=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 01 марта 2010 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -

  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.

  литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

 

(Апостольскому чтению был посвящен предыдущий выпуск.)

 

 

        * --*-- * О евангельском чтении * --*-- *

* Митр. Антоний (Блум) - проповедь:

   www.mitras.ru/archive/040321.htm

* В.Н.Кузнецова: "Таких бесов можно изгнать только молитвой!"

                           www.messia.ru/rasylka/007/1796.htm

 

 

 

 

                                * * *

 

> Наиболее   характерным  и  выдающимся  представителем  византийского

> монашества   этой   эпохи   является   Иоанн  Лествичник  (579-649).

> Происхождение  его  точно не известно. Из довольно скудной биографии

> Иоанна,   написанной  его   современником  Даниилом, мы узнаём,  что

> он  пришел    в монастырь  на Синае  шестнадцатилетним юношей и  уже

> в  20  лет  был  пострижен.  По-видимому, Иоанн, получивший прозвище

> "Схоластик",  обладал   большими    познаниями:    его  произведения

> полны примеров  и  образов, заимствованных  как  из литературы,  так

> и  из  практической  жизни.  По  словам  биографа,  "обладая внешней

> (мирской) мудростью, Иоанн учил небесной простоте". Юноше-отшельнику

> многие  предрекали великое будущее; после продолжительного уединения

> он  стал давать  советы  и  наставления  окружающим монахам и  затем

> стал  духовным руководителем   иноческого   общежития.   О его жизни

> этого  периода  до  нас  дошло  еще  меньше  сведений.  "Спал он,  -

> рассказывает  Даниил,   -    столько,    сколько было нужно,   чтобы

> не  повредило   ему от бодрствования,     а перед сном много молился

> и писал книги. Когда его учительская деятельность вызвала нарекания,

> он перестал наставлять иноков. Но, как только его попросили об этом,

> он начал снова держаться прежнего образа жизни".

 

> Наибольшую  славу  Иоанну  Лествичнику принесла его знаменитая книга

> "Райская лествица" - руководство для монашества.

 

> Иоанн  решительно разграничивает монашескую этику и мирскую. Монахов

> он,  в  сущности,  исключает из жизни человечества, называя их жизнь

> "духовно-ангельской".  К  мирянам  он почти не обращал своего слова:

> для  них,  по  его  мнению, достаточно исполнения основных моральных

> принципов. "Делайте всё доброе,  - увещевает он мирян, -  что можете

> делать,  никого  не упрекайте, не крадите,  не лгите,   ни перед кем

> не возноситесь, ни к кому не питайте вражды, не оставляйте церковных

> собраний,   к   нуждающимся   будьте  милосердны.  Если  так  будете

> поступать, то уже недалеко будете от Царства Небесного".

 

> Другое  дело  - жизнь христианина-инока. Бог требует от него гораздо

> большего.    Ссылаясь   на  евангельский  пример  с богатым  юношей,

> Иоанн  говорит,    что если  мирянину достаточно исполнять заповеди,

> то  подвижнику  нужно  "оставить все", вести совершенно особый образ

> жизни,   целиком  посвятив  ее  Богу.  Наставления  монахов-аскетов,

> которые должны "бежать от мира и не оглядываться вспять", - основная

> задача, которую поставил перед собой Лествичник. Однако его “Райская

> лествица”  содержит   положения,   чрезвычайно  важные и  актуальные

> для  всего  христианского мира. Лествичник показал, что христианское

> послушание  и  "отсечение  своей  воли" не есть какое-то раболепство

> перед  людьми  и  Богом,  а великий подвиг обуздания своего эгоизма,

> своей самости. Оно ведет к достижению христианской любви, понимаемой

> как выход за пределы человеческой ограниченности.

 

> Главным  и  необходимым  чувством для обретения святости перед Богом

> Лествичник  называет  "страх Божий" или любовь к Богу. Это означает,

> что  при  осознании  человеком  величия и святости Бога он старается

> справедливо  и объективно оценить себя и свои недостатки. "Солнечный

> луч,   -  говорит Иоанн, - проникнув через щель в доме, освещает всё

> так,  что  видна тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно этому,

> когда  страх   Господень приходит в сердце,   то показывает ему  все

> его  грехи".  Самосовершенствование  инока,  по Лествичнику, требует

> непрерывной   духовной   работы,   преодоления   своей  греховности,

> последовательного  восхождения  по  духовной  "лествице" на небеса -

> отсюда   название   его  книги  и  именование  Иоанна  Лествичником,

> закрепившееся в церковной традиции.

                [ свящ. Александр Мень.

