=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 10 апреля 2008 г. ст.ст., среда
Страстной седмицы.
церковные чтения: на утрене: Ин.12:17-50;
на преждеосв. лит.: Мф.26:6-16.
* 11 апреля 2008 г. ст.ст., Великий Четверг.
Воспоминание Тайной Вечери.
литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.
Чтения среды дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080423/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-04-2008
к чтениям среды:
+ + + митрополит Антоний:
нас может отделить от Бога только наше отречение
от Него
www.messia.ru/rasylka/006/1473.htm#0
+ + + "К чему такая трата благовоний?"
(В.Н.Кузнецова, свв. Беда Достопочтенный,
Иероним Стридонский)
www.messia.ru/rasylka/005/1131.htm#0
+ + + Яков Кротов:
Мария увидела, что Иисус уже начал умирать...
www.messia.ru/rasylka/003/409.htm#0
(сокращ.)
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm
+ + + свящ. Я.Кротов, В.Кузнецова:
кто возмущался: только Иуда или ученики?
и почему?
www.messia.ru/rasylka/004/706.htm#stormzov
> <.....> Мы по отношению
ко Христу в том же положении, как пастух,
> как хозяин ветхозаветный
по отношению к тому ягненку, к той овце,
> которую он должен заколоть, которую
он предает на смерть, потому что
> сам грешен.
> Мы это не умеем чувствовать.
Христос жил две тысячи лет тому назад;
> иконы облагородили эти
страшные образы, богослужение облагородило
> всё случившееся. Мы смотрим
на иконы, изображающие распятие, но
> не видим Человека Иисуса Христа,
умирающего на кресте: покой победы
> лег на эти страшные картины.
Но мы +не смеем+ этого забывать;
> +как+ можем мы это
забыть, как можем мы в литургии видеть только
> прекрасную службу, богослужение,
которое так много нам говорит
> и так бесконечно много нам дает?!
Разве мы не умеем насквозь, через
> эту красоту видеть
жуткую, трагическую реальность того, что
> она изображает? Смерть
красивой не бывает; она может быть
> величественна, но она
не красива. Мученическая смерть может быть
> грандиозно величественна
- но она красивой не может быть;
> и мы должны вырваться из привычных
образов, которые нам представляет
> церковное богослужение, в реальность
самих событий.
> И это везде, во
всём богослужении мы можем пережить. Крест,
> распятие, на которое мы
смотрим, изображает нам жертву и победу
> Христа, но мы не
смеем видеть в нём только победу. Священническое
> облачение изображает нам царственную
славу победившего Христа, -
> но мы не смеем забывать,
какой ценой это воцарение обошлось
> Сыну Человеческому.
Часто говорят о том, что архиерейское
> богослужение все как-то
сосредоточено вокруг архиерея; да, если
> только мы умеем видеть,
что он собой представляет; если мы сумеем
> вспомнить в разных действиях,
которые его окружают, страшные,
> а не светлые образы Нового и Ветхого
Завета. Архиерей входит в храм,
> он стоит в середине,
на виду у всех, и с него снимают верхнюю
> одежду, - разве это
не образ того, что в страстную ночь со Христа
> совлекли Его одежды,
и Он остался один, на виду у всех, готовый
> к избиению, к посрамлению,
к насмешкам? Христос говорит Петру:
> +Придет время, когда
ты прострешь руки свои, и
другой
> тебя препояшет, и пойдешь
ты, куда не хочешь+ (Ин.21,18). Архиерей
> тоже поднимает руки, и
на него возлагают пояс, который значит
> готовность на подвиг,
на труд. Мы можем в этом увидеть только
> прислуживание архиерею; мы
можем увидеть и этот страшный образ,
> который стал перед Петром,
когда Христос его предупреждал о той
> смерти, какой он умрет.
Митра изображает собой терновый венец;
> мы вольны видеть или
не видеть это, мы слепы или нет... И прежде
> всего этого священник
перед службой надевает на себя белую рубаху,
> которая изображает собой
непорочность, чистоту, ту самую чистоту
> агнца, овцы, идущей на
заклание. Это всё - образы, но мы можем
> их видеть или быть
слепыми. И то же самое мы можем говорить
> обо всём, что в
церкви происходит, только очень страшно, когда
> мы даем себя ослепить красотой,
заворожить гармонией всего того,
> что есть, и не видим,
что это собой представляет. Христос - Агнец,
> родившийся в смерть, положенный
в ясли, которые уже представляют
> жертвенник; Агнец, родившийся
в пещере, которая уже предвещает
> гробную пещеру в том
саду, где Его бездыханное тело - или скажем
> проще, резче: труп - будет положен
после страшной смерти на кресте.
> И весь путь Его
жизни приводит Его к Тайной вечери. В рассказе
> о Тайной вечери у
разных евангелистов довольно полно изображена
> еврейская пасхальная вечеря,
но одного в ней не хватает. Центром
> еврейской пасхальной ночи
был ягненок закланный, который будет
> разделен. И не упоминается ни у одного
из евангелистов агнец, потому
> что центр тайной вечери
- Тот, Кто является Агнцем. Агнец Ветхого
> Завета, агнец жертвоприношения
был только образом, подготовкой
> к тому, чтобы мы
сумели понять и увидеть. Здесь он не нужен:
> среди учеников - +Агнец
Божий, Который берет на Себя грех мира+,
> грядущий на смерть, на распятие. О
содержании Тайной вечери в другом
> отношении я скажу позже, во второй
беседе, но сейчас я хочу обратить
> ваше внимание на некоторые
ее особенности в ту ночь и на нашей
> литургии.
> Я вам только что
старался объяснить, что жертвоприношение Ветхого
> Завета являлось видением того,
что должно совершиться реально,
> в порядке нашего спасения; это притча,
это образ. Этот образ делали,
> может быть, более ярким
и понятным пророки. Помните, например,
> пророка Исаию, который говорит
о Христе: +Вот раб Мой... как многие
> изумлялись, смотря на
Тебя, - столько был обезображен паче всякого
> человека лик Его, и вид Его - паче
сыновьев человеческих! Так многие
> пароды приведет Он в изумление; цари
закроют пред Ним уста свои, ибо
> они увидят то, о
чём не было говорено им, и узнАют то, чего
> не слыхали. Господи, кто поверил слышанному
от нас, и кому открылась
> мышца Господня? Он взошел
перед Ним, как отпрыск и как росток
> из сухой земли; нет в
Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его,
> и не было в Нём
вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был
> презрен и умален пред людьми,
муж скорбей и изведавший болезни,
> и мы отвращали от Него
лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что
> не ставили Его,
Но Он взял на Себя наши немощи, и
понес
> наши болезни; а мы думали, что Он
был поражаем, наказуем и уничижен.
> Богом, Ио Он изъязвлен был за грехи
наши и мучим за беззакония наши;
> наказание мира нашего
было на Нем. и ранами Его мы исцелились. Все
> мы блуждали, как овцы, совратились
каждый на свою дорогу: и Господь
> возложил на Него грехи
всех нас. Он истязуем был, но страдал
> добровольно и не открывал
уст Своих; как овца, веден Он был
> на заклание, и как агнец
пред стригущими его безгласен, так Он
> не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его
> кто изъяснит? Ибо Он
отторгнут от земли живых; за преступления
> народа Моего претерпел
казнь. Ему назначили гроб со злодеями,
> и не было лжи во устах
Его. Но Господу угодно было поразить Его,
> и Он предал Его
мучению; когда же душа Его принесет
жертву
> умилостивления, Он узрит
потомство долговечное, и воля Господня
> благоуспешно будет исполняться
рукой Его. На подвиг души Своей
> Он будет смотреть с довольством;
через познание Его Он, Праведник,
> Раб Мой, оправдает многих
и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам
> Ему часть между великими,
и с сильными будет делить добычу, за то,
> что предал душу Свою на
смерть, и к злодеям причтен был, тогда как
> Он понес на Себе грех
многих, и за преступников сделался ходатаем+
> (52,13 - 53,12). И
о Божией Матери: +Возвеселись, неплодная,
> нерождающая, воскликни и возгласи,
немучившаяся родами, потому что
> у оставленной гораздо
более детей, нежели у имеющей мужа, говорит
> Господь+ (54,1). Вот эти
образы жертвоприношения, эти пророческие
> слова: весь Ветхий Завет готовился
к тому, чтобы пришел Агнец Божий,
> родился в смерть, взял
на Себя грех, проповедовал правду,
> явил святость, отдал Себя
свободно на истязание, умер на кресте,
> и смертью победил смерть.
> Но в эту ночь случилось
что-то особенное; особенным было то,
> что Христос, Который является
великим Пастырем, Первосвященником
> Церкви, Сам совершал эту Божественную
службу. Он преломлял хлеб,
> Он раздавал чашу -
а вместе с тем ученики, принявшие приобщение
> этому хлебу и этой чаше, остались
такими же, какими они были раньше;
> каким это образом? -
Потому что эта Тайная вечеря, совершенная
> Христом еще на земле,
сама была прообразом того, что должно было
> случиться в течение наступающих
дней, того, что мы называем
> Страстной седмицей. Это
было как бы видение той литургии, которую
> после Креста, Воскресения,
Вознесения и Пятидесятницы мы совершаем
> здесь. Она еще потому
была прообразом, что самая сущность тайны
> не была еще совершена.
Гефсиманская ночь, предательство, страстные
> дни, Крест, Воскресение
и прославление Спасителя еще не были
> совершены, и дар Святого Духа, Который
должен был прийти на учеников
> с тем, чтобы сделать
их способными принести плод того, что
> им дается, еще не был
им дан. В этом смысле каким-то непостижимым,
> страшным образом эта
Тайная вечеря, когда Христос совершал
> самое действие ее,
была еще ожиданием будущего, большего,
> более реального.
> Но вот Христос совершил всё дело спасения;
всё совершилось, нечего
> к этому прибавить
в порядке Божественного промышления;
> и мы совершаем литургию.
Но и она является только прообразом того,
> чего мы ожидаем;
несмотря на ее непостижимое величие, несмотря
> на то, что в ней
реально, вещественно, духовно нам преподается
> вечная жизнь, мы всё-таки ожидаем
чего-то большего. После причащения
> священник в короткой молитве
говорит: +Дай нам истее+ (т. е. более
> истинно) +Тебе причащатися в невечернем
дне Царствия Твоего+. Потому
> что эта Божественная литургия
представляет собой, одновременно,
> и тайну спасительного подвига Христа,
и тайну будущего века, который
> раскроется в полноте и
во всей славе и силе только после второго
> пришествия Христова. Но
вместе с этим, это не только ожидание, это
> не только образ;
Божественная литургия не является притчей,
> она является реальностью,
но реальностью, которую мы еще не можем
> воспринять в полноте и которая
не может нам быть дана во всей силе
> и славе. В Божественной
литургии совершается чудо; чудо этой
> литургии в том, что все,
ожидаемое нами в будущем, в доступной нам
> мере дается нам сейчас.
В одной из тайных молитв священника
> говорится: +Дай нам сегодня
участвовать в Твоем Царстве, которое
> еще грядет: дай нам
сегодня приобщиться тому, что еще впереди+.
> Потому что литургия -
не образ и не притча, а предвкушение,
> и предвкушение потому,
что в Божественной литургии уже сейчас,
> теперь (на мгновение
и в той мере, в которой это нам доступно
> по нашей плотяности, по
нашей греховности и по греховности всего
> мира) мы предвкушаем
вечность, участвуем в ней, приобщаемся ей.
> И в этом основной смысл, при
совершении таинств, призывания Святого
> Духа; Святой Дух свидетельствует
о том, что будущий век уже настал.
> Будущий век (мы сами
знаем) настал для нас только частично;
> искупленные - мы все-таки грешные;
получив приобщенность ко Христу -
> мы не являемся непорочными агнцами,
подобно Ему; получив дар Святого
> Духа - мы горим не ярким пламенем,
а тускло и мгновениями.
> В этом смысле будущий
век, приобщенность и к полноте того,
> что человек собой представляет
во Христе, и к жизни Духа в нас
> только частична; и поэтому
этот пир вечности, в котором
> мы участвуем, является ожиданием,
предвкушением, тоской по нему -
> а не реальностью в ее полноте.
Мы зовем Святого Духа; Он сходит,
> Он исполняет Собой всё:
хлеб и вино +действительно+ делаются Телом
> и Кровью Христовыми;
но мы их не видим горящими, сияющими
> в Божественной приобщенности.
И мы принимаем Тайны, и в нас
> загорается на мгновение свет
Божественного присутствия - но тускло,
> тихо, ненадолго. Мы живем,
с одной стороны, той полнотой, которая
> нам дается и дается
не мерой (Ин.3,34), но которую мы принимаем
> в меру наших сил; и, с другой
стороны, живем ожиданием того, что
> эта Божественная литургия
когда-то станет не богослужением,
> а реальностью всей жизни,
когда уже, как говорит книга Откровения
> (21,22), в Новом Иерусалиме
не будет больше храма, потому что
> Бог является храмом, не
будет больше богослужения, не будет больше
> жертв, а будет только
одно: жизнь Божия, потоком, ключом бьющая
> в нас.
> Вот чего мы ожидаем;
но в Божественной литургии, как мы ее знаем
> теперь и какую мы
празднуем, есть уже победоносная реальность,
> побеждающая грех, смерть,
рознь. Это еще предвкушение последней
> славы и торжества, но
это уже победа Божия на земле и
наше
> приобщение этой победе.
> И вот, если
подумать о всей этой грандиозной линии событий,
> мы видим, что каждое
событие является как бы предзнаменованием,
> видением того, что будет, и,
вместе с тем, уже приобщенностью тому,
> что грядет; потому что
то, что грядет, уже является реальностью
> в Боге, в Его премудрости,
Его любви; Кровь агнцев уже очищала
> ветхозаветное человечество,
ввиду грядущего Агнца; кровь Агнца
> Христа +уже+ совершила
тайну Божественной литургии, хотя то,
> что совершилось на Тайной
вечере, было только прообразом того,
> что совершится на Страстной
и в пасхальные дни, и того, что будет
> совершаться из столетия
в столетие в наших скромных храмах. Тогда
> +Христос+ совершал богослужение, -
Он, Агнец, но событие еще не было
> совершено, и оно осталось
прообразом; теперь мы совершаем
> это богослужение, хотя событие совершено
и реальность приобщения вся
> тут; но то, что совершает ее не Сам
Христос, напоминает нам, что
> это - еще на земле, и мы ожидаем будущей
славы небесной.
[ митрополит Сурожский Антоний.
О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
(Беседа во время великопостного говения.
Лондон, 1974 год)
(I) www.mitras.ru/besedy/besedy9.htm
]
+ + + свящ. Александр Мень - ПАСХА НОВОГО
ЗАВЕТА
www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0
+ + + ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
в "Библиологическом словаре" священника
Александра Меня
и ссылки на тексты Н.Успенского и Я.Кротова.
www.krotov.info/library/bible/comm2/tain_ve.html
+ + + В.В. Сорокин - Тайная вечеря
www.bible-center.ru/book/newheaven/002/002/001
+ + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая
(+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm
Чтения четверга дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080424/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=24-04-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
Сказал Господь: "В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь:
Я победил этот мир!" (Ин.16:33)
* * *
*Блудница приступила к Тебе,
мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
ее отвергает и нечистотою покрывается,
по сребролюбию продавая Тебя.
Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
слез потоков я Тебе вовсе не принес;
но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
с любовью целуя пречистые ноги Твои,
дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
взывающему Тебе, Спаситель:
"От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,
возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,
в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
которому блудники и распутные подвергнутся.
Я являюсь первым из их числа,
и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,
взывая ко Искупителю:
"Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
ради которого был отпущен долг грехов,
торгуя боголюбезной благодатью.
Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная и оскверненная,
слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:
"Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!
Меня, умершую, из бездны подними,
воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.
Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*
(Из богослужения Великой Среды,
перевод: иером. Амвросий (Тимрот))
* * *
*Будучи Господом и Создателем всего,
Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил,
и, Сам являясь Пасхой,
тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
Спасительной для всего рода смертного,
напоил Ты, Благой, Своих учеников
собственною чашей, наполнив её веселием;
ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
усмиряющая бездны и укрощающая моря
Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
и Владыка омывает ноги рабов.
Ученикам подает / Владыка пример смирения;
и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
*К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
и сделать так, как мы увидели,
друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
и спину отдает на раны, щеки на удары,
лица же не отвращает от позора оплеваний
и осуждается на бесчестную смерть.
Безгрешный всё принимает добровольно,
чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
(Из богослужения Великого Четверга,
перевод: иером. Амвросий (Тимрот), с изменениями)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|