=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 03 августа 2008 г. ст.ст., суббота 9-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.14:6-9; Мф.15:32-39.


<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
к апостольскому чтению:
   * Филип Янси: религиозные правила и потеря Бога
              www.messia.ru/rasylka/006/1569.htm#0
   * свящ. Яков Кротов о брате Роже
      www.messia.ru/rasylka/005/1239.htm#0
   * cвящ. Александр Мень:
      открытость христианства; внешнее и внутренее
               www.messia.ru/rasylka/002/169.htm#0
   * иг. Евмений (Перистый):
       уважение к ценностям других. главное -  мотив поступка
                          www.messia.ru/rasylka/003/523.htm#0
   * Х.Яннарас: любовь Божия - источник существования всех людей
                             www.messia.ru/rasylka/004/868.htm#0
                         <<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
к евангельскому чтению
   +++ cвящ. Яков Кротов об умножении хлебов
          www.messia.ru/rasylka/004/792.htm#0
           www.messia.ru/rasylka/005/1161.htm#0
   +++ В.Н.Кузнецова.
        Комментарий к рассказу о насыщении 5000
            www.messia.ru/rasylka/003/443.htm#0
   +++ Клайв Стейплз Льюис -
        "Чудеса первотворения" в книге ЧУДО
         www.orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm
   +++  о. Александр Мень, о. Георгий Чистяков, Юлий Шрейдер
                      www.bible-center.ru/note/20050820/orth
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
 


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080816/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-08-2008



----------------------------------------------------------------------
 

Выпуск посвящен воскресному апостольскому чтению
9-го воскресенья по Пятидесятнице - 1Кор.3:9-17.




>                      3.5-17 ТРИ МЕТАФОРЫ ЦЕРКВИ

> 5       В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?
>    Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере, и каждый
> 6  исполнил то дело, которое ему поручил его Господин. • Я посадил,
> 7  Аполлос поливал, но вырастил Бог! • Поэтому ничего не значит
>    ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает. Значит лишь Бог,
> 8  который взращивает! • И тот, кто сажает, и тот, кто поливает,
>    делают одно дело. И каждый получит то вознаграждение, которое
> 9  ему положено. • Мы ведь сотрудники на службе у Бога, а вы -
>    Божье поле, Божье строение.
> 10      По данному мне Богом дару я, как мудрый мастер-строитель,
>    заложил фундамент, а кто-то другой возводит на нем дом. И пусть
> 11 каждый смотрит за собой, как он строит. • Никто не может заложить
>    иного фундамента, кроме того, что уже заложен, а это Иисус
> 12 Христос. • И строит ли кто на этом фундаменте из золота, серебра,
>    драгоценных камней или из дерева, из сухой травы или соломы, -
> 13 работа каждого станет видна потом: • ее покажет тот День,
>    потому что он явится в огне. Огонь испытает работу каждого,
> 14 какова она. • И чья постройка выдержит огонь, тот получит
> 15 свое вознаграждение, • а чья сгорит в огне, тот понесет ущерб.
>    Правда, сам он будет спасен, как человек, которого вытащили
>    из пламени.
> 16      Неужели вы не знаете, что вы - храм Бога и в вас живет
> 17 Божий Дух? • И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог.
>    Потому что храм Бога свят, а вы и есть тот храм.

>               -----------------------------------------------------
>               3.5 +что такое Аполлос? Что такое Павел?+ - в ряде
>                   позднейших рукописях: "кто такой Павел? Кто такой
>                   Аполлос?"

>               *3.5 Деян 18.24,27   *3.6 Деян 18.4,11,24-28
>               *3.9 Мф 13.3-9; Эф 2.20   *3.10 1Кор 15.10; 2Петр 3.15
>               *3.11 Ис 28.16; 1Петр 2.4-6
>               *3.13 1Кор 4.5; 2Фес 1.7-10
>               *3.16 1Кор 6.19; 2Кор 6.16


> Ст.  5  -  =В  конце  концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?= -
> Апостол    Павел   начинает   подробно   объяснять,   что   ценность
> христианского  лидера  заключается  только в том,   насколько хорошо
> и  правильно  он  выполняет  то  служение,    которое  ему  поручено
> его  Господином  - Богом. Они - =всего лишь слуги, благодаря которым
> вы  пришли  к  вере,  и каждый исполнил то дело, которое ему поручил
> Бог=  -   Если  у  этих  слуг разные  поручения,  то это потому, что
> так  распорядился   Бог.   Они слуги Бога,  Христа и  самих коринфян
> (ср.    3.21-23;   2Кор   4.5).   Чтобы   еще   больше   подчеркнуть
> "незначительность"  слуг,  апостол  даже  употребляет  вместо  "кто"
> местоимение   ="что"=:   ="что  такое  Аполлос?  Что  такое Павел?"=
> В  данном случае, когда коринфяне придают людям не имеющую под собой
> никаких  оснований  религиозную  значимость, Павел даже сводит себя,
> Аполлоса и всех остальных служителей Христа к роли чуть ли не орудий
> производства.  Это не они принесли людям веру, но лишь исполнили то,
> что  им  было  поручено Богом и Христом. У каждого из них свое дело,
> потому   что   Бог,   как  всякий  разумный  и  рачительный  хозяин,
> распределяет обязанности между слугами.

> Ст.  6-7  -  =Я  посадил,  Аполлос поливал, но вырастил Бог! Поэтому
> ничего  не  значит  ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает. Значит
> лишь  Бог,  который  взращивает= -  Первая метафора -  это привычная
> в  Библии  и раввинистической литературе метафора, взятая из области
> сельского   хозяйства.    Израиль  часто   назывался   виноградником
> или  насаждением  Божьим (Ис 5.7; Иез 36.9; ср. Мк 12.1-2; Мф 21.33;
> Лк 20.9;  Ин 15.1).    Сейчас  этот  образ    органически  переходит
> на   Церковь.   Апостолы  уподоблены  сельскохозяйственным  рабочим,
> которые  трудятся  на  Божьем  поле (см. ст. 9).  Павел  =посадил= -
> Он  первым  побывал в Коринфе и возвестил там Радостную Весть, он же
> основал  там церковь. Аполлос =поливал= - Аполлос появился там позже
> и  своей деятельностью содействовал росту и расширению церкви. Павлу
> его Господин поручил сажать растения, Аполлосу же или другим лидерам
> поливать их,  но никто из них  не является источником роста. И поле,
> и семена, и растения принадлежат Богу, только Он способен дать жизнь
> этим росткам. Все их труды пойдут насмарку, если Бог не даст жизнь.

> Коринфяне  привыкли  смотреть снизу вверх на своих лидеров, Павел же
> говорит  нечто  противоположное:  руководители  церкви  не более чем
> слуги   христиан.   "Слуги   приходят   и   уходят,  но  Божье  дело
> продолжается".{}  Ср.  также  Лк 17.10. Коринфяне, привыкшие к тому,
> что странствующие философы-софисты осыпают друг другу бранью, ждали,
> что  Павел  станет критиковать Аполлоса, в котором он, по их мнению,
> должен  был  видеть  соперника.    Но  вместо  этого апостол говорит
> о равенстве слуг Божьих перед их Господом.

<...>

> Ст. 8 - =И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело= -
> В  греческом: "делают одно дело" звучит дословно: "они - одно". Этим
> Павел подчеркивает их принадлежность к одной и той же категории слуг
> и исключает соперничество и зависть. Хотя их функции различны, у них
> одна  цель и одно дело - исполнять то, что им повелел Бог. =И каждый
> получит  то  вознаграждение,  которое  ему  положено=  -  Слуги Бога
> ответственны  перед Богом. Он  "платит"  им  их "зарплату", согласно
> их  труду,  способностям  и прилежанию. О вознаграждении также часто
> говорится в эсхатологических контекстах Нового Завета (Мф 5.12; 6.1;
> 10.41-42;  Мк  9.41; Лк 6.35 и др.). Это вознаграждение ждет хороших
> работников  в  День Суда  (3.14).   См. также   9.24,25;   Флп 3.14.
> Хотя  Павел  говорит  о  себе  и  об  Аполлосе,    он  имеет  в виду
> и  коринфских  лидеров, которые возомнили о себе, но должны помнить,
> что они не более чем Божьи работники.

