=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 11 января 2006 г. ст.ст., вт
  (седмица 32-я по Пятидесятнице; чт-я 31-й седмицы)
  {Попразднство Богоявления}
  /Память прп. Феодосия Великого, †529/
  литургические чтения: Евр.12:25-26; 13:22-25; Мк.10:2-12 *.



> Церковь  совершает  таинство  брака,    связывающее   судьбу  людей,
> над  любым мужчиной и над любой женщиной, которые внешне и формально
> кажутся  свободными  и  внешне и формально  выражают  свое  согласие
> на  брак.  И  для  церкви,  как  и  вообще для общества, оказывается
> совершенно  неуловимой  и  непроницаемой интимная, сокровенная жизнь
> личности   в   этом   отношении.  <...>  Церковь  не  имеет  никакой
> возможности  определить,    не  любит  ли  кого-нибудь  другого один
> из  брачующихся,  не  связан  ли  он  с  ним уже внутренне. При этих
> условиях   бракосочетание  оказывается  сплошь  и  рядом  формальным
> обрядом,   лишенным   духовного   содержания,   но  имеющим  роковые
> последствия в жизни людей.  Единственное,  что действительно глубоко
> и  мистично  в венчании, это что бракосочетание уподобляется несению
> венцов  мученических. Ибо поистине в браке настоящем, имеющем смысл,
> брачующиеся  должны  нести тяготы друг друга и претерпевать мучение,
> ибо жизнь на земле всегда мучительна.   И истинная любовь мучительна
> и трагична.   Но бракосочетание сплошь и рядом оказывается ловушкой,
> в  которую  люди  попадают  или  вследствие  совершенного  над  ними
> насилия,  или  по корыстному расчету, или по легкомыслию и минутному
> увлечению.  И  отрицание развода, которое с особенной настойчивостью
> проводит   католическая   церковь,   есть   одна  из  самых  больших
> жестокостей  в жизни людей,  принуждающих жить во лжи,  в лицемерии,
> в насилии,  в профанации  самых  интимных человеческих чувств.  Брак
> как таинство, брак мистический по своему смыслу вечен и нерасторжим.
> Это   -   безусловная  истина.  Но большая часть человеческих браков
> не  имеет  мистического  смысла  и  не  связана  с  вечностью. И это
> христианское сознание должно признать. Особенно неубедительна ссылка
> на  Евангелие,    в котором якобы говорится о нерасторжимости брака.
> В  Евангелии  всегда  открывается абсолютная жизнь, в нём нет ничего
> относительного,  но  абсолютность  эта всегда есть раскрытие Царства
> Божьего,  а  не  внешняя  норма  и  закон для нашей жизни. Отрицание
> развода  есть законничество,  законническое понимание  христианства.
> И тут поражает,  как по-разному истолковывается евангельское  учение
> о  поле  и  браке и евангельское учение о собственности и богатстве.
> Брак  понимают  как  абсолютный  и  нерасторжимый и  превращают  это
> в  закон  социальной  жизни.  И  для  обоснования  такого  понимания
> ссылаются  на  евангельский  текст.  Но ведь с не меньшим основанием
> можно  ссылаться  на  евангельские  тексты для абсолютного отрицания
> собственности и богатства и для утверждения бедности. Это совершенно
> одинаковая   абсолютность,       абсолютность   Царства     Божьего,
> где  мистический по своему смыслу  брак  вечен  и нерасторжим и  где
> нет   собственности,    нет    рабства   у  материальных   богатств.
> Но   истолковывать   так   евангельское   учение   о  собственности,
> об  обязательном  отречении  от  богатства и  о бедности  побоялись.
> <...>   семья  как  социальный  институт  очень  связана  с  частной
> собственностью,  и  всегда опасаются, что колебание принципа частной
> собственности вызовет колебание принципа семьи. Тут совершенно ясно,
> что  социальная  обыденность   приспособливает  евангельскую  истину
> для  своих целей. Учение о нерасторжимости брака и отрицание развода
> есть учение социальной обыденности, никакого отношения к сокровенной
> жизни  личности   не  имеющее,   в  нём   нет  ничего  мистического,
> оно  совершенно рационалистично. Брак вечен и нерасторжим, но только
> как  брак,    который  имеет вечную, а не социальную сущность, <...>
> в  котором   суженый    находит   свою   суженую,    т.е.   вечность
> и нерасторжимость брака есть истина онтологическая, а не социальная.
> Брак  есть  таинство,  но  только  как  брак,  содержанием  которого
> является  любовь,   любовь,   обладающая онтологической реальностью,
> а   не  преходящая   влюбленность   и   влечение.    Таинство  брака
> есть  таинство  онтологическое,  а  не социальное. Но тогда основным
> свойством  подлинного  брака  и  подлинной  любви  является свобода.
> Всякое  социальное  принуждение и насилие лишает характер соединения
> людей  таинственного и мистического смысла,   данного лишь  в любви,
> но  любовь  социально   неуловима  и неопределима; <...>   не только
> для государства, но и для церкви как социальной организации.

> Вот  почему  брак  и  семья, основанные не на любви и не на свободе,
> должны   быть   признаны   институтами   социально-правового   <...>
> характера,     определяемыми   законами    социальной   обыденности,
> и  принципиально отличаемы от таинства брака, решительно должны быть
> признаны не священными и не мистическими по своему смыслу. Священна,
> таинственна,    мистична   лишь   любовь,   онтологическая   любовь,
> единственная  и  вечная,  ведущая  в Царство Божье. Она есть явление
> совершенно  другого  порядка,  чем  физиологическая жизнь пола и чем
> социальная жизнь  семьи.  И этот мистический,  священный смысл любви
> не   раскрыт   в   церковном  сознании.  Раскрытие  его  принадлежит
> творческой   этике,   и  с  ним  связана творческая этика,  отличная
> от  этики  социальной  обыденности.  <...>  Розанов,  которого нужно
> признать  величайшим  критиком христианского  лицемерия  в отношении
> к  полу,  верно  говорит,  что  <...> в мире христианской социальной
> обыденности    охраняется   не  брак,  не  семья,    не  содержание,
> не  реальность,    а   форма,   обряд  бракосочетания,  закон. <...>
> Нет  области,  в которой так бы торжествовал номинализм, как в жизни
> пола  и  семьи.  И  с  этим  номинализмом  и  законничеством связаны
> величайшие несчастья человеческой  жизни,  калечащие жизнь  личности
> во  имя  бессодержательных  форм, во имя отвлеченных законов, во имя
> слов,   из  которых  ушло  всякое  реальное содержание.  Возвращение
> к  реальностям имеет тут, как везде, освобождающее значение. И нужно
> этически  приветствовать  освободительный   процесс   в  жизни  пола
> и  семьи,  который  для христианского сознания означает совсем иное,
> чем  для сознания нехристианского, означает совсем не провозглашение
> прав  плоти.    Аскеза  в  отношении  к  полу  имеет высшее значение
> в  христианстве, и она может быть даже большей, чем было до сих пор.
> Но  эта   аскетика   есть   дело  личности,   дело  свободного духа,
> есть  возрастание  духовности,  а  не  дело социального принуждения.
> Нужно  разом  внешне и социально освободить  человеческую  личность,
> а внутренне и духовно подчинить ее свободной аскезе и раскрыть смысл
> любви.  Духовное  освобождение  от  рабства у похоти пола, унижающей
> достоинство   человека,   сублимирование   бессознательных   половых
> влечений  есть  основное требование этики. Это духовное освобождение
> не   достигается   одной  отрицательной  аскезой,  оно  предполагает
> творческое   направление  половой энергии.   Подлинная  любовь  есть
> самое  могущественное  средство  против  похоти  пола,  которая есть
> источник   рабства    и  падения  человека.   Достижение  целомудрия
> через  любовь  есть  достижение целостности, преодоление греховности
> пола, разорванности и раздвоения.

> Сокровенная  жизнь  пола  и половой любви есть тайна двух личностей.
> Всякий   третий   и   всё   третье   не может быть между ними судьей
> и  не  может  даже узреть реальности, здесь явленной. Это есть самая
> интимная  и  индивидуальная  сторона  человеческой личности, которую
> личность    не  хочет  открыть  перед другими,  а   иногда  скрывает
> и перед собой. Жизнь пола связана со стыдом, и в этом обнаруживается
> ее  генезис  от  грехопадения.  Стыд и ужас одного пола перед другим
> преодолеваются  или положительно, любовью, т.е. преображением стыда,
> или  развратом,  т.е.  утерей  стыда.  И  вот  трагизм половой любви
> заключается  прежде  всего  в том, что сокровенное, тайное, интимное
> между  двумя, только для этих двух видимое и понятное, профанируется
> и  делается  публичным  в социальной обыденности. Нормально было бы,
> чтобы,  кроме  двух  любящих, об этом не знал никто третий, не знало
> общество.  Но половая любовь имеет последствия,  которые ввергают ее
> в  социальную  обыденность  и  подчиняют  ее  законам,    хотя   она
> по  сущности  своей  не  принадлежит  социальной  обыденности. <...>
> И  потому  для  личности половая любовь трагична, она профанируется,
> отдается  на суд общества, и в ней гибнут упования личности. Половая
> любовь  профанируется не только обществом, она профанируется и самой
> личностью,  ее греховными страстями, влечениями и волнениями. Любовь
> есть   взлет  вверх,   к вечности, и опускание вниз,  во время,  где
> она подвергается тлению и смерти. В любви есть смешение двух начал -
> небесного  и  земного, вечного и временного <...>. И элемент земной,
> временный   и   простонародный   в  любви  подчиняет  ее  социальной
> обыденности.   Мимолетная   влюбленность,   связанная  с  преходящим
> влечением,   смешивается  с  любовью.   И  ввиду роковой связи любви
> с   родом   общество   начинает   контролировать   качество   любви,
> что оказывается для него непосильным и имеет  последствия,   которые
> не  имелись  в виду.  Только мистическая любовь, которая  преодолеет
> в  себе  стихию рода и будет до глубины личной, окончательно выпадет
> из   социальной   обыденности  и  освободится  от  власти  общества.
> Онтологически между двумя любящими третьим, высшим может быть только
> Бог,  но  не  общество,  не  другие  люди.  Лишь греховность любящих
> ввергает  их во власть других людей и общества. Любовь, взятая <...>
> в  своей  оригинальности  есть феномен личный. Семья же есть феномен
> социальный.    В  этом  непреодолимый  трагизм  любви  в этом  мире,
> ибо  подлинная  любовь  приходит  в  этот мир из мира иного. Половая
> любовь в социальной обыденности и образует семью. <...> Консерватизм
> социальной  обыденности  не  есть  охранение  вечного,  но охранение
> временного. <.....>
                [ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (II.IV/8)
                  www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10;
          эпизод N118 по "Брюссельскому согласованию"




 + + + Н.Бердяев, С.Троицкий - о браке и разврате
           www.messia.ru/rasylka/005/1221.htm#0
           (см. здесь другие ссылки)
 + + + прот. Иоанн Мейендорф: брак по учению Христа
             (см. здесь другие ссылки)
             www.messia.ru/rasylka/006/1370.htm#0
 + + + свящ. Александр Мень: новое отношение к браку
              www.messia.ru/rasylka/005/1050.htm#0
              (см. здесь другие ссылки)
 + + + Он же: брак в христианстве
        www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
                     (см. здесь другие ссылки)
 + + + А.Л.Кинтас: Человеческая любовь: смысл и достижения
       (с продолжением)     www.messia.ru/r2/1/326.htm#0
 + + + В.Н.Кузнецова: каверзный вопрос о разводе. лучше не жениться?
                              www.messia.ru/rasylka/005/1253.htm#0
                              (см. здесь другие ссылки)
 + + + www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html
 




Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060124/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060111&key=days


***************************************************************** * *
  к апост. чтению среды   31-й седмицы по Пятидесятнице (Иак.1:1-18)
   www.messia.ru/rasylka/005/1051.htm#0    (+ ссылки на тексты БЦ)

  к еванг. чтению среды   31-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.10:11-16)
   www.messia.ru/rasylka/005/1023.htm#0
   (свящ. Яков Кротов; ссылки на текст К.С.Льюиса)
   www.messia.ru/rasylka/006/1371.htm#0
   (ссылки на тексты Н.Сухининой, свящ. Анатолия Гармаева,
    иг. Петра (Мещеринова), свящ. Якова Кротова, Клайва Льюиса)

   Завтра память мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пришли к Иисусу фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его:
 "Может ли по Закону мужчина развестись с женой?"
 Иисус спросил: "А что вам заповедал Моисей?"
 Они ответили:
 "Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство".
 Иисус возразил:
 'Моисей написал вам такую заповедь,
  потому что сердц`а у вас черствы и упрямы.
  Но с самого начала, со времен сотворения мира,
  Бог "создал мужчину и женщину.
   Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
   и станут двое одной плотью".
  Итак, их уже не два человека, а одно существо.
  То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'.
 А в доме ученики спросили Его о том же.
 Иисус ответил:
 "Кто разведется с женой и женится на другой,
  тот согрешит, нарушив супружескую верность.
  И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
  то она совершит тот же грех".* (Мк.10:2-12)
                                * * *
'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки;
 а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.'
                                                (Лествица)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1390.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»