфессий СВОЙ Христос). Однако, стоит отметить, что не разделение христиан главная причина того, что мир не принимает Христа. * * * Единство может быть и ложным, "единством снизу", как говорил о. А.Шмеман. Т.е. единством не ради Христа, а по человеческому сговору, ради какой-либо конъюнктуры. Расколы порой возникали как обратная сторона стремления явить единство: через введение единых обрядов, через унификацию богословия. Единство свыше не достижимо человеческими силами, это дар свыше ("свышний мир", о котором православные молятся на литургии). Оно НЕ ДОСТИГАЕТСЯ, а ДАЁТСЯ. Т.е. он от нас не зависит (если вынести за скобки нашу молитву о нём, наше желание его.) Однако, от нас зависит искоренение из своего сердца злобы и превозношения, чтобы дать в нём место любви Христа; от нас зависит освобождени от предрассудков и невежества, дабы дать место Истине.
B.1.> Прежде всего, почему Церковь едина? Потому, что мы взираем на единство Божие. А это таинственное единство... Вы думаете, напрасно людям открылась тайна Божественного Триединства? Напрасно Бог открыл Себя как Творец, как Логос и как Дух? Нет, отнюдь! Это имеет прямое, практическое значение для нашей жизни. Это вовсе не отвлеченная метафизика! Не отвлеченная догматика! Когда Рублев писал свою Троицу, он пластически, красками и линиями изобразил вот эту незримую тайну любви, этот круг, который как бы манит и призывает человека изменить свою модель мира. 2.> Судьба и драма Церкви и христианства имеет прообраз в Ветхом Завете. Завет это берит, договор. Катаклизмы ветхозаветной истории обуславливались неверностью народа Божия Завету. Точно так же обстоит дело с 'популюс Деи', новым народом Божиим. Если Церковь проходит через испытания, то причина этого в нашей измене Завету. Одна из важнейших Его заповедей: 'Да будут все едино'. Она была нарушена еще с апостольских времен. Поэтому проблема единства не мода XX века, а непреходящее требование, обращенное ко всем нам (а не только к иерархам и ответственным лицам). Следовательно, для всех нас, рядовых священников и верующих, вопрос этот всегда актуален и жизненно важен. <.....> > Только в единстве мы можем постигать Его полноту. Раскол христиан не может не сказаться на их религиозном сознании. Тайна Богочеловечества станет ближе к нам, если мы будем ближе друг к другу (и через это к Нему). Восточный подвижник IV века Авва Дорофей сравнивал Бога с центром круга, а людей с радиусами; чем они ближе между собою, тем ближе к центру. Вот мистическая основа для экуменизма. 3.> Завет Господа: "Да будет единое стадо" цель современного христианства. Но как этому содействовать? Прежде всего преодолением вражды, желанием понять других при сохранении верности своей традиции. Этому посвящены все формы экуменической работы и служения в мире и у нас в стране. Христиане делают упор на том, что сближает, а не на том, что разделяет. > Раньше каждое исповедание считало, что средство для единства только прозелитизм, то есть обращение всех в свою конфессию. Теперь, когда поняли, что нужны другие пути, избрали путь сближения. Разумеется, оно исключает прозелитизм. Он наносит ущерб братскому взаимопониманию и доверию, внушает мысль, будто все хотят друг друга "перетянуть" и ведут тайную пропаганду в свою пользу. <.....> > Всегда нужно помнить, что в Евангелии от Иоанна нам сохранена одна из немногих молитв Спасителя, выражающих Его глубинные желания, Его волю. Это "первосвященническая молитва" в ночь перед Голгофой: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". Мы еще далеки от того, чтобы осуществить эту волю Господа, но должны всеми силами к этому стремиться. И всё, что препятствует Его воле, есть для нас грех. |
||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
|
||||||||||||
www.messia.ru/r2/4/ek01_040.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||