=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Христианство во 2-ом десятилетии XX века

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено по следующим материалам:
* 20 век: Хронологический указатель в «Библиотеке Якова Кротова»;
* Хусто Л.Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА. Т. 2, часть четвертая. ХХ ВЕК;
* Д.Поспеловский. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. // М., 1996. (главы 8 и 9; ср. вып. рассылки 1.105).

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия +Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
    
 (примерно 2950 слов)

 

1912 г.

* Изданы произведения: Карл Юнг. "Психология подсознания"; Эмиль Дюркгейм. "Элементарные формы религиозной жизни"; Э.Трельч. "Социализм и христианская церковь".
  2 сентября. Константинопольский Патриарх Иоаким II издает послание против имяславия на Афоне (учение иером. Антония (Булатовича)). Русское правительство силой вывозит с Афона 600 монахов-имяславцев.
  24 сентября. Энциклика Папы Singulari quadam в защиту профсоюзов.

 

1913 г.

  18 мая. Послание Синода РПЦ против имяславия.
  28 октября — оправдание Бейлиса в Киеве. [см. в: БЯК; Википедии]

В период между Французской революцией и Первой мировой войной христианство, как протестантское, так и католическое, столкнулось с новыми политическими, экономическими, социальными условиями, новой духовной атмосферой. В целом протестантизм искал возможности, позволившие бы учесть новые реалии, тогда как католичество следовало противоположным путем. Разумеется, в этом общем правиле было много исключений. Тем не менее одним из последствий такого положения дел стало то, что к началу Первой мировой войны протестанты и католики отдалились друг от друга, как никогда раньше. Протестанты относились к Католической церкви как к пережитку прошлого, а католики были убеждены, что протестантизм подтвердил свой еретический характер, капитулировав перед вызовом, брошенным современным миром. Такая картина не оставляла надежд на сближение двух ветвей западного христианства.

 

1914 г.

* Первая мировая война (1914-1918)
  26 января. Исключение Розанова из «Религиозно-философского общества» за антисемитизм.
  28 июня. Убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в Сараево — повод для начала Первой мировой войны.
  1 августа. Германия объявляет войну России.
  20 августа. Избрание папы Бенедикта XV.

В XIX веке относительный мир в Европе был возможен отчасти потому, что конкуренция между европейскими державами приняла форму колониальной экспансии. Когда Европа жила в мире, обычным явлением международной политики стали локальные войны на заморских территориях. Но к 1914 году большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки были колонизированы, если не политически, то во всяком случае экономически. Тогда Европа обратила взгляд на собственный юго-восточный регион, Балканы, где в результате постепенного развала Турецкой империи образовалось несколько государств с нестабильными границами и слабыми правительствами. Эти земли стали яблоком раздора между европейскими державами, и именно из-за этого раздора началась Первая мировая война. Технологический и промышленный прогресс, которым так гордился Запад, проявился теперь во всей своей разрушительной силе, так как война предоставила возможность военного использования технических достижений путем создания подводного, воздушного и химического оружия. Тот факт, что промышленно развитые державы держали под контролем далекие страны, сделал неизбежным участие в конфликте большей части земного шара. В войне, продолжавшейся четыре года, участвовали тридцать стран и вооруженные силы общей численностью в 65 миллионов человек, из которых почти одна седьмая часть погибла, а ранения в боях получили более одной трети. Потери среди гражданского населения установить труднее, но они были по крайней мере такими же, как и среди военных.

1915 г.

  26 апреля. Лондонский договор, согласно тайному пункту которого Ватикан отстранялся от какого-либо участия в переговорах между странами-участницами войны.

Соединенные Штаты тоже участвовали в Первой мировой войне, однако для них этот конфликт не имел таких далеко идущих последствий, как для стран Европы. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в войну на ее последнем этапе и их территория не была театром военных действий. Большинство американцев не были прямыми свидетелями разрушений и кровопролитий, а тяготы и страдания гражданского населения не шли ни в какое сравнение с тем, что происходило в Европе. Долгое время общественное мнение выступало против участия в том, что казалось чисто европейским конфликтом, но когда Соединенные Штаты объявили войну, она была воспринята как дело славы и чести. Церкви, до 1916 года поддерживавшие движение за мир, присоединили свой голос к воинственным выступлениям. Как либералы, так и фундаменталисты говорили о необходимости "спасти цивилизацию", а некоторые наиболее радикально настроенные фундаменталисты начали оценивать происходившие события как исполнение пророчеств Даниила и Откровения. За исключением традиционно пацифистских конфессий — меннонитов и квакеров, — воинственный пыл и национальный шовинизм охватили всех, причем до такой степени, что с некоторых кафедр раздавались призывы полностью уничтожить германскую нацию во имя Бога. Это, естественно, создавало огромные трудности для американцев немецкого происхождения — в том числе для Вальтера Раушенбуша, — которые по разным причинам считали необходимым занимать более умеренную позицию.
 Некритическое отношение к войне и к причинам ее возникновения оказало серьезное воздействие на события последующих лет. Во-первых, надежды президента Вудро Вильсона на подписание договора, в котором учитывались бы интересы побежденных, дабы избежать повторения конфликта, развеялись из-за амбиций одержавших победу союзников и отсутствия поддержки у себя дома. Во-вторых, его видение Лиги Наций как форума для разрешения всех возникающих международных конфликтов почти не встретило понимания в его собственной стране, находившейся в плену военной риторики, и Соединенные Штаты так и не вступили в Лигу Наций. К этому времени многие церковные деятели начали отказываться от предрассудков времен войны, но видели, что призыв к любви и взаимопониманию не встречает такого широкого отклика, как раздававшиеся ранее призывы к ненависти и предубежденности.

1917 г.

 13 мая — первое видение в Фатиме (Португалия).
 август. Открытие Поместного собора Российкой Церкви в Москве.
 сентябрь. Принятие в Мексике конституции, враждебной Церкви.

Россия. В 1916 г. думское духовенство подало царю прошение о необходимости созыва Собора и избрания патриарха. В прошении говорилось, что восстановление соборного управления Церковью необходимо для того, чтобы государство перестало использовать православное духовенство как инструмент внутренней политики правительства. Но и оно осталось безответным.
 С 1906 г. в Синод шли тревожные докладные из епархий об упадке веры в народе, особенно в таких промышленных районах, как Урал. Отчеты говорят об успешной агитации среди рабочих под лозунгом "Нет Бога, долой Церковь!", о том, что почти все семинаристы, студенты и школьники — дети духовенства на стороне революционеров, духовенство же ленится преподавать в церковно-приходских школах, хиреющих в то время как число земских школ, где "учителя ведут пропаганду против Церкви", растет. Об уменьшении реального числа верующих свидетельствовали и отчеты военных духовников: после того как Временное правительство отменило обязательное приобщение Святых Тайн для военнослужащих православного исповедания, количество причащающихся упало с почти 100% в 1916 г. до менее 10% в 1917 г.
 Никогда, видимо, престиж православной Церкви и, особенно, духовенства не падал так низко, как накануне победы большевиков. Этому был ряд причин. Шла неудачная кровавая война, особенно тяжким бременем ложившаяся на деревню, поскольку рабочие часто получали бронь, как работающие на войну, а крестьяне соответствующих возрастов мобилизовывались почти поголовно. Деревня и простые солдаты оставались, в основном, в неведении о смысле войны и таких колоссальных жертв и не понимали, почему духовенство поддерживает войну; поэтому вместе с антивоенными росли и антицерковные настроения. Падению авторитета Церкви способствовала и антигосударственная и антицерковная пропаганда левых партий, нередко проводившаяся учителями-народниками в земских школах, а также деятельность Распутина и ряда его ставленников-епископов.
 В результате отказа Николая II допустить созыв Собора, а затем его отречения от престола, Церковь вошла в революцию не только без внутренней инфраструктуры, но и обезглавленной (ведь царь был главой Церкви с 1721 г.). Отрекшись от престола, царь не позаботился о создании альтернативных структур управления и этим обрек и страну, и Церковь на произвол.
Первым обер-прокурором от Временного правительства был В.Н. Львов. Львов был ярым противником Распутина, но человеком неустойчивым, темпераментным, с деспотическими старорежимными замашками, которые стали нетерпимыми в условиях наступившей свободы. Недовольные характером Львова, члены Синода фактически саботировали его решения, и в апреле 1917 г. Львов разогнал старый состав Синода, оставив только архиепископа Сергия (Страгородского) и, в качестве председателя, только что сброшенного грузинами экзарха-митрополита Платона.
 Принятое Синодом под давлением нового обер-прокурора обращение к народу, приветствовавшее Временное правительство и призывавшее к верности ему, было подписано, в частности, митрополитом Антонием (Храповицким), известным своими правомонархическими настроениями.
 Явившись еще в старый Синод, Львов потребовал в послании к народу признать и поддержать новую власть. Добровольность этого обращения Синода может вызывать сомнения, но показателем подлинных настроений может служить отказ Синода выступить в поддержку царской власти (по призыву обер-прокурора — распутинца Раева) еще до отречения царя. По-видимому, к тому времени даже высшая иерархия Церкви разделяла общее раздражение Николаем II. Его обвиняли в неудачном ведении войны, в назначении безответственных лиц на руководящие гражданские и военные должности и особенно в распутинщине. Синодальные послания в марте и июле 1917 г., приветствовавшие "эру свободы", дарованную Временным правительством, нельзя считать вынужденными.
 Новый "львовский" Синод отправил на покой 12 архиереев-распутинцев и призвал Церковь избирать епископов епархиальными съездами духовенства и мирян: так на Московскую кафедру попал митрополит Тихон, будущий патриарх, на Петроградскую — Вениамин, на Тобольскую — Гермоген, сосланный в свое время Николаем за критику Распутина. Синод принял временное положение об автономном приходе как юридическом лице и первичной церковной единице.
 8/5/1917 был объявлен созыв Предсоборного совета на 11 июня. Совет, по определению Синода, состоял из всех членов Синода, 7 архиереев, избранных правящими епархиальными и их викариями "из своей среды", 8 делегатов от Всероссийского съезда духовенства и мирян; 4 делегата от духовных учебных заведений; 8 делегатов по избранию Советов духовных академий; 2 делегатов по избранию монашествующих; 1 представителя Грузинской Церкви; 1 представителя единоверцев и 18 лиц, кооптированных Синодом. К 10(23)/7/1917 Синод объявил о начале выборов делегатов на Собор с тем, чтобы он открылся 15(28) августа. К открытию Собора Временное правительство ликвидировало синодально-прокурорскую систему, заменив ее Министерством вероисповеданий во главе с молодым доцентом богословия А.В.Карташевым. Единственный серьезный конфликт Церкви с Временным правительством был вызван национализацией им всех церковно-приходских школ.
 Сразу же после Февральской революции произошел церковный переворот в Грузии — был арестован и изгнан в Россию экзарх Платон и объявлено о предстоящем выборе католикоса. Еще Предсоборное присутствие 1906 г. признало незаконность отмены русским правительством автокефалии Грузинской Церкви, на повестке грядущего Собора был вопрос восстановления самостоятельности Грузинской Церкви.
 Общественность, в том числе и церковная, бурлила. В Петрограде ожила "Группа 32 священников". "Союз петроградского прогрессивного духовенства" призывал духовенство идти на фабрики к рабочим и вместе с ними бороться за социальные реформы. Священник А.Введенский создавал "Всероссийский союз демократического православного духовенства", проповедуя социализм.

[О Соборе 1917 года и судьбах православия на Украине — см. вып. 1.107]


Хаос в России вылился в революцию. Россия была одной из великих европейских держав, где либеральные идеи XIX века практически не получили распространения. Царское самодержавие и помещичья аристократия продолжали управлять страной так же, как они это делали в течение столетий. Карл Маркс никак не мог ожидать, что Россия, где темпы индустриализации были медленными, станет первой страной, в которой успешно совершится предсказанная им революция. Он рассчитывал, что к революции, которую совершат промышленные рабочие, приведет развитие промышленности и капитала и что крестьяне отнесутся к этой революции настороженно. Но война опровергла его предсказания. Национальные чувства были оскорблены неспособностью правительства выиграть хотя бы одну битву, и вскоре это недовольство соединилось с широким социальным протестом в городах, где не хватало хлеба, и в деревнях, где не хватало земли. В марте 1917 года император Николай II был вынужден отречься от престола в пользу своего брата, который тоже отрекся несколько дней спустя. Некоторое время власть находилась в руках умеренных, надеявшихся на установление либеральной республики. Но неудачи этого правительства на фронте и в области экономической политики в сочетании с агитацией В.И. Ленина и большевиков привели к Октябрьской революции 1917 года. Ленин сразу же начал приводить в исполнение свою широкую программу социальной реорганизации, национализировав землю и банки и передав промышленные предприятия в руки находившихся под правительственным контролем профсоюзов. В рамках этой программы была также конфискована вся церковная собственность. Таким образом, Русская православная церковь, после падения Византии считавшая себя "третьим Римом", попала в положение, аналогичное тому, в котором находилась Византийская церковь после турецкого вторжения. Кроме того, новое правительство вышло из войны, но вскоре оказалось втянутым в гражданскую войну против контрреволюционеров, пользовавшихся поддержкой иностранных государств и церкви. Ко времени, когда Красная армия одержала победу в этой войне, советское правительство еще увереннее считало, что церковь — его смертельный враг. /Гонсалес/

1919 г.

* Издано «Послание к римлянам» Барта.

* Сухой закон в США (1919-1933).

Первая мировая война и ее последствия
 Еще до войны христианские лидеры сознавали рост напряженности в Европе и принимали меры по использованию международных связей церквей для предотвращения конфликта. Когда эти усилия закончились неудачей, некоторые христиане отказались поддаться националистическим настроениям и попытались сделать Церковь инструментом примирения. Одним из лидеров этого движения был Джонатан Седерблум (1866-1931), с 1914 года лютеранский архиепископ Упсалы, использовавший связи в обеих противоборствовавших лагерях и призывавший продемонстрировать универсальный и наднациональный характер христианского сообщества. После войны прилагавшиеся им усилия и установленные контакты в сочетании с незапятнанной репутацией миротворца сделали его одной из ведущих фигур начального этапа экуменического движения.
 Но протестантизм крайне нуждался в богословской теории, которая могла бы помочь понять события современности и дать на них ответ. Либерализму с его оптимистическим представлением о человеческой природе и ее возможностях в такой ситуации сказать было нечего. Эту потребность Седерблум и другие скандинавы начали восполнять, возобновив изучение богословских взглядов Лютера. В XIX столетии немецкая либеральная школа представляла Лютера предтечей либерализма и воплощением германского духа. Теперь же ученые сначала в Скандинавии, а затем и в Германии обратились к богословию Лютера с иной точки зрения и убедились, что многое в его взглядах не соответствует представлениям прошлого века. Значительными вехами на этом пути стали книги Густава Аулена "Christus Victor" и Андерса Нигрена "Агапе и Эрос". Обе они характеризовались осознанием силы зла и незаслуженной Божьей благодати и выражали несогласие со многими идеями, высказывавшимися представителями предшествующего поколения.

 Однако самым значительным богословским ответом на вызов современности стала деятельность Карла Барта (1886-1968). Барт был сыном швейцарского реформатского пастора, и его настолько заинтересовали занятия в кружках подготовки к конфирмации, которые он посещал в 1901 и 1902 годах, что он решил изучать богословие. В то время, когда он принял решение посвятить себя богословию, его отец был преподавателем истории церкви и Нового Завета в Берне, и молодой Барт намеревался заниматься под его началом. Проучившись какое-то время в Берне и проведя ничем не примечательный семестр в Тюбингене, он отправился в Берлин, где на него большое впечатление произвел Гарнак и его трактовка истории христианской доктрины. Позднее, во время учебы в Марбурге, он увлекся сочинениями Канта и Шлейермахера. Получив подготовку в духе лучших традиций либерального богословия своего времени, Барт стал пастором сначала в Женеве, а затем в швейцарском городке Сафенвил.
 В 1911 году Сафенвил был приходом крестьян и чернорабочих, и Барт заинтересовался их борьбой за улучшение условий жизни. Вскоре его настолько поглотили социальные проблемы прихода, что богословские сочинения он начал читать только при подготовке к проповедям и лекциям. Он стал социал-демократом — в партию он вступил в 1915 году — и пришел к выводу, что это движение, пусть даже неосознанно, является Божьим инструментом для установления Его Царства. Он полагал, что Иисус пришел в конечном счете не для создания новой религии, а для основания нового мира и что социал-демократы ближе к воплощению этой цели, чем бездеятельная Церковь, довольствующаяся проповедями и богослужениями. Война поколебала его политические надежды и богословские взгляды. Наступления обещанного социал-демократами нового мира не предвиделось, во всяком случае — в ближайшем будущем, а оптимизм его либеральных наставников казался просто неуместным в разрушенной войной Европе. В 1916 году Барт пришел к выводу, что настало время для создания богословской системы на ином основании и что наилучший путь для этого — возврат к тексту Писания. Тогда он начал исследование Послания к римлянам, результаты которого потрясли богословский мир.
 "Послание к римлянам" Барта, изначально написанное для собственного пользования и для узкого круга друзей, было опубликовано в 1919 году. В нём он подчеркивал необходимость возврата к верному истолкованию в противовес построению систематических конструкций. Бог Писания, заявил он, трансцендентен и не может быть объектом манипуляций со стороны человека, а работа в нас Духа — не наше собственное приобретение, а всегда дар Божий. Барт выступил также против религиозного субъективизма, который он видел во многих своих учителях. Он заявил, что для получения спасения человек должен освободиться от таких личных пристрастий и стать членом Тела Христова — нового человечества.
 Пока читатели в Германии и Швейцарии осыпали его "Послание к римлянам" похвалами, которые ему не всегда нравились, Барт продолжал дальнейшие исследования, убедившие его, что в этой книге он углубился недостаточно далеко. В частности, он полагал, что не в полной мере подчеркнул инаковость Бога. Он говорил о трансцендентности, но теперь опасался, что не до конца избавился от либеральной и романтической тенденции видеть Бога в лучших проявлениях человеческой природы. Кроме того, он недостаточно подчеркнул несоизмеримость Божьего Царства и всех человеческих замыслов. Он пришел к убеждению, что Царство есть эсхатологическая реальность, исходящая от Совершенно Иного, а не от человеческих умозрительных построений. Это побудило его отказаться от богословских взглядов, приведших его в ряды социал-демократов. Оставаясь социалистом и не теряя убеждения, что христиане должны бороться за установление справедливых и равноправных отношений, он теперь подчеркивал, что всё это не следует путать с эсхатологическим Царством Божьим.
 Подготовив второе, радикально переработанное издание "Послания к римлянам", Барт начал преподавательскую деятельность, сначала в Геттингене, затем в Мюнстере, Бонне и, наконец, в Базеле. Во втором издании "Послания к римлянам" ясно просматривается влияние Кьеркегора, особенно в том, что касается упора на непреодолимой пропасти между временем и вечностью, между человеческими достижениями и Божьими делами. Говорили даже, что это второе издание было бартовским вариантом "критики христианского мира" Кьеркегора. Ко времени начала его преподавательской карьеры Барта уже считали основоположником новой богословской школы, которую одни назовут "диалектическим богословием", другие "богословием кризиса", а третьи "неоортодоксией". Согласно этой богословской системе, Бог никогда не с нами, Он всегда отчужден от нас, Его слово означает одновременно "да" и "нет", Его присутствие приносит не облегчение или вдохновение, а кризис. С ним солидаризировались некоторые крупные богословы, в т.ч. исследователь Нового Завета Рудольф Бультман.

1920 г.

* образование Сербского патриархата.

* Предоставление избирательного права женщинам в США.

  ноябрь. Эвакуация Белой армии из Крыма.
  19 ноября. В Константинополе состоялось первое вне пределов России заседание Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Юга России.
  7/20 ноября. Священный Синод Русской Церкви под председательством Патриарха Тихона принял указ №362 о самоуправлении епархий, оказавшихся вне связи с Синодом и Патриархом, на основании которого была образована Русская Православная Церковь заграницей.
  2 декабря. Местоблюститель Константинопольского престола митрополит Дорофей преподал благословение на существование ВЦУ Заграницей под управлением митроп. Антония Храповицкого.


 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/i03_054.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»