=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 01 марта 2010 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста - Память прп. Иоанна Лествичника, 649. литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.
(Апостольскому чтению был посвящен предыдущий выпуск.)
* --*-- * О евангельском чтении * --*-- * * Митр. Антоний (Блум) - проповедь: www.mitras.ru/archive/040321.htm * В.Н.Кузнецова: "Таких бесов можно изгнать только молитвой!" www.messia.ru/rasylka/007/1796.htm
* * *
> Наиболее характерным и выдающимся представителем византийского > монашества этой эпохи является Иоанн Лествичник (579-649). > Происхождение его точно не известно. Из довольно скудной биографии > Иоанна, написанной его современником Даниилом, мы узнаём, что > он пришел в монастырь на Синае шестнадцатилетним юношей и уже > в 20 лет был пострижен. По-видимому, Иоанн, получивший прозвище > "Схоластик", обладал большими познаниями: его произведения > полны примеров и образов, заимствованных как из литературы, так > и из практической жизни. По словам биографа, "обладая внешней > (мирской) мудростью, Иоанн учил небесной простоте". Юноше-отшельнику > многие предрекали великое будущее; после продолжительного уединения > он стал давать советы и наставления окружающим монахам и затем > стал духовным руководителем иноческого общежития. О его жизни > этого периода до нас дошло еще меньше сведений. "Спал он, - > рассказывает Даниил, - столько, сколько было нужно, чтобы > не повредило ему от бодрствования, а перед сном много молился > и писал книги. Когда его учительская деятельность вызвала нарекания, > он перестал наставлять иноков. Но, как только его попросили об этом, > он начал снова держаться прежнего образа жизни".
> Наибольшую славу Иоанну Лествичнику принесла его знаменитая книга > "Райская лествица" - руководство для монашества.
> Иоанн решительно разграничивает монашескую этику и мирскую. Монахов > он, в сущности, исключает из жизни человечества, называя их жизнь > "духовно-ангельской". К мирянам он почти не обращал своего слова: > для них, по его мнению, достаточно исполнения основных моральных > принципов. "Делайте всё доброе, - увещевает он мирян, - что можете > делать, никого не упрекайте, не крадите, не лгите, ни перед кем > не возноситесь, ни к кому не питайте вражды, не оставляйте церковных > собраний, к нуждающимся будьте милосердны. Если так будете > поступать, то уже недалеко будете от Царства Небесного".
> Другое дело - жизнь христианина-инока. Бог требует от него гораздо > большего. Ссылаясь на евангельский пример с богатым юношей, > Иоанн говорит, что если мирянину достаточно исполнять заповеди, > то подвижнику нужно "оставить все", вести совершенно особый образ > жизни, целиком посвятив ее Богу. Наставления монахов-аскетов, > которые должны "бежать от мира и не оглядываться вспять", - основная > задача, которую поставил перед собой Лествичник. Однако его “Райская > лествица” содержит положения, чрезвычайно важные и актуальные > для всего христианского мира. Лествичник показал, что христианское > послушание и "отсечение своей воли" не есть какое-то раболепство > перед людьми и Богом, а великий подвиг обуздания своего эгоизма, > своей самости. Оно ведет к достижению христианской любви, понимаемой > как выход за пределы человеческой ограниченности.
