=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 12 августа 2008 г. ст.ст., понедельник.
  литургические чтения: 2Кор.2:4-15; Мф.23:13-22.
  /Попразднство Преображения Господня./


к евангельскому чтению понедельника:
   +++ Иоахим Иеремиас: Горе священникам, книжникам и фарисеям!
                           www.messia.ru/rasylka/005/1248.htm#0
       Набожность, разъединяющая с Богом
        www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0
   +++ Николай Бердяев: Религия смирения.
        Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя
                       www.messia.ru/rasylka/004/876.htm#0
   +++ Александр Гуревич о православном фарисействе
                www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0
   +++ В.Н.Кузнецова: ложное  благочестие
        www.messia.ru/rasylka/004/675.htm#0
   +++ Саймон Тагуэлл: внешняя  праведность и праведность сердца
                             www.messia.ru/rasylka/003/610.htm#0
   +++ Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
                             www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0
   +++ Яков Кротов: ракообразные
          www.messia.ru/rasylka/006/1592.htm#0
   +++ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_15.htm


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080825/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-08-2008



----------------------------------------------------------------------
 
Этот  выпуск посвящен стихам 5:9 - 7:9
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.


к 1Кор.6:12-20:
 + архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы
                           www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0

     


>                   БРАК, БЕЗБРАЧИЕ, РАЗВОД (7.1-40)

>                       7.1-16 О БРАКЕ И РАЗВОДЕ

> 1       Относительно того, что вы писали мне в письме: "Лучше
> 2  мужчине не прикасаться к женщине". • Но раз так много разврата,
>    то пусть у каждого мужчины будет своя жена и у каждой женщины
> 3  свой муж. • И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению
> 4  к жене, а жена по отношению к мужу. • Не жена хозяйка своему
>    телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена.
> 5  Не избегайте друг друга, разве только на время, по обоюдному
>    согласию, чтобы провести время в молитве, а затем снова сойтись,
>    иначе Сатана, нащупав слабое место, может искусить вас.
>6/7 Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю.  • Конечно,
>    я желал бы, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой дар
>    от Бога: у одного один, у другого другой.
> 8       А неженатым и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими,
> 9   как я. • А не могут воздерживаться, пусть женятся. Лучше
>     вступить в брак, чем гореть в огне.
> 10      А тем, кто в браке, я приказываю - впрочем, не я, а Господь.
>     Жена не должна покидать мужа, • а если покинет, пусть живет одна
>     или же мирится с мужем. И муж пусть не разводится с женой.
> 12      А остальным говорю уже я, а не Господь: если у какого-нибудь
> 13  брата жена неверующая, но она согласна жить с ним, пусть
>     не разводится с ней. • И если у женщины муж неверующий,
> 14  согласный жить с ней, пусть не разводится с ним. • Потому что
>     неверующий муж через жену посвящается Богу и неверующая жена -
>     через мужа. Иначе и дети ваши были бы нечисты, а так они
> 15  посвящены Богу. • Если же неверующий супруг уходит, пусть
>     уходит, брат или сестра им не подневольны. Но Бог призвал вас
> 16  к миру. • И откуда ты знаешь, женщина, не спасешь ли мужа? И ты,
>     муж, не спасешь ли жену?

>               ----------------------------------------------------
>               7.5 +в молитве+ - в поздних рукописях: "в посте
>                   и в молитве".
>               7.7 +Конечно+ - в некоторых рукописях: "Потому что".
>               7.14 +мужа+ - в некоторых рукописях: "верующего мужа".
>               7.15 +вас+ - в некоторых рукописях: "нас".
>                    +Но Бог призвал вас к миру+ - в ряде рукописей:
>                    "К миру призвал нас Господь".

>               *7.7 Мф 19.11-12   *7.9 1Тим 5.14
>               *7.10-11 Мф 5.32; 19.9; Мк 10.11-12; Лк 16.18
>               *7.14 Рим 11.16   *7.15 Рим 14.19   *7.16 1Петр 3.1


> Начиная  с  этой  главы,  Павел  начинает  давать ответы на вопросы,
> которые  содержались  в  письме  коринфян,  доставленном,  вероятно,
> Стефанасом,  Фортунатом и  Ахаиком  (см.  16.17). Первый  вопрос   -
> о брачных отношениях, повторном браке и разводе.

> Ст.  1  -  =Относительно  того,  что  вы писали мне в письме: "Лучше
> мужчине  не  прикасаться  к  женщине"=  -  Апостол  цитирует  письмо
> коринфян,  которые полагали, что христиане должны прекратить брачные
> отношения, потому что,  по их убеждению,  все сексуальные отношения,
> в том числе и в браке, оскверняют человека. В старых переводах слова
> коринфян  обычно приписывались самому Павлу: "Относительно того, что
> вы  мне  писали. Лучше мужчине не прикасаться к женщине". Считалось,
> что  это Павел дает указание воздерживаться от сексуальных отношений
> даже в браке. В апокрифических "Деяниях Павла" обращенные им девушки
> отказываются  от  брака,  хотя  и  были обручены, а замужние женщины
> прекращают  сексуальные  отношения  с  мужьями.  Но  на то, что  это
> не  убеждение  самого  Павла, а высказывание аскетически настроенной
> группы  в коринфской церкви, указывал еще Ориген. Это подтверждается
> и  дальнейшим  текстом  письма. Для Павла норма христианской жизни -
> единобрачие,  но  не  целибат.  =Прикасаться= - эвфемизм, означающий
> физическую близость.

> Ст. 2 - =Но раз так много разврата, то пусть у каждого мужчины будет
> своя  жена  и  у  каждой  женщины  свой  муж=  - Вероятно, коринфяне
> считают,  что  муж и жена, обратившиеся в христианство, должны стать
> братом  и  сестрой. О том, что подобные "духовные браки" были широко
> распространены   в   первые   века   христианства,    известно   как
> из  апокрифов,  так  и  из позднейших христианских текстов ("Пастырь
> Герма",  Тертуллиан,  Киприан,  Евсевий).  Апостол  очень деликатен,
> потому  что  и обсуждаемая тема требует сдержанности и деликатности,
> тем  более  что он  сам не состоит в браке и поэтому коринфяне могут
> в  данном  случае  утверждать,   что  подражают ему.  Действительно,
> в   еврейской    традиции     брак   был   обязателен,    потому что
> его  предписывала  заповедь  (Быт 2.24). Лишь очень немногие мужчины
> настолько  посвящали  себя  Богу,  что  заповедь  вступления  в брак
> отступала на задний план (Иисус, Иоанн Креститель, Павел и др.). Ср.
> Мф  19.12.  В  более  позднее  время  равви,  не  вступавшие в брак,
> назывались   "обрученными  с Торой". Павел  стоит за настоящий брак,
> а  не  за  духовный.  Только  такой брак может быть профилактическим
> средством  против  распутства.  Но - возможно понимание: "Наоборот".
> =Так   много  разврата=  -  Возможен  перевод:  "так  много  случаев
> разврата"  (см. 5.1-5; 6.12-20 и даже, возможно, 6.9-10). =У каждого
> мужчины  будет   своя жена=  -  Хотя в Библии разрешалась полигамия,
> на деле она давно прекратила свое существование.

> Ст. 3 - =И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению к жене,
> а жена по отношению к  мужу=  -  Супружеские права   равны и у мужа,
> и  у  жены. Известно, что в еврейской традиции, где женщина не имела
> права  на  развод,   в случае неисполнения мужем  супружеского долга
> в  течение  длительного  времени,  жена  могла  обратиться  к совету
> старейшин  синагоги  с  просьбой  о  разводе. В Талмуде сказано: "Он
> [муж] не должен ее лишать ее пищи, ее одежды и ее супружеских прав".
> Перерыв  на молитву допускался, но не должен был быть слишком частым
> и  продолжительным.  Муж  мог посвятить себя изучению Торы в течение
> тридцати дней без согласия жены. Еврейская традиция восхваляет мужа,
> который  любит  свою  жену,  как  свое  собственное  тело, и чтит ее
> больше,  чем  свое  тело.  Но  всё  же  она  остается  в подчиненном
> положении.  Жену  "приобретают"  и  "отсылают", как если бы она была
> рабыней  или  вещью. Она не принадлежит себе, в Талмуде сказано, что
> она "приобретает себя" разводом или смертью мужа.

> Ст.  4   -   =Не  жена  хозяйка своему телу, а муж,  равно как и муж
> не  хозяин  своему  телу,  а жена=  -   При вступлении в брак супруг
> и  супруга   отдают  свои   тела  во владение   друг  друга, они уже
> не  полностью  принадлежат себе. Женщина упомянута первой, вероятно,
> потому,   что  "новые  коринфянки"  объявили,  что  отныне  их  тела
> принадлежат  только  им  и    Богу. Но   для  Павла  брачные   права
> и  обязательства  как  для  мужчин,    так  и  для  женщин одинаковы
> и остаются в силе.

> Ст.  5   -   =Не  избегайте друг  друга,   разве  только   на время,
> по обоюдному согласию, чтобы провести время в молитве, а затем снова
> сойтись=  -  В  греческом  тексте ="Не избегайте друг друга"= звучит
> дословно:   "Не  обкрадывайте  друг  друга".   Следовательно,  отказ
> от  исполнения супружеских    обязанностей    апостол  рассматривает
> как  воровство  того,  что другому супругу принадлежит по праву. Это
> очень  сильная    метафора.  Попытка перевести   брачные   отношения
> в   духовные   означает,    что    кто-то    из супругов   ограблен.
> Павел устанавливает условия, на которых супруги могут воздерживаться
> от  физической  близости:  во-первых,  такое воздержание должно быть
> временным  -  =только на время=, во-вторых, =по обоюдному согласию=,
> в-третьих,  воздержание  должно  иметь  религиозную  цель  -  =чтобы
> провести=  это  =время  в  молитве=.  Это  не значит, что физическая
> близость оскверняет молитву, но из-за нее человек не может полностью
> сосредоточиться на молитве. Так, еврейский новобрачный воздерживался
> на  время от обязательного для всех мужчин-евреев ежедневного чтения
> <"Шема" ("Слушай, Израиль..." - ветхозаветный "Символ веры")>. После
> же исполнения религиозного долга супруги должны снова соединяться.

> =Иначе,  Сатана,  нащупав  слабое  место,  может  искусить  вас=   -
> Причиной,   по  которой  они  снова  должны  возобновить  нормальную
> супружескую  жизнь,     является трудность  держать   свои   желания
> под контролем, и этим не замедлит воспользоваться =Сатана=. =Нащупав
> слабое  место=  -  дословно:  "через вашу несдержанность". Греческое
> слово  "акрас`ия"  означает отсутствие самоконтроля. Павел понимает,
> что  длительное  воздержание  и подавление сексуальных желаний может
> привести к разврату. Так,  некоторые комментаторы  предполагают, что
> в  коринфской  общине  главенствующую роль играли женщины-пророчицы,
> которые  хотели   отказаться   от  своей  женской  природы  и  стать
> как   мужчины.   Эта   идея   отказа   женщины   от   своей  природы
> просматривается   в  некоторых  апокрифических  и  раннехристианских
> текстах  (вероятно,   1Тим  2.15  говорит  о  том   же).   Возможно,
> они  подражали языческим жрицам, которые на время культовых действий
> воздерживались  от  сексуальных  отношений.  Часто на службе у богов
> находились   дети,   девственницы  или  люди  преклонного  возраста.
> Весталки,   жрицы   римской   богини  Весты,  обязаны  были  хранить
> целомудрие   на  всё    время  их  служения (тридцать лет).  Девство
> или  вдовство часто связывалось с пророчеством на Востоке (например,
> вдова  Анна  -   Лк  2.36-37;  четыре  незамужние  дочери  Филиппа -
> Деян  21.9).  Отказав своим мужьям в близости, коринфские пророчицы,
> возможно, вынуждали некоторых из них ходить к проституткам (6.15).

> Ст. 6  -   =Впрочем тут  я не приказываю,  а только  уступаю= -  Как
> уже  говорилось  выше,  тема эта очень деликатная и Павел может лишь
> давать   советы,  но  не  приказывать.  Но что значит =уступаю=? Те,
> кто  уверен в том, что Павел стоял за девство и безбрачие, полагают,
> что   апостол,   позволяя  физическую  близость,  уступает  слабости
> греховной  человеческой  природы. Но вряд ли это правильно. В Библии
> законный  секс  не  только  не порицался, но считался одним из даров
> Бога   человеку  (Эккл  9.9; Сир 26.3,14).  Вероятно,   из контекста
> скорее   следует,    что    апостол    уступает,  допуская  перерывы
> в супружеских отношениях для молитвы.

> Ст.  7  -   =Конечно, я  желал бы,  чтобы все люди  были,  как  я= -
> Сам Павел был неженат. Он одинок, потому что семья и связанные с ней
> заботы  мешали  бы   ему   исполнять  его  миссионерское  призвание,
> хотя были и женатые миссионеры,  например,  братья Господа   и  Петр
> (см.  9.5).  Некоторые,  правда,  утверждают,  что  Павел, вероятно,
> когда-то  имел  жену,  но она умерла и он остался вдовцом, что очень
> вероятно,   потому что  брак был практически  обязателен  для еврея.
> Есть  также  предположение,  что  жена покинула Павла, когда он стал
> христианином.  Но  точных сведений у нас нет, и всё это не более чем
> гипотезы.   В любом  случае,   сам  он  об этом   ничего  не говорит
> и  в  настоящее время  живет один  (ср.  9.5). Желание Павла,  чтобы
> все были, как он, это не призыв к безбрачию. Апостол желал бы, чтобы
> все  были  способны  контролировать  свои  желания, как  это  делает
> он  сам.  Кроме  того, он считает, что в преддверии Конца нет смысла
> что-либо менять в своей семейной и социальной жизни (см. 7.17-24).

> =Но  у  каждого свой дар от Бога: у одного один, у другого другой= -
> Павел  прекрасно понимает, что все люди разные и поэтому Бог дает им
> разные дары. Для одного человека дар - брак, для другого таким даром
> является  безбрачие  (ср.  Мф  19.12).  Если человек выбирает не тот
> путь, который избрал для него Бог, он нарушает волю Бога.

> Ст.  8-9  -  =А  неженатым  и  вдовам  я  говорю:  лучше  бы им жить
> одинокими,  как   я= -  Если  в  предыдущем  отрывке апостол говорил
> о  людях,  состоящих  в  браке, и советовал им оставаться настоящими
> супругами,   то  сейчас   он переходит к тем,   которые еще неженаты
> или    овдовели./*/    Его    совет  не вступать в  брак продиктован
> не  аскетическими  взглядами,  но практическими трудностями семейной
> жизни  в последние времена. Об этом апостол будет говорить подробнее
> в ст. 26, 29-31.

>       --------------------------------------------------------------
>       * В это время и у евреев, и у язычников складывается тенденция
>       хранить верность умершему супругу и не вступать в повторный
>       брак, так что из-за низкой рождаемости император Август даже
>       был вынужден издать указ, побуждавший молодых вдов выходить
>       замуж (ср. 1Тим 5.14).

> =А  не  могут  воздерживаться, пусть женятся. Лучше вступить в брак,
> чем  гореть в огне= - Павел понимает, что некоторым трудно сохранять
> целомудрие,  и  советует  таким людям вступать в брак.  =Чем  гореть
> в  огне=  - Возможно двойное понимание этих слов: а) пылать похотью;
> б) впасть в грех разврата и гореть в геенне./**/

>       -------------------------------------------------------------
>       ** Иероним был против брака и в качестве примера приводил
>       карфагенскую царицу Дидону. Когда ее руки добивался царь
>       Ливии, она воздвигла костер в честь покойного мужа и сожгла
>       себя. Перефразируя слова апостола, Иероним говорит, что
>       она предпочла "ardere quam nubere" (лучше гореть, чем выйти
>       замуж).

                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. Стр.122-8 ]




к 1Кор.6:20-7:12:
  +++ прот. Александр Мень: поражение христианства?
               www.messia.ru/rasylka/006/1565.htm#0
  +++ он же: Природа Церкви и ее жизнь
       www.messia.ru/rasylka/007/1915.htm#0
  +++ Николай Бердяев, Сергей Троицкий: о браке и разврате
                      www.messia.ru/rasylka/005/1221.htm#0
  +++ Харви Кокс: неханжеское понимание евангельских норм...
                         www.messia.ru/rasylka/002/150.htm#0
  +++ Дж.А.Т.Робинсон: ничто не предписано - кроме любви
                     www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#0
  +++ он же: Новый Закон или ...
       www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N19
  +++ прп. Роман Сладкопевец -
       Гимн на Брак в Кане Галилейской
        www.messia.ru/rasylka/005/1141.htm#0
          www.messia.ru/rasylka/005/1142.htm#0
  +++ Кротов, Бердяев, Д.Ольшанский, Льюис и др. о вопросах пола
                     www.messia.ru/rasylka/rzerv/pol_razvrat.txt





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы запираете от людей Царство Небес
 и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете.
 Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного,
 а обратив, делаете из него
 человека вдвое больше достойного ада, чем сами.
 Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16)
                                * * *
*Благодарение Богу -
 Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа
 и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
 Потому что мы и есть то благовоние,
 которое Христос приносит в жертву Богу
 среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
 Для одних мы - смертоносный запах смерти,
 для других - живоносное благоухание жизни.* (2Кор.2:14-16)
                                * * *
*Перестав выискивать опасности,
 мы начинаем замечать открываемые нам от Господа
 возможности окружающего нас мира.* (иг.Евмений)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2284.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»