ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 29 мая 2006 г. ст.ст., воскресенье. Пятидесятница - сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы. литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52,8:12. > Я хочу сопоставить сегодня два слова из Священного Писания, которые > друг друга раскрывают и объясняют. <...> Не упивайтесь вином, > потому что в нём блуд, но поучайтесь в псалмах и пениях и песнях > духовных.../*/ А в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел > на апостолов, и они вышли в трепете и в восторге этого вдохновения, > истинного вдохновения, исполненные именно Духом жизни, Духом > сыновства. Духом любви, Духом радости, то люди, которые их видели > или слышали, в недоумении говорили: Не упились ли вином эти люди, > что в них сейчас такой восторг, такой подъем? > И вот, в сопоставлении этих двух мест мы находим для себя > путь духовной жизни. Когда апостол Павел говорит 'не упивайтесь > вином, потому что в нём есть блуд', он не только говорит о том, > что человек, упившись, может поступить грязно и нехорошо; он говорит > о чём-то гораздо более основном и важном, о том, что одно > вдохновение, один восторг, одно опьянение может подменить другое. > Мы призваны в этой жизни быть носителями Святого Духа; в нас должна > бы ликовать вечная жизнь, через край восторгом, любовью, творческим > вдохновением должна сиять жизнь Божия в нас. Но как часто мы ищем > вдохновения, опьянения в чём-то другом, - в вещественном вине, > которое даёт человеку иллюзию, что ему хорошо, что он крепок, что > он силен, что море по колено, что горе отошло, что он вошел в мир, > где всё ему доступно, где он - царь, где он властен. И еще чаще > мы опьяняемся всем тем, чем мы подменяем Бога, и тем, на что > мы опираемся, чтобы жить: потому что чем-то надо жить. Нельзя жить > без вдохновения, - и вот, люди упиваются: упиваются всем доступным, > стараясь что-то поставить вместо истинного вдохновения, которое > не приходит. > В молитве это часто бывает, когда человек, становясь на молитву, > не ищет с тоской и надеждой Господа своего, а ищет в молитве > какое-то удовлетворение, успокоение своего сердца, какую-то искру > жизни. И так часто бывает, что молясь, мы проходим мимо Бога, что > имя Его, присутствие Его, приближение Живого Бога мы только > стараемся использовать, чтобы на мгновение, хотя бы на мгновение > в нас дрогнуло что-то и нам показалось, что мы живы. > Мне помнится письмо, которое я получил много лет тому назад от одной > из Елен, о которых мы молимся за литургией. Она заболела в ранней > молодости неисцельной болезнью, и когда тело начало слабеть и плоть > становиться прозрачной, ей показалось, что так близок Господь. > Тяжесть тела, тяжесть ума уже не мешала вырваться к Господу, > и казалось, что вот-вот прорвется душа в эти дали. Но тело > продолжало слабеть, и пришел момент, когда тело и душа оказались > бессильны сделать это усилие, которое человека бросает вперед, даёт > ему раскрыть крылья духа; и тогда она мне написала слово, которое > мне кажется так глубоко и сильно, и так непосредственно относится > к тому, о чем сейчас идет речь... Молитесь, - писала она, - чтобы > я никогда не постаралась себе в утешение поставить вместо Бога, > Которого я не могу уже больше достичь, иллюзию о том, что Он вот > тут... Это ведь сводится к тому, чтобы сказать: молите Бога, чтобы > Он мне дал крепость остаться в предельной оставленности в последнем > неизбытном нищенстве, но только не принять лжи себе в утешение, > не взять землю, когда я ищу неба... > И вот в этом я вижу мудрое и мужественное и строгое слово, которое > делает понятным <призыв Апостола>: Не упивайтесь, не давайте себе > опьянеть ничем, потому что это подмена; опьянение опьянению рознь. > Человек, который пьян вечностью, как апостолы в Пятидесятницу, > может показаться другим на мгновение будто упившийся вином. Но это > не так. И вот к чему нас призывает апостол, и вот о чем он нас > предупреждает: берегитесь, будьте трезвы до предела, будьте трезвы > до конца, потому что опьянеть землей, когда ищешь неба, - > это измена, это блуд. [ митрополит Сурожский Антоний. О ТРЕЗВЕНИИ www.mitras.ru/prop/prop_10.htm www.mitras.ru/inname/in_91.htm ] ------------------- /*/ Еф.5:18 - этот стих входит в апост. чтение понедельника Св. Духа. смотри также: **>> митр. Антоний: Церковная молитва "о соединении всех" www.messia.ru/rasylka/004/803.htm#0 разные тексты www.messia.ru/rasylka/rzerv/p7&8-blum.txt **>> Cвящ. Александр Мень: Пятидесятница - рождение Церкви (из бесед о вере) www.messia.ru/rasylka/004/810.htm#0 www.messia.ru/rasylka/002/107.htm#0 проповедь: www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svetvtm0.html **>> Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/003/461.htm#0 **>> О Святом Духе - Н.Бердяев, C.Желудков, М.Новоселов www.messia.ru/rasylka/rzerv/sv_duh.htm#0 **>> ПЯТИДЕСЯТНИЦА в тематическом указателе "Б.Я.К" www.krotov.info/spravki/temy/p/pentecotia.html Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060611/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060529&key=days ***************************************************************** * * к чтениям понедельника 1-й седмица по Пятидесятнице (День Святого Духа; Еф.5:9-19; Мф.18:10-20) www.messia.ru/rasylka/005/1179.htm#0 (прот. Александр Мень; ссылки на тексты В.Н.Кузнецовой, Я.Кротова, К.С.Льюиса, прп. Симеона, Р.Гвардини) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе. И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра. Шум заполнил весь дом, в котором они находились. Они увидели нечто напоминающее языки пламени; эти языки, разделившись, сошли на каждого из них. Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом. В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран. Они удивлялись: - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так? А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима, как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы... И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!* (Деян.2:1-11) * * * *Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого, / и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!* *Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.* *Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, когда мы унываем духом нашим. Не отлучайся от душ наших в скорбях, не отдаляйся от мыслей наших в напастях, но всегда приходи на помощь нам. Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, как и с Апостолами Твоими был всегда, так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, дабы мы, с Тобою сочетавшись, воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.* (Тропарь, кондак, икос, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||