Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 12 сентября ст.ст., воскресенье (седмица 14-я по Пятидесятнице) литургические чтения: рядовое: 2Кор.1:21-2:4; Мф.22:1-14: вс пред Воздвижением: Гал.6:11-18; Ин.3:13-17. > <... Главная противоположность между индийским взглядом > и Откровением Библии> заключается в том, как осмысляется причина > явления мира. > Библия видит ее в божественном Разуме - Логосе и в божественной > Любви. Бог есть всё, говорит Адвайта. Бог есть Любовь, > учит Евангелие; бытие есть создание любви Сущего. В царстве > премирного Молчания звучит зиждительное Слово. "Оно было в начале > у Бога. Всё через Него начало быть". > Мир создан Разумом и Любовью, поэтому он наделен свободой. И даже > тогда, когда, пользуясь этой свободой, он удаляется от Бога > к небытию, он продолжает оставаться в сфере Любви. "Так возлюбил Бог > мир, что отдал Сына Своего единородного..." Высшая любовь оказывает > свое творческое воздействие и на падший мир. > Любовь!.. Апостол Иоанн не побоялся употребить это слово, слишком > старое и земное, ибо как иначе мог выразить он ту истину, что > мир сотворен ради совершенства и гармонии, для участия в Полноте > Божества? > В непостижимом творческом акте Абсолютное выходит из своей > запредельности, становится "Богом" для мира, его Создателем > и Спасителем. [ свящ. Александр Мень. У ВРАТ МОЛЧАНИЯ Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", т. 3 (гл. 6) www.krotov.info/library/13_m/myen/0103/3_gl_06.html ] * * * > В богопознании и богопонимании роковое значение имела идеология. > Особенно это явственно в системе Св. Фомы Аквината. Бог познается > по аналогии с природным миром, с природными предметами, Он есть как > бы высочайший природный предмет, наделенный всеми качествами > в превосходной степени. Бог есть "сверхестественное", > но "сверхестественное" оказывается лишь высочайшей степенью > "естественного" ("естественное" занимает больше места, чем "сверх"). > Аналогия Бога с силой природного мира есть не христианская аналогия. > На почве этой создается богословский натурализм, который есть > наследие языческого богословствования. Также Церковь понимается > по аналогии с государством, с царством Кесаря. Но Бог может > познаваться лишь по аналогии с духовной жизнью, раскрывающейся > в глубине человека, которая принципиально отличается > от объектированного природного мира. Бог есть Дух, а не природа, > Жизнь, а не застывшая субстанция, Любовь, а не сила, подобная > силам природы. Акафатическое богословие и утверждает невозможность > перенесения понятий, выработанных в отношении к природному миру, > на Бога. К Богу неприменимо даже понятие бытия. Лишь в жизни духа > раскрывается аналогия с жизнью Бога. Поэтому натуралистическое > понимание миротворения оскорбительно и для Творца и для творения > и вызывает болезненную постановку проблемы теодицеи. Миротворение > и отношение между Творцом и творением можно постигать лишь духовно, > а не натуралистически, т.е. христиански-новозаветно, > а не язычески-ветхозаветно. Натуралистическое и рационалистическое > богословие пришло к пониманию Бога, миротворения и смысла мирового > процесса, которое и довело до отпадения от христианства > и до процесса против Бога. > Бог абсолютно бездвижный, ни в чём не нуждающийся, самодовольный, > сотворил мир по произволу, без нужды, для самопрославления, наделил > слабую и ничтожную тварь свободой, установил закон своей воли, > нарушение которого влечет за собой роковые последствия во времени > и в вечности. Человек дурно воспользовался своей свободой, нарушил > волю Бога, пал и последствием его падения были муки и страдания > мировой жизни. Бог, который по всеведению своему мог всё предвидеть, > жестоко карает за нарушение своей воли, не только муками во времени, > но и муками в вечности. Бог возбуждает процесс против оскорбившего > его человека, требует выкупа. Выкупом, угашающим Божий гнев, > является жертва, принесенная Сыном Божиим. Бог любит страдания > людей, они удовлетворяют Его чувству справедливости и ослабляют > Его справедливый гнев. Спасение есть оправдание и умилостивление. > За вину во времени, в краткий миг жизни от рождения до смерти, > ждет кара в вечности. Вечные адские муки грешников, предвиденные > Богом при миротворении, и потому предопределенные им, доставляют > Богу блаженство от торжества справедливости. Фома Аквинат предлагает > даже праведнику в раю наслаждаться муками грешников в аду, > наслаждаться торжеством справедливости. Эта концепция > натуралистически-рационалистического богословия, которую я излагаю > в крайней форме, но которая во всех своих частях присутствует > в богословских системах, особенно католических, вызывает протест > совести и разума. В ответ на этот протест предлагают склониться > перед Тайной, перед неисповедимостью Божиих судеб. Но в этой > концепции нет тайны, в ней всё рационализовано, всё экзотерично, > всё построено по аналогии с жизнью природного мира, с царством мира > сего, с царством кесаря. Я готов изначально склониться перед Тайной, > перед неисповедимостью Божиих судеб, но без концепции > рационализирующей Тайну и принижающей ее к самым низинам мира сего. > Эта концепция оскорбительна для Бога, в ней есть элемент кощунства > и богохульства. Она наводит на мысль о существовании злого, > бесчеловечного бога. Не таков Бог, раскрывшийся через Сына, > Бог Любви. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего > Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь > вечную. Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, > но чтобы мир спасен был через Него".<{Ин.3:16-17}> И невозможно > не принять Любви, не принять спасения. Как могла родиться > возмущающая богословская концепция из новозаветного откровения? > Поистине Бог без человека, без Богочеловека, без Сына и без Св. Духа > не есть Бог, а есть диавол, сатана, Демиург гностиков, от него > пришел освободить Спаситель мира. Без Бога человек есть зверь, > но без человека Бог есть Левиафан. В этом тайна Богочеловечества, > тайна Христа и христианства. Богу не позволяют приписывать > страдание, трагедию, тоску по своему другому, но очень охотно > приписывают самые дурные человеческие аффекты - гнев, месть, > обидчивость, жестокость и пр. Богу приписывают желание унизить > сотворенного им человека и держать его в страхе и терроре. > Христианская теодицея возможна лишь через свободу человека, свободу > твари. Но откуда свобода и что значит свобода? Если человек создан > по природе свободным, если свобода полагается творческим актом Бога, > то затруднение непреодолимо. Тогда борющийся с Богом скажет, > что вопрос об ответственности лишь отодвигается. Человеку навязана > свобода по тварной его природе. Но свобода не может быть связана > с природой, с субстанцией. Всё, что вкоренено в природу, - > детерминировано, не свободно. Свобода вкоренена в духе, > а не в природе, и упирается она в бездну, в ничто. Свобода не есть > бытие, свобода вне бытия и предшествует бытию. Бог сотворил мир > не из собственной природы и не из первоматерии, как думала античная > мысль, а из ничто. Ничто и есть свобода. Это и значит, что > Бог сотворил мир из свободы. Иначе это выражают так: Бог сотворил > мир свободно и свободным. Но свобода, порождающая зло, восходит > к ничто, которое есть чистая возможность. Мы должны признать, что > эта свобода совсем не есть природа, сотворенная Богом, ибо в этом > случае она была бы детерминирована. Богом же природа могла бы быть > детерминирована исключительно к добру. Свобода, способная породить > зло, и есть чистая возможность, заключенная в ничто, в бездне, > к которой неприменима категория бытия. Вне Бога нет никакого бытия, > но вне Бога есть ничто, из которого творится мир. Это и есть > свобода, предшествующая миротворению. Мыслить же об этой тайне можно > лишь антиномически. [ Николай Бердяев. Из размышлений о теодицее www.krotov.info/berdyaev/1927/19270400.html ] еще к Ин.3:16: + митр. Антоний (Блум) об отличии христианства от восточных религий www.messia.ru/rasylka/005/1169.htm#0 + Прп. Ефрем Сирин: смотрите, на какую высоту возводит любовь! www.messia.ru/rasylka/005/1147.htm#0 + Яков Кротов: Что сперва: любовь к себе и любовь к ближнему? www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_03_16.html + Карл Барт: отпущение грехов - источник христианской жизни www.messia.ru/rasylka/005/1048.htm#0 + Яков Кротов: Иисус решил всё совcем запутать? www.messia.ru/rasylka/002/080.htm#0 + Мартин Лютер: принявший смерть за НАШИ грехи www.messia.ru/rasylka/002/259.htm#0 + митр. Сурожский Антоний: Привиты ко Христу www.messia.ru/rasylka/004/835.htm#0 + Иоанн Кассиан Римлянин: Услышанные молитвы www.messia.ru/rasylka/003/604.htm#0 + катехизис: воплощение Бога Слова www.messia.ru/rasylka/005/1114.htm#0 + Питер Крифт: бесстрашие любви www.messia.ru/rasylka/003/422.htm#0 + Филип Енси: Крест Христа www.messia.ru/rasylka/004/703.htm#0 + еще: www.messia.ru/rasylka/rzerv/in3_16.txt к Гал.6:11-18: +++ В.Н.Кузнецова: обрезание или Крест (Гал.6:12-15) www.messia.ru/rasylka/003/559.htm#0 к Мф.22:1-14: &&& митр. Антоний: о званых на царский пир www.messia.ru/rasylka/004/902.htm#0 и www.mitras.ru/inname/in_125.htm &&& Яков Кротов о притче о званых на пир www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/22_05.htm &&& Св. Силуан Афонский: "любит нас Господь, как дорогих детей" www.messia.ru/rasylka/002/204.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050925/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/25.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов. Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим. А я ничем не хочу хвастаться - одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа, благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира. Ведь неважно, обрезан ты или нет. Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим? Мир и милость тем, кто следует этому правилу, и им, и всему Израилю Божьему! ... Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с духом вашим, братья! Аминь.* (Гал.6:11-16,18) * * * *Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь. Ибо Бог послал Сына в мир не для того, чтоб Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него был спасен.* (Ин.3:16-17) * * * *Выбросив из рук оружие, мы можем протянуть освободившиеся руки навстречу ближнему. Перестав выискивать опасности, мы начинаем замечать открываемые нам от Господа возможности окружающего нас мира.* (иг.Евмений) |
|||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|
![]() |