=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

 

Поздравляю православных христиан (и всех, кто празднует) с праздником Вознесения!

Тема выпуска: Христианство в 4-ом десятилетии XX века

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено на основе работы:
Хусто Л.Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА. Т. 2, часть четвертая. ХХ ВЕК
. (Цитаты из нее в выпуске выделяются цветом.)

Также использованы следующий материал:
* 20 век: Хронологический указатель в БЯК
.

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия +Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
    
 (примерно 2820 слов)

 

1931 г.

* Провозглашение Испанской республики

* Энциклика «Non abbiamo bisogno», направленная против фашизма.

* Англиканская церковь и старокатолики объявляют о согласии на евхаристическое общение друг с другом.

  март – начало конфротации режима Муссолини (Италия) с папством.

 15 мая. Папа Пий XI издает энциклику "Quadragesimo anno" (к 40-летию Rerum Novarum), посвященную социальным вопросам, в защиту прав трудящихся.

 29 мая. Муссолини распускает католические молодежные и студенческие организации.

1932 г.

* «Церковная догматика» Барта (1932-1967) – величайший богословский труд XX века. В то время когда многие полагали, что разработка богословских систем – дело прошлого и что богословские труды могут в крайнем случае принимать форму монографий, Барт написал труд, достойный лучших времен богословской мысли. Автор постоянно ссылается на прежние богословские системы. Произведение, работа над которым продолжалась в течение почти четырех десятилетий, обладает внутренним единством; акценты смещаются, но нет никакого разрыва в общем ходе повествования. Cамое большое впечатление производит свободное и критическое отношение Барта к богословию в целом, которое он никогда не смешивает со Словом Божьим. Он подчеркивает, что богословие, будь оно правильным или нет, в любом случае остается человеческим творчеством, и поэтому к нему всегда надо относиться с чувством сознания собственной свободы, радости и даже юмора.

 

США. Методистская церковь и Федеральный совет церквей (образованный в 1908 году тридцатью тремя деноминациями) высказались за участие правительства в экономическом планировании и выделение средств для поддержки бедных. Это было расценено как выражение радикального социализма, и вскоре последовала реакция.
В этой реакции элементы традиционного фундаментализма сочетались с антисоциалистическими – и порой фашистскими – политическими взглядами. В то время как руководство различных традиционных конфессий всё больше приходило к убеждению о необходимости создать систему социального обеспечения с пособиями по безработице и принять антитрестовское законодательство, многие рядовые
христиане двигались в противоположном направлении и обвиняли руководство в пособничестве коммунизму. С приближением войны значительная часть этого движения встала на сторону фашизма, и некоторые его лидеры заявляли даже, что христиане должны быть благодарны Адольфу Гитлеру за то, что он останавливает распространение социализма в Европе. Различие между русским коммунизмом и другими формами социализма проводилось редко, и даже когда это делалось, все они объявлялись в одинаковой степени нечестивыми.

1933 г.

* Приход к власти Гитлера.

Под влиянием нацизма антисемитизм стал официальным догматом международного фашизма, что привело к гибели миллионов евреев в Германии и в других странах. К 1936 году, помимо Италии и Германии, фашистская идеология пользовалась определенным влиянием в Японии, Польше, Австрии, Венгрии, Греции, Румынии и Болгарии.

 

* В Испании республиканское правительство аннулирует конкордат.

 20 июля. Конкордат Ватикана с гитлеровской Германией.

В Германии страх перед либерализмом и коммунизмом склонял многих католиков на сторону нацизма. В 1933 году католическая оппозиция Гитлеру рухнула, и политическая партия, возглавлявшаяся монсеньером Каасом, обеспечила Гитлеру необходимое большинство голосов для прихода к власти. Примерно в то же время собравшиеся в Фульде епископы взяли назад резкие слова, которые они ранее высказывали об угрозе нацизма. В Риме Папа Пий XI и его государственный секретарь кардинал Пачелли (ставший впоследствии Пием XII) пришли к выводу, что настало время достичь с Гитлером соглашения, и несколько месяцев спустя был подписан конкордат, расцененный в международных кругах как ограниченная поддержка Ватиканом нацистского режима. Прошло несколько лет, прежде чем папа осознал угрозу, исходившую от нацизма, в котором он долгое время видел приемлемую альтернативу коммунизму.
У протестантских либералов не было никаких богословских инструментов для критического ответа на этот вызов. Более того, многие из них заявляли, что верят в способность человеческой расы совершенствоваться, а именно это и провозглашал Гитлер. Они также проявляли склонность вписывать Евангелие в контекст немецкой культуры, а заявления нацистов, что Германия призвана цивилизовать весь мир, находили отклик на многих протестантских кафедрах и в академических кругах. Программа Гитлера предусматривала объединение всех протестантских церквей в Германии и их использование для проповеди расового превосходства германской нации и полученной ею от Бога миссии. Так возникла партия "немецких христиан", соединявшая традиционные христианские верования в понимании либералов с пропагандой расового превосходства и германским национализмом. Их программа включала в себя также переосмысление христианства в категориях противоборства иудаизму, приводя его тем самым в соответствие с антисемитской политикой рейха. В 1933 году по указанию правительства была создана Объединенная Германская евангельская церковь. Когда возглавлявший ее епископ выразил нежелание повиноваться Рейху во всех делах, его сместили и вместо него поставили другого.

 

  29 сент. В Виттенберге синод евангелических церквей Германии избирает "имперским епископом" Людвига Миллера, представителя Гитлера.

* США. С избранием президентом в 1933 г. Рузвельта и провозглашением "нового курса" стали осуществляться многие мероприятия, за которые ратовали "социалисты" в руководстве церквей. Принятые в то время весьма скромные меры по облегчению положения бедных и социальной защите трудящихся некоторые историки связывают со спасением капиталистической системы в Соединенных Штатах. Как бы то ни было, "новый курс" действительно улучшил положение бедных, но восстановление экономики происходило медленно, и последние следы депрессии исчезли только в 1939 году, когда страна вновь готовилась к возможности вступления в войну. В определенном смысле конец Великой депрессии положила именно война, а не "новый курс".
В вопросе о возможности вступления в войну, которая уже бушевала в Европе и на Дальнем Востоке, страна раскололась. Противниками войны двигали разные побуждения: одни были христианами, чувствовавшими угрызения совести за необузданное проявление воинственного и националистического духа во время предыдущей войны.
У других страх перед коммунизмом затмевал все другие соображения; среди американцев немецкого и итальянского происхождения многие испытывали симпатию к земле предков; изоляционисты просто-напросто считали, что страна должна предоставить остальной мир самому себе; приверженцы расистских и антисемитских взглядов полагали, что Соединенные Штаты не должны препятствовать осуществлению программы Гитлера.

1934 г.

* Барменская декларация.
Несколько преподавателей богословия, в том числе Барт и Бультман, подписали декларацию протеста против политики, проводившейся Объединенной церковью. Несколько дней спустя христианские лидеры со всей Германии, лютеране и реформаты, собрались в Бармене на совещание, которое они назвали "синодом свидетельства" и на котором приняли "Барменскую декларацию", ставшую уставным документом "Исповедальной церкви", организации, противостоявшей политике Гитлера во имя Евангелия. Барменская декларация отвергла "лжеучение, согласно которому Церковь не только должна основывать свое послание на Слове Божьем, но и принимать во внимание другие события и силы, новых людей и новые обстоятельства, как будто бы имеющие отношение к Божьему откровению". Она призвала всех христиан в Германии сравнивать слова послания со Словом Божьим и принимать его только в том случае, если оно соответствует Слову.
Реакция Рейха не заставила себя ждать. Д-ра Мартина Нимеллера, берлинского пастора, в открытую критиковавшего власть, арестовали (он проведет в тюрьме 8 лет). Почти всех пасторов, критиковавших правительство, призвали в армию и отправили на фронт. Всех профессоров немецких университетов заставили подписать заявление о безоговорочной поддержке политики рейха (Барт отказался дать такую подписку и вернулся в Швейцарию, где преподавал в Базеле вплоть до отставки).
Самой известной фигурой среди пострадавших при гитлеровском режиме был молодой богослов Дитрих Бонхёффер (1906-1945), работавший пастором в Лондоне, когда Исповедальная церковь пригласила его вернуться в Германию и возглавить неофициальную семинарию. Друзья в Англии пытались отговорить его. Но он счел это призывом, на который должен откликнуться, и вернулся в Германию, зная, что подвергает свою жизнь опасности. В 1937 году он опубликовал работу "Цена ученичества", в которой попытался показать значение Нагорной проповеди в современных условиях. В том же году его семинарию разогнали по прямому указанию руководства Рейха. Несмотря на это, Бонхеффер вновь набрал две группы студентов и продолжил преподавать богословие. Опыт этой совместной жизни в смирении и опасности нашел отражение в книге "Общая жизнь"
(или "Жизнь в христианском общении"), опубликованной в 1938 году. В то время мир стоял на пороге войны. Бонхеффер совершил краткую поездку в Лондон, где друзья из Англии и из Соединенных Штатов (где он когда-то учился) уговаривали его не возвращаться в Германию. Но он всё-таки вернулся. Затем он решил принять приглашение провести год в Соединенных Штатах. Но фазу же по приезде он решил, что совершил ошибку, так как понимал, что его соотечественникам-немцам вскоре придется выбирать между патриотизмом и истиной. Он заявил: "Я знаю, какую из этих альтернатив должен выбрать, но не могу сделать выбор в безопасной обстановке".
Жизнь Бонхеффера в Германии становилась всё труднее. В 1938 году ему запретили жить в Берлине. Два года спустя его семинарию закрыли по приказу гестапо, а самому ему запретили печататься и выступать с публичными заявлениями. В течение следующих трех лет он принимал всё более активное участие в подпольной деятельности против гитлеровского режима. До сих пор он был пацифистом. Но теперь он пришел к убеждению, что такой пацифизм, возлагающий на других обязанность принимать трудные политические и повседневные решения, означает по сути уклонение от ответственности. Встретившись с одним из друзей в Швеции, Бонхеффер сказал ему, что участвует в заговоре с целью убийства Гитлера. Он добавил, что ему это не очень нравится, но что другого выбора у него нет.

 

  8 декабря. Китайские коммунисты обезглавили американских миссионеров Джона и Бетти Стэм из Библейского института Муди. Они поженились за год до этого.

США: В 1934 году благодаря проявленному интересу и поддержке Рейнхольда Нибура (до 1928 года он служил приходским священником в Детройте) к работе на кафедре Объединенной богословской семинарии присоединился немецкий богослов Пауль Тиллих. Это было время, когда в Германии к власти пришел Гитлер, и умеренный социалист Тиллих был вынужден одним из первых покинуть страну. Он был не неоортодоксом, а, скорее, просто богословом широкой культуры, использовавшим экзистенциалистскую философию для истолкования Евангелия и его связи с современным миром. В отличие от Барта с его упором на Слове Божьем, Тиллих предложил то, что он назвал "методом корреляции", заключавшимся в изучении наиболее сложных вопросов бытия современного человека – в особенности его "высших устремлений" – и затем в показе того, как на них отвечает Евангелие. Его "Систематическое богословие" было попыткой рассмотрения основных тем христианского богословия на основании этого метода. Он был также социалистом, применявшим пересмотренную форму марксистского анализа в попытке понять суть пороков западной цивилизации. Но после переезда в Соединенные Штаты эту сторону его научной деятельности затмил интерес к экзистенциализму и современной психологии.


1935 г.

 26 мая: раскол старостильников в Греческой Церкви.

1936 г.

* Начало гражданской войны в Испании.

 

1937 г.

* Оксфордская конференция ("Жизнь и деятельность").

* Эдинбургская конференция ("Вера и порядок"). Порядок ее работы был тем же, что и в Лозанне, и опять с положительными результатами. Но самым значительным решением стало присоединение к призыву второй конференции движения "Жизнь и деятельность", состоявшейся в Оксфорде месяцем раньше, основать "Всемирный совет церквей".
Движение "Жизнь и деятельность" тоже возникло под воздействием миссионерского опыта предшествовавших поколений, а также в силу убеждения, что различные церкви должны объединять усилия в любом практическом деле, в котором такое сотрудничество возможно. Его наиболее выдающимся лидером был Джонатан Седерблум, лютеранский архиепископ Упсалы в Швеции. Первая мировая война, прервавшая осуществление планов проведения международной встречи, вместе с тем дала Седерблуму и другим возможность искать решения огромных проблем, поставленных мировым конфликтом. Наконец, в 1925 году в Стокгольме состоялась первая конференция "Практического христианства" (первоначальное название движения). Повестка дня включала вопросы, связанные с поиском основывающихся на Евангелии общих ответов на проблемы современности. Делегаты работали в пяти секциях, каждая из которых занималась обсуждением одной из пяти главных тем и сопутствующих им вопросов: экономика и промышленность, моральные и социальные проблемы, международные дела, христианское образование и возможности для более тесного сотрудничества церквей. Это движение с самого начала заняло твердую позицию осуждения любой формы эксплуатации и империализма. Так, в эпоху, когда механизация приводила к росту безработицы, ослаблению профсоюзов и понижению заработной платы, конференция выразила солидарность с "чаяниями трудящихся на установление справедливого порядка и равноправия, единственно соответствующего Божьему плану искупления". Кроме того, с пророческим предвосхищением, верность которого подтвердится несколько десятилетий спустя, она указала на "повсеместное возмущение белым империализмом", грозящее вылиться в открытый конфликт. Конференция создала постоянный комитет, подготовивший проведение II конференции по вопросам жизни и деятельности. Она прошла в Оксфорде в 1937 году, и ее итоговые документы содержали слова решительного осуждения любой формы тоталитаризма и войны как метода решения международных конфликтов. Кроме того, как уже отмечалось, она призвала к объединению "Жизни и деятельности" и "Веры и порядка" во Всемирный совет церквей.
Это решение вкупе с согласием "Веры и порядка" подготовило почву для создания такого совета. Два движения образовали совместный комитет, и началась работа по подготовке созыва первой ассамблеи совета. Но осуществление этих планов прервала Вторая мировая война.

 

* Китайско-японская война.

* Бонхёффер, «Цена ученичества».

* Нибур, «Божье царство в Америке».

* Папа Пий XI выпустил две энциклики, одна из которых была направлена против нацизма, а другая против коммунизма. В первой из этих энциклик "Mit brennender Sorge" ("С искренней заботой"; издана 14 марта, в Германии прочитана 21 марта) заявлялось, что нацизм есть новая форма варварства, а Гитлер обвинялся в нарушении конкордата 1933 года. В выпущенной пять дней спустя параллельной энциклике "Divini Redemptoris" осуждался коммунизм, вызывавший у Папы большое беспокойство из-за усиления в России антирелигиозной пропаганды. Кроме того, коммунизм делал быстрые успехи в Азии. Папа также опасался, что Мексиканская революция приведет к образованию еще одного коммунистического государства. В этой энциклике он осудил марксистскую точку зрения на религию как на одно из орудий угнетения низших классов, и заявил, что у христиан не может быть никаких оснований для сотрудничества с коммунистами. Тем временем укрепление связей между Гитлером и Муссолини, а также многочисленные конфликты с итальянским фашизмом побудили папу подготовить резкое выступление с осуждением некоторых действий фашистского режима в Италии, пока еще не порывая отношений с ним. Но он умер, не успев подготовить это выступление.

 

 28 марта. Энциклика Firmissimam constantiam – против преследований Церкви в Мексике.

1938 г.

* Мадрасская ассамблея Международного совета миссионеров (II-я, I-я состоялась в Иерусалиме в 1928 году). На первом плане стоял вопрос о природе Церкви и о содержании христианского послания, и это служило доказательством, что открытое обсуждение миссионерской деятельности Церкви нельзя отделить от богословских дискуссий. Затем деятельность Совета была прервана Второй мировой войной.

 

* Послание митр. Андрея Шептицкого против гонений на православных в Польше.

 9-10 ноября – "Хрустальная ночь" в Германии. Уничтожение синагог, магазинов евреев, арест 26 тысяч человек.

1939 г.

Бонхеффер, «Общая жизнь».

* Победа Франко в Испании. После победы Франко в Гражданской войне в Испании фашизм утвердился и в этой стране.
Отношение фашистских правительств к христианству было разным. В Испании Франко считал католическую Церковь одним из своих самых близких союзников и называл себя ее верным сыном. Отношение Муссолини менялось в зависимости от обстоятельств. Гитлер же видел в христианстве с его заповедью всеобщей любви и необходимостью "подставлять другую щеку" антагонистическую силу, препятствующую достижению его конечной цели – мирового господства, но в то же время стремился использовать церковь в своих интересах.
Характерными для фашизма были также мечты о возрождении былой славы. Муссолини обещал восстановить Римскую империю. Греческие фашисты говорили о возрождении спартанского воинственного духа и Византийского государства. Испанские "фалангисты" мечтали вернуть "золотой век" Испанской империи. Эти мечты вступали, разумеется, во взаимное противоречие. Но их общая движущая сила – прославление войны и противодействие любым формам эгалитаризма – объединяла различные фашистские движения, направленные против всего, что выглядело как демократия, либерализм или пацифизм. Италия и Германия заключили союз, названный "Осью", к которому позднее присоединилась Япония.

 

  2 марта. Избрание папы Пия XII.

Конклав продолжался всего один день и после трех голосований избрал преемника Пия XI. Им стал кардинал Пачелли, принявший имя Пия XII (1939-1958), показав тем самым, что он намерен продолжать политику Пия XI. Пий XII был опытным в дипломатических делах человеком с небольшой склонностью к непотизму и с крайне авторитарным и клерикальным взглядом на Церковь, но в то же время мистиком, проводившим многие часы в молитве, неутомимым тружеником, помощники которого часто жаловались, что он слишком перегружает их работой, и человеком большого личного обаяния, которого уважали как друзья, так и противники. Начальные годы его понтификата проходили в условиях Второй мировой войны, которую он безуспешно пытался предотвратить. Когда война стала неизбежной, он направил усилия – опять же безрезультатно – на то, чтобы удержать Италию от участия в конфликте. Он также поддержал заговор с целью свержения Гитлера. С начала войны Пий XII проводил политику нейтралитета в надежде, что, оставаясь над схваткой, он в нужное время сможет стать посредником. Но этот нейтралитет был достигнут ценой молчания перед лицом нацистских зверств по отношению к евреям, и в этом плане его политика часто подвергалась суровой критике: даже его апологеты признают, что он знал о происходившем в Германии и в оправдание своей политики говорил, что протесты мало что дадут. Но такая позиция не мешала Папе осуждать жестокое обращение нацистов с католиками в Польше, хотя польские епископы сообщали, что после каждого протеста, переданного по Ватиканскому радио, против их паствы принимались еще более суровые меры. В этих вопросах Пий XII был, по всей видимости, просто-напросто очередным выразителем настроений, господствовавших в Римской курии со времен Тридентского собора: защищать Церковь любой ценой, стремясь обеспечить ей как можно большую свободу действий и власть, а всё остальное подчинять этой первоочередной задаче. Возможно также, что хотя он и опасался победы нацистов, его тем не менее больше беспокоил рост влияния коммунизма и что в войне между странами "Оси" и СССР его симпатии были на стороне первых. Как бы там ни было, он постоянно делал упор на общих принципах, на основании которых следует судить о действиях государств и правительств, хотя сам воздерживался от высказывания таких суждений.
Отношение Папы к преследованиям евреев в Германии и в оккупированных странах Европы оставляло желать много лучшего, но были другие католики, рисковавшие жизнью и свободой ради спасения своих еврейских братьев и сестер. Пию было известно о существовании подпольных сетей, с помощью которых евреи переправлялись из Германии, Франции и из разных стран Восточной Европы. И среди "праведных язычников", которые, по признанию международного еврейского сообщества, дали достойный ответ на брошенный тогда вызов, нередко совершая героические поступки, было немало католиков.

 

 23 августа. Подписание германо-советского пакта о разделе Польши, которое обеспечило нейтралитет Советской России.

  1 сентября в Европе началась Вторая мировая война (1939-1945) .

1940 г.

* «Новый Завет и мифология»   Р. Бультмана.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/i01_004.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»