=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  6 сентября ст.ст., пт -
литургические чтения: Гал.2:6-10#; Мк.5:22-24#, 35-6:1# .
{Седмица 14-я по Пятидесятнице}

текст отрывка из Письма галатам, 2:6-9, комментарий на который (в сокращении) здесь представлен, см. внизу письма.

Ст. 6 Что же касается авторитетнейших (кто они такие и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен) – Говоря о руководителях Церкви, Павел не может скрыть своей иронии, он не собирается льстить им только потому, что они когда-то лично знали Иисуса (двое из них, Петр и Иоанн, были Его близкими друзьями, Иаков был Его братом). У Бога нет любимчиков. Он не относится к друзьям и родственникам Иисуса лучше, чем к бывшему гонителю. Для Бога важно, как они исполняют данную им миссию. Ср. 6.3. Вряд ли это значит, что Павел подвергает сомнению их положение и статус, но он не позволяет принизить и свое собственное апостольство.

> То они, эти авторитетнейшие, не стали требовать от меня ничего сверх моей Вести – Самое главное то, что иерусалимские лидеры оставили Весть Павла без изменений, т.е. они не настаивали на обязательности обрезания, а также на соблюдения «святых дней» и на отказе от некоторых видов пищи. Они не сочли его Весть неполной и недостаточной для спасения.

Ст. 7 Напротив, они увидели, что мне вверена Богом Радостная Весть для язычников в той же мере, как Петру – для евреев – Итак, в результате этой встречи Павел был признан апостолом, равным Петру (здесь и в следующем стихе Кефа единственный раз у Павла назван его греческим прозвищем). Происходит разделение областей деятельности: Павел – апостол язычников, Петр – евреев. Обоим эта миссия была вверена Богом.

Ст. 8 Ведь Тот, кто подвиг Петра на апостольское служение среди евреев, подвиг и меня – на служение среди язычников – Павел уверен, что сам Бог убедил в этом иерусалимских апостолов. Деятельность Павла принесла столь же великие плоды, что и деятельность Петра (Деян. 8.25; 9.32-34; 10.47; 11.15-17; 15.8-9). У обоих апостолов лишь один источник силы – Бог, и это невозможно было отрицать.

Ст. 9 Признав, что мне дан  дар апостольства, Иаков, Кефа и Иоанн, эти столпы, протянули мне и Варнаве руку в знак того, что мы делаем общее дело, и согласились, что мы пойдем к язычникам, а они к евреям – <...> Есть <> мнение, что Павел сначала процитировал некий выработанный на совещании документ <...>, а затем повторил то же самое, но сделал ряд уточнений. Во-первых, вместо одного апостола он называет здесь по имени всех трех руководителей. <...> Иоанн – это, несомненно, один из апостолов, сын Зеведея и брат погибшего мученической смертью Иакова. В Деяниях апостолов он изображен постоянным спутником Петра (3.1,3-4; 4.13; 8.14). Позднейшая традиция связывает его имя с Эфесом и называет его автором Евангелия, трех писем и Откровения.

> <...> Столпы – кроме слова «авторитетнейшие», Павел назвал руководителей столпами. Этот почетный титул здесь тоже употреблен не без иронии. В еврейской традиции столпами Израиля и даже всего мира назывались Авраам, Исаак и Иаков. Согласно некоторым легендам, мир поддерживали двенадцать (варианты: семь, один) праведников. <....>

> Итак, было закреплено разделение труда, определены «канонические территории». Но тут же возникают вопросы: как понимали участники совещания такое разделение? Означало ли это, что Петр и его друзья должны были трудиться в Палестине, а Павел – на  остальных территориях, или же Петр мог благовествовать евреям вне зависимости от места, где они находились? Ведь в это время евреи жили не только в Палестине, но и на территории всей Римской империи. Известно, что во всех больших городах были многочисленные еврейские общины. Что касается язычников, то и они жили в Палестине, особенно в Галилее. Значило ли это, что Павлу отныне был заказан вход в синагоги? А ведь из Деяний мы знаем, что именно синагоги были тем местом, в котором Павел, придя в незнакомый город, начинал свою проповедь о распятом и воскресшем Помазаннике (см. Деян. 13.5,14-16; 14.1; 16.13; 17.1-3,10; 18.4; 19.8). Вероятно, Павел считал, что разделение идет по территориям, но известно, что апостолы действовали и в языческих землях (Деян.11.19-21; Иак.1.1; 1Петр.1.1).

> Это был мужественный поступок со стороны иерусалимских руководителей, хотя они, возможно, еще не понимали всей важности принятого решения. Ведь совсем недавно прошли гонения на христиан, грекоговорящих евреев, настроенных весьма радикально по отношению к Закону, и один из лидеров такого движения, Стефан, был убит, а его сторонники бежали из Иерусалима. С воцарением Ирода Агриппы I положение христиан стало еще тяжелее: он казнил Иакова, сына Зеведея. Подобная участь ждала Петра, но он был спасен из тюрьмы Божьим чудом. Смерть царя в 44 г. остановила репрессии, но в течение последующих восьми лет Иудея, снова включенная в состав Римской империи, сотрясалась от непрерывных мятежей и восстаний зелотов. Зелоты боролись со всеми, кто, с их точки зрения, сотрудничал с римскими оккупантами. Христиане, не разделявшие их крайне националистических взглядов, были в их глазах коллаборационистами. В таких условиях было очень опасно проявлять лояльность к язычникам и дружески общаться с ними. <...>

> Евреи-христиане опасались принятия язычников в лоно народа Божьего также потому, что их нравственный уровень был крайне низким по сравнению с большинством евреев. Поэтому многие христиане были убеждены, что Закон Моисея должен быть сохранен, потому что в нём содержались критерии нравственного поведения. Если бы его не было, как язычники могли бы знать волю Бога относительно своей жизни? В те времена апостолы вряд ли предполагали, что вскоре  количество язычников в Церкви сначала сравняется с количеством евреев, а затем станет превосходить их, причем во много раз.

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.66-71  ]


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Что же касается авторитетнейших
(кто они такие и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен),
то они, эти авторитетнейшие,
не стали от меня требовать ничего сверх моей Вести.
Напротив, они увидели,
что мне вверена Богом Радостная Весть для язычников
в той же мере, как Петру – для евреев.
Ведь Тот, кто подвиг Петра на апостольское служение среди евреев,
подвиг и меня – на служение среди язычников.
Признав, что мне дан дар апостольства,
Иаков, Кифа и Иоанн, эти столпы,
протянули мне и Варнаве руку в знак того, что мы делаем общее дело,
и согласились, что мы пойдем к язычникам, а они к евреям.*
(Гал.2:6-9)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/19.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»