=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 25 августа 2008 г. ст.ст., воскресенье 12-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.15:1-11; Мф.19:16-26.


к апостольскому чтению:
 +++ В.Н.Кузнецова: воскресение Христа - реальный исторический факт
                               www.messia.ru/rasylka/008/2293.htm#0
 +> свящ. Яков Кротов: недоноски
     www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm#0
 +> свящ. Александр Мень: то, без чего не было бы христианства
                           www.messia.ru/rasylka/002/060.htm#0



                           

        16 Пришел однажды к Нему человек и спросил:

           - Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить
           вечную жизнь?

        17 - Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр,  -
           ответил ему Иисус.  -  А если хочешь войти в Жизнь,
           соблюдай заповеди.

        18 - Какие?  -  спрашивает тот.

           - "Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради,
           не давай ложных показаний", (19) "почитай отца и мать"
           и "люби ближнего, как самого себя".

        20 - Я все их исполняю,  -  отвечает юноша.  -  Чего мне
        еще недостает?

        21 - Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё свое
        имущество и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя
        на небе. А потом приходи и следуй за Мной,  -  сказал Иисус.

        22 Юноша, услышав эти слова, ушел опечаленный: он был очень
        богат.

        23 А Иисус сказал Своим ученикам:

           - Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство
           Небес. (24) Повторяю,

                легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
                   чем в Царство Бога войти богачу.

        25 Ученики, услышав это, страшно удивились.

           - Кто же тогда может спастись?  -  спросили они.

        26 Иисус, пристально посмотрев на них, сказал:

           - Для человека это невозможно, но для Бога всё возможно.

        27 Тогда обратился к Иисусу Петр.

           -  А вот мы оставили всё и последовали за Тобой, - сказал
           он. - Что нам будет за это?

        28 - Верно вам говорю,  -  ответил Иисус,  -  в новом Веке,
        когда Сын человеческий воссядет на престоле Небесной славы,
        тогда и вы, последовавшие за Мной, сядете на двенадцати
        престолах, чтобы править двенадцатью племенами Израиля.
        (29) Всякий, кто оставит дома, братьев, сестер, отца, мать,
        детей или поля ради Меня, получит во сто крат больше и обретет
        вечную жизнь.

        30 Но многие, кто сейчас первые, станут последними,
        а последние - первыми.

                        ( Мф.19, перевод В.Н.Кузнецовой,
                          www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt3.htm#19:16 )
 

        || Мк 10.17-31; Лк 18.18-30

> 19.16 +Учитель+ - в некоторых рукописях: "Добрый Учитель".
> +Получить вечную жизнь+ - то же, что "войти в Царство Бога".

> 19.17  +Что  ты спрашиваешь Меня о добром?+ - в некоторых рукописях:
> "Что  ты  называешь  Меня добрым?" Кроме того, в ряде рукописей есть
> также слова: "Никто не добр, кроме одного только Бога".

> 19.20  Очень  многие были уверены, что люди способны исполнять Закон
> Моисея,   не нарушая  его    даже в  мелочах (см. Лк 1.6;  Флп 3.6).
> В ответе   юноши   нет  гордыни, так  как  он   сам  не удовлетворен
> и   чувствует,    что  для спасения  ему  необходимо   еще   что-то.
> +Исполняю+ - в некоторых рукописях: "исполняю с юности".

> 19.24  +легче  верблюду...+   -   верблюд   - самое крупное животное
> на Ближнем   Востоке.     Вероятно,    это  пословичное   выражение;
> в   Вавилонском   Талмуде  сохранилось  похожее  выражение,  но  там
> говорится о слоне.

> 19.25  Удивление   учеников вызвано    столь    резким    отношением
> к   богатству,   в  котором  обычно  видели  доказательство  Божьего
> благоволения к человеку.

> 19.29 +мать+ - в некоторых рукописях: "мать, жену".

                        ( комментарии из перевода В.Н.Кузнецовой,
                          www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt3.htm#k1916 )


                                * * *

Многие  евреи  I века представляли самое ближайшее будущее разделенным
на  2  эпохи  (подобно  тому как люди, пережившие войну или катастрофу
делят   свою   жизнь   на  "до"  и  "после").  Они верили, что в самом
ближайшем  будущем  наступит  новая  эра - произойдут великие события,
результатом  которых  будет  совершенно  новая  жизнь  в  новом  мире:
воцарится  справедливость,  мир   и  свобода,  злодеи будут  наказана;
это  будет  эра процветания; исполнятся предсказания пророков; умершие
праведники вернутся к жизни...

Каждого верующего иудея беспокоил вопрос: принадлежу ли я к числу тех,
кто  наследует  будущий  век? что делать, чтобы войти в число тех, кто
удостоится  этой чести? (Оборот "Царство Божие" или "Царство Неьесное"
выражал  эту  же идею: будущий век - время, когда Бог наконец-то будет
править миром.)

Вопрос  богатого человека был именно об этом.   (Христианская традиция
полагала,  что  вопрос  богача относился к тому, как попасть на небеса
после смерти,     но  мы должны  помнить  об первоначальном контексте:
иудеи  -   современники   Христа  мыслили  "вечную жизнь" -  на земле,
как жизнь в преображенном, освобожденном от зла, мире.)

Когда  Иисус   говорит    о "богатстве на небе", Он  не подразумевает,
что  человеку предстоит отправиться за ними на небо. Он говорит о том,
что Бог бережет для  него   эти блага   до поры,   когда всё откроется
и каждый получит заслуженное им.    Если вы отдали свои деньги в банк,
вы  можете   снять их   со  счета,    когда   они   будут вам   нужны,
и израсходовать их.  Богатство  в Божьем банке ("на небе") будут нужны
в  будущем  веке,  когда  Бог  соединит  небо и землю. Также и "вечная
жизнь",   о  которой  говорится  во  многих переводах, -  это не жизнь
в  потустороннем измерении, где нет времени; это "жизнь будущего века"
(греческое  слово  "айонион",  переводимое  часто  как "вечный", может
означать и "относящийся к (будущему) веку").

На  вопрос о том, что делать, чтобы "наследовать жизнь будущего века",
любой  фарисей  или  приверженец  одной из тогдашних "сект" в иудаизме
(например,  ессей), мог бы ответить двумя способами. Во-первых, он мог
бы   предложить  собственную  интерпретацию   Моисеева Закона (Тор`ы).
Тора  называет  Израиль  народом  Божьим, но поскольку Израиль в массе
своей  неверен  Богу,  требуется  более  жесткое  и  точное  испонение
заповедей.  (Такого  рода  предписания  мы  находим в Свитках Мертвого
моря.)   С  другой  стороны,  этот  человек,  вероятно,  предложил  бы
вопрошающему     присоединиться   к  его     группировке    ("секте"):
стать  фарисеем,  ессеем  и  т.д.   И  это  должно  было привести  его
к уверенности, что он непременно наследует Царство.

Но  как  Иисус относился к фундаментальным предписаниям Закона? Должно
быть,  Его  ответ  сильно  озадачил  молодого  человека: Он всего лишь
перечислил  основные  заповеди  Закона,  прекрасно  известные  каждому
иудею. Впрочем, даже не все заповеди... Сначала Он перечислил заповеди
Декалога  с  6 по 9 (против  убийства,  супружеской измены,  воровства
и лжесвидетельства),  добавляет от себя  "не обманывай" и возвращается
к  пятой  заповеди  -  о  почитании  родителей.  (У  Матфея еще: "люби
ближнего,    как  самого себя"  - это   из Торы,  но  не из Декалога.)
Он  опускает  заповеди с первой по четвертую (исключительное почитание
Бога,   отвержение  идолов,   запрет  произносить  понапрасну имя Бога
и соблюдение субботы), а также десятую заповедь - не желать чужого.

Затем разговор совершит полный круг и словно с другой стороны вернется
к  пропущенным    заповедям  (кроме  субботнего  покоя). Иисус требует
не   изощренного   соблюдения   заповедей,  не  ухищрений,  уточняющих
предписания  Торы, разъясняющих значение каждого слова. Зачем говорить
об идолах:  продай  свое добро и раздай бедным!   Представление о том,
что  значит  ставить  Бога  на первое место и не произносить Его имени
понапрасну, подвергаются   такому же  радикальному пересмотру: "Почему
ты  называешь  Меня добрым? Один Бог добр" (у Марка). Иисус предлагает
радикальный  пересмотр  концепции  народа Божьего и соблюдения Закона.
Иису  пришел,  и  в Его лице приходит на землю новый век - будущий мир
прорывается  в  настоящее,    словно   нетерпеливый птенец,    задолго
до урочного часа пытающийся разбить скорлупу яйца.

...  Богач  уходит, мрачный, опечаленный. Ученики тоже впали в уныние:
они  шокированы  тем,  что  богатство и благочестие не обеспечит этому
человеку  местечко  в будущем веке? (Мы лучше поймем их растерянность,
если  не  вспомним, что богатство и удача считались признаками Божьего
благоволения,  как в иудаизме, так и у язычников. Правда, уже в Ветхом
Завете есть серьезные сомнения на этот счет./*/)

        --------------------------------------------------------
        /*/ подробнее см.: www.messia.ru/rasylka/008/2281.htm#0

Иисус   не   щадит   учеников.   Он  говорит,  что  пытаться протащить
богатство  -  блага  этого  мира  - в будущий век - это всё равно, что
вести  верблюда  с  поклажей  сквозь  игольное ушко! Это всё рано, что
сказать:  сперва  попробуй  выпить  море,  а  потом  уж лезь со своими
сокровищами  в  Царство  Божие!  Все  переворачивается, выворачивается
наизнанку:  Бог  может всё, первые становятся последние, а последние -
первыми.   Те,   кто   оставит  близких  и  всё  свое, получат награду
"теперь,  в  этом  веке"  (у  Марка):   они   войдут  в семью учеников
и  собратьев  Мессии,  и повсюду, куда бы ни пошли, обретут дом   ("но
и преследования  тоже"  - напоминает евангелист Марк), а также и жизнь
в будущем веке, подлинную Жизнь.

Ранняя  Церковь верила, что со смертью и воскресением Христа новый век
действительно  прорвался  в  век  нынешний.  Нам  сегодня очень трудно
стоять  на  этой  точке  зрения.  Но  стоит  попытаться  встать на эту
позицию,  чтобы  понять, что от бескомпромиссного (хотя и ободряющего)
требования Иисуса деваться некуда. Призыв "прийти  и следовать" за Ним
передается  из столетия в столетие,   и каждый   из нас будет  осужден
или оправдан на основании ответа, который он дает на него.

        ( По книге: Н.Т.Райт. МАРК. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий.
          (Перевод с англ. Л.Сумм)
          М., 2008. Стр.118-122 )



+++ Томас Мёртон: отдать всё. праведность
       www.messia.ru/rasylka/006/1605.htm
 +> митр. Сурожский Антоний:
     мы живем Божьей милостью... чем я богат?..
            www.messia.ru/rasylka/004/888.htm#0
 +> он же: Богатый юноша
     www.mitras.ru/archive/060902.htm
 +> Яков Кротов: недоноски (к апост. и еванг. чтениям)
                    www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm
 +> он же: любовь как вечная недостача
     www.messia.ru/rasylka/003/545.htm#0
 +> он же: "жизнь вечная" (Мф.19:16)
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_16.htm
 +> он же: "Благ один Бог"? (Мф.19:17)
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_17.htm
 +> он же о разнице между следованием за Христом
     и следованием за голосом совести (к Мф.19:21)
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_21.htm
 +> его же - другие размышления
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_22.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_23.htm
       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_24.htm
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_26.htm
 +> он же о бескорыстии как пороке
     www.krotov.info/yakov/dnevnik/2001/001798.html
 +> С.Тагуэлл: "карту поставлено Царство Божие;
     и ради него мы должны разжать пальцы"
      www.messia.ru/rasylka/002/089.htm#0
 +> блаженство нищих духом (по кн. Тагуэлла)
       www.messia.ru/rasylka/008/2281.htm#0
      www.messia.ru/rasylka/008/2288.htm#0
 +> В.Н.Кузнецова: всё - наше?.. (1Кор.3:18-23)
           www.messia.ru/rasylka/008/2279.htm#0
 +> свящ. Александр Мень: ученики испугались, т.к. поняли:
     надо быть готовым - готовым к отречению, отказу...
                   www.messia.ru/rasylka/002/191.htm#0
 +> Томас Райт: Призыв следовать за Иисусом
         www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm

         

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080807/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=07-08-2008




Напоминаю,  что  с недавнего времени я планирую выпускать эту рассылку
приблизительно 1 раз в 2 дня.

  Евангельские и апостольские чтения
  вторника 13-й седмицы по Пятидесятнице и ссылки:
  www.messia.ru/rasylka/007/1937.htm#0 .







# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил,
 а вы ее приняли и твердо на этом сто`ите, -
 Весть, которой вы будете спасены,
 если будете твердо держаться того, что я вам возвестил,
 если ж нет - вы поверили напрасно.
 Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил:
 что Христос умер за наши грехи, как предсказали Писания;
 что Он был похоронен, на третий день воскрешен,
 как предсказали Писания;
 явился Кифе, потом Двенадцати,
 потом явился более чем пятистам братьям одновременно ...;
 потом явился Иакову, потом всем апостолам
 и самому последнему явился мне - мне, жалкому недоноску!
 Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом,
 потому что преследовал Церковь Бога.
 Но по Божьей доброте я есть то, что есть,
 и доброта Его ко мне не оказалась тщетной:
 я трудился усерднее всех остальных,
 то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.*
                                                (1Кор.15:1-10)
                                * * *
*христианин - это здравомыслящий зануда,
 которому при виде неправильно идущих часов
 является тривиальная мысль, что их надо снести в починку* (Аверинцев)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2294.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»