=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Евангелия: Гнев Христа

Этот выпуск рассылки посвящен гневу Иисуса Христа в Его земной жизни. Эта тему мы будем рассматривать для прояснения вопроса о том, может ли быть у нас, христиан, праведный, допустимый гнев... и если да, то как мы вправе его проявлять.

Начну с фрагмента статьи "ГНЕВ / ЯРОСТЬ" в "СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ" п./ред. Ксавье Леон-Дюфура. Автор статьи – Кс. Леон-Дюфур. К сожалению, данная статья является иллюстрацией недостатка того метода "библейского богословия", которым пользуются авторы словаря: часто чуть ли не механически склеиваются фрагменты Писания по определенной теме без надлежащего анализа их контекста и различных нюансов... Но, во всяком случае, статья эта полезна тем, что в ней перечислены, видимо, все основные места в Евангелиях, где может идти речь о гневе Иисуса. После фрагмента статьи приведем комментарии некоторых из указанных мест из книг В.Н.Кузнецовой, а в отдельных случаях  – наши собственные краткие пояснения.

<.....> Иоанн Креститель возвещает огонь Суда (Мф 3.12), Иисус говорит о том же в притче о недостойных званных (Мф 22.7); по Его словам, враг и неверный будут уничтожены (Лк 19.27; 12.46), брошены в огонь неугасимый (Мф 13.42; 25.41).

Иисус во гневе

Но еще более страшной, чем эта вдохновенная речь, еще более трагичной, чем опыт пророков, как бы стиснутых между Богом святым и грешным народом, является реакция Человека, Который есть Сам Бог. В Иисусе подлинно проявляется гнев Божий. Его нельзя уподобить стоику, который видит добродетель в бесстрастии (Ин.11.33 /"Иисус, увидев, что она плачет и что пришедшие с ней тоже плачут, тяжело вздохнул и, до глубины души взволнованный"  – перевод В.Кузнецовой; мы видим, что здесь не обязательно речь идет о гневе/); Он властно повелевает Сатане (Мф 4.10; 16.23) и бесам (Мк 1.25), Он грозно обличает диавольское коварство людей (Ин 8.44 /"Ваш отец – дьявол, и вы рады исполнить все отцовские прихоти."/), особенно фарисеев (Мф 12.34 /"Змеиное отродье! Как вы можете говорить доброе, будучи злыми?! Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце."/), тех, кто убивает пророков (Мф 23.33), лицемеров (Мф 15.7). Иисус, как и Ягве <в Ветхом Завете>, восстает в гневе на всякого восстающего на Бога.

Иисус укоряет также непослушных (Мк 1.43 /место неоднозначное... см. прим. 1/; Мф 9.30 /"Смотрите, чтобы никто об этом не знал, – строго наказал <исцеленным слепцам> Иисус"/) и маловерных учеников (Мф 17.17 /"О люди, неверующие и развращенные!  –  сказал Иисус.  –  Долго ли Мне еще с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его сюда ко Мне!" см. прим. 2/). Он очень гневается на тех, кто, подобно завистливому брату блудного сына, принятого милосердным Отцом (Лк 15.28), не проявляют милосердия (Мк 3.5 /"Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том, как они слепы..." см. прим. 3/). Наконец мы видим у Иисуса гнев судьи: как хозяин пира (Лк 14.21), как господин раба немилосердного (Мф 18.34) /В этих двух примерах очень странное отождествление гнева героев притч, рассказанных Иисусом с гневом самого Иисуса! Сюда же можно добавить Мк.12:9; см. прим. 4/, Он предрекает горе непокаявшимся городам (Мф 11.20,21 /Ох! "Горе!", возглас скорби, записали в "гнев"! см. прим. 5/), изгоняет торгующих из храма (Мф 21.12,13 /Ну это, ясное дело, любимое место для оправдания насилия! см. прим. 6/), проклинает бесплодную смоковницу (Мк 11.21 /см. прим. 7/). Как гнев Божий, гнев Агнца  – не напрасное слово (Откр 6.16; Евр 10.31).

[ www.krotov.info/library/bible/comm/04g.htm#g2 ]

(В наклонных скобках //  – замечания составителя выпуска.)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Мк 1.43-44: синодальный: "И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему"; Кузнецова: "Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав"

Споры вызывает <> слово "эмбрим`аомай" в ст. 44, которое переведено как "сурово сказав". Одни полагают, что так выражался гнев Иисуса, другие  – что имелся в виду строгий запрет рассказывать об исцелении. Некоторые считают, что здесь попытка передать некий звук или жест, призывающий к молчанию, как русское "тсс!" Ведь Иисус неоднократно запрещал исцеленным и их родным рассказывать о том, кто их исцелил.

 

2. Мф 17.17: синодальный: "Иисус же, отвечая, сказал: о род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?"; Кузнецова: "О люди, неверующие и развращенные!  –  сказал Иисус.  –  Долго ли Мне еще с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?!"

Иисус обращается к ученикам со словами, полными гнева, горечи и даже отчаяния. Они напоминают те слова, которыми постоянно описывалось поколение Исхода в пустыне: "Сокрою лицо Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности" (Втор 32.20). В некоторых рукописях это сходство еще сильнее, так как в них добавлено слово "развращенные". И Моисей, и Иисус, спустившись с горы, застают печальную картину раздоров и неверия. Маловерие учеников  – это одна из постоянных тем Евангелий.

Но хотя гневная речь Иисуса направлена в первую очередь к ученикам, она относится также и к толпе. Эти люди, собравшиеся вокруг учеников, тоже виноваты в неверии: единственный случай, когда Иисус не совершил исцелений, был в Назарете, где горожане отказались поверить в Него (13.54-58). Но укор обращен и ко всему народу Израиля, который оказался неспособным узнать и принять своего долгожданного Помазанника. Слишком сильны человеческие стереотипы, сознательно и бессознательно подменяющие Божью волю собственной.

 

3. Мк 3.5: синодальный: "И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их"; Кузнецова: "Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том, как они слепы..."

Только Марк говорит о том, что Иисус гневается и сокрушается. Вероятно, те, кто писали о Нём позже, считали, что изображать проявление Его эмоций значило принижать Его. Иисус сокрушается о том, как они слепы (дословно: "сокрушаясь о слепоте их сердец").

 

4. Лк 14.21: синодальный: "Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему..."; Кузнецова: "Тогда разгневанный хозяин приказал слуге..."

   Мф 18.34: синодальный: "И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга"; Кузнецова: "И разгневанный господин велел пытать его до тех пор, пока тот не отдаст весь свой долг".

Здесь мы имеем дело с притчами, рассказанными Господом. Интерпретация евангельских притч  – отдельная тема. Как правило, притча в Евангелиях  – это иллюстрация духовных реальностей "через обыденные предметы и примеры" (реже притча содержит отсылку к ветхозаветной символике). Очень странно видеть в "Словаре библейского богословия" ссылку на притчи как подтверждение того, что Иисус гневался... ("Как Он не говорит, что нужно подражать неверному управителю (Лк 16.1-8) или судье неправедному (18.1-5)."  – пишет тот же автор в другой статье Словаря*)

 

5. Мф 11.20,21: синодальный: "Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!"; Кузнецова: "Затем Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились от грехов:  – Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!"

Иисус произносит горестный приговор трем городам, вероятно избранным в качестве типичных представителей остальных галилейских селений, слышавших Весть Иисуса и не отозвавшихся на Его зов. Горе – на самом деле это междометие, звучащее по-гречески как "уай", оно примерно соответствует русскому "ой, ох". Когда Иисус возвещает "горе", это не холодный приговор, а возглас боли и страдания.

 

6. Мф 21.12,13: синодальный: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников"; Кузнецова: "Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. ..."

... очищение Храма – одна из важнейших целей Иисуса сразу после Его входа в Иерусалим. С появлением Мессии всё должно было измениться, должен был быть очищен и иерусалимский Храм. О том же говорили раньше и пророки, например, Малахия: "И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете... Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий" (3.1-2). А вот слова пророка Захарии: "И не будет более ни одного торгующего (синод. "Хананея") в доме Господа Саваофа в тот день" (14.21). Следовательно, целью Иисуса являлась не храмовая реформа, устраняющая какие-то недостатки, но Его поступок был эсхатологическим знаком, указывавшим на наступление времен, предсказанных пророками.

<...>

Иисус выгнал всех, кто продавал и покупал в Храме  – выгнав торговцев, Иисус прервал, пусть и на короткое время, непрерывно совершаемые в Храме жертвоприношения. Многие <комментаторы> считали, что причиной такого решительного действия были высокие цены, установленные торговцами-монополистами на животных. Считалось, что именно торговцы названы разбойниками (ст. 13). Но, во-первых, по некоторым сведениям, священники строго следили за ценами, а во-вторых, негодование Иисуса обращено не только на продавцов, но и на покупателей.

<...>

Храм – место молитвы, соединяющей людей с Богом. Но он превращен в разбойничий притон людьми, уверенными в том, что сюда можно прийти с нераскаявшимся сердцем и приобрести прощение принесением жертвы. Так ведут себя и жертвователи, и те, кто совершает жертвоприношения, то есть священники. Но такие жертвы не будут приняты Богом. Эти слова Господа обращены ко всем людям, отвергшим волю Бога, а не только к тем, кто продавал или торговал в Храме. Мнение, что под "разбойниками" здесь следует понимать мятежников, восстающих против римского владычества, маловероятно, хотя Храм действительно постепенно становился местом их сходок, а в 70 г. превратился в крепость, в которой засели осажденные повстанцы.

Несомненно, очищение Храма было мессианской демонстрацией. ...

 

7. Мк 11.21: синодальный: "И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла".

Прежде всего, надо помнить, что отрывок 11.12-25 состоит из двух частей: в рассказ о проклятии смоковницы вставлено другое повествование – об очищении Храма. Из такого расположения материала видно, что бесплодная смоковница символизирует собой Храм и его богослужение, пышное, прекрасное, как дерево с обильной листвой, но такое же бесплодное. Некоторые полагают, что по дороге в Храм Иисус, увидев смоковницу, рассказал притчу, подобную той, что содержится в Евангелии от Луки, а позже она была понята как рассказ о реальном событии. По другой версии, Иисус совершил пророческое действо, подобно древним пророкам (Иер 13.1-3; 19.1-3; Иез 24.3-12 и др.). Если это так, то дерево действительно было проклято, но не с досады, а потому что оно символически представляло собой Храм и Израиль. Это было символическое действие, инсценированная притча, провозглашавшая обвинительный приговор, который постигнет народ Божий в случае дальнейшего упорства. Тогда и слова о голоде имеют символическое значение (ср. 6.34). Есть также предположение, что Иисус произнес не проклятие: "Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!", а горькое пророчество о судьбе Иерусалима: "Уже никто не будет есть твоих плодов вовеки!" Как бы мы ни понимали этот рассказ, совершенно ясно, что бесплодная смоковница олицетворяет народ, отказавшийся принести плод (ср. Мф 21.43).

ВЫВОДЫ

Да, гнев не был чужд Иисусу, как не были чужды Ему и другие эмоции; было бы ошибкой представлять Его "бесстрастным" в этом смысле. (Но в некоторых случаях то, что в старых переводах понималось как "гнев", видимо, правильнее понимать иначе  – см. Ин 11.33; Мк 1.43-44).

На примере Христа мы видим, что такое "праведный гнев". Но едва ли нам стоит пытаться подражать Христу в этом  – для этого нужно чистое сердце, что, впрочем, уже тема отдельного разговора.

И в заключение приведу фрагмент еще одной статьи из "СЛОВАРЯ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ", притом того же автора, который на наш взгляд верно расставляет акценты в теме гнева Христа и Его отношения к насилию.

<.... Иисус> отказывается стать политиком-революционером (Ин 6.15), отказывается прийти в славу Свою иначе, как принеся Себя в жертву на кресте (Мф 16.22 сл). Наконец, после молитвы до кровавого пота в Гефсиманском саду Он не соглашается на сопротивление, начатое учениками с целью защитить Его путем насилия, говоря: "Оставьте, довольно" и Он даже исцеляет Своего раненого противника (Лк 22.49 слл; см. 22.36 слл). Иисус не проливал крови людей, Он пролил Свою кровь.

Но почему же не надо противиться злому? Дело не в непротивлении, а в духе любви и самопожертвования, единственном средстве добиться примирения между применяющим насилие и его жертвой (см. Быт 33.4-5; 1Цар 26). Царство Божие устанавливается не грубой силой, а силой Божественной, которая восторжествовала над смертью, воскресив Иисуса. Поэтому "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф 26.52). Не Христова духа, а противоположного Ему те, кто хотел низвести огонь с неба на негостеприимных Самарян (Лк 9.54). "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф 5.5). В противоположность князьям народов, которые господствуют над ними, ученик Иисуса "да будет рабом" им (20.25 сл). Когда Иисус, как Раб-Отрок Божий, удаляется от злобы своих врагов (12.15,18-21; 14.13; 16.4), Он отдается на волю Божию и осуществляет блаженство гонимых (5.10 слл), предреченное в песнях об Отроке (Ис 50.5; 53.9). Но когда Он прощает тем, кто неправедно распинает Его (Лк 23.34; 1Петр 2.23 сл), когда Он призывает Своих учеников "обратить и другую щеку", Иисус превосходит идеал Ветхого Завета. Он не довольствуется покорным преданием Себя в руки Бога, защитника угнетенных: Он "порабощает поработившего" (Октоих), ибо в этой встрече целью является примирение, возможное уже здесь, на земле.

[ НАСИЛИЕ -  www.krotov.info/spravki/temy/n/nasilie.htm ]

 

www.messia.info/r2/1/285.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы