Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 22 ноября 2006 г. ст.ст., вторник 26-ой седмицы по Пятидесятнице (ев. чтения 27-ой седм.). литургические чтения: 1Тим.1:1-7 или 1Тим.5:1-10; Лк.17:20-25 * (за пн); 1Тим.1:8-14 или 1Тим.5:11-21; Лк.17:26-37 * (за вт). {Рождественский пост} > ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ > "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века", гласит последний > член символа веры, и такова общая христианская вера. Настоящая жизнь > есть путь к жизни будущего века, "царство благодати" переходит > в "царство славы". "Проходит образ века сего" (1Кор.7,31), стремясь > к своему концу. Всё мироощущение христианина определяется > этим эсхатологизмом, в котором хотя и не обесценивается земная > жизнь, но получает высшее для себя оправдание. Первохристианство > всецело охвачено чувством близкого, немедленного конца: "ей, гряду > скоро! Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апок.22,20); эти огненные слова > небесной музыкой звучали в сердце первохристиан и делали их как бы > надземными. Непосредственность ожидания конца с радостной > его напряженностью в дальнейшей истории, естественно, утратились. > Оно заменилось чувством конечности личной жизни в смерти и следующим > за нею мздовоздаянием, причем эсхатологизм принял уже более суровые > и строгие тона - одинаково, как на западе, так и на востоке. Вместе > с этим в христианстве, и особенно в православии, развилось особое > почитание смерти, до известной степени близкое древнеегипетскому (). > Мертвое тело здесь погребается с почтением, как семя будущего > тела воскресения, и самый чин погребения у некоторых древних > писателей почитается таинством. Молитвою об усопших, > их периодическим поминовением установляется связь между нами и тем > миром, причем каждое погребаемое тело на богослужебном языке > (в требнике) называется мощами, таит в себе возможность > прославления. Разлучение души с телом есть некое таинство, в котором > одновременно совершается суд Божий над падшим Адамом, раздирается > состав человека в противоестественном для него отделении тела > от души, но вместе и совершается новое рождение в мир духовный. > Душа, отделившись от тела, непосредственно осознает свою духовность > и находит себя в мире бесплотных духов, светлых и темных. С этим > новым состоянием связано и ее самоопределение в новом мире, которое > состоит в самоочевидном самораскрытии +состояния+ души. Это и есть > так называемый предварительный суд. Это самосознание, пробуждение > души, изображается в церковной письменности в образах "хождения > по мытарствам", носящее на себе черты иудейских апокрифов, если > не прямо египетских образов из "Книги Мертвых". Душа проходит > мытарства, в которых истязуется соответствующими демонами в разных > грехах, однако охраняемая ангелами, и если тяжесть греха в ней > оказывается преодолевающей, она задерживается в том или ином > мытарстве и вследствие этого остается в удалении от Бога, > в состоянии адских мук. Души же, прошедшие чрез мытарства, > приводятся на поклонение Богу и удостоиваются райского блаженства. > Этот удел в различных образах раскрывается в церковной письменности, > но доктринально оставляется православием в мудрой неопределенности, > как тайна, проникновение в которую совершается лишь в живом опыте > Церкви. Однако является аксиомой церковного сознания, что хотя > мир живых и умерших отделен один от другого, однако стена эта > не непроницаема для церковной любви и силы молитвы. В православии > огромное место занимает молитва за усопших, как совершаемая в связи > с евхаристической жертвой, так и помимо ее, в связи с верой > в действенность этой молитвы. Последняя может облегчать состояние > грешных душ и освобождать их из места томления, изводить из ада. > Конечно, это действие молитвы предполагает не только предстательство > пред Творцом о прощении, но и прямое воздействие на самую душу, > в которой пробуждаются силы для усвоения прощения. Душа возрождается > к новой жизни, вразумленная пережитыми ею муками. С другой стороны, > существует и обратное воздействие: молитвы святых действенны для нас > в нашей жизни, а отсюда можно заключить и о действенности всякой > молитвы даже и непрославленных святых (а может быть, даже и вовсе > не святых), молящихся о нас Господу. > Православная Церковь различает возможность трех состояний > в загробном мире: райского блаженства и двояких адских мук, > с возможностью освобождения от них по молитвам Церкви и силою > внутреннего процесса, происходящего в душе, и без этой возможности. > Она не знает чистилища как особого +места+ или состояния, которое > принято в католической догматике (хотя, по правде сказать, с ним > не знает что делать современное католическое богословие). > Для принятия такого особого третьего места нет достаточного > ни библейского, ни догматического основания. Однако нельзя отрицать > возможности и наличия очистительного состояния (принятие которого > является общим у православия с католичеством). > +Религиозно-практически+ различие между чистилищем и адом неуловимо > ввиду полной неизвестности для нас загробной судьбы всякой души. > По существу важно не различение ада и чистилища как двух разных > +мест+ загробного пребывания душ, но как двух +состояний+, точнее - > наличия возможности освобождения от адских мук, перехода > из состояния отверженности в состояние оправданности. А в этом > смысле можно спрашивать не о том, существует ли чистилище > для православия, но скорее о том, есть ли ад в окончательном смысле, > т.е. не представляет ли собою и он род чистилища? По крайней мере, > Церковь не знает никаких ограничений в своей молитве об отшедших > в единении с Церковью, веруя, конечно, в действенность этой молитвы. > О внешних же, т.е. о не принадлежащих к Церкви или отпадших, Церковь > не судит, предавая их милосердию Божию. Бог заключил в неведение > загробные судьбы тех, которые в этой жизни не знали Христа > и не вошли в Церковь Его. Луч надежды здесь проливается учением > Церкви о схождении Христа во ад и проповеди в аде, которая обращена > была ко всему дохристианскому человечеству (католики ограничивают ее > только ветхозаветными праведниками, limbus patrum, отлучая от него > тех, кого зовет св. Иустин Философ "христианами до Христа"). Твердо > слово, что Бог "хочет чтобы все спаслись и достигли познания истины" > (1Тим.2,4). Однако относительно судеб нехристиан, как взрослых, так > и младенцев (), доселе нет общецерковных определений, и остается > свобода догматических исканий и богословских мнений. Личная > эсхатология смерти и загробного мира в историческом сознании > до известной степени заслонила общую эсхатологию второго пришествия. > Однако временами чувство ожидания Христа Грядущего, с молитвой "ей, > гряди, Господи Иисусе", загорается в душах, озаряя их своим > потусторонним светом. Это чувство неистребимо и должно быть > неослабным в христианском человечестве, ибо оно есть, в известном > смысле, мера его любви ко Христу. Впрочем, эсхатологизм может иметь > два образа, светлый и темный. Последний имеет место тогда, когда > он возникает вследствие исторического испуга и некоторой религиозной > паники: таковы, например, русские раскольники - самосожигатели, > которые хотели истребить себя, чтобы спастись от воцарившегося > антихриста. Но эсхатологизму может (и должен) быть свойствен светлый > образ устремленности ко Христу Грядущему. По мере того как > мы движемся в истории, мы идем к Нему навстречу, и лучи, идущие > от Его грядущего пришествия в мир, становятся ощутимы. Может быть, > впереди предстоит еще новая эпоха в жизни Церкви, осиянная > этими лучами. Ибо второе пришествие Христа есть не только страшное > для нас, ибо Он грядет как Судия, но и славное, ибо Он грядет > во Славе Своей, и эта Слава есть и прославление мира и полнота > свершения всего творения. Прославленность, присущая воскресшему > телу Христову, сообщится чрез него всему творению, явится новое небо > и новая земля, преображенная и как бы воскресшая со Христом и Его > человечеством. Это произойдет в связи с воскресением мертвых, > которое совершится Христом чрез ангелов Его. Это свершение > изображается в Слове Божием символически в образах апокалипсисов > эпохи, причем для нашего сознания в истории раскрываются те или иные > его стороны (). Так или иначе побеждается смерть, и весь > человеческий род, освобожденный от власти смерти, впервые является > в целом, как единство, не раздробленное в смене поколений, и пред > сознанием его предстанет его +общее дело+ в истории. Но это будет, > вместе с тем, и судом над ним. Страшным судом Христа > над человечеством. [ свящ. Сергей Булгаков. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ (в кн. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви) www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_13.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтениям: Мф.24:17-18,23-28,31,37-41; Мк.13:15-16,21; эпизод N113 по "Брюссельскому согласованию" /======================================================\ /+/ смотри также по теме: \ :* + + свящ. Сергей Булгаков. АПОКАЛИПСИС ИОАННА \ : www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/bulg_06.html \ :* + + другие тексты об ЭСХАТОЛОГИИ \ : (Бердяев, Мень, словарь "Иисус и Евангелия") \ : www.krotov.info/spravki/temy/ae/aeshatol.html \ :* + + свящ. Александр Шмеман - ЛИТУРГИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ \ : www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_27.html \ : \ :* еп. Кассиан Безобразов: Церковь как земной аспект Царства Божия \ : www.messia.ru/rasylka/004/993.htm#0 \ :* Николай Бердяев: Сущность христианства - искание Царства Божьего + : www.messia.ru/rasylka/002/268.htm#0 /| :* Р.Гвардини о внезапности наступления конца мира /// : www.messia.ru/rasylka/002/054.htm#0 /// :* Свящ. Александр Мень: горькая вода. Крест Христов /// : www.messia.ru/rasylka/002/247.htm#0 /// :* Он же: Весть о Царстве Божием /// : www.messia.ru/rasylka/003/630.htm#0 /// :* Яков Кротов: /// : посмотри вверх! что значит "погубить свою душу"? /// : www.messia.ru/rasylka/005/1343.htm#0 /// :* А.Мень об эсхатологии Библии /// : www.messia.ru/rasylka/004/994.htm#0 |/ :* Он же: "начало мук рождения"; "НЫНЕ суд миру сему..."; / : притчи Христа о Суде (из кн. "Сын Человеческий) / : www.messia.ru/rasylka/004/755.htm#0 / : www.messia.ru/rasylka/004/756.htm#0 / : www.messia.ru/rasylka/003/358.htm#0 / :* Он же о МАЛОМ АПОКАЛИПСИСЕ \ : www.krotov.info/library/bible/comm2/apokmal.html \ :* - о ПАРУСИИ \ : www.krotov.info/spravki/temy/p/parusia.html \ :* - об "орлах" (Лк.17:37) \ : www.alexandrmen.ru/books/apokal/apokal19.html (19,17-18) \ : www.alexandrmen.ru/books/apokal/apokal08.html (8,13) \ :============================================================\ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061205/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-12-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога. - Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, - ответил Он им. - Не скажут: "Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!" Ведь Царство Бога уже среди вас. А ученикам Иисус сказал: - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть один из дней Сына человеческого, но не увидите. Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!" Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку. Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, - таким будет Сын человеческий в день, когда Он вернется! Но сначала Он должен претерпеть много страданий и быть отвергнутым людьми этого поколения. Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: люди ели, пили, женились и выходили замуж, и так вплоть до самого дня, пока Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп - и все погибли. То же было и в дни Лота: ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили, но в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь - и все погибли. Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий! Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме, пусть не спускается взять их! И кто будет в поле - не возвращайся назад! Помните о жене Лота! Кто стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто погубит - тот сохранит ее. Верно вам говорю, в ту ночь двое будут в одной постели - и один будет взят, а другого оставят; две женщины будут молоть на одной мельнице - одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:20-37) |
||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
| ||||
| ||||
|
![]() |