=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 13 мая 2013 г. ст.ст.,

  воскресенье 4-е по Пасхе - посвященное расслабленному.

  литургические чтения: Деян.9:32-42; Ин.5:1-15.

 

 

 

>    1 Немного позже Иисус пошел на иудейский праздник в Иерусалим. 2 В Иерусалиме, недалеко от Овечьих ворот, есть пруд, называемый по-еврейски Вифезда, окруженный пятью крытыми колоннадами. 3 Там лежало много инвалидов, слепых, хромых и парализованных. Они ожидали движения воды. 5 Среди них был человек, больной уже тридцать восемь лет. 6 Когда Иисус увидел его лежащим там и узнал, что тот уже давно в таком состоянии, Он спросил его:

>   – Ты хочешь выздороветь?

>   7 Больной ответил:

>   – Господин, да ведь нет никого, кто бы помог мне войти в воду, когда вода бурлит. А когда я стараюсь сам дойти до воды, кто-нибудь меня уже опережает.

>   8 Тогда Иисус сказал ему:

>   – Встань! Бери свою циновку и иди.

>   9 И этот человек в тот же миг стал здоров. Он взял свою циновку и пошел.

 

 

> Маленькие мальчики играли в большом неухоженном саду. Хозяин усадьбы давно уже болел, вокруг него толпились врачи и сестры, а за садом следить было некому. Братишки потихоньку осваивали его.

> Они многого не знали, например к чему тут теннисный корт. Судя по разметке – для какой-то игры, но они никогда не видели, как играют в теннис. Посреди площадки печально обвисла сетка, а поскольку ребята умели играть только футбольным мячом, они и придумали себе занятие: пинать мяч так, чтобы он перелетел через сетку и по возможности угодил в разметку. Ничего себе игра, хотя и не слишком захватывающая.

> Сын хозяина вернулся из дальних стран и навестил отца. Он выглянул из окна верхнего этажа и увидел, как мальчики играют в свою игру. Усмехнувшись, он достал из кладовки ракетки и мяч и вышел в сад. Мальчики слегка встревожились, когда внезапно появился взрослый человек, но поняли, что он их не прогонит.

> – Давайте играть по-настоящему, а?

> – Это как?

> – В теннис, разумеется. Я вас научу.

> Он быстро подмел площадку, натянул сетку, выдал мальчикам по ракетке и начал учить их сложным, но куда более интересным правилам той игры, для которой и был построен корт.

> Бассейн Вифезды в Иерусалиме, чуть к северу от Храмовой горы славился как место исцеления. Археологи раскопали его, так что не забудьте осмотреть эту достопримечательность, когда будете в Иерусалиме. Но бассейн привлекал не только евреев: судя по находкам археологов, это место почитали также язычники. В какой-то момент оно состояло под покровительством бога врачей Асклепия.

> Вот как это «работало»: в какой-то момент вода начинала бурлить, и кто первым успевал погрузиться в бассейн, исцелялся. Многие думали, что возмущение воды производит ангел. Если вы обратили внимание, стих 4 в этой главе отсутствует. Во многих рукописях имеется вставка («Иногда ангел Господа сходил и возмущал воду, и тогда первый, кто входил в бассейн, исцелялся от любой болезни»), но в самых древних и надежных рукописях это пояснение отсутствует.

> Но «работало» святилище всё хуже и хуже. Очевидно, паралитик, пролежавший тридцать восемь лет в Вифезде, превратил ожидание исцеления в профессию и источник заработка. Иисус задает ему конкретный вопрос: «Ты хочешь выздороветь?» Возможно, этого человека вполне устраивает и такая судьба: лежать под колоннадой и ничего не предпринимать для своего спасения под тем предлогом, что более здоровые всё равно его опередят. Я не случайно сравнил эту сцену с игрой двух мальчишек, которые тешились некоей разновидностью футбола на теннисном корте. В этом месте собирались ради надежды на чудесное исцеление, на божественное вмешательство, но это вмешательство было в лучшем случае редким и непредсказуемым, а в худшем – пустой мечтой.

