=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Ответственность: пастырская помощь (3)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

reshma.nov.ru/book/duh.zip; krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.

Предыдущие части:
Предисловие. Воля Божия и человеческая ответственность *
Что означает "ответственность"? (Острота проблемы. Перед кем и за что человек несет ответственность?)
(Человек — автор книги собственной жизни. Многообразие ответственности. Халтура. Переосмыслить...)
(Быть ответственным намного легче. Дерзновение. Предательство)
Ответственности в семейной жизни
Безответственность детей формируют родители
Как привить ребенку чувство ответственности
Ответственность и современное церковное общество:  (1)   (2)
Ответственность в любви, за любовь и пред любовью
Пастырь и безответственный прихожанин:  (1)   (2)
Выбор духовника
В чём должна состоять пастырская помощь? (1)   (2)


> В чём должна состоять пастырская помощь?

<..... /Помощь в поиске ответа/ /Движение к осознанию/>

<..... /Особенности структурирования взаимоотношений/>

> Умение ставить вопросы

> Если у духовника возникло ощущение, что окормляемый человек возложил на него тяжелое бремя своих жизненных проблем, значит он сам позволил ему сделать это.

> Над этим можно работать различными способами. Духовник может предположить:

> — Вы знаете, у меня возникает впечатление, что Вы стремитесь все свои проблемы переложить на меня и не хотите работать над ними самостоятельно.

> Или, например, сказать:

> — Вы знаете, мне кажется, что Вы хотите не моего руководства в деле духовного роста, а просто-напросто нашли удобный способ для того, чтобы на кого-то сгрузить свои жизненные проблемы.

> У человека, пришедшего в очередной раз поплакаться к батюшке, ничего при этом не желающего делать с самим собой, можно, например, спросить просто и прямо:

> — Какой результат Вы ожидаете в конце нашей беседы?

> На подобные вопросы пришедшие нередко отвечают:

> — Я не знаю, что мне делать...

> Или, например:

> — Если бы я знала, что делать в этой ситуации, я бы не пришла к Вам спрашивать это или брать на это благословение.

> Если ответ звучит таким образом, значит духовное чадо ставит себя по отношению к духовнику в позицию беспомощной личности. В процессе настаивания человека на том, что он не знает, что ему делать, человек уже получил много явных и скрытых направляющих подсказок от духовника. Но при этом он не хочет исполнить хотя бы маленькую епитимью, или выполнить небольшое задание, например по благословению прочитать какую-то книгу и поискать там ответ. Человек предпочитает обсуждать с духовником различные, не имеющие к душепопечению церковные, политические или какие-то житейские проблемы или вовлекать пастыря в бесконечные дискуссии о том, что сказал в подобном случае какому-то человеку какой-то старец...

> Подлинное и мнимое сострадание

> Любому опытному духовнику понятно, что проблема не в незнании человеком того, что ему нужно делать. Она состоит в отказе человека принимать ответственность за сложившуюся жизненную ситуацию, отказе меняться, точно так же, как вне душепопечения, в реальной жизни он отказывается принимать ответственность за свои жизненные неприятности.

> Вспоминается один случай, когда к известному пастырю стала обращаться за душепопечением воцерковляющаяся женщина с огромным количеством жизненных проблем. Как правило, женщины, которым за пятьдесят, нередко навязывают священнику роль заинтересованного слушателя собственных переживаний, ситуаций, воспоминаний, не имеющим к жизни духовной никакого отношения. Молодым неопытным батюшкам кажется, что в выслушивании этого и состоит сострадание. Они подолгу выслушивают, одобрительно кивают... Но священники более старшего поколения таких людей, как покажется на первый взгляд, бесцеремонно обрывают. Один священник еще в те годы, когда он только начинал свое душепопечение, принял заботу о такой женщине и рассказывал об ощущении свинцовой тяжести после общения с ней... Но вернемся к нашему случаю. Женщина приходила на беседу, на исповедь, каждый раз продолжая свой бесконечный рассказ о годах молодости, о том, как закрывали храмы, о том, как ее бабушка постилась... Но о себе эта женщина ничего глубокого и значительного не рассказывала. Она задавала вопросы общего плана ("Можно ли в среду есть рыбу?", "Можно ли лампадку зажигать от спички, или нужно непременно от свечи?" и т.п.) и, немножко эмоционально подпитанная, радостная уходила домой. Пастырь, видя бесплодность таких отношений, порекомендовал ей пожить месяца три в небольшом сестричестве. Сначала это вызвало резкое возражение, но, поступив в сестричество, женщина точно таким же образом воспроизвела свою жизненную позицию. При совершенном нежелании внутренней работы, нежелании поиска каких-то более теплых человеческих отношений с другими людьми (предполагающих равность взаимоотдачи, а не односторонность душевной эксплуатации слушающего говорящим), женщина выделила двух сестер, готовых выслушивать ее воспоминания... Через две недели и эти сестры подустали от ее рассказов, начали вежливо отказываться выслушивать ее, на что она незамедлительно обиделась...

> Жизнь этой женщины в общине не помогла ее личностному и духовному росту. На последней встрече, имевшей для нее решающее значение, она с раздражением принялась доказывать священнику, что в сестричестве все черствые, что никто ей не помогает, и заявила, что у нее есть очень серьезные сомнения, а "правильное" ли это сестричество и "правильное" ли душепопечение у этого духовника, и вообще нужно ли ей послушание и духовное руководство.

> Если такой человек окажется в братстве или сестричестве, то энергией своей пассивности и сомнений в "правильности" устройства данного коллектива или же в "правильности" душепопечения он способен заразить многих неутвержденных людей.

> На глубинном уровне затем выяснилось, что эта женщина, во-первых, не хотела брать на себя ответственность ни за серьезные отношения с духовником (поэтому все разговоры были очень поверхностными), ни с сестрами. Она никак не хотела работать над собой, а в общине, о которой мы говорим, самая главная задача состояла в том, чтобы, по слову преп. Амвросия Оптинского, "научиться жить на земле небесно", задача научения принятию и любви по отношению к тем людям, которые оказались здесь, под руководством одного и того же духовного руководителя.

> Боязнь перспективы работать над собой, боязнь что-то менять в себе, отталкивала женщину от движения вперед и замыкала в рамках трагического одиночества. Собственная ответственность за образовавшееся вокруг нее поле непонимания была очень тщательно замаскирована и вытеснена  из поля осознания. [4]

 


[4] Нередко приходилось слышать, как на предложение духовника стать более уступчивым, мягким, послушным некоторые не в меру ревностные люди отвечают отказом "участвовать этом в человекоугодии". Причина подобной псевдодуховной ревности одна: нежелание что-то менять в себе, ведь это означает признать неправоту своей жизненной позиции, а это для человека гордого непростая задача.
 
Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/290b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»