                  История религии. Учебник. Том 2.

                  www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_18.html ]

 

 

 

см. также:

  + в СЛОВАРЕ СВЯТЫХ свящ. Якова Кротова

     www.krotov.info/yakov/6_bios/20/649_klimaks.htm

  + священник Александр Мень. Проповедь о св. Иоанне

                www.messia.ru/rasylka/009/2394.htm#0

  + митрополит Сурожский Антоний о нём же

     www.messia.ru/rasylka/008/2157.htm#0 (+ссылки);

     www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=14

 

 

                                * * *

 

 

>     Если ты <...> проходишь подвиг добродетелей, то боязливость

>     <...> будет на тебя нападать. <...> Смотри, чтобы не овладела

>     тобой сия дщерь неверия и порождение тщеславия. Боязливость есть

>     младенчественный нрав в <...> тщеславной душе. Боязливость есть

>     уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть

>     <заранее   воображаемая>  беда;  или  иначе,  страх есть <трепет

>     сердца, тревожимого и ропчущего> от представления неведомых

>     злоключений. Страх есть лишение твердой надежды. Гордая душа

>     есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука

>     тварей и самих теней. Плачущие и болезнующие о грехах своих

>     не <чувствуют  страха>; а <боязливые> часто лишаются ума;

>     и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых,

>     чтобы  и прочих научить не возноситься. Все боязливые тщеславны,

>     но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что

>     и разбойники, и <могильщики> не боятся. <.....> Нельзя в одну

>     минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро.

>     По мере усиления в нас плача <о грехах>, она от нас отходит;

>     а  с уменьшением <плача> увеличивается в нас. <...> Иногда душа,

>     а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию

>     одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел

>     сей <несвоевременный> страх, то близко избавление от этого

>     недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу,

>     усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев,

>     то мы воистину освободились от боязливости. Не пустыня

>     и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие

>     нашей души; иногда же это бывает промыслительно - к вразумлению

>     нашему. =Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего

>     Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей

>     боится.= Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело;

>     а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак,

>     когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия,

>     то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел

>     помолиться вместе с нами.

                [ cв. Иоанн Лествичник. "Лествица", Слово 21.

                  www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv21.html;

                  ср. www.messia.ru/r2/3/z10_146.htm

                  и www.messia.ru/rasylka/006/1456.htm ]

 

 

см. также из поучений прп. Иоанна:

* каким судом судите...

    www.messia.ru/rasylka/003/474.htm#0

 

 

 

 

 

 

 + + + свящ. Феодор Людоговский. Пост без прикрас

                 www.pravmir.ru/post-bez-prikras/

 + + + еп. Иларион (Алфеев).

        Пост - это время, когда мы должны забыть о себе

            www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1250/

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100314/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=14

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*<Обещание Бога и Его клятва>

 служат для нас, бежавших под Его покров,

 источником великой бодрости

 и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.

 Надежда эта  -  словно якорь для души, крепкий и надежный,

 который входит внутрь святилища, за завесу,

 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,

 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*

                          (Евр.6:18-20 - из апостольского чт-я воскр.)

                                * * *

*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся

 и оставленному ими от побоев еле живым;

 так и я изранен, Спаситель грехами моими.

*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", -

 взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.

 И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"

*Христе Спаситель!

 Ум мой - в язвах от грехов,

 разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;

 уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.

*

*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,

 я изранен разбойниками, пребывая в страстях;

 но воздвигни меня, молю.

*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым

 в язвах согрешений моих;

 но исцели меня, Господи.

*Обнажили меня страсти:

 не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,

 и наслаждениями я был уязвлен;

 но излей на меня милость.

*

*Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное

 и оставили меня страдающим от ран.

*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих

 непостоянные помышления мои,

 оттого я и изранен согрешениями.

*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,

 прошел мимо, Спаситель мой;

 но Ты меня спаси.

*

*Иисусе, осмотри раны души моей,

 как в древности попавшегося в руки разбойников,

 и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.

*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,

 и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.

 Молю, спаси меня!

*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,

 ибо мимо меня они прошли;

 но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня.

*

*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,

 и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.

 "Сжалься надо мною", - молю.

*Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники,

 страстями ум мой уязвив,

 но, сжалившись, спаси меня, Господи.

*Когда увидел левит мучение мое от ран,

 вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.

 Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость.

*

*Разбойники напали на меня, несчастного,

 и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.

 Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"

*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /

 и, поразив страстями,

 мертвым меня оставили по множеству согрешений;

 но Ты, Спаситель, исцели меня.

*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,

 не вынося моих язв, как неизлечимых,

 прошел мимо меня, Спаситель мой;

 но Ты Сам уврачуй меня.

*

*Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель,

 извратил я жизнь мою согрешений ранами.

 Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, -

 Твоего, человеколюбивый Боже;

 но пожалей меня.

*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,

 пожалев меня, всего ранами покрытого,

 и язвами согрешений, Милосердный,

 и излил на меня, Христе, милость Твою.

*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,

 как выкуп за меня дал и спас меня,

 всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,

 как Милостивый.

*

*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,

 в страстные наслаждения погрузившись,

 я лишился благодати и в язвах извержен нагим.

 Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.

*Не смог левит язв моих очистить,

 но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел

 и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,

 как врач искуснейший исцеляя меня.

*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,

 меня, бичами разбойников жестоко избитого,

 и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.*

          (Канон  4-го  воскр.  Вел.  поста, перев. иером. Амвросия)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2537.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm