Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 7 сентября ст.ст., вт (седмица 14-я по пятидесятнице) {предпразднство Рождества Богородицы; память прп. Макария Оптинского, 1860} литургические чтения: 2Кор.12:20-13:2; Мк.4:24-34 * (за вт); 2Кор.13:3-13; Мк.4:35-41 (за ср). > Притчи роста > Притчи <этой> группы объединяет мотив зерна, которое сеют, > выращивают, жнут. В нее входят притчи о сеятеле, о пшенице > и плевелах, о посеве и всходах и о горчичном зерне. <....> > За притчами о сеятеле, о пшенице и плевелах и о неводе следуют > аллегорические 'объяснения', которых в оригинале быть не могло. > Преобладающая интерпретация этих притч относит их к будущей истории > Царства Божия в мире. Если Иисус провозгласил, что Царство Божие > уже наступило, то притчи указывают, что оно еще в зачаточном > состоянии и должно пройти много времени, прежде чем оно достигнет > расцвета. Школа последовательной эсхатологии вносит некоторые > изменения, но всё же они незначительны. Речь идет лишь о том, > что этот период может быть не очень длинным, поскольку горчица > растет быстро. <.....> > Начнем с притчи о посеве и всходах (Мк.4:26-29): > 'И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя > в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, > не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом > колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, > немедленно посылает серп, потому что настала жатва'. > Смысл притчи прост и ясен: таково Царство Божие. Правда, мы пока > не знаем точно, подобно Царство Божие самому зерну или тому, что > с ним происходит. При толковании притчи возникает серьезная > проблема. Современная наука предлагает три решения: > 1. Царство Божие подобно зерну. Это принцип внутреннего воздействия: > 'Царство Божие внутри вас'. Когда божественный закон начинает > преображать изнутри душу отдельного человека, личность полностью > изменяется. Если он воздействует на все общество, оно становится > послушно Божьей воле. В этом случае Иисус представляется сеятелем. > Он привносит в мир творческое начало, которое преображает его > в течение многих веков. Такое понимание перекликается с Матфеевым > объяснением притчи о пшенице и плевелах: 'сеющий доброе семя есть > Сын Человеческий'. > 2. Царство Божие сравнивается с самим процессом роста и созревания > зерна. Это божественная энергия, которая постоянно присутствует > в мире и при помощи которой постепенно воплощается замысел Бога. > Такое объяснение может основываться на том, что в притче есть слово > automatэ (сама собою) и перечисляются этапы роста и созревания > зерна. Эта идея созвучна эволюционистскому мышлению XIX века, - > она позволяет предположить, что и в учении Иисуса говорилось > об эволюции. В этом случае жатва - 'далекое и Божие событие, > к которому стремится мироздание'.{} > 3. Царство Божие подобно жатве, и весь остальной рассказ подчинен > этой идее. Такое понимание близко 'эсхатологической' школе. > Как считают представители этой школы, Иисус в Своем служении > руководствовался тем, что Царство Божие наступит очень скоро, и его > наступление будет сопровождаться катастрофой сверхъестественного > характера. Сев, по мнению Швейцера, - 'это стремление к покаянию, > которое впервые пробудил в людях Иоанн Креститель, а укрепила > проповедь Иисуса'.{} Сам же Иисус станет Жнецом, когда, спустя > совсем немного времени, наступит Царство Божие и Он явится во славе. > Слабое место такого объяснения в том, что этапам роста зерна оно > не придает особого значения, тогда как в самой притче они очень > важны. > Итак, интерпретация притчи зависит от того, что понимать > под Царством Божиим. <..> мы исходим из того, что Иисус несколько > раз недвусмысленно и ясно (напрямую, а не в форме притч) говорит, > что наступлению Царства Божия не будет предшествовать ни длительная > эволюция, ни внезапная катастрофа в недалеком будущем. Нынешний > кризис и есть начало этого Царства. Оно не должно наступить > вскоре, оно уже наступило. Его наступление не означает, что мир > начнет постепенно меняться к лучшему. Просто произошло нечто такое, > чего никогда еще не случалось. > В свете этого рассмотрим теперь нашу притчу. Жатва издавна > символизировала эсхатологическое событие - день Господень или Судный > день. Если в первоначальном варианте притчи упоминалось о жатве, то, > несомненно, она должна была донести до слушателей именно эту идею, > даже если напрямую она и не отсылала к книге пророка (Иоиль 3:13). > Как минимум одно высказывание Иисуса о жатве несомненно относится > не к будущему, а к ситуации, непосредственно связанной с Его > служением (Мф 9:37-38=Лк 10:2): > 'Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, > молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою'. > Сравнив версии Матфея и Луки, можно прийти к выводу, что в их общем > источнике Иисус говорил эти слова непосредственно перед тем, > как отправить на проповедь двенадцать учеников. Итак, согласно Q, > Иисус, говоря о жатве и делателях, не имел в виду, что 'жнецы > суть Ангелы' (Мф 13:39). Он беседовал со Своими учениками, которые > немедленно должны были отправиться на жатву и собирать урожай, > который уже созрел. > Естественно было бы предположить, что то же самое Он подразумевал > и рисуя жатву в притче.{} Следовательно, говоря языком самой притчи, > Иисус не сеет семена, не следит за их ростом, не предсказывает, > каким будет урожай. Он стоит среди зрелых колосьев, собираясь > 'пустить в дело серп'. Вот чему подобно Царство Божие. С его > наступлением процесс завершается. На вопрос 'Кто же посеял семена?' > мы можем ответить, что сев - это акт божественного творения, > предшествовавший всей человеческой деятельности и предопределивший > ее, 'предваряющая благодать', без которой не может совершиться > ни одно доброе дело.{} Тем не менее, этапы роста можно проследить. > Иисус, несомненно, считал, что продолжает дело пророков, а в успехе > Иоанна Крестителя видел доказательство действия силы Божьей. > Таким образом, в притче говорилось, что нынешний кризис - > это кульминация, которой предшествовала длительная подготовка. > Интерес к пророчествам, которые можно было отнести и к Его служению, > вообще характерен для учения Иисуса. В притче особо подчеркивается, > что рост зерна - таинственный, не подвластный человеку процесс, > не зависящий от его воли. Вспомним, как Иисус спросил у Своих > противников: 'Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?' > (Мк 11:30), подразумевая, что это произошло по воле Божьей. > Традиционный символ жатвы рассматривается с новой точки зрения. > По сути, в притче говорится: 'Видите ли вы, что длительная история > отношения Бога с Его народом достигла кульминации? После того, > что сделал Иоанн, остается только одно: взяться за серп, 'потому что > настала жатва'. [ Чарлз Гаролд Додд. ПРИТЧИ ЦАРСТВА (VI) // "Хиллтоп", б/г. стр. 127-131 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.13:31-32; Лк.13:18-19; эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию" &&& Прот. Александр Мень: Царство Божие www.messia.ru/rasylka/003/554.htm#0 &&& Саймон Тагуэлл: Бог действует тихо и незаметно: www.messia.ru/rasylka/002/199.htm#0 &&& еп. Григорий Лебедев - комментарий на Мк.4:24-25 www.messia.ru/rasylka/004/897.htm#0 продолжение комментария здесь: www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html - см. главки 35-39 &&& Додд о других "притчах роста": о сеятеле www.messia.ru/rasylka/005/1211.htm#0 о сорняках www.messia.ru/rasylka/005/1214.htm#0 о неводе www.messia.ru/rasylka/005/1217.htm#0 о горчичном зерне www.messia.ru/rasylka/005/1215.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050920/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/20.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *И еще сказал им Иисус: "С чем сравнить нам Царство Бога и какой притчей его изобразить? Представьте себе : вот горчичное зернышко. Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян на земле. А когда посеют - оно взойдет и поднимется выше всех в огороде растений, и вырастут на нём такие большие ветви, что в их тени птицы смогут вить гнёзда".* (Мк.4:30-32) * * * "Хранит Господь простодушных: * я изнемогал, а Он спас меня". (114:6) |
|||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
|
![]() |