=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Евхаристия - таинство Святого Духа (2)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 11.

(Выделение подчеркиванием сделано составителем рассылки. Курсив - текст из перевода книги, приводимый без изменений.)

Предыдущие части:
• (1) Евхаристия: таинство собрания
(а, б, в, г)
(2a) Евхаристия: Символизм (а, б, в)
(2b) Евхаристия – таинство Царства (а, б)
(3) Евхаристия: вхождение в Царство Божие (а, б, в)
(4) Евхаристия: таинство Слова (а, б, в, г)
(5) Евхаристия: таинство верных (а, б, в)
(6) Евхаристия: таинство приношения (a, б, в, г, д, е, ж)
(7) Евхаристия: таинство единства (a, б, в, г, д, е)
(8) Евхаристия: таинство возношения (a, б, в, г, д)
(9) Евхаристия: таинство благодарения (a, б, в, г, д, е)
(10) Евхаристия: таинство воспоминания (a, б, в, г, д, е, ж, з)
• (11) Евхаристия: таинство Святого Духа (a)


11. ТАИНСТВО СВЯТОГО ДУХА

...нас же всех от единого Хлеба и Чаши приобщающихся,
соедини друг ко другу во единого Духа причастие.

Литургия св. Василия Великого

 

IV

Нас могут спросить: не означает ли сказанное о многочастии Литургии, что преложение Святых Даров в Тело и Кровь Христовы совершается постепенно, шаг за шагом, так что неясно, когда именно оно совершается? Вопрос этот определяет собой доктрину о тайносовершительной формуле (консекрации), о том, как и когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Но возникнуть этот вопрос мог только в эпоху, когда в схоластическом богословии выдохлось его эсхатологического измерение и сущность христианской веры. Это ставит нас перед вопросом о времени.

Литургия служится на земле, и это значит — во времени и пространстве "мира сего". Но если служится она на земле, то совершается на небе, в новом времени нового творения, во времени Духа Святого. Для Церкви вопрос о времени имеет огромное значение. Ведь, в отличие от того широко распространенного в мире спиритуализма, который основан на отвержении времени, на стремлении выйти из него, на отождествлении его со злом, — для христиан время, как и всё в творении, — от Бога и Божье. От первых слов книги Бытия: "В начале сотворил Бог небо и землю", — до слов апостола Павла: "Когда наступила полнота времени" (Гал. 4,4), и, наконец, утверждения св. Иоанна Богослова: "Наступает время и настало уже" (Ин. 5,25) — не вне времени, а в нём и по отношению к нему прозвучало и вечно звучит Божественное удостоверение: "И увидел Бог, что это — хорошо!"

"Спиритуалистам" противостоят в нашем "религиозном мире" активисты, чей духовный горизонт ограничен временем, историей, разрешением социальных проблем. Если "спиритуалисты" отвергают время, то "активисты" как бы не чувствуют его онтологической падшести, не чувствуют, что оно не только отражает падение мира, но само есть "реальность" этого падения, торжества "смерти и времени", что царят на земле. "Проходит образ мира сего", и именно "старое время" есть образ проходящести всего земного на пути к неизбежной смерти.

Между тем, именно в это падшее время — и тут терпят крах как "спиритуалисты", так и "активисты", — именно в это падшее время, в этот падший мир снизошел в Своем вочеловечении Христос, в нём возвестил, что приблизилось грядущее Царство Божье, спасение от греха и смерти. И не только возвестил, но и Своим добровольным страданием, распятием и воскресением осуществил эту победу в Себе и даровал ее нам.

В день Пятидесятницы сошел на Церковь Дух Святой, а с Ним и в Нём — новое время. Нет, старое время не исчезло и внешне в мире ничего не изменилось. Но Церкви Христовой, живущей в Духе и Духом, дана заповедь и сила претворять его в новое время. "Се творю всё новое" (Откр. 21,5) — это не замена старого новым, не исход в какой-то "иной" мир. Это тот же мир, сотворенный Божественной Любовью, и который в Духе Святом мы видим и принимаем таким, каким сотворил его Бог — "небом и землей, исполненными славы Божией".

Итак, пребывать в новом времени означает — пребывать в Духе Святом. "Был я в Духе в день Господень" (Откр. 1,10). Эти слова Тайновидца применимы, конечно, ко всем верующим, живущим хоть в малой степени тем стяжанием Духа Святого, о котором, как о сущности и цели жизни, говорил преп. Серафим Саровский. Но в первую очередь применимы они к источнику этого "стяжания" — к Божественной Литургии. Ведь в том и состоит сущность Литургии, чтобы возносить нас в Духе Святом и в Нём претворять старое время во время новое.