> Главным и необходимым чувством для обретения святости перед Богом > Лествичник называет "страх Божий" или любовь к Богу. Это означает, > что при осознании человеком величия и святости Бога он старается > справедливо и объективно оценить себя и свои недостатки. "Солнечный > луч, - говорит Иоанн, - проникнув через щель в доме, освещает всё > так, что видна тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно этому, > когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все > его грехи". Самосовершенствование инока, по Лествичнику, требует > непрерывной духовной работы, преодоления своей греховности, > последовательного восхождения по духовной "лествице" на небеса - > отсюда название его книги и именование Иоанна Лествичником, > закрепившееся в церковной традиции. [ свящ. Александр Мень. История религии. Учебник. Том 2. www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_18.html ]
см. также: + в СЛОВАРЕ СВЯТЫХ свящ. Якова Кротова www.krotov.info/yakov/6_bios/20/649_klimaks.htm + священник Александр Мень. Проповедь о св. Иоанне www.messia.ru/rasylka/009/2394.htm#0 + митрополит Сурожский Антоний о нём же www.messia.ru/rasylka/008/2157.htm#0 (+ссылки); www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=14
* * *
> Если ты <...> проходишь подвиг добродетелей, то боязливость > <...> будет на тебя нападать. <...> Смотри, чтобы не овладела > тобой сия дщерь неверия и порождение тщеславия. Боязливость есть > младенчественный нрав в <...> тщеславной душе. Боязливость есть > уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть > <заранее воображаемая> беда; или иначе, страх есть <трепет > сердца, тревожимого и ропчущего> от представления неведомых > злоключений. Страх есть лишение твердой надежды. Гордая душа > есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука > тварей и самих теней. Плачущие и болезнующие о грехах своих > не <чувствуют страха>; а <боязливые> часто лишаются ума; > и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, > чтобы и прочих научить не возноситься. Все боязливые тщеславны, > но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что > и разбойники, и <могильщики> не боятся. <.....> Нельзя в одну > минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. > По мере усиления в нас плача <о грехах>, она от нас отходит; > а с уменьшением <плача> увеличивается в нас. <...> Иногда душа, > а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию > одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел > сей <несвоевременный> страх, то близко избавление от этого > недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, > усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, > то мы воистину освободились от боязливости. Не пустыня > и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие > нашей души; иногда же это бывает промыслительно - к вразумлению > нашему. =Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего > Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей > боится.= Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; > а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, > когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, > то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел > помолиться вместе с нами. [ cв. Иоанн Лествичник. "Лествица", Слово 21. www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv21.html; ср. www.messia.ru/r2/3/z10_146.htm и www.messia.ru/rasylka/006/1456.htm ]
см. также из поучений прп. Иоанна: * каким судом судите... www.messia.ru/rasylka/003/474.htm#0
+ + + свящ. Феодор Людоговский. Пост без прикрас www.pravmir.ru/post-bez-prikras/ + + + еп. Иларион (Алфеев). Пост - это время, когда мы должны забыть о себе www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1250/
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100314/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=14
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *<Обещание Бога и Его клятва> служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. Надежда эта - словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20 - из апостольского чт-я воскр.) * * * *Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся и оставленному ими от побоев еле живым; так и я изранен, Спаситель грехами моими. *"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", - взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое. И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!" *Христе Спаситель! Ум мой - в язвах от грехов, разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами; уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый. * *Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя, я изранен разбойниками, пребывая в страстях; но воздвигни меня, молю. *Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым в язвах согрешений моих; но исцели меня, Господи. *Обнажили меня страсти: не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель, и наслаждениями я был уязвлен; но излей на меня милость. * *Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное и оставили меня страдающим от ран. *Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих непостоянные помышления мои, оттого я и изранен согрешениями. *Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел, прошел мимо, Спаситель мой; но Ты меня спаси. * *Иисусе, осмотри раны души моей, как в древности попавшегося в руки разбойников, и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь. *Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе, и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных. Молю, спаси меня! *Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились, ибо мимо меня они прошли; но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня. * *Страстями я растратил / имение божественное, Владыка, и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе. "Сжалься надо мною", - молю. *Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники, страстями ум мой уязвив, но, сжалившись, спаси меня, Господи. *Когда увидел левит мучение мое от ран, вида тех язв не вынося, мимо меня прошел. Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость. * *Разбойники напали на меня, несчастного, и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным. Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!" *Ум мой ограбили / помыслы непостоянные / и, поразив страстями, мертвым меня оставили по множеству согрешений; но Ты, Спаситель, исцели меня. *Когда увидел меня левит, / от ран страдающего, не вынося моих язв, как неизлечимых, прошел мимо меня, Спаситель мой; но Ты Сам уврачуй меня. * *Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель, извратил я жизнь мою согрешений ранами. Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, - Твоего, человеколюбивый Боже; но пожалей меня. *Пришел Ты на землю с высот, Спаситель, пожалев меня, всего ранами покрытого, и язвами согрешений, Милосердный, и излил на меня, Христе, милость Твою. *Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель, как выкуп за меня дал и спас меня, всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах, как Милостивый. * *Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим, в страстные наслаждения погрузившись, я лишился благодати и в язвах извержен нагим. Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня. *Не смог левит язв моих очистить, но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель, как врач искуснейший исцеляя меня. *Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель, меня, бичами разбойников жестоко избитого, и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.* (Канон 4-го воскр. Вел. поста, перев. иером. Амвросия) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2537.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|