=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 11 июля 2007 г. ст.ст.,
вторник 9-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 1Кор.12:12-26;
Мф.18:18-22; 19:1-2,13-15.
к апостольскому чтению:
+ + + Клайв Льюис: Церковь - Тело Христово
www.messia.ru/r2/1/133.htm
+ + + протопр. Николай Афанасьев: Церковь: крещение
www.messia.ru/r2/2/010.htm
+ + + он же: Церковь-Тело: единство в многообразии
www.messia.ru/rasylka/005/1348.htm
(см. здесь
др. ссылки!)
+ + + свящ. Павел Адельгейм: Христос не может разделиться
www.messia.ru/rasylka/004/848.htm
+ + + Сн же: Народ Божий. Церковь Христова
www.messia.ru/rasylka/004/865.htm
+ + + Philip Yancey (Филип Янси): Бог не хочет действовать без
нас!
www.messia.ru/rasylka/002/277.htm
+ + + он же - МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА ЦЕРКВИ
www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Jansi/Jansi_church1.php
+ + + Х.Яннарас: Церковь - собрание призванных
www.messia.ru/r2/0/14.htm
+ + + митр. Сурожский Антоний: Церковь - Тело Христа. Крещение
www.messia.ru/rasylka/005/1235.htm
+ + + другие фрагменты бесед и проповедей митр. Антония на ту
же тему
www.messia.ru/rasylka/rzerv/krescenie_cerkov_telo-blum.txt
+ + + bible-center.ru: 1Кор.12:12-31
www.bible-center.ru/note/20060524/odp3
+ + + Общество друзей Священного Писания: 'Ревнуйте о дарах больших'
www.bible-center.ru/book/corinthians/020
+ + + свящ. Александр Шмеман: таинство собрания
www.messia.ru/rasylka/006/1579.htm
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- --
Этот выпуск посвящен фрагменту из 1-го Послания ап. Павла Коринфянам,
3:18 - 4:8.
18 И пусть никто себя
не обманывает! Если кто-то из вас мнит
себя мудрым в этом мире, пусть станет глупым,
чтобы стать
мудрым. (19) Ведь мудрость этого мира для
Бога глупость.
В Писании сказано:
"Он уловляет
мудрецов в их собственные сети".
20 И еще сказано:
"Господу ведомы
замыслы мудрецов,
Он знает: они
пусты".
(21) Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
Потому что
всё ваше: (22) и Павел, и Аполлос, и Кифа,
и мир, и жизнь,
и смерть, и настоящее, и будущее всё это
ваше, (23) но вы
принадлежите Христу, а Христос —
Богу.
4 1 Итак, пусть видят в нас слуг Христа,
которым поручено
возвещать тайны Бога. (2) От них в конечном
счете требуется
лишь верность. (3) Меня меньше всего волнует,
что меня будете
судить вы или любой другой человеческий
суд. Я даже себя
самого не сужу. (4) Хотя на моей совести
ничего нет, это еще
не значит, что я тем самым оправдан. Но
мне судья Господь.
(5) Так что ничему не выносите приговора
до времени, пока
не придет Господь. Он и выведет на свет
всё, что скрыто
во
мраке, и сделает явными даже тайные
помыслы. Вот тогда каждый
получит от Бога свою похвалу.
/.../
7 И действительно, кто тебя отличил? Что
в тебе есть такого,
чего бы ты не получил от Бога? Ну, а если
получил, как можешь
похваляться, словно ничего не получал?!
> Главные аргументы против
"частого причащения" хорошо известны.
> В толковании 9-го Апостольского
правила Никодим Милаш писал
> следующее: "Некоторые канонисты понимают
это правило так, что верные
> не только должны оставаться
в церкви до окончания божественной
> литургии, но и обязаны были
все причащаться св. тайн. Возможно, что
> такое толкование правильно,
т.к. подтверждением этого могут служить
> места из Св. Писания, приведенные
выше при изъяснении этого правила
> (т.е. 1Кор.10,16,17; Деян.2,46 и 20,7).
Однако, не может быть, чтобы
> все верные принуждались причащаться
каждый раз при посещении церкви,
> т.к. легко могло быть,
что не все бывали всегда подготовлены
> к причащению или по внушению
голоса собственной совести, или в силу
> каких-либо других причин
из личной или общественной жизни".{}
> Приведя первый аргумент
против "частого причащения", а именно
> неподготовленность, Н.Милаш
собственно почти дословно повторил
> Вальсамона. И один, и
другой говорят "невозможно", но у Н. Милаша
> это "невозможно" приобретает
несколько трагический характер, т.к.
> он соглашается с тем,
что 9-ое Апостольское правило говорит
> о причащении всех верных,
участвующих в Евхаристии. Странно, что
> такой вдумчивый комментатор,
как Н.Милаш, не поставил вопроса,
> почему то, что было "возможно"
в древней церкви, стало "невозможно"
> сейчас. Он указывал,
что издание 8-го Апостольского правила
> было продиктовано тем,
что у христиан охладела ревность.{}
> Следовательно, церковная власть стремилась
преодолеть это отсутствие
> ревности, а сейчас
она не только склоняется перед фактом,
> но провозглашает: "невозможно".
Если бы он поставил по настоящему
> этот вопрос, то, м.б., ему не
пришлось бы на соборное постановление
> ответить "невозможно". К
этому первому аргументу присоединяется
> самый главный аргумент
недостоинства верных. {Отец Сергий Булгаков
> высказал мысль в 1929 г. ("К вопросу
о дисциплине покаяния
> и причащения" _ "Путь" N 19), что
священнослужители получают "особую
> силу" для причащения, (стр. 72). Несколько
далее он пишет:
> "Для священнослужителей в самом рукоположении
подается сила и власть
> причащения на каждой литургии без
предварительного покаяния".
> Из этого можно думать, что возможность
"частого причащения"
> для священнослужителей вытекает из
таинства священства. Я не буду
> останавливаться на этой мысли, т.к.
сам о. Сергий, как мне кажется,
> в последние годы на ней не настаивал.}
Оба эти аргумента
> свидетельствуют об утере
смысла евхаристического общения.
> Надо заметить, что соображения
против "частого причащения" возникли
> post factum, т.е. когда
в церковной жизни установилась практика
> редкого причащения. Они
выдвигаются для того, чтобы оправдать то,
> что уже имелось в
церковной жизни, а потому богословская ценность
> этих аргументов очень подозрительна.
> Несомненно, что вопрос
о личном недостоинстве получил неправильную
> постановку. Сам вопрос
свидетельствует о некотором непонимании
> природы Церкви. Если личное
недостоинство каждого из нас является
> препятствием для Евхаристического
общения, то оно вообще
> недопустимо. Не имеет
значения, сколько раз оно осуществляется,
> часто или редко, т.к.
арифметика в этом вопросе не может играть
> никакой роли. Но это
не есть самое главное, что нужно сказать
> по поводу аргумента о
личном недостоинстве. Главное заключается
> в том, допустим ли
сам вопрос о недостоинстве верных для участия
> в Евхаристическом собрании?
Евхаристическое собрание есть выявление
> Церкви во всей ее полноте
и во всём ее единстве, а евхаристическое
> общение есть выражение
жизни в Церкви. Если мы устраним
> евхаристическое общение, то,
что остается от жизни в Церкви? Может
> ли молитва заменить, хотя
бы временно евхаристическое общение?
> Молитва Церкви есть молитва
"во Христе", но нельзя быть во Христе
> без евхаристического общения с Ним.
> Оглашенные не могли принимать участия
в молитве Церкви, т.к. участие
> в молитве предполагало
возможность участия в Евхаристии. Утверждая
> наше личное недостоинство,
как препятствие к "частому причащению",
> мы тем самым утверждаем наше недостоинство
пребывания в Церкви, т.к.
> последнее совершенно тождественно
с участием в Евхаристическом
> собрании. Мы не только усваиваем
себе суждение, которое принадлежит
> только Церкви, о нашем достойном или
недостойном состоянии в Церкви,
> но мы берем под сомнение
таинство крещения. В таинстве приема
> в Церковь ("крещении водою и Духом")
мы поставляемся в горнее звание
> члена народа
Божьего и становимся достойными участия
> в Евхаристическом собрании. В древней
церкви новокрещенный сейчас же
> после помазания миром
торжественно вводился в Евхаристическое
> собрание. Евхаристия завершает
и венчает прием в Церковь. Вопреки
> этому мы утверждаем,
что мы недостойны принимать участие
> в Евхаристии, как будто
бы таинство приема в Церковь не достигло
> своей цели. Личное
достоинство или недостоинство не должно
> осложняться вопросом о
личной нашей греховности. Последняя всегда
> остается, и даже человеческая
святость не есть безгрешность.
> Спасение соделывается через благодать,
которая есть дар Божий, и оно
> соделывается в Церкви,
а не индивидуально, если в Церкви, то через
> участие в Евхаристии
"во оставление грехов". За вопросом
> о достоинстве или недостоинстве,
который ставится в школьном
> богословии применительно к
участию в Евхаристии, кроется вопрос
> об индивидуальном или
церковном пути спасения. Христианство есть
> "Церковь Божия во
Христе", а "Церковь Божия во Христе"
> есть христианство. Кто
говорит Христос, тот говорит Церковь, а кто
> говорит Церковь, тот говорит
Евхаристическое собрание. Поэтому
> христианство без Церкви означает
нечто такое, чего не было и чего
> не может быть. "Вне
Церкви нет спасения". Эти слова Киприана
> Карфагенского имеют
евхаристическое значение. Вне Церкви
> нет спасения, т.к. нет
спасения вне Евхаристического собрания.
> Всякий иной путь есть
путь индивидуализма, которого не знает
> Церковь, но который широкой
волною под влиянием индивидуализма
> эмпирической жизни влился в церковную
жизнь.
> Что касается неподготовленности,
как аргумента против частого
> причащения, то его ценность
очень относительная. К тому же он сам
> вводит в церковную жизнь недолжный
релятивизм, т.к. подготовленность
> никогда не может быть
абсолютной. Кроме того, неподготовленность
> не поддается учету, как
и не поддается определению, какая степень
> подготовленности допускает
верного к причастию. Я совсем
> не собираюсь совершенно
отстранять необходимость подготовки
> к участию в Евхаристическом
собрании, а тем более наш благочестивый
> обычай "говения", который,
впрочем, не обязательно должен быть
> связан с вопросом о
причащении. Тем не менее, надо заметить,
> что вопрос о подготовленности
является свидетельством некоторого
> упадка интенсивности церковкой
жизни. В древней Церкви вопрос
> о подготовленности
или неподготовленности для причащения
> не ставился. Нет необходимости идеализировать
жизнь древних христиан
> для того, чтобы иметь
возможность утверждать, что вся их жизнь
> в целом была непрестанной
подготовкой к участию в Евхаристическом
> собрании. Когда жизнь
христиан настолько удалилась от тех
> требований, которые
каждый христианин предъявляет к себе,
> то появляется потребность
изменить ее по крайней мере в течение
> некоторого короткого
времени, чтобы привести ее в большее
> соответствие с требованиями
христианской морали. За этим лежит
> трагическое сознание, что мы
не в состоянии стать на путь, чтобы
> вся наша жизнь была подготовкой
к участию в "трапезе Господней".
> Мы тем самым утверждаем двойственность
нашей жизни: с одной стороны
> жизнь в Церкви, а с другой стороны
наша жизнь вне Церкви. Мы в то же
> время оказываемся
бессильными преодолеть эту двухпланность
> нашей жизни. Более того,
наша воля слабеет в этом направлении.
> Я не собираюсь здесь касаться
вопроса об исповеди перед причастием.
> В свое время этот
вопрос был предметом дебатов. Я хочу только
> отметить, что современная
практика исповеди перед причащением
> придала таинству покаяния
почти магический характер. Отпущение
> грехов необходимо перед
самым причастием, чтобы после причащения
> вновь их повторять. Вследствие,
этого мы утеряли основное сознание
> древнего христианства,
что для членов Церкви есть только
> одна-единственная жизнь, которая в
таинстве "крещения водой и духом"
> отдана Христу. "Мир, или
жизнь, или смерть, или настоящее,
> или будущее, всё ваше.
Вы же Христовы, а Христос - Божий"
> (1Кор.3,22-23).
[ протопр. Николай Афанасьев.
Трапеза Господня (II.5)
www.kiev-orthodox.org/site/worship/756/
]
к 1Кор.3:18-23:
+ + + авва Херемон: от страха к сыновству
www.messia.ru/rasylka/005/1216.htm#0
+++ Митр. Сурожский Антоний: стать глупым, чтобы стать
мудрым?
www.messia.ru/rasylka/002/146.htm#0
+++ фрагменты разных авторов, упоминающих 1Кор.3:21-23
(Евагрий Понтийский, свящ. Александр Шмеман,
Ф.Карвахал,
Иоанн Павел II и др.)
www.messia.ru/rasylka/rzerv/1co3_21-23.txt
+++ Юродство сегодня
www.prosvetitel.info/content/view/768/201/
+++ беседа 10 свт. Иоанна Здатоуста на 1Кор.
www.pravoslavie.uz/Bible/IoannZl/10/Z10_1_10.htm
к 1Кор.4:1-5:
&&& свт. Василий Великий:
Смирение "...тогда каждый получит от Бога свою
похвалу..."
www.messia.ru/rasylka/004/901.htm#0
&&& Авва Дорофей: Осуждение: разве мало собственного
бремени?
www.messia.ru/rasylka/003/334.htm#0
&&& митр. Сурожский Антоний: Встать перед судом совести
www.messia.ru/rasylka/002/203.htm#0
к 1Кор.4:5-8
+++ Томас Мёртон: Смиренный человек
www.messia.ru/rasylka/006/1561.htm#0
+++ Романо Гвардини: что такое апостол?
www.messia.ru/rasylka/003/531.htm#0
+++ "Библия-Центр": как можно похваляться?
www.messia.ru/rasylka/004/849.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070724/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=24-07-2007
*****************************************************************
* *
к апост. чтению среды 9-й седмицы по Пятидесятнице (1Кор.13:4-14:5)
www.messia.ru/rasylka/006/1580.htm#0
(Н.Бердяев, Ф.Янси; ссылки на тексты
свящ. Александра Меня, митр. Антония, Д.Бонхёффера
и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Возьмем для сравнения человеческое тело -
оно одно, а органов в нем много,
но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело.
Таков и Христос -
ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом:
евреи и греки, рабы и свободные.
Всем нам было дано испить одного Духа.
*Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих.
Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу",
разве от этого она перестанет быть частью тела?
Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу",
разве оно перестанет быть частью тела?
Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало?
А если всё тело - ухо, как бы оно обоняло?
Однако Бог поместил все органы в одном теле
и каждому из них отвел место по Своему усмотрению.
Будь все одним органом, где же тело?
И вот в результате органов много, а тело одно.
Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь".
Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь".
Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле,
оказываются насущно необходимыми.
И те органы, которые кажутся наименее "почтенными",
их-то мы и укутываем наиболее тщательно.
И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой,
какой не требуют более красивые.
Но Бог так соединил органы в теле,
чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет,
для того чтобы в теле не было разногласий,
а все органы заботились друг о друге.
И если страдает один орган, плохо и всем остальным.
Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.*
(1Кор.12:12-26)
* * *
*Борьба с грехом ценна не сама по себе,
а ради обретения единения с Господом.* (иг.Евмений)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1912.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
! апост. чтение
в перев. В.Н.Кузнецовой
->
www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#12:12
! еванг. чтение
в перев. В.Н.Кузнецовой
->
www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#18:18
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
-----------------------------------------------------
| другие мои рассылки:
|
|** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"
|
| Прочитать описание и подписаться можно здесь:
|
|
www.messia.ru/r3/#0
|
|**
|
|"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
| Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: |
|
www.messia.ru/r2/#0
|
-----------------------------------------------------
.
|