=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 22 сентября 2014 г. ст.ст., воскресенье 17-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: 2Кор.6:16-7:1; Лк.5:1–11 (18-го воскр.).

  Память пророка Ионы.

 

 

о пророке Ионе:

 *свящ. Александр Мень:

  ** Библия. Книга Ионы. Притчи Христа (+ ссылки)

  ** Книги Руфи и Ионы

  ** пророк Иона (из работы "О библейских пророках")

  ** Проповедь всем народам – долг Израиля (Иона)

  ** о Книге Ионы в "Исагогике"

  ** в "Библиологическом словаре"

  ** в лекции "Книга надежды. Пророки" (см. в конце)

 * Томас Мёртон: "Иона, дитя Мое..."

 * Яков Кротов: "Иона и мы" (+ ссылки)

 

 

 

 

> Русский перевод архимандрита Ианнуария:

> 616 Что может быть общего у Храма Божия с идолами? А ведь мы – храм Бога Живого, как и сказал Бог:
«В них будет Мой дом, и Я буду жить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом».

> 17 «Поэтому выйдите из среды их и отделитесь, – говорит Господь, – и к нечистому не прикасайтесь, и Я приму вас».

> 18 «И буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми, – говорит Господь Вседержитель».

> 71 Вот какие обещания даны нам, возлюбленные. Поэтому очистим себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы в страхе Божием достигать совершенства святости.

 

> В посланиях апостола Павла есть несколько мест, в которых Церковь Христова названа «храмом Божиим». Одно из таких мест – в прочитанном отрывке из Второго послания к Коринфянам.

> Этому отрывку предшествует ряд риторических вопросов, последний из которых звучит так: «Что общего у Храма Божия с идолами?» Ответ очевиден: ничего общего у Храма Божия с языческими идолами нет и быть не может. Говоря о несовместимости идолопоклонства с верой в Бога Единого, апостол Павел, возможно, вспоминал о нечестивом царе Манассии, который поставил в Доме Господнем истукан Астарты (4Цар 21,7), тем самым осквернив святое место. Возможно, апостол вспоминал и о сирийском царе Антиохе IV Епифане, который в 167 году до Р.Х. повелел внести в Иерусалимский храм статую Зевса, превратив таким образом Храм Божий в языческое капище. Это осквернение Храма, которое получило в Библии название «мерзости запустения» (Дан 9,27), вызвало взрыв возмущения иудеев и восстание, известное как Маккавейская война. Возможно также, апостол Павел имел в виду и совсем недавние события, связанные с безумным императором Калигулой, который всерьез верил, что он был богом. Ему мало было титула «отец отечества», мало было того, что его называли «Новым Солнцем». Он не только построил храм самому себе, в котором была установлена его золотая статуя, но и повелел особым указом поставить жертвенники и статуи себе во всех храмах империи. Всем ослушавшимся угрожала смертная казнь. Бог не допустил тогда осквернения Своего Храма: в 41 году от Р.Х. Калигула был убит, прежде чем его указ достиг Иерусалима.

> Однако всё это – наглядные примеры из истории. Но не истории желает обучать апостол коринфских христиан. Он увещевает их, имея в виду их жизнь в настоящее время. Читая послания апостола Павла, мы не должны забывать, что направлены они были к тем новообращенным христианам, которые еще вчера были язычниками и часто не были в состоянии немедленно, в мановение ока отказаться от своих языческих верований и традиций. Так, например, многие христиане в Коринфе по привычке продолжали участвовать в языческих празднествах, продолжали вкушать так называемую «идоложертвенную» пищу в языческих храмах, тем самым, – пусть даже внешне, – принимая участие в идолослужении, то есть в служении бесам, что абсолютно недопустимо. «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу, – пишет апостол, – Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор 10,20-21). «Ведь мы – храм Бога Живого», – напоминает он.

> Понятие о Церкви как храме Божием приготовлено уже Ветхим Заветом, что показывают цитируемые места из Библии. Бог на заре истории Израиля обещал Своему народу: «Поставлю жилище Мое среди вас» (Лев 26,11). Он, Помощник и Покровитель, обещал Свое постоянное присутствие. Чувственное и видимое жилище Его – Скиния Завета, впоследствии Храм. Теперь, – говорит апостол Павел, – место ощутимого и действенного присутствия Живого Бога – не каменный храм на Сионе и никакая другая точка на карте Земли, а живые люди, христиане, каждый в отдельности и все вместе как Церковь. Мы помним, как уже Господь Иисус Христос у колодца Иакова говорил самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4,21-23). Но всё же как и где будет происходить это поклонение? – В Новом храме, о котором говорили загадочные для современников слова Господа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. /…/ Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2,19-21). После славного Воскресения, Вознесения и сошествия Святого Духа на Апостолов таинственное и загадочное стало явным и понятным для принявших Духа верующих: это они – Церковь Христова, Тело Христово, образуют новое «жилище Божие»: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор 3,16). Как в храме, так и в Церкви особенно ощутимы присутствие и близость Бога. Дух Божий для апостола Павла – не абстрактное богословское понятие, но действующее, животворящее присутствие Божие в Церкви, не только в некоторые торжественные моменты богослужений, но в ее будничной жизни. Это относится к Церкви как к обществу, так и к каждому отдельному христианину: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1Кор 6,19). Кстати, церковнославянский перевод разбираемого нами отрывка подчеркивает именно этот момент: «Вы бо eсте церкви бога жива». Каждый из нас – «церковь», то есть «храм». – А если так, то сколь великую ответственность налагает на нас это присутствие Бога Отца, Который называет нас Своими сынами и дочерьми!

> Христианин призван свидетельствовать перед миром Божие присутствие всем своим существованием. Никакая область жизни не исключается из этого свидетельства. И если мы – храм, то мы и «царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Петр 2,9). От служащих в Храме левитов ради культовой чистоты Ветхий Завет требовал решительного отделение от язычников: «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» (Ис 52,11). Разумеется, эти строгие ветхозаветные требования следует понимать прообразовательно. Как писал святитель Феофан Затворник, – «что тогда совершалось и блюлось внешне, то у нового Израиля должно совершаться внутренне, нравственными изменениями и решениями». Христианин не только не может, но и не должен отделяться от мира непроницаемой перегородкой. Более того, нам заповедано не отгораживаться от мира, но идти в мир: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28,19). Но при этом христианин должен служить примером миру, примером внутренней чистоты и свободы, заповеданных Спасителем.

> Обладание великими обетованиями требует от «возлюбленных Бога», очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Выражение «плоть и дух» обозначает личность человека как целого. О том, чтo конкретно понимается под очищением, звучит для нас с каждой страницы Евангелий, из заповедей Спасителя; об этом говорит нам наша христианская совесть, руководимая Святым Духом, если Дух действительно живет в нас. Цель же очищения – наша святость. К святости, то есть к Божественной чистоте призывался ветхий Израиль: «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев 19,2). К совершенству святости тем более призываемся мы, составляющие святой храм Божий: «Воля Божия есть освящение ваше» (1Фесс 4,3).

> Не станем обольщаться триумфальной статистикой: живя в мире, христиане представляют собою, как и во времена апостола Павла, небольшой островок, окруженный океаном язычества. Тем более уместны напоминания о соблазнах идолопоклонства, о великих обетованиях и о поставленной перед нами светлой цели – святости. Оттого и молимся Святому Духу, чтобы Он не покинул нас, но вселился в нас, очистил и освятил нас.

 

 

 

см. также:

 + + + что общего у света со тьмой?

        www.messia.ru/rasylka/008/2312.htm#0

 + + + Cергей Фудель:

        Ничего нет страшнее памяти смертной, и дивнее памяти Божией

                               www.messia.ru/rasylka/007/1944.htm#0

 

 

 

к евангельскому чтению:

• В.Н. Кузнецова: Лука о призвании Иисусом первых учеников

• митр. Антоний (Блум): подлинный и ложный религиозный опыт

• он же: Случается ли это когда-либо с нами?

• он же: мы думаем, что мы там, где нас нет

   messia.ru/rasylka/010/2624.htm#0 (+ссылки)

• он же: мы уже в Царстве Божием? (+ссылки)

           messia.ru/rasylka/006/1640.htm#0

• он же: встреча с Богом и благоговение (+ссылки)

                  messia.ru/rasylka/004/937.htm#0

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Да будет благословен Бог,

    Отец Господа нашего Иисуса Христа.

 Это Он одарил нас,

    в единении нашем с Христом,

    полнотой духовных даров в небесных мирах.

 Он нас избрал,

    в единении с Ним,

    еще до сотворения мира,

 чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными

    и жили в любви.

 Он нас предназначил,

    через Иисуса Христа,

 стать Его сыновьями.

    Вот Его цель и добрая воля!

 Так восхвалим Его за величайшую Его доброту —

    за дар, которым Он нас одарил

       через любимого Сына,

 кровью которого мы обрели,

    в единении с Ним,

       свободу и прощение грехов.

 Так безмерна Его доброта,

    что излил Он щедро на нас

       в совершенстве ума и мудрости!

 Это Он дал нам знать

    Свою сокровенную цель,

       по воле Его изначально в Христе воплощенную.

 Этой цели достиг Он,

    когда исполнилось время;

 Он замыслил

    всё, что есть на земле и на небе,

 соединить воедино в Христе,

    во главе с Ним.

 Благодаря Ему нам выпало стать Его народом;

  нам изначально было предопределено,

  согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению,

  стать хвалой Его славе,

  потому что мы первыми возложили надежды на Христа.

  Через Него и вы услышали слово истины  —

  Радостную Весть о вашем спасении,

  благодаря Ему вы поверили

  и были отмечены печатью обещанного вам Святого Духа,

  который есть залог того, что мы получим наше наследие,

  когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит,

  и станем хвалой Его славе.

 Вот почему и я, узнав о вашей вере в Господа Иисуса

  и о любви ко всему святому народу Божьему,

  не перестаю благодарить за вас, вспоминая в своих молитвах.

  Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,

  дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.

  Пусть просветит Он очи вашего сердца,

  чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал,

  каково богатство и великолепие наследия,

  которое вы разделите с Его народом,

  и сколь неизмеримо велика Его сила,

  что действует в нас, верующих в Него.

  Это те же сила и могущество, которыми

 Бог поднял из мертвых Христа

    и усадил Его по правую руку на небе  —

 выше Начал и Властей,

    Сил и Господств;

 а имя Его сделал превыше

    имен всех

 не только в нынешнем веке,

    но и в будущем.

 И Он всё покорил Ему под ноги

    и поставил Его, Владыку всего,

    главой Церкви.

 Она же есть Его тело,

    в ней вся полнота Того,

    кто наполняет Собой всё творение.* (Еф.1:3-23)

* * *

*"Всё позволено!" Но не всё на пользу.

 "Всё позволено!" Но не всё способствует созиданию.

 Пусть каждый не своего добивается,

 а того, что идет на пользу другого.

  Всё, что покупаете у мясников,

 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.

 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".

 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,

 ешьте всё, что перед вами поставят,

 не допытываясь, со спокойной совестью.

 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",

 тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.

 Я имею в виду не вашу совесть, а совесть другого человека.

 "А почему это моя свобода должна быть ограничена чужой совестью?"

 Если я благодарю Бога за пищу,

 как может кто-то меня порицать за пищу, за которую я благодарю?*

                                                  (1Кор.10:23–30)

             *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/014/3149.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»