=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 18 ноября 2006 г. ст.ст., пятница 25-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 2Фес.3:6-18 или 1Тим.4:4-8,16; Лк.16:15-18; 17:1-4 (26-ой седм.). {Рождественский пост} > 16.16-18 ЗАКОН И ЦАРСТВО БОГА > 16 Закон и Пророки были до Иоанна. А с тех пор Царство Бога > 17 возвещается и всех побуждают войти в него. • Но скорее небо > и земля исчезнут, чем в Законе пропадет хоть одна только черточка. > 18 Всякий, кто разводится с женой и женится на другой, грешит, > нарушая верность. И тот, кто женится на разведенной, совершает > тот же грех. > -------------------------------------------- > 16 Мф 11.12-13 17 Мф 5.18 > 18 Мф 5.32; 19.9; Мк 10.11-12; 1Кор 7.10-11 > Этот отрывок состоит из трех первоначально независимых речений, > которые, вероятно, были произнесены Иисусом в разное время > и при разных обстоятельствах. Они не очень подходят к теме верного > и неверного отношения к богатству <(см. 16:14-15)>, тем более что > в Евангелиях Матфея и Марка они помещены в совершенно другой > контекст. У Луки их объединяет то, что все они имеют отношение > к Закону Моисея. > Ст. 16 - Это очень трудный стих, потому что он, с одной стороны, > имеет несомненное сходство с речением, сохраненным в Евангелии > от Матфея (16а почти идентичен Мф 11.13, а 16б - Мф 11.12), > а с другой стороны, их смысл очень сильно отличается друг от друга. > Вероятно, оригинальный контекст безнадежно утрачен, и мы не знаем, > по поводу чего высказался Иисус. Затем, в процессе устной передачи > речение помещалось в разные контексты, видоизменялось и теперь > приобрело другой смысл. Ученые спорят о том, у кого из евангелистов > речение ближе к оригиналу, и дают разные ответы. > =Закон и Пророки= - так часто называлась всё Священное Писание > (Мф 5.17; Деян 13.15; 24.14; 28.23; Рим 3.21 и др.). =До Иоанна= - > предлог 'до' может быть понят или в смысле 'включая', > или 'исключая'. Предполагается, что у Луки он, вероятно, > имеет значение 'включая', потому что в Деяниях апостолов евангелист > часто говорит о том, что эра спасения началась после смерти Иоанна > (1.5; 10.37; 13.24-25; 19.4). В таком случае Иоанн относится к эре > Закона и Пророков, он - проповедник-реформатор, готовящий народ > к приходу Царства, в то время как Новый Век начинается с Иисуса. > В этом Лука отличается от Матфея, где Иоанн включен в эру Царства. > {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 65-66.} Но другие ученые > полагают, что и у Луки Иоанн не только пророк и предтеча Иисуса, > ведь он возвещал Радостную Весть, и, согласно 3.1-2, Новый Век > начинается с него. Недаром в первых двух главах Евангелия > жизнь Иоанна и Иисуса тесно переплетена. > В зависимости от того, какая будет принята точка зрения на роль > Иоанна, будут поняты и слова ='с тех пор'=. Время отсчета начнется > или с Иоанна, или с Иисуса. =Царство Бога= <...> =возвещается= > Иисусом и Его учениками. =Всех побуждают войти в него= - дословно: > 'всякий в него побуждается'. Греческий глагол 'биадзетай' (3 л. > ед.ч.) может быть в пассивном (страдательном) или в медиальном > (среднем) залоге. От этого меняется смысл предложения. Если глагол > понят как пассивный, то это означает, что в Царство настоятельно > зовут, приглашают всякого человека, почти заставляют войти в него. > Иисус приглашает не только праведников, но и грешников, как хозяин > в притче (14.23). Если же глагол понят как медиальный, то он будет > означать 'применять силу, насилие; грабить' (отрицательное значение) > или 'применять усилие, усиленно пытаться, стараться' (положительное > значение - традиционное для XIX в. понимание, отразившееся > в синодальном переводе). Если смысл отрицательный, то речь идет > о нападках на Царство и, возможно, подразумевается смерть Иоанна > (как, вероятно, в Евангелии Матфея). С самого начала Вести о Царстве > оно встречает яростное сопротивление. {В.Н. Кузнецова, Евангелие > от Матфея. Комментарий, с. 239-240.} Но против подобного понимания > речения в версии Луки выступает слово 'всякий'. Некоторые > толкователи не исключают также возможности, что эти слова имеют > ироническое звучание: Иисус мог употребить лексику оппонентов, как, > например, Он сделал это в Мф 10.25. Тогда примерный смысл будет > таков: 'Царство подвергается насилию со стороны грешников, сборщиков > податей и т.д., они врываются в Царство', то есть те, которые, > с точки зрения благочестивых людей, исключены из спасения. > Иисус подхватывает слова Своих врагов, но меняет отрицательный смысл > на противоположный. > Ст. 17 - Это речение связано с предыдущим лишь ключевым словом > ='Закон'=. Оно есть в похожей форме и у Матфея. =Скорее... > исчезнут= - дословно: 'Легче... исчезнут'. =Небо и земля= - > всё мироздание (ср. Быт 1.1; Ис 51.6). Вероятно, эти слова значат, > что, хотя с приходом Иисуса время Закона как орудия спасения > навсегда ушло, его непреходящая ценность остается. Это, возможно, > возражение тем, кто обвинял Иисуса в нарушении Закона. Согласно > Матфею и Луке, Иисус заново интерпретирует Закон, восстанавливает > его исконный замысел, затемненный людьми, превратившими его в тяжкое > бремя. Одна только черточка - дословно: 'единственный рожок'. Рожком > назван какой-то надстрочный или подстрочный знак, помогающий > различать схожие по написанию буквы; это может быть и закорючка, > ими иногда украшались буквы при переписывании рукописей. Несомненно, > это слово употреблено в переносном смысле, как указание на то, что > ни одна даже самая незначительная мелочь не исчезнет в Законе. > Интересно отметить, что Иисус говорит о буквах и значках, то есть > о письменном тексте, в то время как фарисеи считали в равной мере > обязательным для исполнения не только писаный Закон, но и устные > предания. > Ст. 18 - Речение о разводе, которое есть у всех синоптиков, казалось > бы, не имеет никакого отношения к разделу, главной темой которого > является правильное отношение к богатству. Вероятно, Лука помещает > его здесь потому, что оно, с его точки зрения, иллюстрирует важность > Закона как средства поддержания нравственности. Несмотря на то что > Закон разрешал развод, Иисус заново истолковывает его, как > это делали пророки, и указывает на его истинный смысл. > Во Второзаконии сказано, что муж может развестись с женой, если он > "найдет в ней что-то противное" (24.1). В то время существовали > две наиболее авторитетные фарисейские точки зрения на причину, > делавшую развод позволительным. Консервативная школа Шамм`ая > толковала 'нечто противное' как нецеломудрие невесты или супружескую > измену жены. Либеральное же направление Гиллеля понимало его очень > широко: всё, что может не понравиться мужу в жене, можно считать > 'противным', например, испорченное любимое блюдо или лицо жены, > после того как муж увидит более красивую женщину. Как брак, так > и развод был чисто семейным делом. Разводиться мог только мужчина, > он 'отпускал' жену. Развод по инициативе женщины был крайне редок, > и для этого нужны были особые причины, как, например, неисполнение > мужем супружеских обязанностей в течение длительного времени. > Есть свидетельства, говорящие о том, что отношение к разводам > постепенно становилось все более неодобрительным и количество > разводов было невелико. Закон обязывал мужчину давать жене разводное > свидетельство, подтверждавшее, что она разведена, и позволявшее ей > выйти второй раз замуж; там были такие слова: 'Отныне ты свободна > выйти замуж за другого мужчину'. Но она не всегда могла это сделать, > например, если была бедна и стара. Женщина оказывалась страдающей > и почти бесправной стороной, хотя иногда по брачному договору > она имела право получить от мужа часть имущества. > =И женится на другой= - в центре внимания этого речения стоит > проблема не самого развода, а повторного брака. Как мы видели, > он считался абсолютно законным: Иисус придерживался иного мнения > и видел в разводе нарушение заповеди, запрещавшей супружескую > неверность. Бог создал мужчину и женщину для того, чтобы они стали > одним существом, и человек в данном случае нарушает Его волю (см. > Мф 19.3-9). [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр. 371-4 ] + смотри также: + + + В. Н. Кузнецова - ИИСУС И ИОАНН (Мф.11:11-14) www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm + + она же - Царство Бога www.messia.ru/rasylka/003/539.htm#0 + + + Свт. Иоанн Златоуст: запрет развода www.messia.ru/rasylka/005/1339.htm#0 + + + Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской любви www.messia.ru/r2/1/326.htm#0 + + продолжение: любовь как встреча; любовь эротическая и любовь к личности www.messia.ru/r2/1/328.htm#0 + + далее: Бывает ли любовь долгой? "супружеское целомудрие"; влюбленность www.messia.ru/r2/1/333.htm#0 + + еще: любовь и насилие; любовь и дружба; значение тела в любви www.messia.ru/r2/1/335.htm#0 ++ окончание: гармония; любовь как предмет воспитания и волевая готовность; добрачные связи; придать любви истинный смысл и значение; любовь и инстинкты www.messia.ru/r2/1/339.htm#0 + + + Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0 + + он же: фарисейство. высшая, благодатная этика - этика любви и свободы www.messia.ru/rasylka/004/877.htm#0 + + + прот. Иоанн Мейендорф: Брак по учению Христа www.messia.ru/rasylka/006/1370.htm#0 * * * * * смотри по теме чтения из 2Фес.3: * * * * * * +++ Paul Auvray & Xavier Leon-Dufour: непосредственная близость и неизвестность часа Второго Пришествия www.messia.ru/rasylka/006/1690.htm#0 ++++ Клайв Стейплз Льюис: Христианское общество? www.messia.ru/rasylka/004/983.htm#0 ++++ С.Н.Булгаков: хозяйственные заботы www.messia.ru/rasylka/002/258.htm#0 ++++ иг. Вениамин Новик - Христианский социализм прот. Сергия Булгакова www.vehi.net/bulgakov/novik.html ++++ иг. Иннокентий Павлов - С.Н. Булгаков об общественном идеале www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3993 ++++ Прп. Иоанн Кассиан Римлянин - О пользе трудолюбия и о вреде праздности www.krotov.info/acts/05/marsel/kass741.html (см. гл. 12) ++++ прот. Александр Мень - ЭТИКА БИБЛЕЙСКАЯ www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/c_3_aetika.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061201/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-12-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус сказал фарисеям: "В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог знает ваши сердца. То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих. Закон и Пророки были до Иоанна. А с тех пор Царство Бога возвещается и всех побуждают войти в него. Но скорее небо и земля исчезнут, чем в Законе пропадет хоть одна только черточка. Всякий, кто разводится с женой и женится на другой, грешит, нарушая верность. И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех". ... А Своим ученикам Иисус сказал: "Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху. Но г`оре тому, кто причиной греха! Лучше было бы тому человеку, что толкает на грех одного из этих простых и малых, если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море! Смотр`ите же, берегитесь! Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости. И если семь раз на дню провинится перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости".* (Лк.16:15-18; 17:1-4) * * * *Господа нашего Иисуса Христа мы требуем, чтобы вы держались подальше от всякого брата, который живет праздно и не следует завету, полученному от нас. Ведь вы сами знаете, как вы должны подражать нам. Потому что мы у вас не бездельничали, ни у кого куска хлеба даром не съели, день и ночь работали, не щадя сил, лишь бы никого из вас не обременить. И не потому, что у нас нет такого права, а потому, что мы хотели, чтобы вы брали с нас пример. Ведь еще тогда, когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали: "Кто не хочет работать, тот пускай и не ест!" А теперь мы слышим, что у вас есть люди, которые бездельничают, работать не работают, а лезут в чужие дела. Этим людям мы приказываем и призываем их именем Господа Иисуса Христа спокойно работать и есть свой собственный хлеб. Вы же, братья, не поддавайтесь усталости, делая добро. А если кто-то не послушается того, что мы пишем в этом письме, то берите его на заметку и не общайтесь с ним, пусть ему будет стыдно! Но не обращайтесь с ним как с врагом, а увещевайте как брата! Пусть сам Господь, источник мира, дает вам мир всегда и всячески. Да будет во всеми вами Господь!* (2Фес.3:6-16) * * * *простаков губит своенравие, * глупцов подведет их беспечность.* (Пр.1:32) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1693.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2th.htm#3:6 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#16:15 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |