=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

* 28 февраля 2011 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста

  /Торжество Православия/.

  литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51.

 

 

 

к апостольскому чтению:

 + + + вера www.messia.ru/rasylka/008/2137.htm#0 (+ссылки)

 + + + К.Барт: нонконформисты

        www.messia.ru/rasylka/007/1777.htm#0 (+ссылки)

 + + + Яков Кротов: Символ веры: "Верую..."

        www.messia.ru/rasylka/010/2525.htm#0

 

 

 

                   *а* о проведении Великого Поста

 

>                       ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ)

 

> Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:

 

<.... - см. 2 предыдущих выпуска.>

 

> 6-й день. Проверка совести

> Но  я  должен  подготовить  свой  дом, осмотреть его, ожидая приходя

> Гостя.   Я  беру  в  руки  светильник Его заповедей и освещаю темные

> углы.   Всюду  пыль,  грязь,  хлам — чем больше освещаю, тем мрачнее

> картина.   Но не буду отчаиваться, начну терпеливую уборку.  Проверю

> совесть  по Десяти Заповедям, по Нагорной проповеди, последовательно

> и  не торопясь.  Это моя подготовка к исповеди.  В воскресенье много

> народу  в храме, поэтому исповедь будет общей.  Надо, следовательно,

> обдумать всё заранее, чтобы в Церкви принести лишь общее покаяние.

 

> 7-й день. Причащение

> День  сугубого  благодарения.    Приносим Богу обет исполнить  нечто

> во имя Его, в знак нашей благодарности.

 

                [ протоиерей Александр Мень.

                  из статьи "О проведении Великого поста"

                  www.alexandrmen.ru/books/gpost/gpost.html#g12;

                  www.alexandrmen.ru/books/smertusm/provedvp.html ]

 

 

 

+ протопр. Александр Шмеман: воскресенья Великого поста...

                       www.messia.ru/rasylka/004/719.htm#0

 

 

о празднике:

 + митрополит Сурожский Антоний: ожившие иконы. победа Божия над нами

                      www.messia.ru/rasylka/010/2526.htm#0 (+ ссылки)

 + он же: Торжество православия – это не торжество над инославными

                                  www.pravmir.ru/printer_3882.html

 + Бог - иконоборец (Клайв Льюис, Питер Крифт)

    www.messia.ru/rasylka/009/2387.htm#0 (+ ссылки)

 + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил

                www.messia.ru/rasylka/004/719a.txt

 + свящ. Александр Мень.

    Проповедь в НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

     www.krotov.info/library/13_m/myen/00008.html

 + Кристоф Шёнборн об иконоборческих спорах...

    krotov.info/libr_min/sh/shtraus/shon_04.html

 + О ТОМ ЖЕ

   - Ярослав Пеликан   www.krotov.info/history/07/pelican/pelic_24.html

   - Михаил Поснов     krotov.info/history/00/posnov/15_posn.html

   - Антон Карташев    www.krotov.info/history/08/demus/787_kar.html

   - еп. Каллист Уэр

      www.krotov.info/history/20/krivova/ware02.html (гл. "Святые иконы")

 + Ален Безансон об изобразительном искусстве в христианстве

                    krotov.info/library/02_b/ez/anson_14.htm

 + свящ. Александр Борисов: "Быть может, самой яркой иллюстрацией

  неевангельских издержек иконопочитания в нашей Церкви являются

  те проповеди, которые произносятся в день празднования Торжества

  Православия..."   krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html

  (гл. "Духовное младенчество")

 

 

                                 *б*

 

 

 

>                1.43-51 ПРИЗВАНИЕ ФИЛИППА И НАФАНАИЛА

 

> 43     На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею. Там

>     Он нашел Филиппа.

>        - Следуй за Мной! - говорит ему Иисус.

> 44     Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей

> 45  с Петром. • Филипп, в свою очередь, разыскал Нафанаила и сказал

>     ему:

>        - Мы нашли Того, о ком писали Моисей в Законе и пророки. Это

>     Иисус, сын Иосифа, из Назарета.

> 46     - Из Назарета? Разве из Назарета может быть что хорошее? -

>     возразил Нафанаил.

>        - Пойдем, и сам увидишь, - говорит ему Филипп.

> 47     Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила и сказал о нём:

>        - Вот настоящий израильтянин, неспособный на обман.

> 48     - Откуда Ты меня знаешь? - спрашивает Нафанаил.

>        - Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя

>     под смоковницей, - ответил ему Иисус.

> 49     – Рабби! Ты – Сын Бога, Ты – Царь Израиля! – воскликнул

>     Нафанаил.

> 50     - Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя

> 51  под смоковницей? Увидишь гораздо большее. - • Иисус

>     продолжал: - Говорю тебе истинную правду: увидите,

>     как раскрывается небо и как Божьи ангелы сходят к Сыну

>     человеческому и восходят от Него к Богу.

 

>       *1.43 Мф 4.18-22; Мк 1.16-20; Лк 5.1-11    *1.44 Ин 12.21

>       *1.45 Втор 18.18; Ис 7.14; 9.6; Иез 34.23

>       *1.49 Пс 2.7; Соф 3.15; Мф 14.33; 27.42; Мк 1.11; 15.32;

>        Лк 3.22; Ин 11.27; 12.13; Деян 13.33    *1.51 Быт 28.12

 

> Ст.  43 -   =На следующий  день Иисус решил отправиться в Галилею= -

> В  греческом  тексте нет  имени,   так что речь может идти  о Петре.

> Но  большинство комментаторов и переводчиков убеждены, что в Галилею

> отправляется   Иисус. =Отправиться в Галилею=   -  Очевидно,   Иисус

> всё  еще находился около Вифании (см.  1.28), на расстоянии примерно

> двух  дней пути до  Галилеи (см.   2.1).   =Там Он нашел  Филиппа= -

> Этот   человек   носил   греческое  имя  =Филипп=;  в  синоптических

> Евангелиях  он  упомянут  единственный раз,  в списке апостолов, где

> его  имя стоит на пятом месте, после Петра, Андрея, Иакова и Иоанна.

> Здесь   же он играет  более  важную роль,    причем он как-то связан

> с Андреем.  Поэтому некоторые толкователи высказывают предположение,

> что именно Филипп - тот не названный по имени ученик, который вместе

> с  Андреем  покинул  Крестителя,  чтобы следовать за Иисусом (1.37).

> =Следуй  за  Мной!   - говорит ему Иисус= - Только призвание Филиппа

> описано   так же,  как  призвания у других евангелистов (Мф 4.18-22;

> Мк 1.16-20; Лк 5.1-11).  =Филипп был из Вифсаиды, из того же города,

> что  и  Андрей  с  Петром=  -  Город,  расположенный  на  территории

> тетрархии  Филиппа  (см.   Лк 3.1), на границе с Галилеей, назывался

>ифсаида=-Юлия. Но,  вероятно,  ближе  к концу I в. он был  включен

> в состав Галилеи, и евангелист отразил эти перемены.  То, что Филипп

> и  Андрей  носят греческие  имена, возможно,  объясняется  тем,  что

> в   тетрархии   Филиппа  жило   много   язычников.     У  синоптиков

> их местожительством  назван Капернаум, расположенный всего  примерно

> в десяти километрах от Вифсаиды.

 

> Ст.  45 - =Филипп,  в свою очередь,  разыскал  Нафанаила   и  сказал

> ему=  -  Имя  =Нафанаил=  (евр.  Натана`эль, «Бог дал»)  есть только

> в  4-м  Евангелии.   Он  будет  упомянут еще раз - в 21.2, где будет

> сказано, что он из Каны.  Так как его имени нет в списках апостолов,

> предпринимались  попытки  отождествить  его  с  кем-то из двенадцати

> (например,  с  Симоном  Кананитом,  Варфоломеем  или  Матфеем),  но,

> наверно,  более  правы те Отцы Церкви, которые считали, что Нафанаил

> не входил в число апостолов.  Кроме того, надо помнить, что у Иоанна

> вообще  нет  ни  слова  «апостол»,  ни списка двенадцати.  =Мы нашли

> Того,  о ком   писали  Моисей     в  Законе  и   пророки= -   Моисей

> во  Втор  18.15-18  говорил о Пророке, который будет подобен ему ().

> Пророк Даниил писал  о Мессии  и о Сыне человеческом,  Малахия писал

> об   Илье.   Это  те  самые   титулы,      о  которых     спрашивали

> Иоанна Крестителя (см.  1.21-22).

 

> Это =Иисус,  сын Иосифа, из Назарета= -  Так как в древности не было

> фамилий, то человека определяли по личному имени, имени отца и месту

> рождения  или  проживания.   =Сын Иосифа= -   В Евангелии  от  Марка

> Иисус назван Сыном Марии (6.3), что звучало по меньшей мере странно.

> См.   также  6.42 и Лк 4.22.  Назарет - небольшой городок в Галилее,

> он  был  настолько   незначителен,     что  ни разу  не был упомянут

> ни в Ветхом Завете, ни позднее в Талмуде.

 

> Ст.  46  -  =Из Назарета?     Разве      из Назарета      может быть

> что   хорошее?    -  возразил  Нафанаил=  -  Вероятно,  это  местное

> пословичное  выражение,  отражающее какую-то неприязнь жителей Каны,

> откуда   родом   Нафанаил,    к  жителям   Назарета.    Может  быть,

> этим  объясняются полупрезрительные слова Нафанаила.  =Пойдем, и сам

> увидишь, - говорит ему Филипп= – Ср. 1.39.

 

> Ст.  47   -  =Иисус  увидел   идущего  к Нему  Нафанаила   и  сказал

> о  нём:  -  Вот   настоящий  израильтянин,  неспособный  на обман= -

> Ср.  1.29,35.   Вероятно,  презрение  Нафанаила к жителям   Назарета

> и   Галилеи  вообще  объяснялось  тем,  что  их  считали  наполовину

> язычниками,  в то время как Нафанаил, скорее всего, мог похвастаться

> безупречным  еврейским  происхождением  и  чистотой  крови.  В таком

> случае   в словах Иисуса есть  доля иронии: Он напоминает  ему,  что

> его  прародитель Иаков, позже получивший имя Израиль, обманным путем

> добыл права первородства,   а  также обманывал своего тестя  Лавана.

> Но  другие комментаторы видят в словах Иисуса похвалу: Нафанаил идет

> к Свету  и   поэтому   он    истинный представитель народа  Божьего.

> Ср.   Ис  53.9:  «в  устах  его  не было лжи» и Пс 32(31).2: «Блажен

> человек,    которому  Господь  не  вменит  греха  и   в  чьем   духе

> нет лукавства!»

 

> Ст.  48  -  =Откуда Ты меня знаешь?  -  спрашивает Нафанаил.  -  Еще

> до  того,  как  позвал  тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей, -

> ответил  ему   Иисус=  -   Нафанаил удивлен Его   проницательностью,

> но  дальнейшие  слова  Иисуса  поражают  его.   Какие именно события

> произошли  под  смоковницей,  никому  не  известно,  хотя существуют

> многочисленные    попытки    разгадать   эту   тайну.      Например,

> одни  предполагали,  что  Нафанаил был учителем  Закона,  потому что

> они  обычно   учили под  сенью  смоковницы;  другие,  что   Нафанаил

> под смоковницей исповедовал Богу свои грехи и теперь он поражен тем,

> что  Иисус  знает о них и Своими словами объявил о прощении; третьи,

> что мать прятала его, когда он был младенцем, от воинов Ирода.  Этим

> люди  демонстрируют  лишь  изощренность  своей  фантазии,  но ничего

> больше.  Загадка так и остается загадкой.

 

> Ст.   49  - =Рабби!  Ты - Сын Бога, Ты - Царь Израиля!  - воскликнул

> Нафанаил= - Но в действительности величайшей и неразрешимой загадкой

> остается  реакция Нафанаила на слова Иисуса.  Некоторые комментаторы

> пытаются  объяснить это тем, что новое имя «истинного израильтянина»

> Иакова  означает  «Он  видел  Бога».    Ведь  именно в  тот  момент,

> когда  Иаков  увидел  Бога,  его  имя  было изменено (Быт 32.27-28).

> Только    откровение      могло    исторгнуть    из груди  Нафанаила

> такое исповедание!

 

> Хотя ученики уже знают о мессианстве Иисуса, они продолжают называть

> его  =Рабби=  (см.   1.38  <..>).   <...>  =Царь Израиля= - Это тоже

> мессианский  титул, указывающий на происхождение от Давида, которому

> было  обещано  Богом,  что его потомок будет править Израилем вечно.

> Он,  вероятно,  является объяснением первого титула.  Эти два титула

> явно обязаны своим происхождением Пс 2.7.

 

> Ст. 50  - =Ты веришь,  потому что Я сказал  тебе,   что  видел  тебя

> под  смоковницей?   Увидишь  гораздо  большее=  - Сверхъестественное

> знание  Иисуса  вызвало   веру,   но это  только первая,   начальная

> ее  стадия.   Иисус обещает Нафанаилу, уже увидевшему нечто великое,

> еще  большее.   По  мнению одних комментаторов, это большее - первый

> знак в Кане, когда была явлена слава Иисуса, но другие полагают, что

> речь идет обо всём, что  сделает и скажет Иисус,  но главным образом

> о Его смерти и воскресении.

 

> Ст.   51 - =Иисус сказал ему: - Говорю вам истинную правду: увидите,

> как раскрывается небо и как Божьи ангелы сходят к Сыну человеческому

> и  восходят от Него к Богу= - В этом стихе очень сложная образность.

> Первое, что сразу же приходит на ум, это знаменитое видение лестницы

> Иакова:   он увидел во  сне,    как по лестнице,  стоящей  на земле,

> а  другим  концом  касающейся  неба, поднимаются и спускаются ангелы

> (Быт  28.10-22).  Иаков назвал это место Бет-Эль («Дом Бога», синод.

> Вефиль).    Теперь   Иисус  соединяет  собой  небо  и  землю,  Он  -

> единственный  посредник   между  Богом  и   человеком.    «Уже важно

> не  место,  Бетэль,  но  Личность Сына человеческого».{} =Говорю вам

> истинную  правду=  -  дословно:  «Аминь,  аминь  говорю вам».  Слово

> «аминь» (точнее «ам`ен», евр.   «истинно,  точно, верно»)  оставлено

> в греческом   без  перевода.   Обычно   евреи произносили  это слово

> в  конце молитвы, которую читал кто-то другой, в знак согласия с его

> словами  (ср.  1Кор 14.16; 2Кор 1.20; Откр 5.14; 7.12; 19.4; 22.20).

> Иисус  же  наоборот начинает словом «аминь» Свою   речь, что придает

> ей  торжественность  и тождество с пророческой формулой «Так говорит

> Господь».{См. И. Иеремиас,  Богословие Нового Завета, с. 52—54.}

> Характерной  особенностью  речи  Иисуса  в  этом  Евангелия является

> повтор  слова «аминь».  Иисус произносит его перед каким-то особенно

> важным речением   и  этим привлекает  к нему  внимание   слушателей.

> =Вам= - Хотя Иисус до этого разговаривал с Нафанаилом, его следующие

> слова  обращены  ко  всем ученикам.  =Раскрывается небо= - Эти слова

> напоминают   сцену  омовения/*/  Иисуса  у  синоптиков,   хотя   она

> и  отсутствует  у  Иоанна  (Мф  3.16;  Мк  1.10;  Лк 3.21).  =Ангелы

> сходят...   и  восходят  от  Него  к  Богу=  -  Некоторые  библеисты

> полагают,  что  они  возносят  Богу  молитвы Иисуса и нисходят вниз,

> чтобы  служить  Ему.   Но,  вероятно,  здесь  скорее  можно  увидеть

> отголосок  синоптического речения: «Сын человеческий придет в сиянии

> славы  Отца Своего  с Его  ангелами  и воздаст каждому по делам его»

> (Мф 16.27; ср. Мк 8.38;  Лк 9.26).        Хотя,      с точки  зрения

> многих  ученых,  этот  образ  указывает  на  единство  неба и земли,

> вечности  и  истории,  Бога  и  человека,  скорее  всего, он призван

> подчеркнуть отделение Иисуса  от всех,  Его  «инаковость».    Только

> Он  восходил  на  небо  и  сошел  оттуда в отличие от многочисленных

> мистиков,      совершавших       небесные путешествия.       Поэтому

> Он  единственный,   кто  знает  небесные тайны,  недоступные  никому

> из людей.

        -------------------

        /*/ "Крещения" (прим. редактора рассылки.)

 

> Это     торжественное     пророческое    речение    вводит     титул

> Сына  человеческого,  который  завершает  собой целую серию титулов,

> принадлежащих   Иисусу,   а  также  тему  восхождения  и  схождения,

> характерную для Иисуса, Сына человеческого.

                                [ В.Н. Кузнецова.

                                  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий

                                  // М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 69-75 ]

 

 

 

 

 + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил

                www.messia.ru/rasylka/004/719a.txt

 + Свящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом

                     www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0

 + о том же - Яков Кротов

    www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html

        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm

 

 

 

 

Эти дни в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=12;

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=13;

 www.mospat.ru/calendar/2011/03/12;  www.mospat.ru/calendar/2011/03/13

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Многократно и многообразно говоривший в прошлом

 с нашими отцами через пророков,

 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.

 Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.

 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.

 Он управляет вселенной Своим могучим словом.

 Совершив очищение грехов,

 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,

 став настолько же выше ангелов,

 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.

 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:

 "Ты - Мой Сын,

   сегодня Я стал Отцом Тебе"?!

 И еще:

 "Я буду Ему Отцом,

   а Он будет Мне Сыном".

 И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:

 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"

 Об ангелах Бог говорит:

 "Он Себе назначает в вестники ветер

   и в слуги - пламя огня".

 О Сыне же Он говорит:

 "Престол Твой, о Боже, на веки веков.

   Жезлом справедливости

    правишь Ты в Царстве Своем.

  Ты праведность любишь, порок ненавидишь.

  И поэтому Бог Твой, о Боже,

   возвысил Тебя над сподвижниками,

    елеем восторга помазав Тебя".

 И еще Он говорит:

 "Это Ты, о Господь, изначально

   заложил основанья земли,

    небеса - это тоже дела Твоих рук.

  Погибнут они -

   но Ты остаешься.

  Они, как плащ, обветшают,

   Ты свернешь их, подобно одежде,

  переменишь, как плащ, их -

   они переменятся.

  Но Ты всегда тот же,

   и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)

                                * * *

*Благодаря вере Моисей, став взрослым,

 отказался называться сыном дочери фараона.

 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим

 вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха.

 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,

 он счел богатством б`ольшим, чем сокровища Египта:

 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.

 Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева -

 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.

 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,

 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ...

 Но ст`оит ли продолжать?

 У меня не хватит времени рассказать

 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,

 а также о Самуиле и пророках.

 Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость,

 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,

 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,

 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,

 разбивали войска чужеземцев.

 Женщины получали умерших детей воскресшими.

 Иных мучили до смерти,

 но они отказались от свободы,

 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.

 Другие же испытали на себе издевательства и побои,

 даже цепи и тюремные решетки.

 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.

 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,

 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.

 Те, кого весь мир был недостоин,

 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.

 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,

 но не получили обещанного.

 И это ради того,

 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,

 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.

 И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,

 то нам надо снять с себя бремя цепкого греха

 и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,

 не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса.

 Ради той радости, которая Ему предстояла,

 Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте

 и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*

                                            (Евр.11:24-28,32-12:2/**/

                                * * *

*Свобода не там, где выбор, а там, где творчество.* (Я.К.)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение субботы.

/**/ апостольское чтение воскресенья.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2660.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»