=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 11 сентября 2017 г. ст.ст.,
  воскресенье 16-ое по Пятидесятнице.
  перед Воздвижением.
  литургические чтения: (рядовые) 2Кор.6:1-10; Мф.25:14-30;
                   (перед Воздв.) Гал.6:11-18; Ин.3:13-17.

 

 

 

к ряд. апост. чтению:
 +++ дорога слёз становится дорогой радости
 +++ В.Н.Кузнецова: благоприятное время, день спасения
 +++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): ныне день спасения!
 +++ Н.Т.Райт: источник всей жизни обновленного человечества
                              messia.ru/rasylka/008/2308.htm

 

 

к рядовому евангельскому чтению:

+++ свящ. Яков Кротов: смысл евангельской притчи о талантах

+++ таланты и крест (Мать Мария (Скобцова) и др. + ссылки)

+++ свящ. Яков Кротов: талант дан каждому! & "Куплю дейте"

                 messia.ru/rasylka/008/2309.htm (+ссылки!)

+++ митрополит Сурожский Антоний: Защищенность и смерть взаимосвязаны

        (часть беседы "Притча о Суде")

 

 

 

 

> Богословие всегда есть и было нацелено на мир. Богословие не существует исключительно для внутреннего пользования Церкви. Со стороны христиан всегда наблюдалось усилие выразить Евангелие в терминах современной им культуры, современной мировой федерации. И поэтому богословие всегда старалось иметь общий язык с миром, в котором оно богословствовало. Отцы Церкви делали именно это (не исчерпывая этим смысл патристической эпохи); они примирили Иерусалим и Афины, Афины и Иерусалим, и создали общий язык, сохранивший верность Евангелию и вместе с тем понятный и доступный миру. Что же необходимо делать, когда этот общий язык утрачен, и больше нет общего языка? — Такова наша сегодняшняя ситуация. Эпоха окончилась, эпоха, охарактеризованная существованием Христианской Церкви, христианского богословия, подлинно христианского мира.

> Радикальное «да»: освободительное богословие и терапевтическое богословие

> При этом разрыве, при утрате общего языка имеют тенденцию к развитию в богословии два основных направления.

> Один тип богословия — внутри него присутствует широкий плюрализм — всё еще продолжает искать общий язык с миром, и делает это, тщательно приспосабливаясь к сегодняшнему миру, что можно описать как дискурс. Это значит (заимствуя фразу, которую я связываю с о. Конгаром), что мир устанавливает для Церкви повестку дня. Я живо помню посещение около трех лет назад одного богословского книжного магазина в Париже, где вы могли бы отыскать всё современное богословие за двадцать две минуты. Здесь я прошел вдоль титула Марксистское прочтение св. Луки, несколько минут спустя нашел Фрейдистское прочтение св. Иоанна. Здесь, в названиях этих двух книг и подобных им, мы видим богословие в отчаянной попытке найти общий язык с миром, богословие, которое находит этот язык в дискурсе самого мира.

<....>

> Радикальное «нет»: «духовность»

> Но существует и другой тип богословия, который заключается прежде всего в отказе от только что описанного подхода. Второй тип оставляет все попытки достичь общего дискурса между богословием и миром. Его главная цель (я упрощаю, я только делаю обрисовку) — достижение чувства личного духовного удовлетворения. Будучи ректором семинарии более двадцати лет, я заметил, что слово «духовность» произносится гораздо чаще, чем имя Иисуса Христа. Духовность, которую защищает этот тип богословия, — это прежде всего духовность побега, личная духовность без всякого упоминания о мире. Получается небольшой парадокс: св. Антоний Великий, основатель христианского монашества, был более вовлечен в образовавшийся в его время христианский мир, чем некоторые сегодняшние христиане, которые, живя в миру, всеми возможными способами пытаются убежать от него и не замечать его существования.

<...>

> Третий путь?

> Нет ли чего-то такого в каждом типе богословия, что радикально упущено? Лицом к лицу с миром одни занимают позицию капитуляции, другие — побега. Это трагедия современного богословия. Неужели нет третьего пути? Стараясь выбраться из тупика, в котором мы оказались благодаря этим двум взаимно противоположным путям взгляда на всё — на мир, культуру, жизнь, путь ко спасению, давайте начнем с понятия и принятия относительной правды, которую каждый из них содержит. Каждый из них сделан из того, что во Франции некоторые называют les verites chretiennes devenues folles, христианскими добродетелями, которые сошли с ума. Потому что христианская истина есть в каждом из них, что мы можем увидеть, если рассмотрим парадоксальное использование термина «мир» в Новом Завете. С одной стороны, мы не должны любить ни мир, ни то, что в мире (1Ин.2:15); мир прейдет. С другой стороны, сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин.3:16). В настоящее время существуют как те, кто выделяет только первое отношение к миру, так и другие, разделяющие только второе. В определенных христианских общинах присутствует глубокая и почти апокалиптическая ненависть к миру; участники их думают только о пришествии Христа и даже пытаются предсказать его точную дату. Другая крайность — пример очень респектабельной семинарии в штате Нью Йорк, которая в «славные 60-е» единогласно проголосовала за то, чтобы закрыть часовню и раскаяться за время, бесполезно проведенное в молитве и созерцании, когда мир нуждается в помощи. Такова антиномия: с одной стороны радикальное «нет», а с другой — радикальное «да».

> Эсхатологическое измерение

> Почему же эти два пути взаимно исключают друг друга? Вот в чём наша проблема. Что произошло в истории Церкви, в христианском менталитете, что привело нас сегодня к этой взаимной противоположности, поляризации не только в богословии как таковом, но вообще в христианском мировоззрении? Ответ лежит в оставлении, на весьма раннем этапе христианской истории, важного эсхатологического измерения и основания христианской веры, а значит, и христианского богословия.

> Сейчас нет возможности проводить исторический анализ того, когда и как это случилось. Термин «эсхатология» так часто употребляется и злоупотребляется современными писателями, богословами и небогословами, что я хочу кратко определить, в каком смысле буду употреблять его. Я использую его для обозначения отличительной особенности христианской веры, которая прежде всего система убеждений — веры в Бога, в спасительную силу определенных исторических событий и, наконец, в окончательную победу Бога во Христе и Царства Божия. Но в то же время как христиане мы уже обладаем тем, во что мы верим. Царство должно прийти, но вместе с тем грядущее Царство уже посреди нас. Царство  — не только нечто обещаемое, мы можем познать его уже здесь и сейчас. И следовательно, в каждой проповеди мы несем свидетельство, martyria, не только о нашей вере, но и об обладании тем, во что мы верим.

> Эсхатология — не просто последняя и самая необычная глава в богословских трактатах, унаследованных нами со времен Средневековья, не просто карта грядущих событий, заранее рассказывающая о том, что некогда произойдет. Ограничивая эсхатологию самой последней главой, мы лишаем эсхатологического характера все остальные главы, которые его имели. Эсхатология перенесена в область личной надежды, личного ожидания. Но на самом деле всё христианское богословие в целом эсхатологично, оно — цельный опыт жизни. Подлинная сущность христианской веры в том, что мы живем в таком ритме: покидаем, оставляем, убегаем из мира и в то же время постоянно возвращаемся в него; живем во времени, но тем, что выше времени; живем тем, что еще не пришло, но мы это уже знаем и имеем.

протопр. Александр Шмеман (перевод: свящ. Андрей Дудченко).
Из лекции "Литургия и эсхатология" ]

 

 

 

 

к чтениям вс перед Воздвижением:
 +++ Доминик Бартелеми: Вознесение на крест и медный змей
 +++ В.Н. Кузнецова: мера любви Божьей ко всему миру
 +++ Николай Бердяев:
     искупление - дело любви, а не судебной справедливости
                            messia.ru/rasylka/010/2619.htm
 
+++ чтобы явить миру любовь...
     messia.ru/rasylka/009/2464.htm (+ссылки!)
 +++ свящ. Яков Кротов: смысл евангельской притчи о талантах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*"Всё позволено!" Но не всё на пользу.
 "Всё позволено!" Но не всё способствует созиданию.
 Пусть каждый не своего добивается,
 а того, что идет на пользу другого.
  Всё, что покупаете у мясников,
 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
 ешьте всё, что перед вами поставят,
 не допытываясь, со спокойной совестью.
 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",
 тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.
 Я имею в виду не вашу совесть, а совесть другого человека.
 "А почему это моя свобода должна быть ограничена чужой совестью?"
 Если я благодарю Бога за пищу,
 как может кто-то меня порицать за пищу, за которую я благодарю?*
                                                   (1Кор.10:23–30/*/)

* * *

*Те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям:
 они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.
 Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон,
 а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.
 А я ничем не хочу хвастаться -
 одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
 благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира.
 Ведь неважно, обрезан ты или нет.
 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?
 Мир и милость тем, кто следует этому правилу,
 и им, и всему Израилю Божьему! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с духом вашим, братья!
 Аминь.* (Гал.6:11-16,18/**/)

* * *

*<Иисус сказал:>
 - Верно вам говорю:
   поколение это еще не сменится,
   как всё уже сбудется.
   Небо и земля пройдут бесследно,
   но слова Мои не пройдут!
  А о дне том и часе не знает никто:
   ни ангелы на небесах, ни Сын  —
   знает один Отец.
   Как было в дни Ноя, так будет в те дни,
   когда возвратится Сын человеческий.
   В те дни, до потопа, люди ели и пили,
   женились и выходили замуж  —
   и так до самого дня,
      когда Ной вошел в ковчег.
   Они ни о чём не догадывались,
   пока не пришел потоп и всех их не погубил.
   Так будет и в дни,
   когда возвратится Сын человеческий.
   Тогда двое будут в поле —
   и один будет взят, а другого оставят,
   две женщины будут молоть на одной мельнице —
   одну возьмут, а другую оставят.
   Так смотрите же, не смыкайте глаз!
   Ведь вам неизвестно,
   в какой день придет Господин ваш.
   Знайте, если бы хозяину дома было известно,
   в какой час ночи придет вор,
   он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом.
   Поэтому будьте и вы готовы:
   в час, когда вы не ждете,
   придет Сын человеческий.* (Мф.24:34–44/#/)

             *********************************************

/*/ содержит рядовое апост. чтение субботы.
/**/ из апост. чтения воскр. пред Воздвижением.
/#/ Рядовое евангельское чтение субботы
.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3564.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»