=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!



* 15 ноября 2009 г. ст.ст., суббота.
  Начало Рождественского (Филиппова) поста.

* 16 ноября 2009 г. ст.ст., воскресенье 25-я по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.4:1-6; Лк.10:25-37.


к апостольскому чтению:
 +++ Яков Кротов:
      * 'Экуменическая' Церковь. Начало экуменического движения  
                           www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0
      * Экуменизм: видимое и невидимое; драма разделения
                    www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0
      * разделение между святыми. искушение единством
                 www.messia.ru/rasylka/008/2338.htm#0
      * экуменизм: переживание единства и разделенности Церкви
               www.messia.ru/rasylka/008/2340.htm#0 (+ссылки!)
      * экуменисты-"туристы".
        Единую Церковь строить не надо - она есть. Череда провалов
                              www.messia.ru/rasylka/008/2342.htm#0
      * "удачный экуменизм"
         www.messia.ru/rasylka/008/2343.htm#0


                                * * *

*        25  Появился некий учитель Закона, который,
*           желая испытать Иисуса, спросил Его:
*            - Учитель, что я должен делать, чтобы получить
*           вечную жизнь?
*        26  - А что об этом говорится в Законе? - спросил
*           его Иисус. - Что ты там читаешь?
*        27  - +"Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем,
*           всей душой, всеми силами"+ и всеми своими
*           помыслами. И +"люби ближнего, как самого
*           себя",+ - ответил тот.
*        28  - Ты правильно ответил, - сказал Иисус. -
*           Поступай так и будешь жить.
*        29  Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса:
*            - А кто мне ближний?
*        30  Иисус в ответ сказал:
*            - Шел человек из Иерусалима в Иерихон
*           и попал в руки разбойников. Они его ограбили,
*        31 избили и ушли, бросив полумертвым. • И случилось
*           так, что шел той же дорогой священник,
*           но, увидев его, перешел на другую сторону.
*        32 Так же поступил и левит: дойдя до того места
*           и увидев раненого, он перешел на другую
*        33 сторону. • А самаритянин, который проезжал там
*           же, поравнялся с ним и, увидев, пожалел его.
*        34 Он подошел к нему и, омыв вином и смазав
*           оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил
*           его на собственного мула, привез -
*        35 в гостиницу и там за ним ухаживал. • А на следующий
*           день, уезжая, он дал хозяину гостиницы
*           две серебряные монеты и сказал: "Позаботься
*           о нём, а если истратишь сверх того, на обратном
*           пути я тебе отдам".
*        36  Кто из троих, по-твоему, оказался ближним
*           пострадавшему от разбойников?
*        37  - Тот, кто проявил к нему милосердие, - ответил
*           тот.
*            - Иди и поступай так же, - сказал Иисус.
                                      (Лк.10, перевод В.Н. Кузнецовой)




> <...>  Спаситель  уравнял  любовь  к Богу,   любовь  к себе и любовь
> к ближнему  в одной фразе:   важнейшая заповедь  есть любовь к Богу,
> и  ей  подобна  любовь  к  ближнему как к себе. Сказана, в сущности,
> простая  вещь: любовь одна, ее классифицировать бессмысленно, и беда
> себялюбцев  в  том,  что они называют любовью какое-то совсем другое
> состояние.

                                 * *
> В  Мф.19,16  (Лк.18,18)  описывается  другой эпизод с почти таким же
> началом:  "И  спросил  Его некто из начальствующих: +Учитель благий!
> что  мне  делать,  чтобы  наследовать жизнь вечную?"+ Только в одном
> случае  вопрос задается со зла, а в другом - для добра. Верна мысль,
> что  для получения правильного ответа нужно правильно сформулировать
> вопрос,  но неверно думать, что в формулу вопроса входят лишь слова.
> В неё входят личность вопрошающего, интонации, ситуация. <...>

> <.....>  Хорошо  быть  неверующим - от тебя ничего Бог не потребует,
> даже   расскажет   тебе  такую   красивую  гуманистическую    притчу
> о милосердном самарянине.

> Иисус рассматривает сочувствующего человека как здорового, сильного.
> Человек   ищет  правды.  Сейчас  он  проявил  слабость,  но  завтра,
> возможно,  придёт  и  станет  учеником.  Человека  враждебного Иисус
> сравнивает   со   слабым,   избитым,   ограбленным   героем   притчи
> о  милосердном  самарянине.  Он  не  требует  от  законника "раздать
> имение",  потому что, с точки зрения Иисуса, ему и раздавать нечего,
> в  уравнении  "помогающий / нуждающийся в помощи" законник  ставится
> на  место нуждающегося, обобранного. И каждый, враждебно относящийся
> к миру и к ближним - нищий,  слабый,  обделённый  человек, смотрящий
> на  окружающих  так,  словно  все  они - грабители с большой дороги,
> угроза и опасность.

> Оба спрашивающих - богачи. Один богат деньгами, другой - и деньгами,
> наверное  (юристы  всегда хорошо оплачиваются), а главное - законник
> богат  знаниями.  Доброму  богачу  нужно  научиться  раздавать людям
> богатство.     Злому   богачу  нужно научиться  принимать  богатство
> от Бога - богатство духа, смирения, пассивности.

                                * * *

> "А  кто  мой  ближний?" - спрашивает законник, уверенный, что поймал
> Иисуса   в   ловушку.  "Желая  оправдать  себя",  -  замечает  Лука.
> "Оправдаться"  -  то есть,  совесть его была неспокойна (и не только
> у  него, люди со спокойной совестью не обращали внимания на Христа).
> Он  был  близок  к покаянию - но близок безнадежно. Убийца с топором
> близок  своей  жертве  -  но и отчаянно далек от нее. Покаяние может
> быть  рядом с нами - но за каменной стеной. Законник хочет оправдать
> себя  за чей-то счет - и именно за счет ближних, которые, видите ли,
> скрываются неизвестно где и маскируются неизвестно по кого, не давая
> себя любить.

> Законник  лукавит  -  то  есть,  он основывается  на фактах,  только
> не   хочет   на  этой  основе  строить  чего-либо.  Слово  "ближний"
> действительно  ко  временам Христа потеряло всякий смысл. В обществе
> пахарей  и скотоводов оно означало всего-навсего соседа. Близкий был
> и  ближним. Даже иноверец-иностранец становился ближним, если он был
> гостем,   если  он  был  рядом.  Как можно было  выгнать  странника,
> если  вокруг  не  было  ни  гостиницы.  Но спор Евангелия происходит
> в  Иерусалиме.  В  городе  все  близкие,  толкутся  в  одном  котле,
> соприкасаются  боками  - но все чужие друг другу. Ближних нет. Сосед
> по  дому  чужд,  мы  можем  не знать его имени десятилетиями. В этом
> преимущество  города перед деревней -   человек свободен  от надзора
> со  стороны  соседа,  он оставлен наедине со своей совестью. Но люди
> перестают  быть  не только  судьями,  но и ближними. И  кто же тогда
> наш ближний?

                                 * *
> В  притче  о  самарянине  есть какая-то странность. Почему на вопрос
> "кто  мой  ближний"  Иисус  предлагает  почувствовать  себя  слабым,
> нуждающимся  в помощи?   Почему не предлагает почувствовать слабость
> и  нужду  другого?  Не  поощряется ли таким образом эгоизм? Впрочем,
> эгоизм поощрять не нужно и бороться с ним умолчаниями либо запретами
> бесполезно.  Гордыня  всегда  найдет, что съесть. Да, все окружающие
> нас  люди  страдают,  в  том  числе  те,  которые выглядят сильными.
> Особенно  нуждаются в  помощи  те,    кто   сильнее и умнее  прочих,
> не  понимая, что сам по себе этот разрыв - уже беда. А если человеку
> еще  начинается  казаться,  что  сильнее,  умнее и добрее его никого
> нет...

> Тем  не  менее,  стремиться помочь таким людям - насилие и наглость,
> обнаруживающие  недостаток   и  ума,  и силы. Лучше  всего это видно
> на  примере  тех,  кто  требует  запретить  ложные  религии,  пошлые
> телепередачи   и  т.п.   Сказать  о другом "больной  человек" - само
> по  себе грех (только Бог Один  здоров),  а  уж начать  еще и лечить
> без  спросу  -   преступление.   Самарянин помогал тому, кто просил!
> А  таких мало,  и в этом смысле быть самарянином означает отчуждение
> и одиночество.

> К  тому  же     у нас редко чешутся руки помочь  бедняку разбогатеть
> или   больному   -   выздороветь.  Кто  действительно  может  помочь
> разбогатеть  или  выздороветь,  тот просит за это  денег:  экономист
> за  консультацию,  врач  за  лечение. Бесплатно помогают лечить лишь
> дух.  Да  и болезни духа таковы, что вылечить их обычно невозможно -
> извне. Так что остается молиться, чтобы человек почувствовать свою -
> ну,  не  болезнь,  а  возможность  быть  более  здоровым  -  и чтобы
> Создатель дал ему это здоровье, потому что ну какие мы врачи!

                                 * *
> <.....>  Если  ближний  - тот,  кто  мне  оказал  милость, то  все - 
> ближние.   Потому  что   существование  другого человека, даже  если
> он   живет  на противоположной стороне есть величайшая  мне милость.
> Он мне помощник  по бытию,  пусть он даже проехал мимо меня.  Только
> в   мечтах   можно   пожелать    оказаться  одному на белом   свете,
> в реальности  единственный   человек на  земле    сошел бы   с   ума
> и  оскотинился.  Так  что  разделение людей на "ближних" и "дальних"
> является  классическим  примером классификации по ложному основанию.
> То,  на  каком  расстоянии  от  меня  находится другой, имеет меньше
> значения, чем то, сколько в другом магния или витаминов.

                                * * *

> Иисус   говорит,   что разбойники  оставили  ограбленного  прохожего
> "едва  живым".  Еще  бы! Будь он чуть поживее - не стал бы принимать
> помощь  от  проклятого самаритянина.   Как утопающего нужно  ударить
> до  бесчувствия,  чтобы  он  сопротивлялся,  так иногда для спасения
> человека  нужно,   чтобы  он  был  почти  без чувств.  Драма  в том,
> что нельзя брать на себя функции разбойника или спасителя на водах -
> нужно  ждать, пока Бог все устроит. А хочется забежать впереди Бога,
> прикомандовать   Ему,   хочется   найти   гипноз,  программирование,
> зомбирование   -   лишь   бы  помочь  ближнего  (оттеснив,  конечно,
> зомбировщиков злокозненных). К счастью, бодливой  корове  Бог  рогов
> не дает, а верующим в зомбирование и НЛП - не дает клиентов.

                                * * *

> Притча о самарянине объясняет не только, кто наш "ближний", но и кто
> враг,  кого  мы должны любить. Во-первых, это священники, во-вторых,
> левиты,  что  приравнивается, видимо, к дьяконам и пономарям. Потому
> что  именно  мы  -  позволю себе сказать так - принципиально считаем
> возможным не служить людям, оправдываясь служением Богу. В этом ложь
> попопоклонства,  когда  именно  любят  попов за то, что они не имеют
> якобы  отношения  к мирским делам,  возвышенные, парящие и взывающие
> к  другим делать то, что сами должны сделать. В результате всеобщего
> воспарения  образуется  затор,  никто  не  может пальцем шевельнуть,
> только   крыльями   машут,  и  какой-нибудь  совершенно  посторонний
> гуманист  делает  то,  что  христиане не сделали, потому что акафист
> читали. Тем не менее, любить козлов следует так же,  как овец,  хотя
> в  данной  притче об этом вроде бы не говорится. Понятно, что любовь
> не  есть  почитание   и  часто    даже   противоположна   почитанию:
> кого    почитаешь,   того   не  смеешь  тронуть,  а    кого  любишь,
> того  обнимаешь  без  смущения.  Конечно,  если  любовь взаимна, что
> в  случае  с  врагами  бывает  редко. А когда и прикоснуться нельзя,
> тогда любовь ограничивается своей первой, гусеничной фазой - тяжелой
> работой  по   примирению  с  врагом.   Земных перспектив  работа эта
> не имеет, а куда деться? Ведь не бывает так, что я друг, а он - враг
> мой.  Врагов всегда двое, и если у меня есть враг, значит и я - враг
> ему, более того - враг моему ближнему, ибо дальние врагами не бывают
> у вменяемых людей. Собственно, самарянин и есть такой хрестоматийный
> ближний   враг,   который   оказывается   или,   точнее,   становися
> ближним-другом.

> *

> <.....>  Проблема  в  том,    что  человек склонен  обходить  места,
> где  может  встретить  грабителей или   хотя бы ограбленных.   Яркий
> пример  -  церковные иерархии,  живущие  во дворцах и перемещающиеся
> на  автомобилях. Теоретически они всегда готовы помочь нуждающемуся.
> Они  горячо  выступают  против  абстрактной  любви "ко всем", против
> помощи   "группам",   "классам",   "категориям"  -    и   за  помощь
> тем  конкретным  людям,  кого Бог посылает на жизненном пути. Только
> вот свой жизненный путь они так устроили, что на нём конкретные люди
> вообще  не  попадаются.  Попадаются  участники конференций, пасомые,
> начальники или подчинённые, журналисты, сотрудники, кухарки, шофёры,
> богословы...  А  вот  бедолаги - нет, не попадаются. Что ж, бедолагу
> объехать на кривой можно, а Бога не объедешь...

                                * * *

> Еще  Ветхий  Завет,  вообще до-христианство, учило любви к ближнему,
> обозначая   ближнего  как "путника", "чужеземца", "нищего", "вдову".
> В  общем,  призыв  был  обращен к богатому - помоги бедному. В Новом
> Завете,     в  притче  о   милосердном   самарянине,         Христос
> всё  переворачивает:  Он  требует  от нас представить себя избитыми,
> нищими,  страждущими.   Еретик  же,  враг  - сильнее нас,  здоровее.
> На  протяжении  тысячелетий  (двух) Церковь в целом осваивала в этом
> отношении  Ветхий Завет, она была сильной мира сего. Секуляризация -
> и  та  не  поколебала  этой  позиции,  ибо  Церковь чувствовала себя
> духовно  сильнее  секулярного мира. Двадцатый век поставил, наконец,
> Церковь  на ее место: христиане вновь вспомнили, что говорил апостол
> Павел:  что  они  слабы, что они сор и немощное мира. Правда, поняв,
> что  мы  избиты  и  ограблены,  мы все еще видим в каждом, кто к нам
> приближается, либо очередного бандита, либо циничного и равнодушного
> фарисея   или   попа.   И  совершенно   напрасно:   подозрительность
> и  озлобленность  могут,  в  конце концов, и милосердного самарянина
> отпугнуть.  Если  бы  он  подошел  к  несчастному, а тот стал бы его
> материть и проклинать - вряд ли бы стал связываться.

                                * * *

> Заповедь  о  любви  к  ближнему  не  есть   заповедь   о  равнодушии
> к дальнему. <....>

<.....>

> В  конечном  счёте,  на  вопрос  о  том, кто мой ближний, приходится
> отвечать  так  же,  как на вопрос о том, какое богатство неправедно.
> Все - мои ближние. Всякое богатство - неправедно. Праведно богатство
> лишь настолько,   насколько  помогает   мне   сблизиться  с ближними
> и  увидеть  ближних  и в дальних. Единственный дальний в этом мире -
> Бог. И Он же - единственный подлинно ближний и близкий. Доказать это
> можно,   доказывать  -   нельзя.   Чтобы доказать любовь, достаточно
> её показать.

> *

> "Иди,  и  ты поступай так же", - завершает Свой рассказ о самарянине
> Иисус.   И  с  тех  пор    христиане   не смеют   спрашивать:   "Кто
> мой  ближний?".  Однако  мы смеем спрашивать: "А что я могу сделать,
> как  именно-то поступить?" Это, конечно, пустая уловка. Мы не знаем,
> как  поступить,  мы  не понимаем, что нужно от нас ближнему, только,
> если  не  видим   ближнего  с  его  мелкими  повседневными  нуждами.
> Мы  смотрим  на  людей  как  бы в перевернутый бинокль, и они ужасно
> далекими  кажутся нам, хотя стоят рядом. Мы близоруки и не различаем
> язв их. Исцеления тут даже не надо просить, потому что мы совершенно
> здоровы  в  нужных   для  близости  количествах.  Просто мы  стоим -
> мы далеки  ото всех.  Как  только    мы тронемся, мы станем ближними
> нашим  ближним.   Всё,   что  от нас требуется - "поступить".  Чтобы
> не утонуть, надо махать руками. Иначе - мы идем на дно.
        [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ.
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/22_35.htm;
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_29.html;
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_30.html;
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_31.html;
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_33.html;
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_37.html ]


///////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
| В.Н.Кузнецова: о добром самаритянине                #
|               www.messia.ru/rasylka/008/2334.htm#0  #
|                                                     #
| милосердный самарянин. Иисус разрушил стену вражды  #
|               www.messia.ru/rasylka/006/1688.htm#0  #
|                                                     #
| свящ. Яков Кротов:                                  #
|          "кто мой ближний?" или "кому я ближний?"   #
|               www.messia.ru/rasylka/005/1334.htm#0  #
| его же другие размышления об этой притче:           #
|        www.messia.ru/rasylka/003/622.htm#0 (Грех    #
|  как готовность заслонить ближнего дальней целью)   #
| www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_29.html #
|                (О невозможности заговорить с чужим) #
| www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_37.html #
|                 (Ближний - оказавший милость...)    #
| krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/22_35.htm (Лк.10:25) #
|                                                     #
| Проповеди митр. Антония Блума:                      #
\   www.mitras.ru/inname/in_13.htm   #
 \                   (N25, 2 проп., 1976г., 1987г.) #
  ==================================================




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20091129/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Живите достойно того призвания, к которому вы призваны Богом.
 Будьте всегда скромны и кротки.
 Терпеливо, с любовью перенос`ите друг друга.
 Всеми силами старайтесь хранить единство Духа,
 скрепляя его узами мира.
 Одно тело и один Дух,
 как и одна надежда, к которой вы призваны Богом!
 Один Господь, одна вера, одно крещение,
 один Бог и Отец всех,
 Он над всем, через всё и во всём.* (Еф.4:1-6)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2487.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»