> Ст.  9  -  =Мы  ведь сотрудники на службе у Бога, а вы - Божье поле,
> Божье    строение=    -   Для  Павла   апостольское служение   имеет
> две  неразрывные  стороны:  статус  апостолов  самый  низкий  - слуг
> и  рабов,   но  одновременно  и   высочайший -   Божьих сотрудников,
> Его  посланцев,  Его   полномочных   представителей  (ср. 2Кор 5.20;
> Флм 9).

> Здесь  снова повторена метафора Церкви как =Божьего поля= (греческое
> слово  может  означать также "виноградник"), но появляется и новая -
> дома, строения,   тоже привычная в Библии. См. особенно   1Петр 2.5;
> см.  также Евр 8.8. Ср. также Иер 1.10, где пророк был призван Богом
> "строить и насаждать".

> Ст.  10 - =По данному мне Богом дару я, как мудрый мастер-строитель,
> заложил  фундамент,  а  кто-то  другой  возводит на нем дом= - Здесь
> апостол  уже  сравнивает  себя не с Аполлосом, но с теми коринфскими
> лидерами,  которые соперничают между собой, образуя в церкви группы.
> =Мудрый=  -   здесь  в  значении:   "опытный,   искусный,  постигший
> все  секреты ремесла", но в переводе сохранено слово "мудрый", чтобы
> была    связь    с    предыдущими    случаями    его   употребления.
> =Мастер-строитель=  -  Греческое  слово "архит`ектон", которое очень
> часто переводится как плотник, означает "строитель". В данном случае
> Павел   -  каменщик,  которому  поручено  самое  важное  -  закладка
> фундамента  или  краеугольного  камня  в фундаменте. Ведь прежде чем
> строить дом, должен быть заложен фундамент. <.....>

<...>

> Ст.  11 - =Никто не может заложить иного фундамента, кроме того, что
> уже заложен,   а  это   Иисус  Христос= - Апостол снова возвращается
> к  своей работе: он ее сделал хорошо, потому что фундаментом здания,
> которое  он  заложил, является Христос. Если же здание стоит на ином
> фундаменте, это будет не Церковь. Апостол говорит об этом, вероятно,
> потому,  что  в  коринфской  общине  Христос  мог уже перестать быть
> центром  ее  жизни.    Может  ли   быть    здесь  скрытая   полемика
> с  утверждением, что фундаментом Церкви является Петр (см. Мф 16.18;
> ср. Гал 2.9 и Эф 2.20)? <....>

> Ст.  12-13 - =А строит ли кто на этом фундаменте из золота, серебра,
> драгоценных  камней  или  из  дерева,  из  сухой травы или соломы, -
> работа  каждого  станет видна потом: ее покажет тот День, потому что
> он  явится  в  огне=  - Другим предстоит строить за этом фундаменте.
> Если  фундамент  может  быть  только один, то строительные материалы
> могут  различаться. <.....>  =Тот  День=  -  Это  День  Суда Божьего,
> всегда  связанный с  огнем. Это огонь  не  возмездия,  но  испытания
> (ср.  1Петр  1.7;  Мал  3.3;  Притч  17.3;  Прем  3.6).  Несгораемые
> материалы  выдержат  испытание, в то время как дерево, сено и солома
> мгновенно  сгорят. Тот руководитель, которым двигают личные амбиции,
> превращает золото и серебро в солому.

> Ст.  14-15   -  =И  чья  постройка  выдержит   огонь,  тот   получит
> свое  вознаграждение, а чья сгорит в огне, тот  понесет ущерб= - Как
> в  реальной  жизни  заказчик принимает работу, оценивает ее, а затем
> рассчитывается   с рабочими,    так   и    лидеры    Церкви  получат
> свое  вознаграждение от Бога в тот День. См. также 3.8 и комментарий
> и  Рим  4.4.  Казалось бы, те, чья постройка сгорит, должны получить
> наказание,   но апостол употребляет  слово, которое можно  перевести
> не  только  как  "наказание",  но и как "штраф". Именно это значение
> здесь  наиболее подходит (см. ст.  15б).  Вероятно,  апостол говорит
> не об их конечной участи, но продолжает метафору: заказчик, принимая
> здание, назначает  награды и  штрафы.  Человек,  увидевший,  что все
> его труды уничтожены, испытает мучительный стыд.

> =Правда,   сам  он  будет  спасен,   как человек, которого  вытащили
> из  пламени=  (дословно:  "через  огонь")  -  Эти  слова толковались
> по-разному.  Так,  западная  Церковь  видела  в  них  доказательство
> существования  чистилища и понимала огонь как средство очищения. Но,
> вероятно,  перед нами  пословичное выражение,  говорящее  о спасении
> в последний миг -  как  на пожаре вытаскивают человека  из огня. Ср.
> Ам  4.11:  "Вы были выхвачены, как головня из огня". Так что в устах
> Павла  это  серьезное  предостережение  "строителям"  о  грозящей им
> опасности.

> Ст.  16-17 - =Неужели вы не знаете, что вы - храм Бога и в вас живет
> Божий  Дух?  И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог. Потому что
> храм  Бога свят, а вы и есть тот храм= - Третья метафора - это храм.
> Этот  образ  уже  отчасти присутствовал и в предыдущем отрывке с его
> метафорой  здания.  <...>  "Для  современных Павлу языческих религий
> было  само  собой  разумеющимся,   что храмы  отражают природу и имя
> их  бога  или  богини...    Таким  же  само  собой разумеющимся было
> и  представление эллинистического иудаизма и христианских общин, что
> Бог  Израиля   живет  в Своем  народе,   а  не в рукотворных  храмах
> (Деян 7.47; 17.24). В еврейской и христианской апокалиптике святость
> храма  как излучение Божьего присутствия и славы также была аксиомой
> (Откр  7.15;  11.19; 14.17; 21.20; ср. 21.22)".{} Для Павла =храм= -
> это   не  рукотворное    здание   и   не  организация,   выстроенная
> в иерархическом  порядке,  но   сами христиане.  Как говорит   автор
> 1  Письма  Петра:  "И  сами  вы,  как живые камни, созидайте из себя
> духовный  храм,  чтобы,  став  святым  священством,  приносить через
> Христа Иисуса духовные жертвы, приятные Богу" (1Петр 2.5). Для Павла
> безнравственное  поведение  христиан  есть  форма  святотатственного
> осквернения храма-общины. =Вы= - В данном контексте это не отдельные
> христиане,    а   вся   христианская   община.   В древности верили,
> что  храмы  -  это жилища богов. Отныне в этом духовном храме =живет
> Божий  Дух=.  Дух Божий, присутствуя в общине, делает ее тем местом,
> где  хвала  и поклонение Богу возносятся должным образом. Павел даже
> не  употребляет  здесь слово "церковь", а вы. Община избранных Богом
> через Иисуса Христа - вот отныне местонахождение Духа.

> Только    совместные   усилия,   дружная   работа   позволят   храму
> воздвигнуться.  Но  распри,   деления на группы,  раздоры   означают
> его  разрушение. =Кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог= - <...>
> если  <человек> разрушил  Церковь  -  духовный,  нерукотворный храм,
> в котором обитает Божий Дух, - то и сам будет разрушен.{}

> <...>  довольно популярно толкование,   что  здесь содержится запрет
> на самоубийство. Но нельзя вырывать слова Павла из контекста. У него
> речь идет о храме-общине, которую разрушают дурные руководители.
                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. Стр.76-83 ]


 + + + Филип Янси: образы церкви
        www.messia.ru/rasylka/007/1911.htm#0
 + + + свт. Августин; Мартин Лютер; архим. Киприан (Керн):
        строительство и пожар www.messia.ru/rasylka/005/1240.htm#0
 + + + Я - храм?      www.messia.ru/rasylka/003/524.htm#0
 + + + иером. Лев (Жилле): воля Божия на земле
        www.messia.ru/rasylka/006/1584.htm#0


       
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
 Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог,
 мир своей мудростью не познал Бога,
 Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.* (1Кор.1:20-21)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2275.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
            www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»