> И вот приходит истинный Сын Бога истинного – Иоанн уже объяснил нам, с кем мы имеем дело, и тут же осуществляет предназначение этого бассейна, то исцеление, которое было обещано, да всё никак не сбывалось. Как и в случае с сыном царедворца, всё, что требовалось, – одно лишь слово, в данном случае – приказ подняться на ноги, взять свою циновку и идти. Даже не сказано, что этот человек поверил Иисусу, но, конечно же, он должен был поверить, иначе он не послушался бы. И теперь для него открывается новая жизнь – гораздо более интересная, но и более сложная, чем жизнь калеки.

> И у синоптиков, и особенно часто у Иоанна Иисус осуществляет давние надежды и чаяния евреев, которые находили себе разные выражения, в том числе в празднествах (стих 1). Но в Вифезде Иисус осуществляет также надежды и полуоформленные верования язычников. Это одна из важных составляющих вести данного Евангелия: поскольку «спасение – от иудеев» и это спасение принесено Иисусом, оно начинает распространяться от евреев, включая в себя более широкий мир. Языческое святилище тоже было знаком, смутным и неотчетливым, исцеления, которое несет Иисус. Детская игра в футболотеннис уступила место той игре, для которой и был оборудован корт.

> Язычество пыталось использовать в своих интересах силы сотворенного мира. Исцеление, совершенное Иисусом, – та реальность, которой давно ждал сотворенный мир, и оно же – начало нового творения. Спасение, принесенное в мир Сыном Божьим, знаменует новый день. Об этом дне, сами того не сознавая, томились Израиль и мир.

> Завершающие стихи этой главы (в особенности 25-29) позволяют нам видеть в стихе 8 намек на то, каким станет это новое творение. Когда Иисус произносит «Встань!», Он использует слово, зачастую обозначающее в Новом Завете воскресение. Отчасти и в этом заключается тайна миссии Иисуса. Он не использует одну из сил тварного мира, чтобы подправить какие-то изъяны внутри всё того же творения – Он несет новую жизнь, новое творение. Новое прорывается в нынешний мир, неся исцеление и новый шанс, а старое осознает, как поняли это мальчики, взявшись за теннисные ракетки, что именно таков и был первоначальный замысел. Конечно, многих людей это пугало, а кое-кто видел в необычных событиях прямую угрозу, провокацию. <...>

<...>

Н.Т. Райт.
 из кн.
ОАНН. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий"
Перевод: Л.Сумм. Переводчик использовала перевод НЗ "Слово жизни" 
]

 

 

 

 

 

 

 

   + + + протопр. Александр Шмеман:

   вопль того, кто познал страшную силу человеческого эгоизма (+ссылки!)

  + + + митр. Антоний (Блум): "стану я таким человеком для других!"

                    www.messia.ru/rasylka/008/2195.htm#0 (+ссылки!)

 + + + он же: Людей много, а человека нет...

        www.messia.ru/rasylka/007/1833.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Иисус сказал:

 "... Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь,

  тот во Мне живет, и Я в нём.

  И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу благодаря Отцу,

  так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною.

  Вот хлеб, сошедший с Небес.

  Он не таков, как хлеб, который ели отцы, – они умерли.

  Но тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно".

 Так учил их Иисус в капернаумской синагоге.

 Многие из числа Его учеников, выслушав Его, сказали:

 "То, что Он говорит, чудовищно! Слушать невозможно!"

 А Иисус, зная, что Его слова возмутили учеников, сказал им:

 "Вас это смущает?

  А что будет, когда вы увидите,

  как Сын человеческий восходит туда, где Он был прежде?

  Только Дух дарует жизнь,

  человек тут бессилен.

  В словах, которые Я говорю вам, – Дух жизни.

  Но есть среди вас и такие, которые не верят".

 Иисус, конечно, знал с самого начала,

 кто в Него не верит и кто Его предаст. Он продолжал:

 "Поэтому Я и сказал вам:

  только тот ко Мне сможет прийти, кому будет дано Отцом".

 С тех пор многие из Его учеников покинули Его

 и больше с Ним не ходили.

 Тогда Иисус спросил у Двенадцати: "Может, и вы хотите уйти?"

 Симон Петр ответил Ему:

 "Господь, к кому мы пойдем?

  У Тебя слова, дающие вечную жизнь.

  И мы поверили и знаем, что Ты – Святой Божий".*

             (Ин.6:56-69 – евангельское чтение понедельника)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2945.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm