=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

Этот  выпуск  посвящен  первым  двум  дням  Великого  Поста.  И  в нём

представлены 3 темы.

 а* о проведении Великого Поста

 б* канон прп. Андрея Критского, читаемый в первые 4 дня Поста

 в* к паремиям (богослужебным чтения из Ветхого Завета) этих дней -

    начало книги Бытия и сотворение мира.

 

 

                                 *а*

 

> Рекомендуется  в  первую  неделю  Великого  поста  уделять  хотя  бы

> несколько минут размышлению о бренности жизни.  Всегда надо помнить,

> что   этот  Пост  может    оказаться   последним   в  твоей   жизни.

> Это реалистично,     ведь   мы    всегда  живем   на грани   смерти.

> Как  говорится,    даже  на  московских улицах обстановка приближена

> к  боевой.   Вы  сами  понимаете, как мало надо человеку, чтоб нитка

> жизни  его  оборвалась.   На это надо смотреть без излишнего страха,

> с  полным  осознанием.  Мысль ясная о бренности жизни — это не повод

> для  того,  чтобы  опускать  руки,  а  повод  ценить и любить каждое

> мгновение  жизни,   жить сегодня,  жить не в мечтах о том, что будет

> с  тобой  завтра,  а  жить  вот сейчас,  переживая жизнь  полноценно

> и полнокровно.

                        [ священник Александр Мень.

                          Из лекции "Великий пост" (1 апреля 1989 г.)

                          www.messia.ru/r2/3/l01_009.htm#0 ]

 

 

 

>                       ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ)

 

> Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:

 

> 1-й день.  День Екклесиаста

> Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого

> добился,  а  умрет,  как все, порой — тяжелее.  К чему всё это было?

> Одни  шли  по  трупам,  другие убивали свою душу, а в итоге — ничто.

> Прочтем:  «Кая  житейская  сладость...»  (в чине отпевания).  Почет,

> любовь,  слава, здоровье — как всё это (без духовной жизни) ничтожно

> и  пусто!   Всё  ниспадает,  как  водопад, в смерть.  На всем печать

> несовершенства.   Всё, за чем мы бежим,  за что мы цепляемся —   дым

> и  пыль.  Всё — бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая (Камю,

> Кафка).

 

> 2-й день. «Из глубины воззвах»: Пс 130(129)

> Как  много  я  послужил разным идолам, как много иллюзий и суетности

> в  моей  жизни.    Как страстно я прилагаю  сердце  к вещам, которые

> не  могу  удержать.   Я  не  отдавал себе отчета в своем честолюбии,

> тщеславии,  суетности,  а  теперь  вижу, какие низкие мотивы двигали

> мной,  как  глубоко я погрузился в яму.  Я бессилен что-либо с собой

> сделать.   Я  обречен  уже  при жизни быть в аду — в аду несбывшихся

> желаний,  в  рабстве  стихии  плоти  и  греха  гордыни.   Я — полное

> ничтожество.   И это не «уничижение паче гордости», а честный взгляд

> на  себя.   Вспомним  наши  сны,  говорящие нередко о таящихся в нас

> диких  желаниях,  на которые мы закрываем глаза.   Признаем,  что мы

> не можем управлять собственной стихией.

 

                [ протоиерей Александр Мень.

                  из статьи "О проведении Великого поста"

                  www.alexandrmen.ru/books/gpost/gpost.html#g12;

                  www.alexandrmen.ru/books/smertusm/provedvp.html ]

 

 

+++ свящ. Александр Мень - о проведении Великого Поста

       www.alexandrmen.ru/books/smertusm/provedvp.html

+ + + свящ. Феодор Людоговский. Пост без прикрас

                www.pravmir.ru/post-bez-prikras/

+ + + свящ. Александр Шмеман: Великий пост: путь к Пасхе.

       Глyбочайшая тpагедия нашего номинального христианства

              www.messia.ru/rasylka/009/2386.htm#0 (+ссылки)

+ + + священник Александр Мень о молитве св. Ефрема Сирина

        (1) www.messia.ru/rasylka/008/2131.htm#0 (+ссылки)

        (2) www.messia.ru/rasylka/008/2132.htm#0 (+ссылки)

+ + + он же: лекция "Великий пост" (1)

       www.messia.ru/r2/3/l01_009.htm#0 (+ссылки!)

+ + + В.Соловьев о посте

       www.krotov.info/library/18_s/solovyov/03_299.htm#_Toc121205345

+ + + Человек алчущий. человек поклоняющийся. падение

       (свящ. Александр Шмеман; митрополит Сурожский Антоний)

                         www.messia.ru/rasylka/008/2133.htm#0

 

 

                                 *б*

 

>                     КАНОН СВ.  АНДРЕЯ КРИТСКОГО

 

> В  течение  первых  четырех  дней  поста  вечером  в  храме читается

> "Великий покаянный канон" св.  Андрея Критского.

 

> Святитель  Андрей (650—720) <...> был современником тяжких кризисов,

> которые  потрясли  Византию.   Мечта  о великой православной империи

> рушилась.   Общество  оказалось  бесконечно далеким от евангельского

> идеала.  В грозных   событиях  эпохи (нашествие  персов, захвативших

> св.  Крест   в  Иерусалиме,  вспышка  новых  ересей,  иконоборческий

> переворот,  утрата Италии,  Сирии, Египта,  начало экспансии ислама)

> с полным основанием видели признаки небесного гнева.

 

> Лучших  людей  Византии охватило покаянное чувство.    Среди них был

> и  св.   Андрей, ставший около 690 года епископом Крита.  Он выразил

> это  чувство  в своем знаменитом  каноне.    Обычно каноны  включали

> не более  тридцати  тропарей.      В произведении святителя  их 250.

> В   оригинале    это     ритмические    стихи.     Длинной   чередой

> перед  слушателями  проходят  образы   из  Ветхого  и Нового Завета,

> и каждый эпизод становится призывом к покаянию.

 

> Вот начало канона в русском переводе:

 

>       Помощник и Покровитель <(Господь)

>       был мне> во спасение;

>       это Бог мой, и прославлю Его,

>       ибо Он явил Свою Славу.

 

>       С чего начну оплакивать деяния жизни моей злосчастной?

>       Какое положу, Христе, начало этому сетованию?

>       Но, Милосердный, даруй мне оставление прегрешений.

 

>       Приди, злосчастная душа, с плотию своей,

>       исповедуйся Создателю всего,

>       воздержись наконец от прежнего скотоподобия

>       и принеси Богу, раскаявшись, слезы.

 

>       Уподобившись первозданному Адаму в преступлении,

>       сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блага

>       за грехи мои.

 

> Великий   канон  обычно  читается   священником  на середине  храма;

> хор поет ирмосы и припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".

 

                        [ свящ. Александр Мень.

                          из кн. "Таинство, слово и образ", гл. 5

                          www.messia.ru/r2/1/262.htm ]

 

 

+ Из Великого канона преподобного отца нашего Андрея Критского:

 • моление к своей душе www.messia.ru/rasylka/010/2524.htm#0

 • Душа моя, восстань, что ты спишь?

   Конец приближается, и тогда смутишься...

       www.messia.ru/rasylka/005/1090.htm#0

 • начало покаяния www.messia.ru/rasylka/003/366.htm#0

 

+ перевод канона, выполненный епископом Александром (Милеантом)

   www.krotov.info/libr_min/worship/kanonnik/can_andr_kr_mi.html

+ Первая часть Канона в русском переводе Я.Кротова:

     www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon1.html

+ в переводе иером. Амвросия Тимрота

   www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/vkan01.htm

 

О Каноне прп. Андрея Критского:

 * Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/004/713.htm#0

 * Александра Сопова www.taday.ru/text/28000.html

 

 

 

                                 *в*

 

 

> *. =Характер   Пролога  Книги  Бытия.=  Одна из главных особенностей

> Ветхого  Завета в том, что он учит богооткровенным истинам с помощью

> истории.   Однако  библейский Пролог не является историей в обычном,

> современном смысле  слова.   Это скорее духовная история начала мира

> и  человечества,  где  события  глубокой  древности  переданы языком

> образов,  символов,  наглядных  картин.   Богословие Пролога подобно

> богословию иконы, которая сообщает откровение высшего мира условными

> знаками  линий, красок и форм.   «Библия — это глубина;   древнейшие

> ее  части,  и прежде  всего Книга  Бытия, развертываются по  законам

> той  логики, которая не отделяет конкретного от абстрактного, образа

> от  идеи,   символа   от символизируемой   реальности.     Возможно,

> это  логика  поэтическая  или сакраментальная, но примитивность ее —

> только   кажущаяся.   Она  пронизана  тем  Словом,  которое  придает

> телесности   (не   отделяя   ее   от   слов  и  вещей)  несравненную

> прозрачность» (В.Н. Лосский).

 

> Изучая  ткань   повествования   Пролога,    нужно  сначала  уяснить:

> какую мысль, какое учение преподает нам священный автор под покровом

> образов     и    символов.     Библия    не    касается    научного,

> рационально-постижимого  аспекта  миротворения.    Она не руковоство

> по  астрономии   или   биологии.   Цель    ее:  возвестить   людям —

> любой  цивилизации  и любой эпохи — Откровение о Боге.  Первую главу

> Бытия  следует  рассматривать  не  в  связи  с научными достижениями

> нашего  времени,  а  в  связи  с  религиозно-философскими  взглядами

> язычества,  против  которого  она  направлена (начало такому подходу

> положил еще Евсевий Кесарийский).

 

> *. =Языческие  космогонии.=  Представления язычников  о миротворении

> при всём их многобразии можно свести к нескольким основным типам ():

> -  У мира не было начала.  Исконная необъятная бездна Океана, будучи

>  божественной   по  природе,    родила  из  себя  всех  богов и всё,

>  что наполняет небо и землю.

> -  Хаотическая   Бездна  бога-Океана  (или  богини)  была  побеждена

>  молодыми  богами,  ею  же порожденными.  Именно они  внесли порядок

>  в Хаос,  образовали и населили землю, создали людей как своих слуг,

>  обреченных работать на них.

> - Изначала    было два божества —  Света  и Тьмы.  Воюя между собой,

>  они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.

 

> В  этих  верованиях,    которые  исповедовали  люди повсюду от Индии

> до    Греции,    просматриваются   основные   религиозно-философские

> воззрения:

> - учение о нераздельности Бога и природы (пантеизм);

> - взгляд  на  природные  явления как на форму деятельности множества

>  богов (политеизм);

> - понятие о двух исконных божественных началах (дуализм);

> - взгляд на бесконечность мира, образующегося из стихий;

> - представление о космогенезе как результате битвы богов;

> - вера во всеобщую богиню-Мать (позднее образ ее слился с понятием

>  о слепой Судьбе и Необходимости);

> - взгляд   на  Вселенную  как обреченную оставаться неизменяемой

>  или двигаться по кругу вечного возвращения;

> -  убеждение    в   возможности  человека  магически  (заклинаниями,

>  ритуалами   и   пр.)     воздействовать  на  божественные     силы,

>  чтобы обеспечить себе благоденствие.

 

> Многим  из  этих  воззрений  суждена  была  долгая  жизнь, а в эпоху

> создания   Библии  они  полностью  господствовали  среди  окружавших

> Израиль народов.  «Христианское богословие, — пишет С. Трубецкой, —

> слагалось   в   борьбе   с  ересями.   Еврейская  религиозная  мысль

> развивалась  в упорной и  тяжелой борьбе с язычеством  —  иноземного

> и   отечественного   происхождения».    Тема   этого  противостояния

> сокровенно присутствует уже в первой главе Бытия — в Шестодневе.

 

> *. =Шестоднев=  (Быт 1,1 – 2,4).      Шестодневом  принято  называть

> картину  творения,  нарисованную  в  Быт 1,1 – 2,4.  Она открывается

> величественными  словами:  «В  начале  сотворил  Бог  небо и землю».

> Здесь  нет  ни борьбы богов, ни предвечной материи, ни богини-Бездны

> (Океана),  из  которой  образуется мир.  Всё совершает волю единого,

> личностного  Творца.  По Его слову возникают свет и тьма, отделяются

> воды  от  суши,  загораются  на  небосклоне  светила,  море  и земля

> порождают  растения  и животных.   И наконец,  Бог создает  человека

> по  Своему  образу  и подобию.  Повествование Шестоднева кратко, ибо

> оно  есть  только  введение  в Св.  Историю, через которую познается

> воля Божия.

 

> Однако  деяния    Творца     постигаются   ветхозаветными  мудрецами

> и  через созерцание природы.  Так Пс 8 говорит о величии мироздания,

> в сравнении с которым человек  кажется таким ничтожным; и,   однако,

> по  воле  Господней  он поставлен почти наравне с ангелами.  Пс 103,

> описывая    многообразные    явления   природы,     свидетельствует,

> что  творчество  Божие  есть  продолжающийся  процесс,  что  Господь

> постоянно  поддерживает  бытие  мира.   Небо и земля, стихии и жизнь

> самим  своим  существованием  прославляют  мудрость Творца (Пс 148).

> Эта  божественная  Премудрость определяет стройность законов природы

> (Иов 28).  В Ветхом Завете Премудрость Божия нередко олицетворяется.

> В  Притч  8,22  сл.  она  говорит:   «Господь   имел   меня  началом

> пути  Своего,    прежде  созданий Своих, искони: от века я помазана,

> от   начала,    прежде    бытия  земли.    Я  родилась,   когда  еще

> не  существовали  бездны».   Проявляется  Мудрость  в  Слове Божием,

> которое  есть свободное осуществление Высшего Разума и Всемогущества

> (Ис 55,10–11; Пс 148,5).

 

> Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях:

 

> 1. силы    природы  —   не боги;  Бог один  есть  Первопричина  мира

>  (ср. Рим 1);

> 2. Он открывает Себя как личное Сверхбытие;

> 3. Он открывает Себя в Своих деяниях (ср. Рим 1,20);

> 4. Он творит мир Своим Словом (ср. Евр 11, 3) и действует в нём;

> 5. Он может действовать опосредованно, через стихии (второпричины);

> 6.  создание  мира происходит не в один миг, а поэтапно: от простого

>  к сложному, от неживого к живому, от животного — к человеку;

> 7.  Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, благодаря чему

>  человек становится владыкой над тварями.

 

                [ Свящ. Александр Мень. из кн. "Исагогика"

                  www.bible-center.ru/book/isagogika/001/002/000 ]

 

 

 

 

 

                      о первых главах кн. Бытия

 + + + В.Сорокин в кн. "Историко-культурный контекст Ветхого Завета"

                          www.bible-center.ru/book/context/beginning

 

                           сотворение мира

 + + + о. Александр Мень www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_05.html

 + + + его же лекция "Шестоднев"

        www.alexandrmen.ru/lectures/shstdnev.html

 

 

К богослужебным чтениям понедельника 1-й седмицы Вел. поста:

 + Е.Б.Рашковский - ПРЕДИСЛОВИЕ к Книге Притчей Соломоновых

                        www.messia.ru/rasylka/004/714.htm#0

 

 

 

Чтения понедельника в русских переводах, на ц.-славянском и др.

 и размышления над ними:

  www.bible-center.ru/biblereadings/20110307/orth

 

 

Понедельник и вторник в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=07 /

  www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=08;

 www.mospat.ru/calendar/2011/03/07 / www.mospat.ru/calendar/2011/03/08

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

/Всечестное воздержание начнем светло,

 лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего,

 Любве светлостию, молитвы блитанием,

 чистоты очищением, благомужества крепостию:

 яко да светоносни предварим

 во святое и тридневное воскресение,

 осиявающее нетление миру./

/Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися,

 Постом все время греха, душе, отвергни,

 Теплым покаянием отбегни огня

 И плачем страстей плачевную ризу раздери,

 Одежду божественную приемлющи./ (из Постной Триоди)

                                * * *

*Время жизни моей кратко   и преисполнено страданий и порока,

 но в покаянии меня прими   и к познанию истины призови,

 чтобы не стать мне добычей и пищей врага,

 Спаситель, Сам надо мною сжалься.

*Царским достоинством, венцом и багряницею облеченный,

 человек владеющий имением многим и праведный,

 богатством изобилующий и стадами,

 внезапно богатства, славы, царства,   (Иов) обнищав, лишился.

*Праведен был он и непорочен более всех,

 но не избежал козней и уловок Обманщика,

 то ты, несчастная грехолюбивая душа, что сотворишь,

 если случится, что нечто нежданное   постигнет тебя?

*Высокомерен я ныне в словах,

 дерзок также и сердцем   без причины и во вред себе;

 вместе с фарисеем не осуди меня,   но смирение мытаря мне даруй,

 единый Милостивый и Правосудный,   с ним и меня сопричисли.

*Согрешил я, надругавшись над сосудом плоти моей,

 знаю, Милосердный;

 но в покаянии меня прими   и к познанию истины призови,

 дабы не стать мне добычей и пищей врага,

 Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.

*Самого себя я в идола превратил,

 страстями душу свою осквернив, о Милосердный;

 но в покаянии меня прими   и к познанию истины призови,

 чтобы не стать мне добычей и пищей врага,

 Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.

*Не слушал я голоса Твоего,

 не послушался Писания Твоего, Законодатель;

 но в покаянии меня прими  и к познанию истины призови,

 чтобы не стать мне добычей и пищей врага,

 Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.*

                        (Великий канон прп. Андрея Критского)

             *********************************************

 

  

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2658.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»