=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 9 апреля ст.ст. 2012 г., воскресенье 2-е по Пасхе

  {память ап. Фомы, воспоминание его "уверения"}

  литургические чтения: Деян.5:12-20; Ин.20:19-31.

 

 

*19 И вот вечером того же дня, то есть первого дня недели, когда ученики, собравшись вместе, сидели, заперев двери из страха перед еврейскими властями, вошел Иисус, стал перед ними (20) и сказал им:

    – Мир вам! – (21) И, сказав это, Он показал им Свои руки и бок.

Ученики, увидев Господа, обрадовались.

– Мир вам! – повторил Он. – Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас. – (22) И с этими словами Он дунул на них и сказал: 

    – Примите Дух Святой!

23 Кому вы простите грехи,
тому они простятся,
а на ком оставите,
на тех грех останется.

24 А Фомы по прозвищу Близнец, одного из Двенадцати, не было с ними, когда приходил Иисус.

25 – Мы видели Господа! – сказали ему другие ученики.

    – Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку руку, не поверю! – ответил он.

26 Через неделю Его ученики снова были вместе, и Фома тоже был с ними. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал перед ними и сказал:

    – Мир вам! – (27) А потом говорит Фоме: – Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!

28 – Господь мой и Бог мой! – воскликнул Фома.

29 – Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто, не видев Меня, поверили! – говорит ему Иисус.

30 Много и других чудесных знаков явил перед Своими учениками Иисус, о которых не рассказано в этой книге. (31) Но всё, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус – это Помазанник, Сын Бога, и чтобы, поверив, вы благодаря Ему обрели жизнь.*

                                                               (Ев. от Иоанна, 20, перевод В.Н.Кузнецовой)

 

 

> Иоанн не бросается словами понапрасну — употребив эту фразу дважды, он, несомненно, преследует этим какую–то цель. Дело не в том, что Пасха случайно выпала на воскресенье. {В иудейском календаре воскресенье считается первым днем недели.} Иоанн хотел, чтобы его читатели увидели в этом событии первый день сотворения. Пасхальное утро стало днем рождения нового мира. В шестой день недели, в пятницу, Бог завершил свой труд. Возглас Иисуса: «Tetelestati!» (Совершилось!) в Ин.19,ЗО перекликается с рассказом о шестом дне в Быт.1, когда созданием человека по своему образу и подобию Бог завершил первый этап сотворения мира. Итак, говорит Иоанн: «Се, Человек!» (19,5). В Страстную пятницу миру явилось истинное телесное воплощение Божьего образа. Иоанн рассматривает субботу между Страстной пятницей и Пасхальным воскресеньем как время благословенного покоя, освященного Богом по завершении творения:

<...>

> Но с пасхальным утром наступил первый день недели. Сотворение мира завершилось, настало время возрождения. Дух, носившийся в начале над водою, витает теперь над миром Божьим, готовый зажечь в нём искру по–весеннему новой жизни. В утренних сумерках Мария отправилась к гробнице и в лучах восходящего солнца увидела Иисуса. Она решила, что это садовник, и в определенном смысле так оно и было. Перед нами новое творение — новое Бытие.

> Вечером того же первого дня недели, когда двери были заперты из страха перед иудеями, к своим ученикам пришел Иисус и, став среди них, сказал: «Мир вам!» Границы бытия и познания старого мира расширились. Всё, что имело смысл на прошедшей неделе, утратило его с наступлением новой. Новое мироздание принесло с собой новый порядок бытия, и перед потрясенным миром открылись новые горизонты. Появление Иисуса сопровождает древнее иудейское пожелание мира: «Шалом». Это не просто приветствие. Оно ясно указывает на подвиг, свершенный на кресте. Иоанн подчеркивает эту мысль словами: «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои».

> В тот день Иисус дал своим ученикам поручение (20,19–23), которое легло в основу всякого христианского свидетельства, служения, наставничества и преображения мира. «Мир вам, — повторил он, — как послал Меня Отец, так и я посылаю вас». И, как когда–то Бог вдохнул жизнь в Адама и Еву, он подул на них: примите Духа Святого, и кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том они останутся.

      Том Райт.
        Из кн. "Иисус. Надежда постмодернистского мира" (8)

        lib.rus.ec/b/325560/read ]

 

* * *

 

> <...> и сегодня многим людям кажется, будто место веры — в частной жизни, в изоляции от истории — особенно от такой, которая совершает атаки на веру. А многие другие думают, что история — просто цепочка из наблюдаемых причинно-следственных связей, и она не может разорваться, чтобы включить в себя то, чего еще никогда не происходило. Повествования о воскресении Иисуса, а также <...> само существование церкви с ее первых до сегодняшних дней - ставят перед миром огромный вопрос. Мы неизбежно задаем его, когда говорим с общиной, которая верит в Евангелие и стремится жить по его истине. Мы задаем этот вопрос, читая Библию, которая, если видеть в ней цельное повествование, дает нам картину мировоззрения, в котором данный вопрос обретает смысл. Нам приходится думать об этом в контексте личной открытости тому Богу, о Котором говорит Писание. Он сотворил мир, а не просто присутствует в нём, и это Бог справедливости и истины. Такие размышления не заменяют нам исторического исследования, но и не являются каким-то лишними. Это позволяет нам открыть окна ума и сердца, чтобы подумать: в конце концов, такое возможно в Божьем мире, не только в мире нынешнего творения, но и в мире творения нового. Как я полагаю, история подводит нас к рубежу, где мы просто обязаны сказать: могила оказалась пустой, они действительно видели Иисуса — такого же, но и преображенного. И здесь задает вопрос история: и как это можно объяснить?

> История не позволяет нам избежать такого вопроса, она не оставляет путей бегства от него. Все эти пути уже давно были испытаны, и ни один из них не оказался надежным. История задает нам вопрос. И когда на него дает ответ христианская вера, трезвая, смиренная и вопрошающая, историческая наука (в отличие от воинствующего рационализма, который уже заготовил свой ответ заранее) может неожиданно заявить: «Звучит правдоподобно».

> Рассказ о Фоме в главе 20 Евангелия от Иоанна похож на притчу, которая всё это иллюстрирует. Подобно добросовестному историку, Фома желает всё осмотреть и потрогать. Иисус предстает перед ним и предлагает к себе прикоснуться. Но Фома этого не делает. Он уже оставил позади тот тип познания, который намеревался использовать, и перешел к более высокому и богатому познанию. Если воспользоваться всё теми же образами Израиля у Чермного моря, вот как это выглядит в «Пасхальной оратории».{} В начале Фома полон сомнения:

> Море слишком глубоко,
Небо высоко,
Плавать я не умею
И летать не могу;
Мне нужно остаться здесь,
Остаться здесь,
Тут, где я знаю,
Как я могу познать,
Тут, где я знаю,
Что я могу познать.

> Вдруг является Иисус и предлагает Фоме посмотреть на Него и прикоснуться к Нему. Перед Фомой внезапно предстает новая головокружительная возможность:

> Море расступилось. Хозяева фараона:
Отчаяние, сомнение, страх и гордость —
Уже не страшат нас.
Мы должны
Перейти на другую сторону.
Небеса склоняются. С пронзенными руками
Наш Бог в изгнании, наш Господь в стыде
Пред нами, живой, дышащий, стоит;
Рядом с нами Слово, что зовет нас по имени.
Новое знание в сомневающемся уме,
Новое зрение в слепоте;
Новое доверие в сердце скептика,
Новая надежда, через которую познает вера.

> В этот момент Фома делает глубокий вдох — и мгновенно история и вера сливаются воедино. «Господь мой и Бог мой», — восклицает он.

> Эти слова не являются истиной за рамками истории. «Господь», о котором идет речь, — именно Тот, в ком достигла наивысшей точки история Израиля и кто начал иную историю. Как только постигаешь смысл воскресения, сразу начинаешь видеть, что история Израиля наполнена частичными и предварительными аналогиями этого момента. И эпистемологическую весомость она приобретает не только в силу обещанного окончательного воскресения, но и благодаря повествованию о великих деяниях Божьих в прошлом.

> И нельзя сказать, что слова Фомы противоречат естественным наукам. Мир нового творения — всё равно мир творения; как таковое, оно открыто для труда человека (и даже радуется ему); человек не должен подчинять себе творение с помощью магических ухищрений и подчиняться ему, как если бы само творение было Божественным, но он должен служить его распорядителем. А любой распорядитель должен понимать, чем он управляет, чтобы лучше служить творению и помочь ему стать таким прекрасным, каким оно было задумано.

> И я полагаю, что вера в воскресшего из мертвых Иисуса превосходит так называемую историю и так называемые естественные науки, и одновременно — вбирает их в себя. Такая вера не слепое убеждение, которое напрочь отвергает историю и другие науки. И нельзя сказать — а так было бы намного «удобнее»! — что эта вера относится к совершенно иной сфере и не пересекается с обычными знаниями, как будто лежит в особом герметическом сейфе. Но, скорее, такая вера, которую, как мы видим и в других типах познания, определяет природа ее предмета, — есть вера в Бога Творца, Который обещал в конечном счете всё исправить, и в Бога, Который (и в этой яркой точке они соединяются) воздвиг Иисуса из мертвых в рамках истории, о чём остались свидетельства, требующие объяснений и от ученого, и от любого человека вообще. Если я правильно понимаю научный метод, когда ученый сталкивается с явлением, которое не соответствует его привычным парадигмам, он может пойти и таким путем, если ничего другое не работает: может изменить саму парадигму. Это не означает, что историк отвергает все свои прежние знания, но означает, что эти знания входят в какое-то более широкое целое. Это, если хотите, вызов апостола Фомы.

> И если Фома показывает нам эпистемологию веры, которая превосходит историю и другие науки, но одновременно вбирает их в себя, то можно сказать, что Павел в этом смысле представляет эпистемологию надежды. В главе 15 Первого послания к Коринфянам апостол развивает свою аргументацию для доказательства будущего воскресения, входящего в Божий замысел нового творения, искупления всей вселенной, как о том говорит глава 8 Послания к Римлянам. Для христианина надеяться не означает принимать желаемое за действительное или придерживаться слепого оптимизма. Это — разновидность познания, которое допускает появление нового, оставляет возможности открытыми и предвидит новое творение. <...>

      Том Райт. Из кн. "Главная тайна Библии.
        Смерть и жизнь после смерти в христианстве"
(4.2)

        lib.rus.ec/b/206176/read ]

 

 

 

 + + + митрополит Сурожский Антоний: опыт воскресшего Христа

                        www.messia.ru/rasylka/011/2681.htm#0

 + + + монахиня Игнатия:

        как трепетно содрогается наше сердце, сочувствуя апостолу Фоме

                        www.messia.ru/rasylka/010/2553.htm#0 (+ссылки)

 + + + свящ. Яков Кротов: неверие апостола Фомы

        www.messia.ru/rasylka/009/2407.htm#0 (+ссылки)

 + + + митрополит Сурожский Антоний:

        в чём разница между человеком верующим и неверующим?

               www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Приближалась еврейская Пасха,
 и Иисус отправился в Иерусалим.
 Во дворе Храма Он обнаружил людей,
 которые продавали быков, овец и голубей,
 сидели там и те, кто менял деньги.
 Иисус, сделав из веревок бич,
 выгнал их всех из Храма вместе с овцами и быками
 и перевернул столы менял, рассыпав их деньги.
 А продавцам голубей Он сказал:
 "Уберите это отсюда! Не превращайте Дом Отца Моего в дом торговли!"
 Его ученики вспомнили, что в Писании сказано:
 "Любовь к Дому Твоему / будет пожирать Меня, как пламя".
 Но тут вмешались еврейские власти, они спросили:
 "Какой знак Ты явишь нам, чтобы доказать Свое право так поступать?"
 Иисус сказал им в ответ:
 "Разрушьте этот Храм, и Я в три дня воздвигну его".
 Они сказали тогда:
 "Сорок шесть лет строился этот Храм,
  а Ты воздвигнешь его в три дня?!"
 А Он, говоря о Храме, имел в виду свое тело.
 И когда Он был поднят из мертвых,
 ученики Его вспомнили эти Его слова
 и поверили Писанию и тому, что сказал Иисус.*
                                       (Ин.2:13-22 - из чт-я пятницы)

* * *

*Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи,

 явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны,

 и, возгласив им: "Мир вам!"

 неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро.

 Он же, уверовав, возглашал Тебе:

 "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*

*Фома, называемый Близнец,

 не был с ними, когда Ты, Христе,

 вошел при заключенных дверях.

 Оттого он и не верил сказанному ему,

 когда от неверия его в вере утверждали.

 Но Ты не отказал ему, Благой,

 показать пречистое ребро Твое / и на руках и ногах язвы.

 Он же, осязав и увидев,

 Богом исповедал Тебя, но не бесплотным,

 и человеком, но не простым, и возглашал:

 "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*

*Когда ученики были в сомнениях,

 в день восьмой предстал Спаситель,

 там, где они были собраны,

 и, мир дав, Фоме возгласил:

 "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам,

 которые пронзены гвоздями".

 О прекрасное неверие Фомы!

 Верных сердца он к полноте знания привел,

 и со страхом возгласил:

 "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*

*Когда двери были заперты,

 пришел Ты, Христе, к Своим ученикам.

 Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними.

 Ибо стал он говорить:

 Никак не поверю, если не увижу и я Владыки;

 если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения;

 если не увижу рану, от которой исцелилось

 великое поражение человека;

 если не увижу, что не был Он подобен духу,

 но плоть имел и кости!"

 Смерть поправший и Фому удостоверивший,

 Господи, слава Тебе!*

*При дверях заключенных к ученикам собравшимся

 явился Ты, Спаситель, туда, где они были вместе,

 и, став посреди них, говорит Фоме:

 "Подойди, осяжи и посмотри на следы от гвоздей,

 протяни свою руку и коснись ребра Моего,

 и не будь неверующим, но с верою провозгласи

 о воскресении Моем из мертвых!"*

                       (стихиры вс, перевод иером. Амвросия (Тимрота))

                                * * *

"Хранит Господь простодушных: * я изнемогал, а Он спас меня". (Пс.114:6)

             *********************************************

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2790.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»