=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Уверенность в себе: видеть весь замысел Божий

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Рут Кох, Кеннет Хок
Опубликовано: ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ. Христианство и уверенность в себе (гл. 5)
(Перевод: Е.Канищева) // М.: Триада, 2003; стр. 71-80.

 
серия "внутренний мир" 
       

Предыдущие части:
* I. Что такое уверенность в себе?
(1) (2) (3) (4) (5)
* Уверенность в себе — библейская ценность (1)

 (2205 слов)

 

> Берни Мэй, бывший директор американского отделения "Переводчиков Библии Уиклифа" ("Wycliffe Bible Translators"), рассказывает, что у начинающих летчиков часто возникает такая проблема: они не могут охватить взглядом всю приборную доску. Нормальный человеческий рефлекс — концентрация взгляда на одной точке. А управление самолетом требует от пилота умения исполнять одновременно целый ряд действий. Под ногами у летчика — сразу несколько педалей. Одной рукой он держит штурвал, а другой — управляет двигателем, радиосвязью, закрылками, регулирует балансировку. Пилот обязан улавливать и сообщения по радио, и звуки мотора, и даже шум ветра. В поле его зрения должны одновременно находиться не только земля и горизонт, но и карты — не говоря уже о том, что глазами он постоянно следит за приборной доской.

> Неопытные летчики вынуждены привыкать видеть перед собой не только один объект. Взгляд их должен постоянно скользить, перемещаться, охватывая всю совокупность приборов, — иначе недалеко до беды.

> Похожая проблема возникает у христиан. Иногда человека настолько покоряет какая-то одна библейская истина, что заметить остальные он уже не в состоянии. В результате его духовный взор становится нечетким и расплывчатым. Так недолго и "попасть в штопор". Христианин должен видеть всю картину целиком — всю Божью волю, которую Он явил нам. И мы благодарим Бога за то, что летим на такой замечательной скорости!

> Многих христиан с детства приучили концентрировать внимание на тех текстах Библии, где говорится о кротости, покорности, самоотречении. Конечно же, эти качества уравновешивают эгоизм, себялюбие и мятежность первого Адама. Но если мы из всей Библии замечаем только одну эту идею, наше духовное зрение затуманивается. Таким христианам нелегко увязать в сознании свое упрощенное (и нередко ошибочное) понимание смирения и покорности и уверенность Иисуса в Себе.

> Сосредоточившись только на теме покорности, можно упустить из виду те стихи Библии, которые учат ценить себя так же, как ценит нас Бог, распоряжаться собственной жизнью, нести ответственность за свой выбор, смело и самоотверженно свидетельствовать о чудесах, которые творит Бог в нашей жизни. Если вы спутаете кротость с самоуничижением, а затем прочтете, что должны любить ближнего своего, как самого себя, то, похоже, вашего ближнего ждет незавидная судьба.

> Лишь научившись видеть все изволение Божье в целом, можно понять, как сложна и многогранна жизнь во Христе, и распознать упрощенные, схематичные учения, не воздающие должного красоте и гармонии той жизни, которой ждет от нас Бог.

> Уверенность в себе и "богословие червя"

> Термин "богословие червя" произошел от любимого многими христианского гимна, написанного Айзеком Уоттсом. Первая его строфа звучит так:

> Истек Спаситель кровью.
> Умер Царь.
> Ужель Он Умер за меня?
> Ужели жизнь Он мне отдал
> Смиренно, не кляня?

> Этот гимн повторяет истину, известную каждому христианину. Мы осознаем, что недостойны великой Божьей любви. До чего же полезно время от времени задумываться о том, что Его любовь и спасение — великий, чудный дар и что, какие бы достойные поступки мы ни совершали, нам никогда не заслужить его!

> Царь Давид, осознавая свое ничтожество перед Богом, пишет в Псалме 21:7: "Я же червь, а не человек". В книге Иова 25:6 тоже говорится, что человек "есть червь". Многие стихи Священного Писания призывают христиан к благословенному смирению:

> "Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе" (Притчи 18:12).

> "Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью" (Иакова 3:13).

> "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Филиппийцам 2:3).

> Лишь охватив внутренним духовным взором все Писание, все изволение Божье, мы увидим картину в ее гармонии и поймем, как высоко Бог ценит человека. Он много раз открыто говорил людям об этом:

> "Вот, Я начертал тебя на дланях Моих..." (Исайя 49:16).

> "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя..." (Иеремия 1:5).

> "... Он избрал нас в Нем прежде создания мира... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа..." (Ефесянам 1:4—5).

> Бог подчеркивает, как дорог Ему человек. Мы должны ценить себя уже потому, что Он ценит нас.

> Уверенность в себе предполагает, что в жизни личности уравновешены истинное смирение и уважение к себе. Уверенное поведение помогает развить в себе и то и другое, поскольку перед христианами стоит высокая задача: чтить ближнего, как самого себя.

> Сосредоточенность на одном только смирении приводит к "гордыне наоборот": "Смотрите все — вот какой я кроткий!", "Все должны быть так же смиренны, как я", а то и вовсе: "Я никогда никого ни о чем не попрошу, потому что я самый скромный на свете!". Неверно понятое смирение приносит вред и в тех случаях, когда человек постоянно предоставляет другим принимать решения, потому что его дело — быть кротким. Такая пассивность вызывает раздражение и протест у тех, кто вынужден решать за такого человека, и в результате ведет к взаимной неприязни. Пассивный человек злится из-за собственной беспомощности, а тем, на кого он опирается, не нравится избыток ответственности.

> Уверенность в себе помогает уравновесить кротость и чувство собственного достоинства — и то и другое угодно Богу — и уважать свои права и права других. Она позволяет избежать греха "гордыни наоборот" и не дает перекладывать ответственность на чужие плечи, потому что быть уверенным в себе — значит чутко откликаться на все, что происходит в жизни, Уметь делать выбор и принимать решения. Мы способны на это, потому что в нас живет сила Божья.

> Уверенность в себе и "другая щека"

> Заповедь Иисуса о том, что ударившему тебя по одной щеке нужно подставить вторую, во все времена озадачивала христиан больше, чем любая другая. Она звучит в Нагорной проповеди, а именно в той ее части, где Иисус явно противопоставляет Свое учение господствующим в то время толкованиям ветхозаветного учения о мести.

> "Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матфея 5:38-39).

> Иисус возражал не против закона Ветхого Завета, а против бездумного начетничества, характерного для тогдашних деятелей церкви. Так, Он не раз повторял фарисеям, что они исказили смысл закона о субботе, который был дан для благословения и обогащения духовной жизни людей. Фарисеи же заставляли людей видеть лишь букву закона, превратив его соблюдение в самоцель. Закономерным результатом этого была гордыня: люди кичились тем, что соблюдают внешнюю, ритуальную сторону закона (думая, что это возвышает их в Божьих и людских глазах), но внутреннюю суть его нарушали бессчетное число раз.

> Именно в этом контексте Иисус то и дело повторяет: "Вы слышали, что сказано..." Речь идет о ветхозаветном законе, позволявшем любому, кто потерпел оскорбление, ущерб или насилие, ответить обидчику тем же:

> "Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

> Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, чт`о он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Левит 24:17-20).

> Эти ветхозаветные законы ни в коем случае не подстрекали к насилию. Напротив, закон обуздывал преступность и обеспечивал возможность мирной жизни.

> Иисус хотел возродить миротворческий дух закона, открыть его смысл во всей полноте: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матфея 5:17). Иисус призывал людей подняться от ветхозаветного закона мести к высшему закону — закону любви. Закон мести и возмездия записан в каждом сердце; Иисус же побуждал своих последователей к иному выбору. Он знал, что этот выбор будет нелегким: каждому, кто решится на него, предстоит глубочайший духовный переворот. Такие перемены возможны только по благодати Божьей, и потому ученики Иисуса должны пребывать в постоянном и тесном общении с Богом.

<...>

> "Подставить другую щеку" — не "карт-бланш" для обидчиков, а зрелое решение обиженного, решение, которое озаряет надеждой безнадежную, казалось бы, ситуацию.

> Иисус ждет от нас не пассивного, но активного и уверенного подхода к проблеме оскорблений и насилия. Он предлагает заботиться как об обидчике, так и о себе, а решение о воздаянии оставить Богу. Такое тоже возможно только по Его благодати.

> Вероятно, лучший ответ на вопрос о том, что такое "подставить другую щеку", — реакция Самого Иисуса на оскорбление действием. Когда во время суда над Иисусом один из служителей ударил Его по щеке, Он не стал в буквальном смысле слова обращать к обидчику другую щеку. Вместо этого Он уверенно потребовал, чтобы тот вел себя в соответствии с законом:

> "Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего; что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

> Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?

> Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Иоанна 18:19-23).

> Уверенность в себе и "еще одно поприще"

> "И если кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матфея 5:41). В этих словах Нагорной проповеди Иисус снова подчеркивает, что безрассудно воспринимать ветхозаветные законы как законы воздаяния или мести. Любовь к ближнему, которую Он нам заповедал, предполагает, что только Бог вправе вершить возмездие.

> В Евангелии от Матфея 5:41 Иисус подразумевает распространенную в то время практику: посланники и солдаты кесаря были наделены властью в случае необходимости силой забирать в войско лошадей, повозки и даже людей. Люди, разумеется, роптали и выполняли такие приказы чрезвычайно неохотно. Иисус же призывал их к иному выбору: уверенно и сознательно подчиниться во имя мира.

> Иисус побуждал Своих последователей жить так, как жил Он Сам: уповая на силу и крепость Бога, Который защищает верующих в Него от повседневных трудностей и хранит от великих бедствий. Священное Писание говорит об этом так: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Петра 2:23).

> Иисус просил Своих учеников отказываться от того, что принадлежит им по праву, избегать ссор и стычек, жить в мире друг с другом. Позже святой апостол Петр писал римским христианам:

> "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Римлянам 12:17-21).

> Апостол Павел подчеркивает, что, согласно учению Христа, реагировать на зло и несправедливость нужно не безучастно, а активно и уверенно. Оба — и Иисус, и Павел — заверяют нас, что мы на самом деле можем побеждать "зло добром". И оба говорят, что каждый христианин должен в своих решениях исходить из того, что в конечном итоге Бог исправит всё зло, причиненное Его народу.

> Уверенность в себе и кротость

> "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Матфея 5:5). Это одна из Заповедей блаженства, описывающих главные качества детей Божьих.

> Мало какое слово Библии подвергалось такому количеству неверных толкований, как слово "кроткий". В наши дни оно вызывает примерно такие ассоциации: безответный, нерешительный, "бесхребетный", вялый, легко поддающийся влиянию, лишенный уважения к себе. Таким образом, в современном понимании кроткий'человек — это человек пассивный и слабый. Не странно ли, что Иисус назвал столько жалкое и беспомощное создание "блаженным"?

> Если Иисус считал кротость благословенным качеством детей Божьих, то какой же смысл Он вкладывал в это слово? Мы знаем, что Иисус был активным, энергичным, уверенным в Себе. Стал бы Он призывать людей к образу жизни, отличающемуся от Его собственного?

> В оригинальном тексте Ветхого Завета древнееврейское слово anaw, переводимое как "кроткий", означало человека, послушного Божьему водительству. В Новом Завете соответствующее греческое слово praus тоже означает "послушание", но его смысл уже расширен: кроткий человек не вспыльчив; он точно знает время и причины для гнева.

> Во времена Иисуса слово "кроткий" относилось к человеку, который не поддается гневу, ведет себя учтиво, не завидует чужим способностям и талантам, с готовностью принимает совет и наставление, не рвется к высоким постам.

> Но важнее всего духовное измерение кротости. Кроткий человек предан Богу. Он терпеливо ждет Божьей помощи и защиты.

> В Священном Писании слова "кроткий", "смиренный", "добрый", "терпеливый", "покорный" очень часто употребляются как взаимозаменяемые. В Евангелии от Матфея 11:29 Иисус говорит, что Он "кроток и смирен сердцем". Апостол Павел во 2 Послании к Коринфянам убеждает их "кротостью и снисхождением Христовым". А апостол Петр, ведя речь о христианском понимании женской красоты, говорит о "красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Петра 3:4).

> Кроткие люди способны выразить свое недовольство (и даже гнев), но без агрессии и потери самообладания. Они вовсе не пассивны и не безответны — они уравновешенны, вежливы, почтительны и добры. Терпеливость, смирение, доброжелательность и добродетельность кротких христиан свидетельствуют о присутствии Святого Духа. А присутствие Святого Духа вселяет силы для живой, действенной кротости!

> Иисус Своим примером показывает нам, что кротость и уверенность совместимы; более того, эти качества, по сути, тождественны друг другу! Иисус был воплощенная кротость, но при этом нет ни малейшего сомнения в том, что Он обладал уверенностью. Его кротость проявлялась в любви, уважении, бесконечной доброте и сострадании ко всем людям, в безусловной послушности Богу. Но при этом Он жил активно и действовал решительно. Он брал на Себя ответственность, делал выбор и неуклонно шел к главной Своей цели — спасению человечества. Он проявлял железную волю, когда Его искушали демоны; Он оставался при Своем мнении, когда Его не понимали родные и друзья; Он смело отстаивал Свои убеждения, когда Его испытывали злокозненные фарисеи.

> В кротости Своей Иисус проявлял уверенность. Любую ситуацию Он видел не по частям, а целиком, сочетая силу и отвагу с покорностью воле Божьей и беззаветным служением людям. Его духовное зрение было кристально чистым и ясным; Его кротость и уверенность слились в единый, угодный Богу образ жизни.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/v10_049.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»