=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 9 декабря 2013 г. ст.ст., воскресенье 26-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Еф.5:9-19; Лк.17:12-19 (29-го воскр.).

 

 

 к  апостольскому чтению:

  + Память смертная. Ценность времени

    (БЦ; митрополит Сурожский Антоний)

      www.messia.ru/rasylka/008/2344.htm#0

                                (+ссылки!)

 

 

                                * * *

 

Молитва благодарения

> Молитва, которая составляет вершину литургии и через которую, по вере Церкви, совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, именуется благодарением, или по-гречески евхаристией.

> Когда исполнено всё, что так или иначе подводило нас к этой вершине, когда Церковь исповедала себя как единство любви и веры, священник возглашает: Благодарим Господа. И на этот возглас собрание верующих всегда, с первого дня существования Церкви отвечает Достойно и праведно, тем самым подтверждая это благодарение как свое. И именно потому, что благодарение открывается нам как вершина и завершение, как акт, в котором исполняется всё, о чём мы молились, к чему стремились и восходили, к чему звала и во что включала нас Литургия (и, можно прибавить, вся христианская вера), следует хотя бы вкратце определить смысл благодарения как такового и его место в нашей жизни.

> И здесь, как всегда, нужно сперва пробиться сквозь ту привычку, из-за которой мы перестаем по-настоящему слышать и воспринимать не только слово «благодарение», но и множество других слов, которые, если в них вдуматься, должны бы постоянно нас удивлять и радовать, или, напротив, исполнять страха и трепета. Ибо привычка есть своего рода способность защищать себя от всего, что делает жизнь трудной, и в особенности трудной в высоком смысле этого слова, то есть требующей усилия не только физического, но и духовного. Нам легче жить в буднично-привычном мiре, отношения с которым — с составляющими его людьми, вещами и явлениями — не требуют от нас внутреннего усилия. «Перемелется — мука будет» — говорит пословица. И вот эта «мука», густым слоем которой покрыта вся наша жизнь, есть привычка, позволяющая не вдумываться, не удивляться, не ужасаться — словом, не тратить, как принято говорить, «душевную энергию». В духовной же жизни привычка — самая большая опасность. Вот пример: входя в храм, мы видим Распятие, то есть Крест с пригвожденным на нём Богочеловеком. Но мы так часто видим это Распятие, что, бросая на него привычный взор, по-настоящему не замечаем его. Ибо привычка есть то самое состояние, о котором Христос сказал: Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите (Мф.13:14).

> Между тем вера, как состояние, отличное от простого и привычного знания, по самой сути своей не может и никогда не должна превращаться в нечто привычное. В Бога, в Христа нельзя веровать «по привычке». В том-то и суть веры, что она врывается в мiр, усыпленный привычкой, снимает с жизни покров привычки и ставит нас перед лицом высшей реальности всегда как бы впервые.

> И вот если вдуматься теперь в сущность того, что мы называем благодарением, нельзя не подивиться ему как некоему чуду. Ибо «природный», а лучше сказать — падший мiр не просто не нуждается в благодарении, но живет, так сказать, в постоянном его отрицании. «Борьба — закон жизни», «в борьбе обретешь ты право свое», «борьба классов», «борьба за национальное самоопределение» и т.п. — именно такое миропонимание прививают нам с первых дней жизни. А чего достигают борьбой, за то не благодарят. И вот оказывается, что благодарность, благодарение является в этом мiре как чудесное исключение из его правил. Ибо благодарение есть абсолютно свободный ответ на дар — ответ, нарушающий всемирный закон борьбы, которым как раз и исключается всякий бескорыстный дар. Падший мiр и весь опыт жизни в нём говорят: «Подарков не бывает, за всё нужно бороться, за всё нужно платить». Благодарение само собою доказывает возможность дара, а значит — совсем иной жизни, где царят свобода, радость и любовь. Ибо дар — это то, что дается без борьбы, без принуждения, от полноты сердца, дар — это то, что радует, ибо он только там, где любовь. Благодарение и есть, следовательно, признание и приятие дара, радость о нём и ответная любовь, и всё это — как дело внутренней свободы.

> Безбожники отрицают Бога на том основании, что если Бог есть, тогда человек — всего-навсего раб. Но там, где есть благодарение, преодолевается, заканчивается, исчезает рабство. Раб не благодарит, но либо по-рабски покоряется, либо по-рабски же бунтует. Благодарность освобождает человека и одновременно дает ему познать Бога не как деспота, а как любовь, воплощенную в даре. Благодарение, как и дар, всегда свыше и никогда снизу. Вот почему оно составляет вершину литургии, ее увенчание и исполнение. Литургия возводит нас к чистому благодарению, к чистой хвале, а потому — к чистой, свободной и поистине Божественной жизни. Благодарим Господа! — Достойно и праведно. Вот снова с нами вся полнота, весь свет подлинной жизни, утерянной нами в грехе, который — и это так важно понять! — есть по самой сути своей отпадение в рабство и мрак себялюбия, а стало быть — отказ от благодарения. «Благодарим Господа» — это знание Бога, это постижение мiра и жизни как Божественного дара и это постижение себя и собственной жизни как ответного дара Богу.

> И только достигнув этой полноты, можно уразуметь последнюю тайну: почему хлеб и вино, т.е. Божественный дар пищи и одновременно наш дар Богу, становятся в этом благодарении дарованием Тела и Крови Христа, т.е. самой богочеловеческой Его жизни. <...>

Протопр. Александр Шмеман.
оп. в сб. "Беседы на Радио «Свобода»", т. I, стр. 604-6 
(из цикла бесед о литургии "Таинство таинств") ]

 

 

 

 + + + другая беседа о. Александра (или другой вариант этой же):

        благодарение: вера не должна стать привычкой

 + + + свящ. Яков Кротов: благодарность чужака

 + + + митр. Сурожский Антоний:

        10 прокаженных и 1 благодарный. истинный плод молитвы (+ссылки!)

 + + + он же: Как редко мы умеем благодарить!

        www.messia.ru/rasylka/004/1006.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Всё, что создано Богом, хорошо,

 и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью,

 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.

 Давай братьям такие наставления,

 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,

 вскормленным словами веры

 и того замечательного учения, которому ты последовал.

 Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,

 но упражняй себя в подлинном богопочитании.

 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,

 оно же полезно всегда,

 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.

 Вот верные слова, достойные быть принятыми.

 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,

 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,

 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.

 Вот этого требуй и так учи.

 Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод.

 Ты же будь примером для всех верующих -

 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.

 До тех пор, пока я не приду,

 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.

 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества

 и во время возложения рук старейшинами.

 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,

 и тогда все увидят твои успехи.

 Следи за собой и за тем, чему учишь.

 Крепко держись всего этого,

 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*

                                                      (1Тим.4:4-16/*/)

                                * * *

*Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы - свет.

 Так живите, как подобает сынам света!

 Плоды света - это доброта, справедливость и истина.

 Старайтесь дознаться, что приятно Господу.

 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы.

 Наоборот, своей жизнью обличайте их!

 О делах, которые творятся ими втайне, стыдно даже говорить. ...

 Спящий, проснись! Встань из мертвых - и тебя осияет Христос! ...

 Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные.

 Старайтесь хорошо использовать свое время,

 потому что дни теперь окаянные.

 Поэтому не будьте бестолковыми,

 но умейте понимать, в чём воля Господа.

 В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность,

 но наполняйтесь Духом!

 Беседуйте друг с другом

 словами псалмов, гимнов и духовных песнопений.

 Пойте и воспевайте Господа от всего сердца.* (Еф.5:8-12,14-19/**/)

* * *

*Кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних,

 тот отрекся от веры и стал хуже неверующего.* (1Тим.5:8/***/)

                                * * *

*К Нему подошло несколько саддукеев (они отрицают воскресение)

 и задали Ему такой вопрос:

 - Учитель, Моисей написал нам в законе:

 если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат,

 пусть он возьмет его жену себе, чтобы дать брату потомство.

 Так вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным.

 И второй, и третий брали ее в жены, и так все семеро.

 И все умерли, не оставив детей. Потом умерла и женщина.

 Так чьей женой она будет после воскресения?

 Ведь женаты на ней были все семеро!

 - Люди этого века женятся и выходят замуж, - ответил Иисус. -

 Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых

 и жизни в будущем Веке,

 не будут ни жениться, ни выходить замуж.

 И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам.

 Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых.

 А что касается того, что мертвые воскресают,

 то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне,

 когда называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.

 Но Бог - Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы.*

                                                    (Лк.20:27-38)

             *********************************************

/*/ содержит часть апостольского чтения пятницы.

/**/ содержит стихи из воскресного апостольского чтения.

/***/ из апостольского чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3032.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm