Автор: протоиерей Фома Хопко
(перевод с английского: прот. Андрей Трегубов).
Из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
(часть I, гл. 2)
// Нью-Йорк: R.B.R, 1987.
(kolokola.net/category/pravoslavie/).
|
|
Серия "основы христианской
веры".
|
(примерно 2040 слов)
|
|
> …И ПАКИ ГРЯДУЩАГО
СО СЛАВОЮ, СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ…
<Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,
вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел!> (Деян.1.11)
> Эти слова ангелов были обращены к апостолам во время вознесения
Господня. Он опять придёт во славе «<не для того, чтобы
иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается>»
(Евр.9.28).
…<когда раздастся слово повеления и голос
архангела, когда прозвучит труба Божья и сам Господь сойдет
с неба, то сначала воскреснут те, кто умерли с верой
в Христа, а потом уже и мы, живые, вместе с ними
будем унесены на облаках встречать в воздухе Господа,
и так мы с Господом будем всегда.>
(1Фес.4.16-17,
чтение Апостола на отпевании)
> Пришествие Господа в конце веков будет Днём Суда, Днём
Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом
(Дан.7; Мф.24). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему
готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами.
> Присутствие Христа Света и Истины само уже является
судом миру. В этом смысле все люди и весь мир уже судимы, или,
точнее, уже живут в присутствии той реальности, которой они будут
судимы. Поскольку Христос нам явлен, у нас нет никакого оправдания
в неведении и грехе (Ин.9.39-41).
> Бог не хочет «смерти беззаконника» (Иез.18.23), напротив, Он «хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины»
(1Тим.2.4).
Он делает всё, что в Его власти, дабы спасение и жизнь вечная были
открыты и возможны для всех. Но Господь не может лишить
Своих созданий свободы, которую Он Сам им дал и которую Он никогда
не отнимет, поэтому Он позволяет тем людям, которые отказываются от общения с Ним, жить со «диаволом и ангелами его». Но даже
в этом Бог любвеобилен и справедлив.
> Следовательно, учение о вечном аде не означает,
что Бог мучает людей, наслаждаясь их наказанием и болью,
или отделяет Себя от них, заставляя страдать без Своего
присутствия (хотя, если люди ненавидят Бога, то они рады отделению,
а не страдают от него), напротив, Господь
Бог любит их и позволяет существовать вечно всем
и святым и грешникам. Все воскреснут из мёртвых
для вечной жизни: «<те, что творили добро, встанут
для Жизни, а те, что творили зло для Суда
(в воскресение осуждения)>»
(Ин.5.29).
Тогда Бог будет «всё во всём» (1Кор.15.28),
и для любящих Его воскресение из мёртвых
и Его присутствие будут раем, а для ненавидящих Бога
воскресение из мёртвых и Его присутствие будут адом. Таково
учение Православной Церкви.
> … Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как
горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили
они против любви, терпят мучение больше всякого приводящего в страх
мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее
всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль,
что грешники в геенне лишаются любви Божьей… Любовь силою своею
действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается
другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.
(Св. Исаак Сирин).
> Итак, последний суд человека и его вечная судьба зависят
только от того, любит ли человек свет более тьмы, или тьму
более света, любит ли он этот Свет, Любовь и Жизнь, которые суть
Сам Бог.
> И судить человека и мир будет не Бог «с облаков», но
Иисус Христос, Кто Сам есть истинный Человек, Кто Сам претерпел
каждое искушение этого мира и победил их все, Кто Сам был голоден,
жаждал, был странником, был наг, был в темнице, был мучим,
но Кто, однако, и есть спасение всех.
Он <каждому воздаст по делам его:
тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести
и бессмертия, вечную жизнь; себялюбцам, непослушным
истине, а послушным злу, гнев и ярость.
Горе и страдание всякому человеку, делающему зло>… <Слава,
честь и мир всем, делающим добро, во-первых еврею, потом
и язычнику>… <Ведь Бог беспристрастен! Те, кому
не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона.
Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.
Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те,
кто исполняет Закон.> (Рим.2.6-13)
> … ЕГОЖЕ ЦАРСТВИЮ
НЕ БУДЕТ КОНЦА…
> Иисус Христос царский Сын Давидов, о Котором ангел предрёк
при Его рождении:
<Он будет велик,
Его будут звать Сыном Всевышнего,
Ему даст Господь Бог трон праотца Его Давида,
Он будет вечно царствовать над потомками Иакова,
и царству Его не будет конца.> (Лк.1.32-33)
> Через Свои страдания Христос стал Царём Царства Божия,
«Царем царей и Господом господствующих» (Откр.19.16;
Дан.2.47), разделяя Царство с Богом Отцом. Христос пришёл именно
для того, чтобы принести это Царство людям. Слова Его первой
проповеди были такими же, что и слова Его Предтечи, Иоанна
Крестителя: «<Обратитесь к Богу! Ведь Царство Небес
уже близко!>» (Мф.3.2;
4.17).
И всегда, в проповедях и притчах, Он говорил
о нём:
<Как счастливы те, что бедны ради Господа!
Царство Небес для них.>…
<Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней!
Царство Небес для них.>...
<кто исполнит и других научит исполнять [эти заповеди], того [Бог] назовет великим в Царстве Небес>…
<Стремитесь прежде всего к Царству Бога
и к исполненью того, что Он велит>…
<Не всякий, кто говорит Мне: "Господь! Господь!"
войдет в Царство Небес,
а только тот, кто исполняет
то, что велит Мой Небесный Отец>… (Мф.5.3,10,19;
6.33;
7.21)
> «Горчичное зерно», «закваска», «многоценная жемчужина»,
«зарытое в поле сокровище», «свадебный пир», «дом Отца», «виноградник»… всё это образы Царства. И в ночь тайной вечери Христос открыто говорил
апостолам:
<Вы прошли вместе со Мной через все испытания.
И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец. Вы будете
есть и пить за Моим столом в Моем Царстве и будете восседать на тронах, правя двенадцатью племенами Израиля.>
(Лк.22.28-30,
чтение Всенощной Великого Четверга).
> Но Царство Его «не от мира сего» (Ин.18.36).
Христос сказал это Понтию Пилату, когда солдаты насмехались над Ним,
не зная, что именно в унижении Он открывал Своё подлинное Божественное
царское достоинство.
> Царство Божье это реальность Божьего присутствия
среди людей. Оно дано Христом людям в Церкви, которая
так и называется: Царство Божье на земле; в ней Христос
уже признан, прославлен и Ему служат как единственному
Царю и Богу, и Его Святой Дух тоже дан миру в Церкви
в полной силе и благодати. Через таинства веры мы празднуем
Царство и принимаем в нём участие. О нём свидетельствуют
Писания, Соборы, каноны и жития святых. И оно сделается
последней вселенской и космической реальностью для всего
мироздания в конце веков, когда Иисус Христос придёт во славе,
наполняя всё Собою через Святой Дух, чтобы Бог мог быть «всё
во всём» (1Кор.15.28).
> …И В ДУХА
СВЯТАГО, ГОСПОДА, ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ
И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ…
> Святой Дух, так же как Бог Отец и Христос Сын, называется Господом.
Он есть Дух Божий и Дух Христов. Он вечен, нетварен и Божественен;
постоянно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой
Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было времени, когда
не было Сына, также никогда не было времени, когда не было и Святого
Духа. Он «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся
«<исхождении>» (Ин.15.26).
> Православное учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало
и источник Духа, так же как и Сына, но способы происхождения Сына
и Духа от Отца различны, ибо Сын «рождается», а Святой Дух «исходит».
Многие святые, вдохновлённые Богом, пытались объяснить разницу между
исхождением Духа и рождением Сына. Однако для нас достаточно понять
различие между Божественными Лицами и действиями Сына и Духа по отношению
к Отцу, и следовательно, по отношению к миру.
> Как мы уже говорили, люди постигают Господа лишь в той
мере, в какой Он открывает Себя, но при этом сущность Его Триединого
Бытия всегда остаётся (и навеки останется) закрытой для нашего понимания.
Это не значит, что наши рассуждения о Боге не имеют смысла, просто
они не могут полностью соответствовать той действительности, которую
стремятся выразить.
<...>
> По существу Святой Дух един с Отцом и Сыном, и, следовательно,
Он принимает участие в каждом Божьем действии в мире. Поэтому
и в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою»
(Быт.1.2). Это тот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым
существам, а более всего человеку, сотворённому по образу и подобию
Божию (Быт.1.30; 2.7). На иврите Дух так и называется «дыхание»
или «ветер» Ягве. Это Он «податель жизни», поддерживающий и утверждающий
вселенную в её существовании (Пс.104.29; Иов 33.4).
> Святой Дух вдохновляет святых, <возвещающих> слово
Божье и исполняющих Его волю; Он помазует пророков,
священников и царей Ветхого Завета; Он же «снизошёл и почил»
на Иисусе из Назарета, сделав Его Мессией Божьим и таковым
явив миру. Поэтому в первом новозаветном богоявлении Христа
крещении Его Иоанном Святой Дух открылся нисходящим
и почивающим на Нём, «как голубь с неба» (Ин.1.32).
Нужно заметить, что и в описании нисхождения Святого Духа
в День Пятидесятницы, и в других местах Писания,
употребляются слова «как» и «подобно», чтобы избежать
неправильного материалистического понимания событий, о которых
сама Библия говорит на символическом языке.
> Начав Своё служение, Иисус Христос сразу провозгласил,
что мессианское пророчество Исайи «Дух Господа Бога на Мне» (Ис.61.1;
Лк.4.18) относится к Нему. И все дни Своей жизни Иисус Христос был «исполнен Духа Святого», проповедуя, уча, исцеляя, изгоняя демонов…
Даже Его принесение Себя в жертву Богу на Кресте было совершено Духом
Святым (Евр. 9.14), и тем же самым Духом Он и все люди воскрешены
из мёртвых (Иез.<37.1-14>). И в День Пятидесятницы нисхождение
Святого Духа на учеников Христовых есть конец земной миссии Христа
и начало христианской Церкви.
> Христианская Церковь живёт Святым Духом, и только Им человек
и мир могут исполнить то, для чего они были созданы.
> Святой Дух есть Дух Жизни.
<Если Дух Того, кто поднял Христа из мертвых,
живет в вас, Тот, кто поднял Христа из мертвых, оживит и ваши смертные
тела Своим Духом, живущим в вас.> (Рим.8.11)
> Святой Дух есть Дух Истины.
<Когда же придет Дух Истины,
он направит вас к полной истине.
Ведь всё то, что Он скажет,
будет не от Него:
Он лишь то скажет вам, что услышит,
Он расскажет вам о грядущем.> (Ин.16.13)
> Святой Дух есть Дух Божественного Сыновства.
<Дух, который вы получили, это не дух рабства,
вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Дух, который
сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: "Абба!
Отец!" Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что
мы дети Бога>. (Рим.8.<15-16>)
> Святой Дух есть личное присутствие нового и вечного Завета
между Богом и человеком, запечатление и утверждение Царства Божия,
сила Божьего пребывания в людях.
<Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
оно написано благодаря нашему служению. И не чернилами, а Духом
живого Бога. И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти. И эта наша уверенность перед лицом Бога благодаря Христу>…
<Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора,
при котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух. Потому
что буква убивает, а Дух дарует жизнь.> (2Кор.3.3-4,6)
<Неужели вы не знаете, что вы храм Бога
и в вас живет Божий Дух?> (1Кор.3.16)
…<благодаря Ему мы оба и евреи, и язычники имеем доступ
к Отцу, соединенные одним Духом. Итак, вы больше не чужестранцы
и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.
Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень которого Христос Иисус. Он скрепляет
Собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвященный
Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря
Духу жилищем Бога.> (Еф.2.18-22)
> В Духе Святом человек способен делать то, что совершил
Сам Христос, исполнять «новую заповедь» любви друг к другу.
<Плоды Духа любовь, радость, мир, стойкость,
доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал. Те, кто принадлежит Христу
Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее
страстями и желаниями. И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало
Духа! Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать!>… <сеющий для Духа пожнет
от Духа вечную жизнь.> (Гал.5.22-25;
6.8)
См. также:
• еп. Каллист
(Уэр): Любовь Божия желает спасения всех.
• о том же
митр. Сурожский Антоний.
• Почему богач в аду?
(разные авторы) (+ссылки)
• иером. Иларион
(Алфеев):
Бог хочет, чтобы ВСЕ люди спаслись! (+ссылки)
• Григорий
Беневич: первомученник Стефан и всеобщее спасение.
• Юрий Табак: Православие
и католичество: исхождение Св. Духа.
|