Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 23 июля 2006 г. ст.ст., сб 8-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.13:1-10; Мф.12:30-37 *. /Память прав. Анны, матери прор. Самуила./ > Христос и Кесарь > Одной из главных причин почти трехсотлетних гонений на христиан > в Римской империи был именно их отказ признать в Кесаре земного > бога. В других случаях Рим был склонен проявлять веротерпимость, > но здесь компромисс оказался невозможен. От христиан требовали хотя > бы формального акта: они могли ограничиться тем, что бросят горсть > ладана на жаровню перед алтарем Кесаря. Однако тысячи людей, мужчин, > женщин, подростков, предпочли ссылку, тюрьму, пытки и смерть, > поскольку для них даже такая, казалось бы, невинная уступка > была изменой Христу... > Христиане отнюдь не были анархистами или мятежниками, выдвигавшими > свой альтернативный вариант государственного строя. Являясь духовным > движением, новая вера не ставила перед собой задачу создавать > политические проекты или утопии. Она принимала существующий порядок > и законы как позитивную данность. Ведь при всем своем несовершенстве > Римская империя унаследовала и развивала греческую идею права, > законности. С этим фактом тесно связан завет апостола Павла > о "покорности высшим властям". Согласно его учению, сам принцип > власти, противостоящей социальному и политическому хаосу, установлен > "от Бога". > Но при этом Церковь утверждала и другой принцип, выраженный в словах > апостола Петра. Он передан в Книге Деяний учеником ап. Павла, > св. Лукою: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". > Конкретно речь шла о религиозной сфере, а, следовательно, в этих > словах заключалось требование свободы совести. > Кроме того, христианство не отказывалось от своего права > нравственной оценки деяний Кесаря. В частности, Апокалипсис > изображает тираническую империю, которая введет войну со святыми, > в виде чудовища, заимствуя этот образ из ветхозаветной Книги > Даниила, первого в истории "манифеста религиозной свободы". > Выступая против обожествления Кесаря, христианство бросало вызов > и той тенденции в религиозной психологии, которая состояла > из смешанных чувств подчинения и страха, восторга и жажды сильной > руки, преклонения перед мощью капризного Властелина, произвольно > карающего и милующего, перед небесным Деспотом, образ которого легко > сливался с образами земных носителей власти. > Лик Вечности, открывшийся в Иисусе Назарянине, свободен от подобных > черт. Меньше всего в нём можно видеть проекцию затаенных желаний, > питающих культ земного могущества. > Еще пророки Ветхого Завета, возвысившись над соблазном > "божественного деспотизма", предсказывали, что Избавитель придет > на землю без традиционных атрибутов земного властелина. > И действительно, в Евангелии нет того, что подавляло бы свободу > человеческого выбора и решения. Христос рождается и живет > среди бедняков, незнатных, презираемых людей. Его ученики не элита, > а простые, рядовые люди. Он не совершает ни одного чуда с целью > доказать Свою власть. Он не имеет послушного войска, как Мухаммед, > не совершает насилия над душами. Его не поддерживают ни религиозные, > ни светские авторитеты. Он проходит по земле не как триумфатор, > а как человек отверженный, гонимый, окруженный стеной непонимания. > Он познаёт горечь предательства, клевету, осуждение. Умирает > не как Будда, в преклонных годах среди верных друзей, а в расцвете > лет, как последний преступник, на позорном столбе, под улюлюканье > черни, оставленный всеми. И даже после таинственных пасхальных > событий Он не является Своим врагам для того, чтобы сломить их волю, > заставить поверить в Себя. > Пусть в какие-то моменты Христос бывает суров и даже грозен, > Он всегда оберегает человеческую свободу, ищет не рабов, а сынов. > В Евангелии нет давящих аргументов, которые парализуют волю, будь то > неопровержимые чудесные феномены или неоспоримые доводы логики. > Это отчетливо сознавал апостол Павел, когда говорил: "И Иудеи > требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа > распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же > призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию > премудрость". > Недаром Данте говорил, что величайшим чудом христианства явилось то, > что оно завоевало мир без чудес. Как и служение Иисусово, проповедь > Его учеников стала зовом духовной свободы, обращенным к свободной > совести людей. "К свободе призваны вы, братья!", - восклицает Павел. > Апостолы шли покорять землю, не опираясь ни на какую внешнюю силу, > дав тем самым идеальный образец для всех последующих христианских > поколений. И этот евангельский, апостольский идеал не могут затмить > никакие измены ему, не раз случавшиеся в ходе истории. [ свящ. Александр Мень Религия, "культ личности" и секулярное государство Заметки историка религии www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.3:28-30; Лк.11:23; 12:10; 6:43-45; эпизод N57 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#57) по теме, к апост. чтению: +++ Олег Сальманов: *покорность царю?* (1) www.messia.ru/rasylka/005/1232.htm#0 полностью - "Христиане, власть, гражданское общество" www.jesuschrist.ru/news/2005/06/29/8662/ +++ иг. Вениамин (Новик): власти от Бога? (Рим.13:1,4) www.messia.ru/rasylka/002/156.htm#0 +++ Труц Рендторф: Кесарево и Божье (Рим.13) www.messia.ru/rasylka/002/279.htm#0 +++ Харви Кокс: Цезарь и Бог www.messia.ru/rasylka/003/310.htm#0 +++ Комментарий В.Н.Кузецовой к Мк.12:13-17 - вопрос о подати www.messia.ru/trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0 к евангельскому чтению: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - +++ Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.12:30-32 ("Кто не со Мной, тот против Меня", хула на Дух Святой) www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1230-2.htm#0 +++ Яков Кротов о хуле на Духа www.messia.ru/rasylka/004/863.htm#0 +++ Митр. Сурожский Антоний: Страдание мира серьезно! Жертва Христа. Бог не конфессионален www.messia.ru/rasylka/003/516.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060805/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-8-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению воскресенья 8-го по Пятидесятнице (1Кор.1:10-18) www.messia.ru/rasylka/004/864.htm#0 (свящ. Владимир Коряк) ссылки по теме: www.messia.ru/rasylka/005/1233.htm#ssap (К.С.Льюис, Николай Бердяев, свящщ. Александр Мень, Cергий Желудков, Павел Адельгейм, Яков Кротов, Николай Афанасьев) Завтра (6 авг. / 24 июля) память блгвв. князей страторпцев Бориса и Глеба (1015) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви. Кто любит другого, тот исполнил Закон. Потому что все заповеди: "не нарушай супружескую верность", "не убивай", "не воруй", "не желай чужого" - и эти, и остальные заповеди заключены все в одной: "люби другого, как самого себя". Любовь не причиняет ближнему зла. Поэтому любовь - исполнение всего Закона.* (Рим.13:8-10) * * * Иисус сказал: "... из уст человека исходит то, чем полно его сердце. Добрый человек выносит доброе из хранилища добра, а злой человек выносит злое из хранилища зла. Говорю вам, за всякое праздное слово ответят люди в День Суда. Потому что словами своими будешь спасен и словами своими осужден". (Мф.12:34-37) |
||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
||||
|
![]() |