Христианское богослужение, и особенно вершину его, Таинство Евхаристии, нельзя толковать в категориях культа. Ибо культ построен на различении не старого и нового, а "священного" и "профанного". Культ "сакрализирует" ("освящает"), и сам он — плод сакрализации. Во времени он выделяет "священные дни" и "периоды", в пространстве — "священные места", в материи — "священные части", но совершается всё это в "старом" времени, ибо культ статичен, а не динамичен, и иного, нового времени не знает.

Яркий пример этого — противопоставление первых христиан Храму. Храм с незапамятных времен был "фокусом" сакрализации. И потому одним из главных обвинений христиан в эпоху гонений было обвинение в атеизме, в отсутствии священного центра. На это обвинение и отвечает в Деяниях Апостольских первомученик св. Стефан. Разъяренной толпе, побивающей его камнями, он заявляет: "Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: 'Небо престол Мой и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждите Мне, - говорит Господь, - или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?.." И в минуту смерти Стефан воскликнул: "Вот я вижу небеса отверстыми и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян. 7,48- 50,56). А св. Иоанн Златоуст в Беседе о Кресте и Разбойнике говорит: "Когда пришел Христос и пострадал вне города, Он очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы. ... Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы?"

Не рукотворный храм, а отверстое небо, мир, претворенный в храм, вся жизнь — в Литургию: такова основа христианской Lex orandi. И если мы до сих пор называем храм — церковью, то есть собранием, то это потому, что возник он не из жажды "сакрализации", а из евхаристического опыта Церкви, опыта неба на земле.

 

V

Если в свете сказанного постараться понять смысл литургической многочастности и ее, так сказать, "литургической необходимости", нужно вспомнить, что укоренена она в Евхаристии как Таинстве Воспоминания: "Сие творите в Мое воспоминание". В этих словах предание справедливо видит установление Евхаристии на Тайной Вечери. Но ошибка, ущербность "школьных" толкований в том, что слово сие они относят исключительно и только к преложению евхаристических даров в Тело и Кровь Христовы, и тем самым выделяют это установление из Литургии в целом. Между тем, как сущность Литургии и ее многочастности в том и состоит, что вся она — от начала до конца — воспоминание, явление, "эпифания", спасение мира, совершенного Христом.

Воспоминание в Евхаристии есть собирание воедино всего опыта спасения, всей полноты той реальности, что дана нам в Церкви, что составляет нашу жизнь: реальности мира как творения Божьего, реальности его как спасенного Христом, реальности того нового неба и земли, на которое восходим мы в таинстве восхождения в Царство Божие. Вспоминать — значит помнить и жить в воспоминаемом, его получать и хранить. Но как помнить, если "не творить"? Как жить невидимым, как воспринимать его, хранить его, и, главное, как хранить в полноте этот опыт? Христианство — это всегда исповедание, принятие, опыт. Но в падшем и раздробленном времени "мира сего" целостное воспоминание это невозможно иначе, как в последовательности составляющих его частей. Ибо старое время — это горизонтальное, а не вертикальное. И потому каждая Литургия есть собирание, восстановление полноты нашего воспоминания и "опознание" его. Литургию мы служим на земле, но совершается она на небе. Но - и это самое важное — то, что совершается на небе, уже совершено, уже есть, уже совершилось, уже дано. Христос вочеловечился, умер на Кресте, сошел во ад, воскрес из мертвых, вознесся на небо, ниспослал Духа Святого. В Литургии, которую нам заповедано совершать, "пока Он не придет", мы не повторяем и не изображаем — мы восходим в эту тайну спасения и новой жизни, совершенную единожды, но даруемую нам "всегда, ныне и присно и во веки веков". И в этой небесной, вечной и надмирной Евхаристии не Христос сходит к нам, а мы восходим к Нему.

Литургию можно уподобить человеку, освещающему ручным фонарем — часть за частью — знакомое, прекрасное, но в ночной темноте скрытое здание, и в них, в этих частях, опознается всё здание в его целости, единстве и красоте. Так и в нашей Литургии, совершаемой на земле, но совершающейся на небе. В ней раскрывается и даруется нам тайна спасения мира Христом во всей ее полноте и многочастности, в ней исполняется Церковь, в ней торжествует "иного жития, вечного, начало..."

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/301.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме